главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди
После низвержения Талибан
резко возросла популярность
бодибилдинга в Афганистане.
Только в Кабуле открылось
более 90 тренажерных залов.
Повсюду можно видеть
фанерные рекламные
щиты с неуклюжими
изображениями Арнольда
Шварценеггера или других
знаменитых культуристов.
Тренажерные залы носят
такие названия как
Gold Gym, Super Gym,
и Super Gold Top Gym.
Они расположены
в разрушенных войной
зданиях и свидетельствуют
о том, что страна
прилагает большие
усилия для возрождения.

Фото: Бенджамин Лови
www.benlowy.com
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПОД ЛИЧИНОЙ КАВКАЗСКОГО ГОНОРА
Художественный анализ фильма «Мимино» был бы мне больше по душе, но учитывая тему, обратимся лишь к некоторым его эпизодам. В первую очередь отметим, что этот фильм, какие бы режиссерские, сценаристские или актерские достоинства он не имел, относится к периоду колонизации армян и грузин, это советский фильм, выполняющий советские задачи. Во время съемок «Мимино» старожилы Южного Кавказа – армяне и грузины, не имели своего цвета на карте, он был окрашен красным. Мы же хотели верить, что республики, под названием советские социалистические, на самом деле наши, и это выражено в фильме несколькими эпизодами. Вспомним два из них.

Сначала вспомним миф о воде, когда Рубик-джан говорит: «простой кран открываешь, вода течет - второе место в мире занимает!". Ему не хватает наглости, чтобы сказать: «первое место занимает», но вторым хотя бы должен быть, здесь говорит основной инстинкт самосохранения, иначе, без этого мифа, он вынужден будет посмотреть в глаза действительности, и увидеть, что нет никакого Дилиджана - это окрашенная красным Империя Зла, и сам он шофер, получающий всего лишь зарплату и «путевки» в этой империи. Если бы не этот миф «святой и бытовой подделки», Рубик-джан не смог бы приспособиться к своему существованию «армяшки», он должен был бы стать диссидентом, политзаключенным, жителем ГУЛАГа.

Тот же инстинкт самосохранения выплескивается из подсознания Мимино, когда он говорит: «А Боржоми? Сначала подумай, потом говори.» Этот короткий диалог, над которым смеялся до упаду советский зритель, оправдывая свое трусливое неприятие действительности, демонстрирует не только обреченность колонизированных народов на создание уродливых мифов, но и классическое «разделяй и властвуй» в исполнении советского империализма. Они - второсортные армянин и грузин - свой настоящий спор, настоящую мишень борьбы со злом, переводят в плоскость противопоставления друг другу, иногда - враждебности: «Дилиджан» лучше, или «Боржоми»? И множество таких вещей, начиная с умения или неумения готовить долму, и заканчивая соревнованием по проматыванию последних копеек перед паразитами из ресторанного оркестра. И поскольку у них нет смелости найти корень зла, ни у армянина Рубик-джана, ни у грузина Валико, их вышвыривают из гостиницы метрополии. Для прославленной в веках их храбрости и достоинства, в условиях империи, оставлен только быт, в котором Мимино может побороться всего лишь за честь своей сестры, и во имя Мимино, Рубик-джан может всего лишь лжесвидетельствовать в суде. Ничего более.

Вспомним еще один эпизод. Когда они просыпаются в кузове грузовика, Рубик-джан говорит: «В этой гостинице я директор». Да, армянину, грузину, эстонцу, латышу, украинцу оставлен только кузов грузовика, где они могут чувствовать себя ХОЗЯЕВАМИ. Несомненно – это очередной миф, поскольку человеческое существо, и особенно имеющий долговременный опыт государственности армянин и грузин, не могут существовать без чувства ХОЗЯИНА, и поэтому нужен его деформированный образ. В сознании порабощенных народов Советский Союз был некой метаморфозной цельностью, искажающей действительность и ценности. Изменилось ли что-либо в этой проекции после 90- ых, когда была восстановлена государственность этих народов? Нужно признать: и да, и нет.

Зафиксированный в «Мимино» комплекс неполноценности, спрятанный под личиной кавказского гонора, попытались огульно преодолеть в начале 1990-х. Грузины первыми ввели собственную национальную валюту, сразу же поменяли флаг, герб и другие атрибуты независимости. Армяне, также как и в образе торгоша-шофера, проявили больше медлительности, но тоже попытались показать признаки самостоятельности. С первого дня независимости Грузия выдвинула вопрос о выводе российских войск, вошедших туда с 1801, а затем с 1921 года. Здесь Армения проявила максимальную осторожность и присвоила этой армии статус военной базы. Грузия сегодня в ускоренных темпах, иногда выходя за рамки разумности, противостоит России – разрушает не только последние следы Красной Армии (и хорошо делает), но и памятники победы над общечеловеческим злом – фашизмом, хотя маленькая Грузия оставила тысячи жизней на жертвенном столе победы в этой войне. (В фильме есть упоминание об отце Валико и об еще одном однофамильце Мизандари). Армения здесь запаздывает, исходя из объективных и субъективных обстоятельств. Объективным, вы знаете, является фактор Турции, а субъективный фактор – это качество армянских властей за последние 20 лет. Время покажет, права ли Грузия, и не является это острое противостояние проявлением 200 летних страхов и фобий. Время покажет, права ли Армения, и не являются ли ее действия генетическим пережитком армянской мелкобуржуазии.

Это на уроне государств, а ЛЮДИ - армяне и грузины, уже не такие как в «Мимино». Тем, кто не видели красного знамени с серпом и молотом, уже больше 20 лет от роду, и для них независимость воспринимается как объективная реальность. С другой стороны и в Грузии, и тем более в Армении, через телевидение продолжается геокультурная экспансия России, прививающая новому поколению установки мировоззрения гомо-советикуса или гомо-русака. Это общая для всего постсоветсткого пространства проблема. Но есть и особенности.

Особенности для южнокавказских Армении и Грузии приобретают очертания, проявляются в образах конкуренции. Сейчас Москва уже не сужает наши возможности самореализации рамками быта (вспомним эпизод о том, чья вода лучше). Но разве прекратилась эта необоснованная безрезультатная конкуренция? Грузины здесь тоже на шаг впереди. В качестве примера могу привести рекламные кампании. Грузинская реклама делается без противопоставления – и год от года увеличивается количество армянских туристов, отдыхающих на грузинском побережье. В тоже время в Армении реклама ведется в сравнении (то есть в противопоставлении) с туристическими зонами Грузии, Турции и арабских стран. Причина тут ясна. Армяне больше зависят от России, поэтому такой советский способ восприятия мира как противопоставление, сохраняется. Но железный занавес прорван, дух свободы проник и на Южный Кавказ, и полноценная свобода - это только вопрос времени. Уничтожение Византийской империи тоже длилось несколько сот лет. Задача в том, чтобы Армения и Грузия не остались под руинами очередной развалившейся империи.

В прошлом году недолго путешествовал по Грузии. Культура кепок-аэродромов, которая есть в Мимино, на грани уничтожения. Грузины моложе 40 лет, в отличие от армянской молодежи, уже не носят туфли с заостренными носами. Выражение грузинских глаз, которое лет пять назад точно повторяло взгляд среднестатистического армянина – огорченного, усталого, сокрушенного, - сейчас более похоже на взгляд западного человека - ясный, без страха перед завтрашним днем. И это вовсе не зависит от потребительской корзины, здесь между нами нет разницы. Дело в людях, нашедших свой цивилизационный полюс, в определивших свой культурный ареал гордых людях. Армения же еще в ценностно-системном хаосе. Как бы сказал Туманян: «Между двух веков, между двух камней, устал я - быть между, новых товарищей и старых царей».

Если грузинам больше не будет навязано вертеться в орбите ценностной системы России, здесь можно считать решенным болезненную проблему справедливых выборов, проблему борьбы с коррупцией и многие другие проблемы, которые являются зеркальным отражением нынешней российской системы. Помните, как Саакашвили, принявший флаг с крестом, строго поступил с не толерантным священнослужителем? Для Армении это все пока за горами. Конечно, нельзя утверждать, что грузины окончательно трансформировались, тем более армяне, но основа для этого положена, частично на государственном уровне, частично - из-за внешних обстоятельств. Если Валико не возмущало рабовладельческое поведение сестры великорусской проводницы, которая беспощадно издевалась над ним, многие сегодняшние Мимино, с которыми я разговариал в Батуми, уверяют, что никогда не забудут бомбежки грузинского побережья во время русско-грузинской войны. В Тбилиси было очень трудно общаться, всем, кому нет сорока, уже не владеют русским, а английский еще не прижился. Тем временем в Армении извратили единственный закон, который нес в себе достоинство, «Закон о языке», хотя в этом не было нужды. Я слышал, что в 70-ых или 80-ых годах в Ереван прибыла делегация Союза писателей Азербайджанской ССР, с призывом к армянским писателям поехать в Баку и уговорить местных армян, чтобы те своих детей отдавали не в русские, а в армянские школы. Чтобы азербайджанцы, в желании не отстать от высококлассных армян, не подражали бы им, и не посылали своих детей в русские школы.

В заключение, нужно констатировать, что достойную часть южнокавказких народов, и в особенности, армян и грузин, в советское время объединяла общая цель - противостоять московской ценностной экспансии, и в то же время простые массы разделяли, и поднимали друг против друга мифы, диктуемые из центра, фальшивая, бытовая низкопробная конкуренция и тщеславие. Сегодня объединяющим фактором для элит может стать не противодействие, не противопоставление, а западная система ценностей со своей демократией и гуманизмом. А народы может объединить перспектива счастливого будущего, которое, после разрушения железного занавеса, создается не в российских судах, где судят Валико и ставят Рубик-джана в смешное положение, а в Свободном мире.

Благодарю за внимание.
Доклад
председателя
Консервативной
партии Армении
Микаела Айрапетяна
на обсуждении,
организованном
в рамках «Стоп»
фестиваля грузинских
фильмов в Армении,
Ереван, 24 марта
2012 года, тема:
От «Мимино»
до наших дней:
Южнокавказская
трансформация.
Микаел Айрапетян
24 - 03 - 2012
Перевод: Л. Погосян
Линки по теме:
Комментарии
к сожалению, автор настолько желает принизить буквально все, что было в Советском Союзе, в упор не видит ту новую жуткую реальность, которая возникла после развала.Где он увидел в нищей Грузии гордых грузин, которые только сейчас да пока и не в полной мере освободились от режима "маяка демократии" Саакашвили. Да и Свободный мир с большой буквы в конце статьи звучит очень несерьезно.
Юрий Мечитов | 2013-01-22


Мдя ... Такое впечатление создается , что автор статьи в своем вечном мысленном противостоянии русскому всему , абсолютно утратил обьективность , а субьективность танцует в самой немыслимой форме ...
Зачем же так опошлять фильм , светлый и мастерский , неужели так сильно стремление обгадить русскую экспансию , что даже невинные реалии советских времен выдаются за "шпионские " и глубоко идеологированные дела ?? !! Бедный Данелия ! Зачем брать просто обычное противостовление , типичное для бытия армян и грузин и делать из этого "происки " русского империализма , это из серии может - в кране нет воды , потому как .... )))
Насчет просвещенного взгляда у молодых грузин .... Эх , как бы не обидеть , но почему-то в первую очередь вспомнился анекдот , не армянский , даже из центральной прессы -- на улице к прохожему подходят и спрашивают : - " Простите , вы грузин ? "
- Нет , - отвечает прохожий - просто у меня тупое выражение лица ...
Я вот что-то не видел за все эти годы мнимого прогресса а-ля стеклянные участки для ментов без веников , какой-такой прогресс был у молодежи Грузии , где те научные и прочие достижения , в области культуры может быть ?
Скажу больше - практически вся молодежь , на 99% тусующаяся в Европе - это воры и наркоманы , и это не из серии Одна Бабка сказала ... Зато я знаю студентов-армян в университетах Европы , грузин не видел , встречались несколько азеров , которые после двух - трех лет исчезали , часто не дотягивая до бакалавра . Вообще , претендуя на какие-либо обьективные позывы , не мешало бы вооружиться фактами , статистикой , а это вот переливание - вот один знакомый сказал так , а говорят что этак - это же несерьезно , уж коли пишешь на столь щепетильные темы ... Что мы увидели в результате столь еще недавно возносимого западного уклона Грузии в эпоху правления с фантиками фуфлогона Сакаашвили , лицемерного , надутого индюка - дешевки , флюгера по сути , готового ради куска халявы снять штаны перед кем угодно ? А ничего - стекляшки в стиле потемкинские деревни , надутость основной массы якгрузин - их некто Буш-младший , не сильно оттягощенный интеллектом , назвал маяком демократии - И ?? Как назвали , таки отзовут - раз посмотрят на веники в заднице , два на педиков скрытой камеры - вот те и все ценности , прорыв в сторону западных ценностей ))))) .... а тут прошлись по такому фильму , надо же , все остальное , видите ли уже в западе , в шоколаде то бишь ... не горчит , нет ??
Может они туфли уже не те носят , грузинская молодежь , но речи , пустые и длинные - мамой клянусь типа - остались те же , как за столом в устах тамады ---- Ну , пристроились к западу , полицейских неподкупных , типа , одели как ментов в Гарлеме , поржали мы , якобы уверовав , что грузины так резко поменялись за 10 лет ( Моисей , ау , где ты со своим 40 летним вояжем ) что не брали и никогда не возьмут чужого , И ??? А как храбро воевали , Вах , в отличие от нас , забитых совковых армян , до сих пор носящими туфли остроносые и не придерживающие западных ценностей ))))) ... Им что , в модных туфлях как-то удобно было драпать с Абхазии ?? ... А ведь как понтовались , мама моя , и Натовские бронежилетки , и променады по Тбилисо в форме и , главное , в очках , типа Макнамара , как и положено крутым парням - и западные ценности рассованные по карманам натовского бронежилета - И ???
Как там сказано , в Книге - судите не по словам , по делам их ....
djaanbek | 2013-01-22


Джжанбек джан в своём репертуаре, главное плеваться на соседей, да и автор перегибает.
Советская власть сделала для Грузии и Армении так много, что смешно и грустно одновременно читать неблагодарные сетования автора на неё. Если кто и вправе таить обиду на СССР, то это достаточно самодостаточный Азербайджан, что впрочем и выражается в уровне нашего экономического развития.
Культура нации познаётся в отношении к своему прошлому, в том числе и к недавному.
Ахмедов Хагани | 2013-01-22


Автор анализа сам отмечает, что не стремится заострять внимание на мастерстве создателей картины. С поставленной задачей справились и режиссер, и актеры, и зрители. Но есть контекст, в котором была снята лента. Есть модели поведения, насаждаемая в интересах центра, чужая призма для познавания себя. У Данелия и других мастеров, вроде, никогда не было проблем с властью и финансированием. О ГУЛАГЕ и других преступлениях империи мы узнали и узнаем, почему-то, не из работ этих "мастеров". Оказывается, в те же, годы, когда снимались советские шедевры, значительная часть населения страны существовала в условиях перманентного насилия. А мастеров, не умеющих снимать правильные шедевры, судили за тунеядство и сажали в психиатрические клиники.

И еще: например, на въезде и выезде в независимую Республику Армения решение о том, чтобы пропустить вас или запретить въезд/выезд принимает российский пограничник. Делает он это конечно в интересах суверенности Армении, но не так мастерски, как Данелия.
Арцрун Сирадегян | 2013-01-23


Собственно о фильме "Мимино" - согласен, самопародия на Кавказ. Особенно когда ведущий на Кавказе тюркский элемент представлен анонимно, через нашу музыку, и через нашу долму, которую армяне безусловно готовят лучше грузин, и через нашу воду, текущую из наших недр в нашем переиначенном Дилижане... Это я замечал ещё во времена оные, но просто наслаждался фильмом как таковым, почти без задних мыслей. Было бесконечно грустно, когда простая русская девчонка, новоиспечённый адвокат, поняла Мимина, его боль за поруганную честь сестры, и защитила его!!!
Можете сколько угодно бить себя в грудь, господа родные мне земляки, но большинство из вас этой девчонки не стоят, ибо не способны на поступок. Тут я соглашусь с Микаилом, автором, - комплекс неполноценности движет всеми нами.
О Михаиле Саакашвили - я безмерно уважаю его как человека, способного на поступок! А ведь ему для политического долголетия всего-то надо было наплевать на обещания избирателям по восстановлению территориальной целостности Грузии и сделать пару реверансов Кремлю, что нам знакомо по соседям...
Ахмедов Хагани | 2013-01-23


Если честно , я не до конца понимаю стенаний по поводу того , что в то время , когда космические корабли бороздили просторы Вселеной , а попросту говоря , когда , мол был Гулаг , зачем надо было такие веселые фильмы снимать ... Ну , вы что , совсем ориентиры потеряли в желание охаять прошлое ? Это что же , все усилия мастеров искусства должны быть направлены на покрытые серым пеплом раскаяния и черными красками прошлое в Совке ? А радости были хоть , свадьбы играли ? Может не влюблялись , не смеялись , над тем же Никулиным с Вициным , не восхищались над выдающимися Тарковским и Параджановым ? Или надо было фигачить одни фильмы про лагеря и беспросветную серую нашу жизнь в черно- белом варианте ?? И кто из выдающихся был в психиатрических -то ? Все выдающиеся как раз и успели сделать шедевры таки , в отличие от нынешнего , начиненного западными ценностями времени , где одна попса и рулит , как в фильмах , так и на сцене . Или молодые , с независимыми взглядами , как тут нас уверяют , грузины , не носящие остроносые туфли , снимают и создают шедевры ?? Такого массового оглупления еще надо поискать во времени !!
Насчет пограничника вообще ни к селу , ни к городу ... ну стоит он там , погранец от России , союзника , и ? Он что-то в глобальном плане решает ? Или Рустаму Ибрагимбекову легче , если его не пускают домой или не выпускают свои , родные службы состоящие сплошь из азеров ?? ... Или когда делается запрет на вьезд армянину по факту рождения в страну мазута и луноносого султана ? Это есть гуд ?? !! Советовать здесь можно лишь одно - пытатъся посмотреть на это взглядом со стороны , например , с точки наблюдения от Европы на телодвижения в республиках бывших , и сравнить .... а стенать и приводить несуразные факты никак не привязанные к действительности - пустое , да и не серьезно , сразу видно , что люди не владеют информацией и испытывают такую личную неприязнь , что даже кушать не могут .... )
djaanbek | 2013-01-23


".... ведущий на кавказе тюрский элемент ... " -- уже смешно , как анекдот короткий получается ))))) ... Бэкон писал , что знание - сила , интересно , что есть незнание , видимо слабость ...
Хагани , прежде чем вступать со мной в некую форму диалога , следует сначала извиниться за выражения , которые допускаешь , а потом ужО обращаться ко мне , а иначе дежавю ...
djaanbek | 2013-01-23


На имя своё посмотри и на фамилии!..
И на факты - до прихода сюда русских именно азербайджанский язык был языком межплеменного общения. Это признания самих русских чиновников.
Ахмедов Хагани | 2013-01-23


Ребята , чуш несёте ... и так вы хотите постройть новый Кавказ ???
Малхаз Чемия | 2013-01-23


"Я слышал, что в 70-ых или 80-ых годах в Ереван прибыла делегация Союза писателей Азербайджанской ССР, с призывом к армянским писателям поехать в Баку и уговорить местных армян, чтобы те своих детей отдавали не в русские, а в армянские школы. Чтобы азербайджанцы, в желании не отстать от высококлассных армян, не подражали бы им, и не посылали своих детей в русские школы."

Если такое и было на самом деле, то это была уловка против русификации образования. Если в армянских школах будет достаточно учеников - Кремль их не закроет. А если армянские не закроют, то и азербайджанские оставят. Подстраховка...

А в русские школы в Баку азербайджанцы до сих пор детей посылают. Сейчас-то кому подражают?..

Не надо бла-бла...)
Эльдар | 2013-01-23


К сожалению, комментарии на этом сайте иногда читать неприятно. Призывать к чему-либо людей, так выражающихся под ником - нет смысла, банить таких тоже не надо, ведь выпуская тут пар, они меньше вреда нанесут людям при непосредственном контакте :) надеюсь, не уверена... Но вот когда автор статьи на уровне таких комментов - тут могут возникнуть претензии к редакции сайта. Я с уважением отношусь к политической деятельности людей такого ранга, но возникает вопрос: а что? делать анализ фильма, пусть даже в политическом контексте - в таком стиле (имеется в виду на уровне школьного сочинения на "тройку")еще и публиковать его, это кому-то, включая автора, интересно?? И какова цель? Все всё про Советский Союз и так знают... А вот обзывать "снимающих" режиссеров, забывая, что целые поколения цитировали реплики Рязановских и др. фильмов - ну... Короче слов нет, писать даже не стоит тут...
Нана Назарова, Тбилиси | 2013-01-25


а азеры все норовят укусить армян.
наш Дилиджан, музыка,долма...
сайт не про это, оставайтесь в теме.
Петрос | 2013-01-31


А мне дискуссия понравилась гораздо больше, чем то, что прочитала выше.И напоминание господина Х.Ахмедова - Культура нации познаётся в отношении к своему прошлому, в том числе и к недавнему. И юмор его оппонента господина Джаанбека.Все интересно.А то, что за рамки иногда выходят- так в горячих спорах все бывает.Главное, люди неравнодушные, патриотично настроенные.Со временем может, и станут спокойнее эти споры. Но я не думаю, что надо обращаться к администраторам и кого-то банить.А фильмы Рязанова, Данелия и др. лучших советских режиссеров люди любили и будут любить, что бы с вами тут о них не писали

Светлана Мамедова | 2015-01-05


Настоятельно рекомендуем относиться друг к другу с уважением и не переходить на личности в ходе дискуссии. Однотипные и бессодержательные сообщения; комментарии, содержащие ненормативную лексику; комментарии, содержащие призывы к экстремистским действиям, разжигающие межнациональную или религиозную рознь запрещены.

Автор:
   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
Copyright © 2006 - 2014 info@southcaucasus.com