главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди
Афганский ребенок
играет с оружием
военнослужащего США
на церемонии
открытия мечети
в селе Тарок Колаче,
отремонтированной
на пожертвования армии
США. Тарок Колаче был
разрушен американскими
войсками в октябре
2010 года, после того,
как талибы вывели
жителей и заминировали
деревню и ее окрестности.

Питер Паркс
AFP/Getty Images
www.latimes.com
ВОЙНА - НАШЕ ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ
«А что, если остаться дома, дописать статью…», - размышляю, идти или не идти. Стрелки часов двигаются вперед, не проявляя признаков лени. Вчера узнала от Ани, что в течение двух дней в офисе Хельсинской гражданской ассамблеи покажут два грузинских фильма под названием «Прогулка в Карабах». Новость сама по себе не однозначная. Когда это грузин волновало благополучие армян, чтобы еще фильмы снимать про Карабах? - этот риторический вопрос первым приходит мне в голову. Честно говоря, хочу заснуть и проснуться тогда, когда карабахский вопрос уже окончательно решен. За 26 лет своей жизни я лично никаких подвижек не видела. Что же такое важное хотели сказать грузины на эту избитую тему? Пойду, посмотрю, тем более, что обещала.

Ожидала встретить в «Хельсинской» хотя бы нескольких знакомых журналистов, но к моему удивлению, никого не было. Потом узнала, что телеканалы и НПО, все как один, после предварительного подтверждения своего участия, отказались участвовать и освещать. Возможно, мои коллеги были очень заняты, или не захотели лишней головной боли, тем более, что за показом этих фильмов стоял Георгий Ванян, которого называют «предателем» за то, что он выражает свое мнение по Карабахскому вопросу, которое отличается от нашего общего мнения, мнения айастанцев.

О причинах не мне судить. Вот Георгий Ванян, председатель Кавказского Центра Миротворческих Инициатив, и одновременно директор «Стоп» фестиваля, в рамках которого и шел этот показ, объяснил: то, что мы привыкли в нашем обществе называть стереотипами, превратилось в железный занавес, который уже настолько замкнулся вокруг нас, что уже по любому вопросу не можешь иметь мнение отличное от общепринятого. То есть не имеешь права думать по-другому.

Как бы то ни было перейду к сути вопроса: Карабах где, грузины где. Пока смотрела фильм, все время думала, почему грузинские режиссеры спекулируют словом «Карабах», когда, по сути, фильмы про гражданскую войну в Грузии, про грузино-абхазский конфликт, а во втором фильме Карабаха вообще нет. Ближе к концу начала понимать - грузины сняли эти фильмы про себя, свои проблемы, Карабах не был самоцелью ни в названии, ни в сюжете, ни в содержании.

В первом фильме двое друзей, молодых грузин, Гиоргий-Гио, который хочет жениться на проститутке вопреки мнению своей семьи, и Гоглик, наркоман, волей случая оказываются в двух различных мирах, расположенных на одной и той же земле – в лагере армян и в лагере азербайджанцев. И русская журналистка со своей командой дополняет эту идеальную картину региона.

Постепенно знакомимся с нравами и внутренней кухней противоположных лагерей. Находясь то там, то тут, в лагерях, где каждая из сторон одинаково обвиняет врага, грузин проявляет свое реальное отношение к азербайджанцу и армянину – без приукрашивания, показывает то впечатление, которое есть у него сегодня, которое было вчера и будет завтра.

Во время обсуждения на тему «После «Мимино»: Южнокавказская трансформация» прозвучали интересные мнения. Было мнение, что это первая, после «Мимино», возможность для нас, армян, посмотреть на себя глазами соседа и узнать, увидеть нашу проблему в другом измерении - глазами грузин. Разговор шел вокруг того, что изменилось в нашем обществе со времен «Мимино». Для себя я сделала интересное открытие: ничего не изменилось, а если и изменилось – то только к худшему. А пара Мимино - Фрунзик Мкртчян была искусственной, поскольку в те годы общения грузин и армян на таком уровне не было. Но обиднее всего для меня было преобладание мнения о том, что грузинам не о чем говорить с нами, с армянами, и если они вынуждены замечать наше существование, то делают это, в лучшем случае, говоря тосты и кушая с нами шашлык. А вот отношения грузин и азербайджанцев – взаимовыгодные и добрососедские, то есть они легче находят общий язык друг с другом. В итоге страдаем мы, как выразился один из молодых людей – наивные армяне, которые вместо того, чтобы шевелить мозгами – ведем петушиные бои.

То есть выяснилось, что грузины нас армян не так уж любят, а почему, так и осталось под вопросом. Может, надо было и грузинских специалистов пригласить на обсуждение?

А в завершение, Артур Сакунц, поделился своим мнением, что военное положение приводит к тому, что человек отказывается от многих человеческих ценностей и, в конечном счете, приходит к самоуничтожению. С тяжелыми мыслями я пошла домой, ожидая, что следующий день фестиваля принесет зрителям хоть толику света.

«Война в искусстве: процесс самоочищения или воспроизводства?» такой была тема второго дня, и второй фильм вселил надежду, если грузины нашли в себе силы, то чем мы хуже?

Наркоман Гоглик, оставив позади привычную жизнь в Тбилиси, в конце второго фильма идет на фронт, и уговаривает Гио, вернуться домой, сообщает ему хорошую новость: Ты станешь отцом… Гоглик, встречая находящегося при смерти абхазского снайпера, который в фильме олицетворен в образе женщины, обещает, что он изменится, станет хорошим мужем, и первое в своей жизни признание в любви он делает женщине-врагу.

«Авторы фильма говорят: дайте нам жить своей жизнью, мы решаем, как нам жить. Я решаю подчиняться генералу с жирными пальцами или нет, жениться на проститутке или нет. Эти два фильма - ответ целого поколения на произвол человека с ружьем»,- такое мнение, высказанное Георгием Ваняном, привело к бурной реакции. Наша молодежь хочет быть самостоятельной и свободной в своих решениях - так следовало из обсуждения, но как отметил один из участников, в процессе воспитания, им навязывают образ мышления, которому они обязаны подчиняться всю оставшуюся жизнь. И как получилось, что разговор перешел к критике нашего великого романиста Раффи и его героя «Самвела» - осталось загадкой для меня. Восстали, забунтовали, выразили негодование против идеи отцеубийства во имя родины, и выяснили, что образ Самвела не так уж удачен и убедителен сам по себе, при любой его трактовке.

Кофе-брейк вернул всех в 21-й век, и обсуждение вернулось к недавно увиденному на экране. Теперь уже в центре внимания – Гоглик и последствия его трансформации. Ясно одно: грузины поставили задачу удалиться от образа врага, отказаться от этого образа. Гоглик посылает сигнал всем народам, которые сгрудившись на вершинах кавказского треугольника, создают свою историю: Хватит лаяться как собаки! Выстрел рождает выстрел, и после этого уже не важно, кто первый начал. Война самое ужасное, но последствия ее еще хуже. Во всяком случае, я лично думаю так.

Прозвучало мнение, что страна, которая снимает подобные фильмы, имеет возможность оставить войну в прошлом и двигаться вперед. Мы эти фильмы воспринимаем как наше возможное будущее, в то время как для грузина – это прошлое, на котором уже висит большой амбарный замок. И он, отказавшись от информационной войны – создает новую Грузию. «Все, что снимаю, получается про войну. Война для меня еще не закончилась. И рассказывая о ней, я могу от нее освободиться, наверно», - сказал продюсер фильма Леван Коринтели. Зная лично об ужасах войны и их последствиях, авторы фильма – солдаты, наверно сами перед собой поставили задачу самоочищения, и посредством фильма делятся этой идеей с другими.

Интересно, придет ли такое время, когда армянские и азербайджанские режиссеры, вместе или отдельно, снимут фильм, где война будет иметь лишь символическое значение, война станет лишь историческим эпизодом из жизни двух народов?

Фестиваль закончился, и, кажется, пора отдохнуть от фильмов. Вопросы остаются без ответов. Стрелки часов двигаются, не проявляя признаков лени.
Мы эти фильмы
воспринимаем как
наше возможное
будущее, в то время
как для грузина
– это прошлое,
на котором уже
висит большой
амбарный замок.
И он, отказавшись
от информационной
войны – создает
новую Грузию.
Ануш Булгадарян
09 - 04 - 12
Ванадзор
Перевод: Л. Погосян
Линки по теме:
Комментарии
Фильма про Карабах, снятый в Грузии, не видел и не могу судить. Но рассуждения молодой Ануш сами по себе вызывают проблеск надежды.
Во взаимоотношениях с Родиной и ее врагом важно не обобщать частное с целым. Если я люблю свой народ, это совсем не значит, что не могу отличить взяточника номер один, возглавившего Комитет по борьбе с коррупцией от сотни тысяч своих соотечественников. Политическая безграмотность и авантюризм лидеров Армении для меня совершенно не распространяется на сотни тысяч обычных людей в Армении, уставших от бесконечных иллюзий.
Главы государств лишь тогда станут для меня образцом мышления и поведения, лишь когда они поймут простую истину: избран, а не назначен, не можешь - уйди, ложь и преступления рано или поздно неизбежно наказуемы.
Бейдулла Манафов, Даллас, США | 2013-01-26


Жаль, что такая красивая девушка пишет о бардаке в наших домах!
Ахмедов Хагани | 2013-01-26


недавно меня в Тбилиси пригласили на просмотр нового азебайджанского фильма на тему войны в Карабахе.Несмотря на в целом хорошую игру актеров,попытки режиссера и всего коллектива создать Фильм, получилась абсолютно жуткая картина, где безусловно хорошие (что естественно для авторов!)азербайджанцы борются о очень плохими (а другими они и быть не могут!) армянами. Примечательна сцена - один герой говорит другому - что ты со мной обращаешься плохо, будто я армянин? Ответ таков: ты хуже, чем армянин. И так далее. И вот вместо того, чтобы показать страдания обоих народов, понять что привело их к этому бессмысленному кровопролитию, попытаться разобраться, увидеть общечеловеческое - делается такая пропагандистская тюлька в свете установок правительства. Скорее всего, нечто похожее, наверное, делается и с армянской стороны. Все это очень и очень печально.
Юрий Мечитов | 2013-01-26


..." Когда это грузин волновало благополучие армян "... Фильм не имел возможности видеть, но фраза из текста статьи для меня -осетина, очень значима. В тексте армян и грузин можно , поменять местами. Вставить вместо них осетин, азербайджанцев, абхаз или ингушей и т.д. Пока мы не поймем, что есть люди в ПЕРВУЮ очередь и среди них могут быть как "хуже армянина" так и "лучше грузина" и не обьязательно, чтобы это был азербайджанец. Пока большинство в наших нациях не считают других равными себе. Люди обьединяйтесь вместе мы сможем многое.
Насчет автора - её красота отвлекает, от серьезности мыслей статьи.
Тимур Цхурбати. Цхинвал | 2013-01-27


Тимур, вы правы, красота девушки отвлекает, от серьезности мыслей статьи.
Ахмедов Хагани | 2013-01-27


Ануш,хочу Вас заверить,нам грузинам не всё равно, что творится у наших соседей.Знаем мы что такое горячие точки, знаем что это такое война и с чем её едят.Как знем и то,кто эти войны заказывает ,финансирует и осуществляет.Мы сами варимся в этом аджапсандале по имени Кавказ.А чтоб соседей волновало твоё благополучие,в первую очередь нужно спросить себя:-а тебя когда нибудь волновало благополучие соседа?И если нет,то зря...Но суть не в этом.Как видим всётаки нас волнует благополучие и судьба друг-друга.И слава Б-гу,так и должно быть.Потому,как живём в одном регионе,и никуда нам от друг-друга не дется.Надо учится взаимно сосуществовать,поддерживать мир, жить ,и развиваться.Вот читаю отзывы и приятно,что уважаемые мужчины сдерживают свой пыл,и нет той позорной грызни и склоки как в отзывах предыдущих публикаций.Всё таки приятно, что статья написанная очаровательной девушкой усмирила их пыл.Может быть мы,женщины сможем внести свою маленькую лепту в урегулирование отношений в Закавказье?А ведь это вы,мужчины,своими амбициями загнали политику на Кавказе и в Закавказье в безвыходный тупик.И ещё больше обостряете обстановку.Ку да там,амбиции у вас у всех до небес!Всё поделить не можете земли как будто бы собираетесь её собою брать на тот свет.Какая разница кто в данный момент времени где,на каком клочке земли живёт???Так нет,переписывается история,ворошатся доказательства чуть ли не с времён палеолита.Всё бахвалитесь кто круче,древнее и гениальнее.Чья идеология вернее,а религиия древнее и истиннее.А как же политика?Подавай вам свободу каждой автономии.Скоро каждаый район и деревня потребует признания суверенитета и независимости.А мы,женщины этого региона устали от вашей болтовни,амбиций,делетантской политики, воин и нестабильности.Когда до вас дойдёт что в жизни не это главное?Крутость мужская не в войнах а в мире. В стабильности.В развитии. Рожая и воспитываяя детей в таком экономически нестабильном регионе как наш, мы хотим мира! Чтоб наши дети жили в достатке и не гибли в идиотских ,глупых и братоубийственных войнах.Может хватит уже перекидываться взаимными оскорблениями и упрёками,играть мускулами,поддаваться на провокации и пора научится думать,и хотябы учится мирно сосуществовать?!ВЫ ,мужчины ОБЯЗАНЫ обеспечить своим родителям,жёнам и детям мир и покой.Ценой любого компромиса.Хватит нашему региону национальных конфликтов и резни.Разрушенных домов,выжженных деревень,оставшихся без крова стариков и детей, погибших сыновей и изнасилованных дочерей!
Марина Наирашвили.Тбилиси. | 2013-01-27


Прелесть и искренность . Госпожа Ануш , трагедия всей этой чуши в том, что и творится на кавказе уже более четверть века . и в том , что такие молодые и красивые ребьята как вы, до сех пор выясняйте вопрос - почему на кавказе дважды два - не четыре ... госпожа Марина .закавказье для нас - это северный кавказ . Наверно ещё долго будим ходить по замкнутому кругу, без результатно. пока иы кавказцы не создадим свой союз ... не из за того . что мы особенно любым друг друга (такие и без союза находят связы), а для того, что мы любым своих детей и свою родину, и мы обречены сосушествовать друг с другом без вмещательства посторонных сил, и я уверен что, при открытих границах - не многие грузины захотят жить в лоре, в Давид Гареджи все будут ездить только по экскуссие, из карабаха многие постараются перейти в ереван или в баку ... и вообще - из-за деммаркации территории - люди не будут гибнуть , и все спорные вопросы будут выйснятся не войной , а в верховном суде - в ТЕКАЛИ...
Малхаз Чемия | 2013-01-27


Марина ханум, боюсь, что ваш глас останется гласом вопиющего в пустыне. Люди сами должны понять, что делясь до каждого кишлака они не приближают себя к науке и культуре, а отдаляют. Невозможно тома Фихтенгольца и Ландау напечатать на лезгинском, абхазском, курдском и даже чеченском... Их очень трудно и накладно напечатать напечатать даже на азери, грузинском и армянском. Нужна федерация, особенно на пятнистом нашем Кавказе. И честь мужская как никогда нужна, чтобы не поддаваться злу и остановить наци-идиотов, провокаторов и злобных пиджачников.
Ахмедов Хагани | 2013-01-28


Уважаемый Ахмедов Хагани,я знаю,не женское это дело учить мужчин что делать ,и Вы совершенно правы:вполне возможно,что мои слова будут гласом вопиющим в пустыне.Но мне мой гражданский долг,веление моего сердца,моя женская суть и материнсий долг и инстинкт самосохранения повелевает делать всё возможное для сохранения мира,до тех границ,докуда я докричу о моей боли.О желании мира.Я сама мать двоих детей,которые видали все ужасы гражданских,национальных,отечественной воин,революций,военных переворотов,экономических и политических блокад,террористических актов,нестабильности и разрухи.Я не в коей мере дам себе позволить Вам,господа мужчины,указывать как жить,но я могу от имени жён и матерей нашего нестабильного региона,призывать Вас к миру!МЫ не хотим чтоб гибли наши мужья и сыновья,чтоб насиловались наши дочери.Мы просто напосто хотим мира ,продолжение жизни и процветания.Сейчас на пороге новой войны,единственное что мы,женщины Кавказа можем себе позволить,это по старой кавказской традиции,снять головной убор с головы,что раньше считалось позором для женщины и бросить его к Вашим ногам...Раньше женщины этим актом останавливали распри и войны.Жаль ,что сейчас изменились жизненные ценности ,понятия чести и устои.Но мы, женщмны Кавказа,если б это было возможно сами растелились бы шалью у ног враждующих сторон,лишь бы остановить очередное,безумное,лишённое всякого смысла и необходимости кровопролитие.Единственное что я могу себе позволить,это призывать Вас мужчин к БЛАГОРАЗУМИЮ!Пусть мой "глас вопиющий в пустыне" услышат хотябы Небеса,и пусть хотяб Небеса хранят покой наших домов и жизни наших детей у нас в регионе!
Марина Наирашвили . Тбилиси. | 2013-01-29


Увы, Марина ханум, но благоразумия нет...
Видать будем ждать диктатора извне, который заставит нас полюбить друг друга. А заодно и правильные книги напечатает, правильные мысли внушит и, заметьте, мысли о мифическом кавказском гостеприимстве, гордости и чести (!!!), новое "Мимино" поможет снять...
Другая альтернатива - вся правда о корне наших проблем. Экзамен на свободу и на бедность Кавказ не сдал.
Ахмедов Хагани | 2013-01-29


Настоятельно рекомендуем относиться друг к другу с уважением и не переходить на личности в ходе дискуссии. Однотипные и бессодержательные сообщения; комментарии, содержащие ненормативную лексику; комментарии, содержащие призывы к экстремистским действиям, разжигающие межнациональную или религиозную рознь запрещены.

Автор:
   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
Copyright © 2006 - 2014 info@southcaucasus.com