главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди
Я просматривал все
бакинские фотографии
и наткнулся на этот
снимок, сделанный
1 сентября 1987 г.
в Баку, в школе № 8.
Это моя первая учительница.
Жанна Арамовна
Хачатурян. Ее семья
жила в том же
здании, где жили
мои бабушка и дедушка.
Ее сыновья научили
меня играть в футбол.

Мурад Гассанлы
из альбома Facebook
СОБЫТИЯ В СУМГАИТЕ И ПРИВЕТ ОТ ГОРБАЧЕВА
Аветис Бабаджанян
Скоро общественность Армении почтит память жертв Сумгаита, отметит траурными мероприятиями 25-летие этой трагедии. Прозвучат речи о кровожадных азербайджанцах и учиненных ими зверствах, будут проводиться параллели между Геноцидом 1915 года и сумгаитскими событиями, и в очередной раз будет объявлено, что наша общая цель состоит в том, чтобы международная общественность признала геноцидом погромы армян в Сумгаите и других городах Азербайджана.

Но никто громогласно, и даже вполголоса, не объявит, кто является подлинным инициатором, и кто несет ответственность за погромы, организованные в Сумгаите. Кажется, что подобного вопроса вообще не существует, потому что в Армении все уверены, что основной организатор – власти Азербайджана, азербайджанское хулиганье, которое с налитыми кровью глазами решило уничтожить группу людей, которая называлась армянами, поскольку сосуществование азербайджанцев и армян полностью исключается.

Но откуда возникла эта ненависть к армянам, с которыми азербайджанцы десятилетиями жили в мире? В Армении бытует такая аксиома, объясняющая причину сумгаитских событий: Областной Совет НКАО принял решение о воссоединении НКАО к Армении, на что Азербайджан ответил организацией массовой резни армян.

У азербайджанцев есть своя интерпретация. Недавно один из азербайджанских журналистов рассказал, что разжигателями резни в Сумгаите были азербайджанцы, прибывшие в Сумгаит из Армении, точнее, азербайджанцы из Капана, которые рассказали местным о том, как армяне их насильно выселяли, как их заставляли покинуть жилье, и как они вынужденно, для того, чтобы защититься от армян, переселились в Сумгаит. Эти рассказы азербайджанцев, прибывших из Армении, стали причиной мести азербайджанцев за своих соплеменников, которые подверглись насилию со стороны армян. Имеет ли эта версия какую-либо связь с реальностью, или ее придумали азербайджанцы для самооправдания?

Я попытался выяснить, возможно ли, что армянские погромы спровоцировали азербайджанцы, прибывшие из Капана, и почему они должны были покинуть Капан?

Алик из Капана, который не захотел, чтобы его фамилия была опубликована, рассказал такую вот историю: « В Капане была большая азербайджанская община, я сейчас не могу сказать, сколько человек, но помню, что 6-ая школа, та, что у вокзала, была азербайджанской. Азербайджанцы ушли из Капана в конце 1988 года, но никто их не заставлял, ни один азербайджанец не был убит или ранен. Но я слышал, что еще в середине февраля несколько азербайджанцев поехали в Азербайджан, потом вернулись они назад или нет – я не знаю. Организатором этого был мясник Ислам, один из видных лиц азербайджанской общины, лидер азербайджанцев. Слышал, что у этого Ислама были связи с секретарем райкома и начальником КГБ, и он мог решать вопросы. Но какую связь имеет то, что он организовывал, с событиями в Сумгаите – не могу сказать».

Я попробовал побеседовать с заместителем председателя Совета Министров Арм. ССР, председателем Комиссии по вопросам беженцев при Совмине, созданной в 1988 году, Владимиром Мовсисяном, для того, чтобы выяснить: знает ли он об истории азербайджанцев выехавших из Капана в Сумгаит в феврале 1988 года? Но господин Мовсисян, сославшись на плохое самочувствие, отказался дать интервью.

Но оказалось, что о переселении, организованном мясником Исламом, довольно хорошо был осведомлен член комитета «Карабах», бывший министр ВД, советник первого президента РА Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности, Ашот Манучарян: «Да я знаю о том, что сделал мясник Ислам. Действительно, он организовал переселение 80-90 азербайджанцев на трех автобусах из Капана в Сумгаит. Насилия над азербайджанцами не было абсолютно никакого, просто Ислам, используя свой авторитет среди азербайджанцев, смог их уговорить, что в Сумгаите их ждет более обеспеченная и хорошая жизнь. А о том, что потом сделали или сказали азербайджанцы в Сумгаите, ничего не могу сказать. Могу только сказать, что как армяне, так и азербайджанцы Сумгаита были инструментом в руках одной силы, которая использовала армян в качестве жертвы, а азербайджанцев - в качестве палачей», - говорит Ашот Манучарян.

А о какой силе идет речь? Ашот Манучарян тоже знает, что мясник по имени Ислам был связан с советским КГБ, и уверен, что преступления в Сумгаите были организованы КГБ. Я не совсем понимаю, почему КГБ, в задачи которого входила не только защита государства, но и граждан, организовывать подобные массовые погромы? У Ашота Манучаряна и на это есть ответ: «Некоторые руководители КГБ видели, что Горбачев осуществляет реформы. И они считали эти реформы опасными для страны. Для того, чтобы заставить Горбачева остановиться, КГБ, или его отдельные представители, организовывали межнациональные столкновения, чтобы показать Горбачеву, к чему могут привести его реформы, и чтобы он прекратил их. Сначала были организованы межнациональные стычки в Средней Азии, а в 1988 году был организован Сумгаит. В КГБ наверно думали, что все это может быть под контролем, и что число людей, вовлеченных в это, не превысит нескольких тысяч. Но дальнейшие процессы стали неуправляемыми, они вовлекли в себя сотни тысяч людей, и вместо того, чтобы затормозить или предотвратить распад СССР, сыграли роль ускорителя».

Я попытался найти подтверждение сказанному в прессе того времени. Выяснилось, что армянская пресса не освещала выезд азербайджанцев из Капана, но подробно описала… их возвращение.

6 марта 1988 года орган ВЛКСМ Арм. ССР «Авангард» опубликовал статью под заголовком «Возвращаются к родным очагам». Автор статьи рассказывает об азербайджанцах, вернувшихся в Капан: «Сегодня в Капан вернулись 80 азербайджанцев, которые, будучи жителями района, выехали в различные населенные пункты Азербайджана. Их встречали родственники, друзья армяне, представители общественности. Среди встречающих был также механизатор Сюникского совхоза Гахраман Галиев. Осудив соотечественников, которые безосновательно покинули свои очаги, Г. Галиев сказал: «Для меня абсолютно не понятен подобный поступок отдельных людей азербайджанской национальности, которые без причины подверглись панике, оставили не только свои семьи, но и отделились от своих армянских друзей, с которыми на протяжении многих лет делили хлеб и воду, делили радость и горе»».

В той же статье автор пишет, что в панике от событий в Нагорном Карабахе, по своей воле выехали, в основном, жители Капана и сел Зейва и Геги. Вот один из них, путейный рабочий железнодорожного вокзала Исмаил Исмаилов, вернулся к своей работе. Далее приводятся слова Исмаилова: «Не хватит я сам совершил необдуманный поступок, еще и забрал вместе с собой в Зангеланский район своих детей. Никто мне не угрожал и не заставлял. Сейчас я раскаиваюсь в содеянном».

О том, когда уехали азербайджанцы, сколько времени они провели в Азербайджане, автор статьи не пишет. Но «80 азербайджанцев», отмеченные в статье, фигурируют и в рассказе Ашота Манучаряна. По всей вероятности речь идет о тех же азербайджанцах, которые были вывезены в Азербайджан для создания антиармянских настроений и после завершения этой «миссии» вернулись в Армению.

Во время сумгаитских событий, 29 февраля по армянскому телевидению выступает первый секретарь ЦК КП Арм. ССР Карен Демирчян. Он не говорит о сумгаитских событиях, которые в тот период находятся под официальным табу, но говорит о настроениях, имеющих место среди азербайджанского населения Армении: «Как вам очевидно уже известно, в связи с событиями в Нагорном Карабахе, создавшаяся у нас обстановка вызывает беспокойство у некоторой части азербайджанского населения. Это является как следствием распространения различных сведений в ряде районов, так и следствием невнимательности к потребностям людей, к волнующим их вопросам. Нужно сделать все, чтобы азербайджанское население республики не имело никаких оснований для беспокойства».

За день до этого, 28 февраля генсек ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев в своем обращении «К трудящимся, к народам Армении и Азербайджана» цитирует следующие строки Чаренца: «Во имя прошлого безмерного страданья, во имя жизни, нам представшей средь побед, во имя дружного союза, созиданья, народу братскому мы шлем привет, привет». Кому конкретно предназначен это привет Горбачева – жертвам или организаторам, из текста неясно. Нет сомнений, что руководитель страны в курсе событий, происходящих в это время в Сумгаите, и возможно, что он хочет дать понять: кроме передачи привета, ничего не могу сделать.

Советские власти о событиях в Сумгаите начали говорить спустя 2-3 месяца. В это время уже началось если не массовое, то упорядоченное переселение азербайджанцев из Армении в Азербайджан.

Информационное агентство «Арменпресс» в официальном сообщении, распространенном 8 июня 1988 года, информирует о размещении армянских семей перемещенных из азербайджанского города Сумгаит в Армению. И в этом контексте пишется о том, что они обменивают свои квартиры с азербайджанцами, которые в свою очередь изъявляют желание уехать в Азербайджан. «В настоящее время 15 семей оформляют документы обмена своих квартир и собственных домов, находящихся в Сумгаите на жилье граждан из Масиского района, пожелавших выехать в Азербайджанскую ССР. Исполкомы соответствующих райсоветов и горсоветов оказывают необходимую помощь в решении всех вопросов, связанных с размещением семей, с ускорением обмена квартир, с перевозом их личного имущества из Сумгаита» - говорится в сообщении «Арменпресс».

Это первое упоминание о выезде азербайджанцев из Армении. И здесь уже власть не говорит о дружбе и о братстве, а помогает ускорить процесс обмена жильем.

Создается Правительственная комиссия по вопросам граждан приехавших из Сумгаита. Агентство «Арменпресс» 31 июля распространяет сообщение о заседании этой комиссии, в котором говорится: «Комиссия Совета министров Арм. ССР по обсуждению вопросов граждан приехавших из Сумгаита, сообщает, что по причине трагедии случившейся в Сумгаите, с 4 марта по 6 апреля 1988 года в Армянскую ССР переместилась 821 семья, 3289 граждан. Исполкомы ряда райсоветов и горсоветов провели значительную работу в направлении оперативного решения вопросов, связанных с обменом жилья».

В прессе появляются публикации об исторических корнях ненависти армян и азербайджанцев. Журналист Айдин Морикян в газете «Авангард», в статье «Время собирать камни», рассказывающей о судебном процессе, проводимом в Москве по сумгаитским событиям, пишет: «До того, как перейдем к московскому суду над тремя злодеями, не могу не обратиться к нашему недалекому прошлому, к началу века». И далее автор статьи приводит цитату из публикации «Революция и контрреволюция» печатного органа большевиков «Пролетарий»: «Социал-демократическая партия опирается на пролетариат, а самая сознательная часть кавказского пролетариата – армянские рабочие. И вот в глазах правительства армяне становятся таким же символом революции, каким являются евреи на западе и юго-западе России. Для борьбы против этой революционной силы мобилизуется та часть кавказского населения, которая по своему социальному положению и религиозным верованиям отличается от армян – татары. В феврале правительство провело экспериментальную мобилизацию этих контрреволюционных сил, организовав известные погромы в Баку. Татарам была дана полная свобода убивать, насильничать, грабить».

Конечно, эта цитата вполне к месту, но не в том смысле, что армяне и татары, т.е. азербайджанцы, наиболее отличались друг от друга своим социальным положением и религиозными верованиями, а в том смысле, что так же, как и в начале ХХ века царская Россия, в конце века - правящая элита и спецслужбы СССР стали разжигателями и организаторами армяно-азербайджанских столкновений.

Пресса тех дней цитирует отрывки из допросов свидетелей и обвиняемых по сумгаитскому делу, что также углубляет межнациональную вражду и направляет армянскую общественность на идею отмщения. Например, свидетель Азимов рассказывает, как он слышал следующие слова: «Правильно делаете, что убиваете армян. Пусть они убираются отсюда, чтобы мы жили в их квартирах.» А свидетель Дж.Джабрали рассказывает о том что видел у себя во дворе: «Приблизились к нашему двору, зашли в 1-ый подъезд, вывели одного, побили, ударили ножом, сожгли их вещи. Потом побили жену. Видел, как сожгли мужчину, которого вывели из 1-ого подъезда здания под номером 5а». В прессе сообщается, что во время погромов с 27 по 28 февраля было убито 26 армян, 400 получили телесные повреждения различной тяжести, сожжено более 200 квартир, более 40 транспортных средств. После этого все чаще публикуются сообщения о добровольном и насильственном выселении армян и азербайджанцев.

Насильственное выселение армян не ограничивается Сумгаитом. В Армении идет аналогичный процесс. Поток официальной информации показывает, что власти на уровне словесной агитации пробуют предотвратить переселение, но в реальности в этом направлении не проводится никаких действенных мероприятий. Скорее делаются попытки регулировать переселение таким образом, чтобы армяне могли обменять свои квартиры с азербайджанцами.

То же самое происходит и в Нагорном Карабахе, где переселение носит локальный характер. Армяне Шуши вынуждены выехать в Степанакерт, позже азербайджанцы Степанакерта перемещаются в Шуши. В частности, газета «Авангард» рассказывает об армянах-беженцах, которые с трудностями дошли до Степанакерта: «Взволнованы и возмущены также шушинцы, нашедшие прибежище в гостинице Степанакерта, которые, перебивая друг друга, рассказывают, как утром 16 мая их выгнали из домов и с мест работы, как армяне со своими семьями скопились на автовокзале, где не было ни одного транспортного средства и как большинство пешком прошло дорогу, ведущую в Степанакерт».

19 июня 1988 года по армянскому телевидению выступает председатель Президиума Верховного Совета Арм. ССР Грант Восканян, который рассказывает о событиях в Масисе. «Как уже сообщалось, 17 июня в микрорайоне Масис и в селе Саят-Нова произошли беспорядки, случаи хулиганства, были разбиты окна ряда домов, принадлежащих азербайджанцам, в некоторой их части нанесен вред хозяйственному имуществу. Казалось, что благодаря предпринятым мерам, обстановка нормализовалась. Но, вчера вечером обстановка в районе снова обострилась, когда группа безответственных молодых людей, просочившихся в Масиский район, смогли спровоцировать хулиганские действия со стороны некоторых местных жителей. В результате стычек восемь местных армян и восемь местных азербайджанцев получили телесные повреждения. Жертв нет. (…) Мы должны быть бдительны, и ни в коем случае не должны допустить, чтобы кто-либо, кем бы он ни был, неподобающими разговорами, необдуманными действиями вселял неуверенность в дружбе народов.»

Переселение сопровождается насилием и стычками. Телеграфное агентство Советского Союза - ТАСС, 18 сентября распространяет сообщение о митинге в Степанакерте и действиях, которые последовали после него. «18 сентября в Степанакерте состоялся митинг, санкционированный городскими властями. Но, спустя некоторое время, митинг был прерван, в связи с поджигающими сообщениями о стычках армян и азербайджанцев на межнациональной почве в селе Ходжалу, находящемся рядом со Степанакертом. Когда многие участники митинга двинулись к этому селу, было применено огнестрельное и холодное оружие. Вследствие этого 25 человек получили ранения разной тяжести, 17 человек госпитализировано. За медицинской помощью обратились жители как армянской, так и азербайджанской национальности. Государство не может допустить нарушение прав граждан какой-либо национальности, разжигание вражды между народами, что запрещено советской Конституцией и нашими законами».

Ноябрь 1988 года ознаменовался увеличением потока беженцев. В то время уже было ясно, что Армения останется без азербайджанского населения, и Азербайджан – без армянского. Но более сложными были проблемы в Карабахе, в который, с одной стороны вселялись азербайджанцы, бежавшие из Армении, с другой - армяне, выехавшие из Азербайджана, и обстановка становилась крайне напряженной.

6 ноября «Авангард» публикует интервью с председателем исполкома областного совета Нагорного Карабаха С. Бабаяном, где на вопрос журналиста о том, как будут решаться проблемы азербайджанцев, прибывших в Шуши из Армении, Бабаян отвечает: «Достигнута договоренность о проведении с ними разъяснительной работы с участием представителей Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Считаю, что на основе совместных заинтересованных усилий можно обеспечить возвращение азербайджанских семей из Шуши в места их постоянного жительства в Армении».

Спустя неделю, газета «Авангард» в номере за 13 ноября публикует интервью с первым секретарем районного комитета компартии Генриком Погосяном. Касаясь проблемы беженцев, он говорит: «Не менее сложна обстановка в Шуши, где сегодня не осталось ни одного армянина. Я несколько раз обращался с призывом к шушинцам, чтобы они возвратились в свои дома, но безрезультатно. По-видимому, их пугает то обстоятельство, что пришедшие из Армении так называемые беженцы находятся в Шуши и увеличивают напряженность, создавая непреодолимые трудности для проживания армян. В настоящее время в Степанакерте находятся около 5 тысяч армян, бежавших из Шуши, Сумгаита, Мингечаура, Баку и других районов Азербайджана».

29 ноября состоялось заседание ЦК компартии Армении. В принятом на нем решении отмечается, что в республике сложилась крайне опасная, чреватая катастрофическими последствиями ситуация. «В тех районах республики, где проживает смешанное армяно-азербайджанское население, участились конфликты, стычки на межнациональной почве. В районах Гугарка, Гориса, Севана, Вардениса, Степанавана и в ряде других районов зафиксированы факты перестрелки между армянами и азербайджанцами. Есть человеческие жертвы, пострадавшие и раненные. (Вместе с тем, фактических данных о числе жертв и раненых не дается, остается неизвестным представителями какой национальности они были, – прим. автора.) Группы людей создают угрозу для безопасности движения транспортных средств, закрывают дороги и бросают камни в сторону автомашин. Обострение ситуации повлекло к интенсивному движению населения из Азербайджана в Армению и из Армении в Азербайджан. В положении на 29 ноября из Азербайджана в Армению прибыло 19 тысяч. 800 человек. Бюро ЦК компартии Армении отметило неудовлетворительную работу партийных горкомов, райкомов, первичных партийных ячеек, советов народных депутатов, правоохранительных органов в направлении стабилизации ситуации».

22 ноября газета «Авангард» публикует статью, озаглавленную «Беженцы на пограничном пункте». В этой статье рассказывается о непрерывном потоке беженцев из Армении в Азербайджан, и из Азербайджана в Армению: «Через северные ворота нашей республики по шоссе Иджеван-Казах день напролет «переливается» масса армян, покинувших свои места проживания. Под угрозой смерти в Азербайджане, выселены тысячи армян Баку, Кировобада, Шамхора, Ханлара, Мингечаура, Закаталы и других армянонаселенных регионов».

Уже 30 ноября информагентство «Арменпресс» сообщает официальную информацию Комиссии Совмина республики по вопросам беженцев из Аз. ССР о численности беженцев, в соответствии с которой: «В положении на 30 ноября 1988 года в Армению прибыло 30 тысяч 907 человек, из республики уехало 40 тысяч 652 человека».

Что делает в это время власть страны именуемой Советский Союз? Можно сказать - ничего, кроме озвучивания каких-то призывов и добрых пожеланий. 1 декабря 1988 года агентство TACC распространяет следующие сообщение: «1 декабря в ЦК КПСС состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Верховного Совета СССР Михаила Горбачева с депутатами Верховного Совета СССР, представителями Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Во время искреннего обмена мнениями были обсуждены определенные вопросы стабилизации обстановки в регионе, мероприятия по снижению и снятия напряженности в вышеназванных республиках, установлению взаимного доверия, дисциплины и правопорядка. Участники встречи обратились с призывом объединить все здоровые силы в обеих республиках, дать решительный отпор попыткам посеять межнациональную вражду и рознь, незамедлительно наладить тесные рабочие контакты с целью урегулирования ситуации в регионе». В то же день, выступая на 12-ом внеочередном заседании ВС СССР, Горбачев заявляет: «В нашей стране, все народы и национальности, и каждый человек любой национальности, где бы он ни жил, должен жить хорошо». Разве это не издевательство над десятками и сотнями тысяч беженцев, которые потеряв свое жилье и налаженный быт, в это же самое время находились в неописуемо трудном социальном и психологическом состоянии, не имея даже банальных гарантий безопасности своего физического существования?

В своих дальнейших действиях власти СССР также показывают, что они не намерены остановить двухсторонний поток беженцев, и он должен сам себя исчерпать. Вместо того, чтобы осуществить мероприятия по обеспечению безопасности собственных граждан, центральная власть СССР своими действиями показывает, что это процесс необратимый, и нужно думать о том, каким образом помогать беженцам. Информационное агенство ТАСС сообщает: «2 декабря Совет Министров СССР создал Правительственную комиссию для оказания помощи гражданам, находящимся в затруднительном положении, обеспечению их продуктами, медицинскими и другими социально-бытовыми услугами, а также предоставлением им работы».

7 декабря в Армении произошло Спитакское землетрясение, которое привело к огромным разрушениям в северных районах республики. Значительная часть азербайджанского населения этих районов уже успела покинуть Армению. Остальные покинули ее после землетрясения. В январе-феврале 1989 года в Армении уже не было азербайджанского населения. В Азербайджане армян не стало в 1990 году, вследствие известных событий в Баку, в которых азербайджанцы обвиняют те же советские власти, а армяне – кровожадных азербайджанцев.
28 февраля генсек
ЦК КПСС Михаил
Сергеевич Горбачев
цитирует следующие
строки Чаренца:
«Во имя прошлого
безмерного страданья,
во имя жизни, нам
представшей средь
побед, во имя дружного
союза, созиданья,
народу братскому мы
шлем привет, привет».
Кому конкретно
предназначен это привет
Горбачева – жертвам или
организаторам погромов,
из текста неясно.
Аветис Бабаджанян
сентябрь-декабрь 2012 года, Ереван
Публикация осуществлена в рамках проекта "Журналисты и миротворчество"
организаторы: Кавказский Центр Миротворческих Инициатив, Армения
Бакинская Школа Журналистики, Азербайджан
при поддержке Германского фонда Маршалла (США)
Комментарии
Аветис Вы почти полностью охватили процессы которые шли в то время. Вся эта игра была запланирована руководством КГБ СССР и в этом процессе участвовали обе стороны как армянская так и азербайджанская. И чего мы достигли? Ничего хорошего. И еще Аветис сегодня в Азербайджане проживает порядка 30000 армян жен азербайджанцев и они спокойно живут и никто их не трогает и не собирается трогать.
Хамис | 2013-03-05


Внимательно прочитал статью. Несомненно, автор, в некотором роде, приблизился к правде. Если раньше смысл подобных статей сводился к фашистским высказываниям в отношении азербайджанцев, то теперь переходят на "чёрную империю СССР". При этом в качестве источника информации автор используют лишь материалы, опубликованные в советской республике, вся деятельность которой была направлена против Советского Союза. Можно ли доверять источникам, тем более-официальным изданиям, которые были полностью подконтрольны фашистской марионеточной хунте, именуемой руководством АрмССР того времени? В этих же и подобных изданиях публиковалось множество пропаганды и фальсификаций, которые должны были влиять на умонастроения армян Армении, чтобы они продолжали поддерживать губительный курс.
Тем более, автор в статье использует в отношении азербайджанских городов Ходжалы и Шуша странные "Ходжалу" и "Шуши". Это натуральное ханжество, или согласно армянскому менталитету так и надо-всё переиначивать на свой лад? Пагубный менталитет. (А может власти давят???)
С не меньшим успехом вы могли бы использовать в качестве источников официальные издания фашистской Германии, и какие-нибудь "Москауштадт" или "Восточная Германия" в отношении России.
Избавьтесь от ментального ханжества, называйте всё своим именем, используйте достоверные источники ОБЕИХ СТОРОН, и желательно, реально независимые.
Я думаю, достаточно пудрить мозги армянам (то же самое в отношении азербайджанцев). Со временем на смену лжи приходит псевдоправда. Ваша и подобные статьи- псевдоправда, претензия на объективный анализ, и получается он очень неуклюжим. Пожалейте читателей, своих соплеменников. Слепота или галлюцинации никому пользы не принесут, даже если его будут ради этого задаром кормить (и вооружать, кстати).
Очевидец | 2013-03-05


КГБ повсюду. Он измывается над солдатиками в армии, мучает и убивает людей в больницах, пишет учебники, молча наблюдает как его соседей уничтожают и выгоняют из домов, а потом грабит эти дома и вселяется в них. Все это - КГБ, а 30 тысяч человек мирно и гордо живут себе, изучают родной язык, встречаются с родственниками. КГБ ежеминутно пишут и публикуют сотни и тысячи статей, полных ненависти, угроз и пропаганды насилия. Людей в регионе нет - одни КГБ. Как все понятно и легко. Делайте, все, что вздумается, оставайтесь зверями. Это не вы, это КГБ.
Арцрун Сирадегян | 2013-03-05


Время не только учит, но и восстанавливает истину без предвзятостей. Видимо должно было пройти 25 лет с начала конфликта, чтоб у обеих сторон после накипи взаимных упреков и ненависти появились ростки обьективности. Всего лишь ростки. Но даже это сегодня радует.
Имперские амбиции советских (а сегодня и российских) политических лидеров нашли благодатную почву в среде националистов в Закавказье. Но твердый отпор в Прибалтике. И разница в этом сегодня очевидна даже матерым "патриотам".
О ситуации в Нагорном Карабахе, Азербайджане и Армении до и после Сумгаита написано немало.Большинство статей и книг скорее раздувает тлеющее пламя, нежели помогает установить причины и следствие. Публикация Аветиса одна из редких попыток возвращения к прошлому с надеждой на будущее.
И если мой друг Георгий Ванян посчитает интересным, я бы смог поделиться своими личными впечатлениями о ситуации в Армении в то кошмарное время. Многих это может удивить, но судьба распорядилась таким образом, что 30 ноября 1988 года в сопровождении 4-х десантников во главе с подполковником Федосеевым В.И. на вертолете МИ-8 ВВС МО СССР я инкогнито приземлялся в четырех населенных пунктах Армянской ССР. Мои воспоминания - это тема для отдельного разговора.
Бейдулла Манафов, Даллас, США | 2013-03-05


Многие из нас могут засвидетельствовать, что, за очень редким исключением, живущие вне своих государств армяне и азербайджанцы вполне мирно уживаются и более того, являются близкими друзьями, имеют совместный бизнес, празднуют общие праздники. Более того, при нечаянном упоминании о событиях 25 летней давности, взаимно обвиняют какую-то неопределенную третью силу, осыпая ее понятными и общими для обеих народов проклятиями. И возникает вопрос - почему же будучи столь толерантны друг к другу за пределами своих национальных границ, в самих этих странах у представителей этих же народов, за редким исключением, патриотизм аж захлестывает выше всяких пределов и люди готовы прямо часами с пеной у рта рассуждать о подлости представителей противоположной национальности и ненависти друг к другу? Почему если, вопреки мнению что время лечит раны и даже Германия с Израилем стали друзьями, в наших странах эта боль не проходит, а угрожает стать хронической? Это чисто природное явление, влияние погоды и специфического климата? Или кто-то исподволь, какая-то упоминаемая выше но неизвестная третья сила заинтересована в нагнетании и поддерживании именно такого настроения в массах? Ведь, по сути, проявляется двойственность характера людей, что уже иначе, чем как медицинский факт, не объяснить? Кажется, это серьезная проблема, заслуживающая внимания и тщательного исследования аналитиков сайта. И возможно определение причины может послужить первым шагом излечения этого странного, но реально существующего недуга.
Акиф Гасанов, | 2013-03-06


статья правильная И написана отлично. Смущает одно - в Москве приходилось наблюдать поведение людей с бородами на конференциях их агрессивное поведение осталось в памяти и не покидает ощущение, что свою роль сыграли дашнаки В разгар войны в Карабахе встретила большую компанию людей из Грузии Армении и Азербайджана. Торговцы...Они прекрасно между собой общались и раздражены были моей ссылкой на телерепортаж- Зачем Вы это смотрите, там ни слова правды. Говорю -Миткова, я уважаю ее...засмеялись. А убийц - азербайджанцев, армян или русских - ничо не оправдывает. Мало ли кто и как нас всех обманывает? мы же не решаемся ударить, не то что убить человека.А тут -массовые убийства, да такие жестокие,когда живого человека сожгли.И зависит от власти.Если захочет_остановит. У нас в Туркмении сама наблюдала в то время, в центре города рядом с МВД(в насмешку что ли перед зданием)остановили машину с молодой парой армян и грудным ребенком7Правда, у кого-то мозги включились-ребенок на руках крикнул и дали им возможность выйти, а машину перевернули и сожгли7Власть отреагировала жестко и над районом, откуда были эти наркоманы,5 лет потом дежурили вертолеты... естественно, суд был со всеми последствиями
Светлана | 2013-03-06


Уж столько раз говорили на эти темы, всем все как-будто ясно, всем понятно, что да, были третьи и четвертые и пятые силы... Этот эффект даже назвали: эффект матрешки. Это когда интересы местные, национальнеы, региональные, российские, американские... и т.д. включая религиозные и пр. наслаиваясь друг на друга и вкладываясь друг в друга, как матрешка, порождают хаос, который, казалось, можно контролировать, а потом оказывалось, что не совсем...Причем происходило все одинакого по всему пост-социалистическому пространству. За деталями иногда не видно основного: людьми манипулировали нагло и бессовестно... И мы еще долго будем говорить, потому что нами опять манипулируют...
Цовинар Назарова, Тбилиси | 2013-03-06


Уважаемая Светлана! С наступающим вас 8 марта. Впрочем, и всех женщин...
Вы правы относительно дашнаков. Однако это не вся правда. Ознакомьтесь с моим анализом - http://hagan-ahmedov.livejournal.com/1448.html
Ахмедов Хагани | 2013-03-07


Статья не ответила на свой же вопрос - Но откуда возникла эта ненависть к армянам, с которыми азербайджанцы десятилетиями жили в мире? Именно потому, что никогда между армянами и азербайджанцами не было искреннего мира. трижды в течении столетия Баку был залит кровью армян. сейчас не суть важно какие силы и с какой целью организовали армянские погромы в Баку. Важно остались носители ненависти и они возглавили власть В Азер.ССР. Перестанте валить причину и последствие на КГБ. Это путь к истине не приведет. Перестанте проводить паритетные игры. Вспомните Бахтиярв Вагабзаде - народного поэта, отца четырех старых дев. Вспомните его слезы и слова перед теле-камерой:" Наши дочери не могут выйти замуж, потому что наши сыновья женятся на армянках. Наши дети получив высшее образование уезжают в поисках работы в Белоруссию, на Украину, в РСФСР, потому что их рабочие места на родине заняты армянами. Вспомните !!!! После Сумгаита дети на груди носили картонку с надписью " Слава героям Сумгаита". Это что КГБ их надоумило? На дверях квартир своих квартир армяне находили листовки написанные детской рукой (у меня сохранилась одна такая) с надписью в переводе звучую так "Армяне уходите отсюда. Если вы через три дня не уберетесь мы будем резать вас как собак". Вспомните продолжение Сафаров убийца спящего человека тоже герой Азербайджана. Таких героев в сегодняшнем Азербайджане более чем достаточно. Даль думайте сами как помирить наши народы и возможно ли это сейчас?
Николай Бабаджанян | 2013-03-07


Удалили с ODNAKO.RU
1. Арцах - албанское(гаргарское наречие) название административной области в междуречье Куры и Аракса раннесредневекового государства Кавсказская Албания. Географически почти совпадает с территорией Нагорного Карабаха Азербайджанской республики.Что касается части территории Азербайджанской республики - признанной международным сообществом и всемирными организациями территории Аз.респ. - Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, временно окупированных Россией, для удержания в своей геополитической орбите как Азербайджана так и Армении - называемой вами "НКР" - никем не признана и не является субъектом международного права.
2.Азербайджан (не меняйте орфографию - имейте этику ведения полемики) и Турция не враги армянскому народу.
3.Так не было.Началось 130 лет назад, когда Вас сбили спонтолыги Франция и Россия, для расшатывания ослабевшей Османской империи.Не будьте инструментом в руках шайтана.Проиграете больше, чем выиграете.
4.Будущее в Ваших руках.Не служите шайтану. (См.пост выше).
---------------------------------------------------------------------------------------
«Если прочесть конституцию Нагорно-Карабахской АО в составе АзССР»
Дайте ссылку плз, буду счастлив прочитать конституцию НКАО.
1.Уважаемый, o каком одном госязыке идет речь, если в СССР (а тем более в АО) по конституции такового не было вообще.Официально все языки были равноправны и являлись госязыками СССР, а русский был объявлен языком межнационального общения - ввиду приоритета численности русского населения.
2.Вы говорите о численном преобладании армянского населения в нагорной части Карабаха. А как быть тогда с низменной частью того же Карабаха с преобладанием азербайджанского населения??? Сравнение явно не в Вашу пользу.(Тихо молчим в тряпочку).
3.Рамиль Сафаров. Прошу Вас предварительно ознакомиться с материалами следствия.Гурген Маркарян и его товарищ вели себя откровенно вызывающе по отношению к Рамилю - человеку потерявшему "стараниями армян"отчий дом и многочисленную родню в карабахской войне.Когда эти издевки довели его до «точки невозврата», он прямо заявил этим двум армянам, что убьет их.Неоспоримым фактом является то, что второй (имени не помню) армянский военный испугавшись возмездия Рамиля , оставил Гургена одного и перебрался в ту ночь в комнату литовского сокурсника.А Гурген был убит в своей комнате , причём вовсе не спящим, как горлопанят армянские сми, иначе кто бы дверь Рамилю открывал (а Рамиль ломился в дверь долго).
Рамиль Сафаров - Вы правы - герой!Мы так считаем.Но не потому, что убил (хоть и в состоянии аффекта) Гургена(есть ребята и покруче, убившие не один десяток армянских военных - и не герои).А потому, что защитил честь Родины и флага.За это он отсидел 8 лет и далее президент наш его помиловал.Ну уж извините – это уже cosa nostra –наше дело.Вот и всё.
Насчёт "нетерпимого общества". Можно подумать в Армении прям умирают от любви к нам.Да, кстати, а как это получилось, что в Армении 98% армян, а остальные - русские с базы в Гюмри (молокане и езиды - 0.0001% не в счет) ???
И ещё. Можно ещё долго выстукивать имена армянских "натуральных" террористов (а не мальчишек типа Сафарова), возвращенных и припеваючи проживающих в Ираване. Варужан Карапетян например.
Поверьте, сто лет назад мы это уже проходили. И мы и вы после гадкой взаимной резьни припеваючи жили в Азербайджане.
Карабах надо вернуть «без шума и пыли» ,т.е. без крови и помириться – назло Шайтану, чтобы он просто оторопел и бесился в злобе.Я уверен на 100% примирение народов и экономический взлёт не займёт долгого времени.
Если даже вдруг взять и допустить,что Азербайджан откажется от НК в пользу Армении (dilim qurusun – чтоб язык отсох.Ха ха –в данном случае –чтоб пальцы отсохли) – то и этого Шайтан недопустит. Шайтану нужен Карабах в воздухе. Чтоб давить и вас и нас.
Хочу закончить мой пост (тост) отрывком из моего же предыдущего.
«Что касается части территории Азербайджанской республики - признанной международным сообществом и всемирными организациями территории Аз.респ. - Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, временно окупированных Россией, для удержания в своей геополитической орбите как Азербайджана так и Армении - называемой вами "НКР" - никем не признана и не является субъектом международного права... Будущее в Ваших руках.Не служите шайтану.»
Небольшое отступление. Азербайджан в 1918-1920 гг. стал первой демократической республикой мусульманского мира с всеобщим избирательным правом.
Сатирический журнал "Молла Насреддин", выходивший под руководством одного из ведущих литераторов Азербайджана, Джалила Мамедкулизаде, являлся изданием, отражавших дух того времени, будоражил Азербайджан, вызывая дебаты в стране и за ее пределами. Первый выпуск этого щедро иллюстрированного двухцветными карикатурами издания со множеством анекдотов и комментариев вышел в 1906 году в Тифлисе, затем журнал переместился в Иран и, наконец, в 1922 году начал выходить в свет в Баку, где издавался вплоть до 1931 года.
http://www.kaosgl.com/sayfa.php?id=10033 Посмотрите непременно.Прошу.
Шайтан появляется , чтобы спровоцировать спор между азербайджанцем и армянином (одетыми в одинаковые одежды и практически неотличимыми друг от друга), а потом торжествующе танцует, когда они начинают мутузить друг друга.
Kerimli | 2013-03-07


Уважаемый Николай, увы, повёл себя не как Николай, а как Бабаджанян... Опять вешает армянскую лапшу и кому - нам, которые уже прозрели от вашего лицемерия!!!
Стыдно. Объективность как же?
Ахмедов Хагани | 2013-03-07


Мне не о чем переписываться с человеком который априори не проверив информацию пытается быть оппонентом. Желаю оставаться неведующим в потоке лживой информации ваших СМИ. Я как то поспорил с Кямал Али он не был согласен со мной. Я ему ответил так: Если я докажу тебе и ты согласишся с моими довылами то в Фейсбуке назовешь себя козлом. Он согласился со мной но называть себя козлом не стал. Вот и всё. С Вами на связь больше выходить не буду. Нет смысла что то доказывать или объяснять зомбированому оппонету.
Николай Бабаджанян | 2013-03-09


Вашу шутку я понял. Отвечу так Уважаемый Хагани Вы повели себя как Ахмедов но не так как азербайджанец. Вас оправдывает только то что во время событий в вашей стране Вас еще не было.
Николай Бабаджанян | 2013-03-09


Не выходите, я как нибудь это переживу, уважаемый Николай джан. Касательно какого-то мифического Кямала - ваши мифические заявления на слуху, поэтому я не верю. А вот в Гайдпарке я осаживаю вашу братию и тому есть сохранившиеся записи, могу переслать их вам на экспертизу. Укажите адресок, если это не входит вразрез с вашей клятвой не выходить на связь со мной!
Ахмедов Хагани | 2013-03-11


Типичная армянская статья, где автор пытается продемонстрировать как он честно хочет проанализировать вопрос, и оказывается что он все равно пихает свою армянскую версию "правды"! Оказывается во всем виноват опять же азербайджанец по имени Ислам. Инициатор КГБ, армяне как всегда невинная овечка и жертва. Наверное другой авторитетный азербайджанец при содействии КГБ уговорили армян поднять вопрос о Миацуме (именно так зародился конфликт и ни о каком самоопределении и независимости речи не было, а было требование присоединение к Армении). И первые беженцы из Армении появились в Азербайджане в конце Ноября 1987 года, изгнанные вооруженными бандитами (сами беженцы их описывали как не местных армян, так как с местными были нормальные отношения). Для искренности журналист мог бы ознакомиться и поделится в статье с материалами дела, о том что жертвы трагедии изнасилованные армянки узнали в лице насильника Эдика армянина (слава Богу имеется видео запись с суда проходившего в Ереване над эти м Эдиком). Среди преступников были и азербайджанцы, этого не отрицаем но пока армяне не поймут что конфликт зачали они, так как территориальные претензии выдвинули именно они (азербайджанцы ни на что не претендовали, хотя имели полное право) пока армяне не признают себя зачинщиками, конфликт мирного решения не найдет
Гюндуз Эльдароглу | 2013-03-23


Дорогой Гюндуз плохо знаете или совсем не знаете доклад величайшего общенационального лидера азербайджанского народа, пламенного борца с корруцией, гениального мыслителя современности Гейдара Алирзаевича Алиева в одном из своих докладов он подчеркнул " Первые беженцы в Азербайджане появились в конце января 1988 года. Поищите. Если не найдете обратитесь ко мнею Я дам Вам ссылку при условии если убедившись в моей правоте Вы признаете свою несостоятельность как оппонента.
Артур Инглабский. | 2013-03-23


Настоятельно рекомендуем относиться друг к другу с уважением и не переходить на личности в ходе дискуссии. Однотипные и бессодержательные сообщения; комментарии, содержащие ненормативную лексику; комментарии, содержащие призывы к экстремистским действиям, разжигающие межнациональную или религиозную рознь запрещены.

Автор:
   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
Copyright © 2006 - 2014 info@southcaucasus.com