главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди
«Военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к своему народу и по отношению к противнику». Сунь Цзы
ПРИМИТИВНАЯ ВОЙНА
“Мы потеряли многое, может быть все. Но одно останется с нами навсегда: благодарное воспоминание о тебе, блистательная армия, и о мощной борьбе, которую ты вела. Сохранить эти воспоминания- это долг каждого, кто не только своим оружием боролся за будущее Германии, но и готов был отдать за эту святую цель свою жизнь”,- так писал в 1931 году в предисловии своего романа “В стальных грозах” Эрнст Юнгер.

Много книг было написано представителями немецкого народа и после Второй Мировой Войны. Так же были написаны книги и сняты фильмы о Второй Мировой, русским народом. Для многих писателей и философов этих двух народов, войны стали не только вооруженным столкновением, но попыткой осознать истинное предназначение своей нации и государства, их глубинную суть и вселенские задачи. Напряженная реальность войны становилась истинной реальностью, разрушая своей динамикой иллюзорные ценности, возвращая мир к суровому и простому ощущению бытия.

Азербайджанцы тоже писали книги и снимали фильмы про Карабахскую войну. Продолжают писать и снимать, и по сей день. Но азербайджанцам и армянам никогда не стать русскими, а тем более немцами. Так то же для нас и армян, означает война?

Кровавые столкновения, в какую вступили армяне и азербайджанцы, явились для наших народов совершенной неожиданностью. Карабахская война, стала важным, возможно даже главным элементом биографии народов, убаюканных долгие годы идеями о дружбе. Все мы поняли что, кровавые столкновения между народами, это не пережиток средневековья, а реальность и по сей день. Реальность, обнажившая истинную суть вещей.

Но кто из нас задумался над тем, что война это искусство, присущее великим народам? Как бы странно это не звучало, ведь нам не удалось вести цивилизованную войну. В карабахской войне, полностью отсутствовали (и по сей день, отсутствуют) элементы настоящей войны — уважение к противнику, своеобразный воинский этикет и эстетика. Все это окончательно разрушено разнузданной примитивной пропагандой.

То что происходит между нами стыдно даже называть войной, оскверняя само понятие- война. Разумеется, Азербайджан и Армения безнадежно далеки от имперского и героического типа цивилизации. Поэтому в квазивойне между этими странами, путь героизма, лежит через полное уничтожение противника. Для армян и азербайджанцев, война не выступает как искусство, которое должно приносить эстетическое наслаждение. Она является разрушительным конфликтом, который сопровождается громкими, необоснованными лицемерными лозунгами. Может для кого то войны являются началом “героического реализма”, закалкой, в которой “в стальных грозах” обретает форму новый тип человека. Но только не для азербайджанцев и армян. Наши народы так и не смогли стать воинственными, в истинном значении этого слова.

Война не должна восприниматься только как сражение за определенные территории, а как испытание человеческого духа, который только в огненной реторте войны обретает свою истинную чистоту и силу. Ницше, например был убежден, что война- это самое естественное проявление человеческой жизни, без войны начинают преобладать застой и вырождение, только в войне народ может обновиться, обрести динамику. Но применительно ли эти понятия для нас и армян? Была ли воспринята Карабахская война, прежде всего, как подъем, как великий исторический акт, как радостное начало похода, отказ от обыденности, освобождение от застоя, сделавшегося уже невыносимым, как призыв к чувству долга и мужеству, - словом как некое героическое празднество. Однозначно нет!

Так как все ценности в наших странах бытуют в псевдо формах, естественно и война должна была быть псевдо войной. Поэтому наши армии не смогли явить собой тип, исповедовавших духовную ценность войны. И по этой причине, Карабахский конфликт, напоминает войну, которая ведется между человеческими племенами, находящимися в примитивной стадии культуры.

Отрицая и пытаясь уничтожить все ценности противника, мы упускаем из виду, что наши народы, это две половины одного яблока (наподобие евреев и арабов). Схожи наши амбиции, алчность, тщеславие, бахвальство, необоснованное высокомерие. Только мы можем спорить кому принадлежит та или иная музыка, долма, хаш, шашлык, балабан-дудук, тар, кяманча. Только мы можем обвинять друг-друга в плагиате, уничтожении мечетей, хачкаров, церквей. Поэтому войну, которую ведется между нашими народами, невозможно назвать серьезной войной. Это собственно даже не война, а систематическое истребление друг-друга. Никакими патриотическими слоганами нельзя оправдать нетерпимость к культуре и традициям друг-друга. Мы не хотим понимать, что терпимость это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Не хотим понимать что терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ужасно когда армяне ругают владельца гастронома, продающего азербайджанские консервы, а наши ура патриоты объявляют слушателей Боки или пьющих армянский кофе врагами народа (только носители богатого культурного и духовного наследия, способны слушать музыку противника, в то время как с ним самим ведется война. Поэтому никому в России и в голову не приходило запрещать Баха или Бетховена, во время Второй Мировой. Или же объявлять их русскими композиторами). Неправильно видеть в каждом азербайджанце, посетившем Армению или Карабах, предателя. И плохо когда армяне не хотят понять своего соотечественника, который предлагает своему народу попросить прощения за Ходжалы у азербайджанцев.

И кто может утверждать после всего этого, что мы не похожи?
Алекпер Алиев
02 - 05 - 2006
Комментарии
Thank you Alekper, I am sorry for each Azeri drop of blood, not less then for each drop of blood of Armenians and any other human being for that matter. Peace
Vahe Avetian | 2006-05-06


Понимаю пафос статьи, но сразу видно, что автор далек от понимания сути войн. Не бывает народов, способных к войне и наоборот. Долгое время считалось, что евреи могут все делать, особенно в сфере культуры и финансов, а вот война - не их занятие. Сегодня они доказали, что и воевать они могут. И немцы, и русские тем более в ходе войн (вспомним Чечню) вели себя варварски. А в Карабахской войне стороны часто были достаточно цивилизованны, если сравнить с Балканскими войнами. Война само по себе - варварство и печальное наследие прошлой жизни человечества. Но создать армию хорошую и воевать могут все народы. Поэтому лучше писать о том, что война с нашими народами сделала, а не восхвалять войну, как исскуство, присущее только некоторым.
Ариф Юнусов, Баку | 2006-05-07


Dear Alekper ! Your article is very good.
Aram | 2006-05-18


The genetically difference between a homo sapience and an orangutan is 0,4%. Every thing making us human is included in those 0,4 %. Guess which part of that 0,4% is making us Armenian, Azeri, Georgian, Abkhaz, Oset, Turk, Kurd and the rest of the kind...
Vahe Avetian | 2006-05-19


Не понимаю, как можно говорить о войне, как о каком-то исскустве. Война сама по себе есть ВАРВАРСТВО. И мы, молодежь, должны искать пути урегулирования конфликтов, должны предотвратить повтор военных действий, а не восхищаться войной....
Асида, Сухум | 2006-05-21


Друзья, я не восхищаюсь войной и не восхвалаю ее. Эта статья уставшего от всего человека. Своего рода протест. Автор прекрасно знает где именно он совершил ошибку.
Алекпер Алиев | 2006-06-09


Алекпер, не могу не отметить одну мысль, красной нитью проходящую через все, прочитанные мной Ваши публикации - о схожести наших народов. Эта мысль и мне с некоторых пор не дает покоя. Скажу больше: у меня складывается \"крамольное\" ощущение, что мы и вовсе один народ, разделенный верой и историческими коллизиями. Просто не может так много общего быть у разных народов - это нонсенс. \"Две половины одного яблока\" - спасибо, трудно сказать лучше. Мне в голову, в контексте современных реалий, приходило другое сравнение - два брата, делящие родительский дом. И вот еще идея: надо нашим народам объяснить, что на самом деле конфликт искусственно стал межэтническим. На самом деле он межгосударственный, основанный на определении границ двух новообразованных стран. И \"историческая справедливость\" здесь вовсе не причем. Думаю, такой подход облегчит взаимопонимание между народами.
Айк Джанполадян | 2006-07-19


The article is nonsense, perhaps unless you remove everything about Armenians. I would suggest the author writing about what he is aware of and not present those stupid ideas as if they are also about Armenians. At last nobody should forget about the origins of the war and the violence happened in Sumgayit. It is stupid to compare such different nations and their cultures. If you think this kind of demagogy will bring a peace to the region I doubt greatly. Wars are wars. It is sad that it happened with my nation but perhaps we had no other chance. I regret that for the author the blood spilled in it is not enough to consider it a proper war. I see a strange disappointment in this article.
Anonymous | 2006-07-23


Надо думать, все не так уж просто. Конечно мир это Хорошо.
Армен Григорян | 2006-07-26


Надо отторгать новую войну, анализа былых войн маловато. Суть в том, что ещё одна война в Карабахе обошлась бы обоим народам намного дороже. Пытать всех псевдо-патриотов насчёт её плюсов и минусов для народа, шансов на блицкриг и т.п. Пусть калькулируют, сколько будет новых жертв, переселенцев, беженцев. Стоит публично обсуждать эти калькуляции. США в Ираке и Израиль в Ливане показали, что и явное превосходство не обеспечивает успеха. Гибнет больше мирных жителей, чем военных и боевиков. А это ограниченные кампании, а не тотальная война, какой можно ожидать в Карабахе. Реальные подвижки к миру тут невозможны, пока все стороны не отвергнут силовое решение. С фиксацией обязательств и гарантиями. Это и есть ключ в руках сторон конфликта, а не Москвы, как повторял Гейдар Алиев. Хватит притворяться, будто повернуть ключ не дают государствам-подросткам \"большие дяди\". Полное исключение новой войны - первейший коренной общий интерес обоих народов, превыше всех и любых прочих их интересов.
Владимир Казимиров, Москва | 2006-08-23


Да. Две половинки одного народа ... Только вот одна половинка размножается крайне быстро, а вторая, в силу своей древновсти и христианского начала - гораздо неохотнее. Президент первой с досадй отмечает, что он, несмотря на все старания, не смог поломать демографическую ситуацию в районе проживания второй половинки. Планомерно, первая половинка отхватывает огромные куски этой земли, при этом глубокомысленно заявляя, что мы, мол один народ. Великая идея Карабахской войны заключается в том, что люди ТАМ ЖИВУЩИЕ защищались. Без всякого военного исскуства и рыцарства - с диким оскалом отбивали атаки на свои дома, зная что в подвалах сидят их дети. В этом и есть величие их подвига. Вместе фантасмогорических сравнений карабахской войны со Второй мировой, когда неминуемое поражение также записал в свой пассив агрессор, автору столило просто и по человечки признать ПРАВО НАРОД НКР НА ЖИЗНЬ!!!
Альберт Исаханян | 2006-09-04


Моей душе близка именно та половинка, президент которой не утверждает что \"азербайджанцы и армяне, генетически несовместимы\". Знакомо вам это изречение и ее автор? Воистину пик идиотизма!
Алекпер Алиев, Баку | 2006-09-11


Да знакома и я полностью согласен с данной половинкой.
Альберт Исаханян | 2006-09-12


А еще говорят что таких понятий как фашизм и нацизм давно уже не существует. И куда смотрит прогрессвиное человечество? гыыыыыыыыыы
Алекпер Алиев, Баку | 2006-09-13


Прогрессивному человечеству трудно понять и принять идею идентичности двух народов когда один из них осуществляет политику геноцида по отношению к другому и исключает само право второго на самозащиту.
Артур | 2006-10-21


Господа-товарищи, все, баста! Опять пошли стандартные обвинения, зомбированные аргументы, запрограммированные мнения, готовые на все ответы, неважно откуда. Но если кто-то все же настаивает в своем утверждении, что прав тот, по крайней мере, непрофессионал (уж к занимаемому им креслу точно!), который утверждает, что дескать \"кто-то, с кем-то генетически несовместим\", то разочарую вас. Он, к сожалению даже в этом не является оригиналом. Если перефразировать известное изречение, то все это хорошо «незабытое старое», и если вам такие мысли импонируют, тогда милости просим – почитайте, скажем, Розенберга, Гобино или хотя бы «отрыжку пьяного сапожника» старика Чемберлена, если уж не самого Адольфа Алоизовича – bitte schön господа! Вот откуда первоисточник таких «уникальных» мыслей. Это уже «высший пилотаж» этой философии и перепрыгнуть её никому не удаться - тут уже как пишет автор статьи, ни глубины, ни мистики, ни эстетики такого масштаба уже не создать. Но это все уже давно было – понимаете? И они все давно «того» – это тоже реальность. И даже если кто-то опять хочет все это скопировать с них - ради Бога, но никакой политик (особенно во власти) в современном мире просто не имеет право так высказываться, да и думать так.
Elmir | 2006-10-28


Война. И к чему это привело? Моя тетка (сестра матери) совершила \"непростительный грех\" выйдя замуж в конце 80-х за бакинца-армянина. И что в результате? Мы её не видели уже 16 лет!!! Моему двоюрный брату армянину-азербайджанцу уже 19 лет и о своих родственниках он знает только по фотографиям и рассказам родителей(благо родной брат в этом году побывал в Украине и встретил двоюрного)! Если завтра начнется война, за кого пойдет он воевать??? Тётя не смогла приехать на похороны своего отца и много еще чего.. Дальше... Я сам отдал долг родине и отслужил свой срок. И что? нужна мне эта война? Офицеры отечественной армии относятся к солдатам как к животным! Многие говорили :\"Как только начнется война, первым в кого я выстрелю - это будет командир роты!!! О КАКОЙ ВОЙНЕ ИДЕТ РЕЧЬ?????
Abdul Kadeer | 2006-12-18


Алекпер, то, что вы пишете - инфантилизм. Вы очень \"круто\" начали правильными словами Сунь Цзы, а потом уже пошло ваше \"творчество\". Не пытайтесь найти эстетику в войне. Всякая война - массовое убийство. Просто это убийство \"по правилам\". И Сталинград был не менее жестоким. И бомбардировка Дрездена. И бомбардировка Лондона. И уничтожение евреев. И сожженные русские и украинские деревни. Наша война отличалась тем, что по мере продвижения одной армии уходило и мирное население противника - т.е. была война \"не по правилам\". Тем не менее, были и постоянные перемирия и переговоры по ходу войны. Не бывает одинаковых войн - вот и всё.
Мубариз Оруджев | 2007-02-07


Во-первых, слова Кочаряна Алекпер Алиев дал(в коментариях) в версии Азерагитпропа . Ложной естетственно . В таких случаях приличные люди дают ссылку. Но стоит ли говорить о приличии в данном проекте ? Во-вторых, Алекпер Алиев не смог убедительно показать, что именно ему не понравилось в \"этой\" войне, кроме того что в ней победили Арцахские армяне. С одним мог бы согласиться, что наши народы во многом одинаковы. Но разницы в языке и культуре вполне достаточно, чтобы ощутить себя разными народами. Не надо двулично уговаривать стороны конфликта почувствовать себя одним народом. Надо уважать право \"иного\" на самобытность и выяснять это мирными средствами, чтобы потом не жаловаться на \"нецивилизованность\" войны.
Ара Закарян, Ереван | 2007-02-09


Читая все эти комментарии у меня сложилась только лишь одно мнение- насколько мы углублялись с данным конфликтом?! Целое поколение Армян выросла на оккупированных территорий. Они все больше и больше начинают верить, что это родина, это дом. А те кто здесь жили, были лишь гостьями которым просто помогли уйти. Я не буду углубляться на данную тему. Просто хочу добавить, что война это не то что хотели мы? Разве не так. Насколько нам помогает процесс мирных договоров если уже 17 лет прошло. А мы сейчас обсуждаем искусство войны Между Армении и Азербайджаном.
Aziz Akhundov | 2007-02-12


Я из Алматы, Казахстанец в четвертом поколеньи, правнук репрессированных азербайджанцев. Я благодарен Богу за то, что моя родина Казахстан. Здесь живет свыше 100 национальностей между которыми ни когда не было ни каких конфликтов на национальной почве. Но само дружно, как одна нация, здесь живут армяне и азербайджанцы. Мои друзья детства это армяне, моя первая любовь это армянка, на азербайджанских свадьбах в числе первых гостей приглашены армяне, звучат песни на армянском. То же самое могут Вам сказать и армяне Казахстана. Для нас любая радость или проблема - общее. Для чего нам нужна война, ведь мы на самом деле две половины одного яблока. Спасибо Вам за Вашу работу, господин АЛЕКПЕР АЛИЕВ. Нужно призывать к миру азербайджанцев и армян кавказа.
Abbas, AZ from KZ | 2007-02-12


Армяне никогда не вернут Карабах по доброй воле. Армяне не признают право азербайдженцев на жизнь вообще. Каленым железом и порохом нужно очищать землю от пришлой мрази, иначе будет еще много \"Ходжалы\". Кто хочет мира, тот чужое не трогает.
Сильвер | 2007-03-14


Before even talking about Khodjalu please stop and think which was first: khojalu or sumgayit? and by the way we were not in war when Sumgayit happened! And I highly doubt that you can show me any destroyed mosque while there are recent recordings of Azeri people destroying Armenian Khachkars in Dgugha. As for your analysis of war, I\'m sorry it\'s ridiculous. It\'s not in the nature of people to fight. As for me people are born altruistis. We are just taught to believe that fighting with each other is our nature. It\'s not. It\'s all politics and if somebody doesn\'t understand it it\'s a pity. Only common people like me and you can end this because politicians will never do so as it\'s in their best interest to continue the war!
Hayuhi | 2006-11-16


Я понимаю желание Алекпера помирить народы, опираясь на нашу похожесть (и это действительно так, во многом мы, как люди и как кавказцы очень похожи), но, к сожалению, исторический опыт наших стран показывает, что подобные призывы не действуют. Так может стоит искать примирение исходя из того, что мы не похожи, мы разные, у нас разные цели и потребности и поэтому конфликты неизбежны. Более того, они даже необходимы для развития как самих обществ, так и межгосударственных отношений (не думаю, что в Евросоюзе нет конфликтов, только там они конструктивны и способствуют развитию). Вопрос в том, что целью конфликта должен быть не выигрыш, а корректное выражение своей позиции, направленное на взаимовыгодное сотрудничество, а не на конфронтацию. С учетом того, что мы должны относится серьезно и с уважением к противоположной точке зрения, ценя наши различия. Может быть, если мы посмотрим под этим углом на конфликты, то мир станет достижимее?
Русудан Маршания Тбилиси | 2007-06-14


Мне хотелось бы узнать кто нибудь из присутствующих был свидетелем данного конфликта . Непосредственным.
Арман | 2007-06-03


Станут ли азербайджанцы счастливее, если исчезнет армянский народ и станут ли счастливее армяне, если исчезнет азербайджанский народ? Война, порожденная ненавистью, истребит народы Кавказа и споры о территориях исчезнут сами собой.
Р. Маршания Тбилиси | 2007-07-02


Насчёт этой статьи я скажу вот, что мир между азербайджанцами и армянами, даже если будет, то не будет такой какой хотелось бы. Этот конфликт будет возникать, через 100, 200 и т.д. лет, но всё равно будет возникать. Так как истроические враги в нации - это такие враги, которых даже сама история не может примерить. Это сравнима с Джахадом, т.е. пока всех своих врагов, те кто делает Джахад, не убьют, Джахад не кончиться. Я что-то не верю в это, это значит вечная мясорубка. У армян Дашнак цюцюновской партии такая же идея, но по отношению азербайджанцев и турков. Поэтому, если даже мир будет, между двумя народами, то он будет до определённого времени. Как во время Советского Союза, когда мир был 70 лет. Потом опять будет война. Они с одной стороны мстят за убитых, собаратьев, которые 100 лет назад были убиты со стороны Турков, с другой стороны, они следуют своему плану. Дело в том что исторические враги остаются историческими врагами. Это практика показывает.
Х.Фируз Азербайджан | 2007-10-16


Азербайджанци всегда считали армян братьями , но считали ли армяни азербайджанцев братьями , думаю что НЕТ. Даже в одном из каментарий написано, что армяни хотят стереть азербайджан с лица земли - написал армянин. а вот моя мама жила в поселке где жили армяни и жили они душа в душу , до сих пор моя мама вспоминает эти дни с улыбкой на лице. я хочу сказать что азербайджанцы никогда не хотели этой войны , чего не скажеш об армян
Мамедова Эльвира | 2007-12-12


TO EVERYBODY JUSTIFYING ALL ATROCITIES IN GARABAGH WITH SUMGAYIT: Think about what happened before Sumgayit - the first refugees thousands of Azeris were driven out of Armenia in November-December 1987. I remember people collecting old shoes and dresses for these poor people, many humiliated, injured, who left some dead behind. How many people were killed in Sumgayit? The fact is that this number is 26 and 6 of them were Azeris, one of the organizers actually was Armenian. Now think about how many were killed in Khojaly. STOP DASHNAK PROPAGANDA OF LIES. THINK DIFFERENT.
Araz | 2010-06-04


За \"две половинки одного яблока\" автору можно простить многие огрехи в его статье. В конце концов - это всего лишь его частное мнение. Но мнение человека не равнодушного и гуманного. Давайте говорить, а не стрелять! Браво!
Джавад Гаджиев | 2011-02-20


Настоятельно рекомендуем относиться друг к другу с уважением и не переходить на личности в ходе дискуссии. Однотипные и бессодержательные сообщения; комментарии, содержащие ненормативную лексику; комментарии, содержащие призывы к экстремистским действиям, разжигающие межнациональную или религиозную рознь запрещены.

Автор:
   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
Copyright © 2006 - 2014 info@southcaucasus.com