главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди
Сегодня я не настолько удовлетворен тем, что сделал кое-что в литературе, столько тем, что смог вложить в ножны мечи вышедших друг против друга народов и множество невинных жизней спасти от варварской резни. (О.Туманян,1906)
ОВАНЕС ТУМАНЯН: ПОТУШИТЕ ПОЖАР!
Ованес Туманян - великий армянский поэт. Именем его названы родное село Дсех, станция Колегеран, поселок городского типа, одна из центральных улиц Еревана, где построен дом-музей, десятки других улиц, школ, библиотек, парков по всей стране... Его книги в Армении переиздавались более 400 раз. Его произведения переведены на многие языки народов СССР, английский, французский, немецкий, шведский, китайский, персидский, эсперанто... О нем написаны книги,ему посвящены стихи...

Туманян не был советским, но советской власти "приглянулся интернационализм" поэта. Советская власть превратила его в памятник... А МЫ ПРЕСТУПНО ЗАБЫЛИ ЕГО УРОКИ.

Памятник Туманяна стоит на площади Оперы в Ереване, перименованной в площадь Свободы, там, где проходили всенародные митинги после развала СССР... Там, где мы кричали "Карабах" - "Миацум" и заглушали голос поэта: ПОГАСИТЕ ПОЖАР, ПОЖИРАЮЩИЙ НАШИ НАРОДЫ!
Георгий Ванян
25 - 05 - 2006
Война сама по себе дикое и варварское явление. Если кто-то захочет поспорить с этим, то мы, армяне и турки, имеем неоспоримое доказательство нашего варварства и нашей дикости, когда мирные жители встают друг против друга, часто в сопровождении жен и детей, грабят и убивают самым жестоким образом. Это армяно-турецкие столкновения. И явление становится более ужасающим от того, что видим, с каким безразличием наблюдает за ним интеллигенция, которая часто сама становится первопричиной и участницей этого.

Раньше я думал, что только турки способны на варварство, время и события пришли бесповоротно доказать, что мы, к сожалению, не отстаем друг от друга и более того, стараемся превзойти друг друга...

И в то время, как темные силы лихорадочно стараются, чтобы народы с еще большей свирепостью пошли друг против друга, с другой стороны мы видим, как мало тех людей, что возмущаются этим ужасным сокрушительным и позорным явлением и выступают против него.

Думаем: где сейчас то множество людей, которые еще вчера воинствовали во имя народа?

Вынуждены кричать: где вы, друзья народа, социалисты и не-социалисты всякого рода и всяких партий? Неужели не замечаете, этот пожар, пожирающий ваш народ? Неужели не знаете, что народу прежде всего нужна его жизнь? И неужели не знаете, что вывести его из огня, более высокое и честное дело, чем любая революция и демократия?

Надо выйти и общими усилиями потушить этот возрастающий день ото дня огонь!

Давайте объявим поджигателей врагами всех кавказских народов, врагами свободы прежде всего, и начнем общую войну против них.

Выполним миссию гуманности и самообороны.

Вообразим, что и наши родные, и наши жены и наши дети в том огне, и так поспешим. И мы должны быть уверены, что если опоздаем, мы сами, и наши родные, станем жертвами этого гигантского пожара, проклиная нашу революцию и нашу свободу.
"Кавказское слово", N70, 1918.
МОИ ОТВЕТЫ ЛЕВАНУ КИПИАНИ

Мой дорогой друг, мой душевный друг, Леван Давидович.

В открытых письмах Вы делаете мне предложения и задаете вопросы, и насколько занимают и интересуют меня ваши предложенияи вопросы, во много раз больше очаровывает меня искреннее и доброе сердце, что вижу в Ваших строках, тот честный поэтический дух, которым проникнуты Ваши статьи.

И такой человек еще спрашивает, что мы должны сделать, чтобы стать ближе друг к другу? Я скажу Вам – нужно иметь такое сердце.

Видите, что оно есть у нас? И я знаю где еще можно найти множество таких же сердец. Ну конечно, Вы не видите свое сердце, и не берете его в расчет, как все подобные Вам, подобно тому как дети, не имеющие представления о своей невинности, не придают ей большого значения.

Вы тоже со страхом смотрите в пропасть, что создали между нашими народами наши правящие круги. Но ведь время дает миру новый лозунг в подобных случаях: отвернуться от правителей и посмотреть на простой народ, на общность каждого из народов, - и сразу же Ваш страх пройдет.

Вы особенно говорите об армянском и грузинском народах. Посмотрите на простых людей. Я Вам приведу конкретный случай из последних злочасных армяно-грузинских столкновений. Так рассказали очевидцы. В Лорийском ущелье есть мост. На одном краю этого моста поставили армянского постового, на другом – грузинского. Они оба стоят, с ружьем за плечами, упорно смотрят друг на друга. Оказывается они друзья, много лет воевали вместе, вместе страдали, вместе радовались, вместе ели и спали. Теперь их привели и поставили друг перед другом как врагов, и с ружьем за плечами они стоят и упорно смотрят друг на друга. И вот обращаются они к крестьянам, просят разузнать, есть ли начальство поблизости, следят ли за ними или нет. Когда узнают, что можно, бегут к середине моста, целуются, обнимаются и опять бегут обратно на свои места и продолжают упорно смотреть друг на друга.

Такова, мой бесценный Леван Давидович, вражда, что создана между нашими народами. Она искусственна, а любовь и братство естественны и более сильны, чем нам кажется.

Народу чужды мелкосердечие политикана, сидящего в кабинете, и болезненная нервозность правителей, живущих секундами. Простые люди живут в природе, сливаясь с природой, и руководствуются опытом, и жизнью, прожитой веками. Вот почему они могут так противостоять тому яду, что вводят в их измученное тело правители и руководители всех мастей – под прикрытием идей или прямо – по варварски.

Скажу больше. Не только между нашими народами есть эта живительная и спасительная сила, она есть во всех народах. Возьмите турок и армян. Я Вам могу рассказать столько трогательных историй, и много-много случаев из отношений турков и армян, о таком сердечном братском отношении и со стороны турок, и со стороны армян, что Вы удивитесь. И это в то время, когда вражда и резня поощряется и разжигается с разных сторон, а делать друг другу добро запрещено, запрещено иногда под страхом смерти.

Да, дорогой друг, настало время, чтобы появились и приступили к делу защитники и носители этих светлых чувств.

Вы правильно заметили, что ими должны стать поэты. Я согласен. И они уже начали. Они уже пришли на середину моста. Обнимаются и целуются навиду у всех народов, и их объятия должны стать всеобщими.

Вы особенным видите мой долг. Я был бы счастлив, если бы своими стихами смог что-то сделать на этом поприще. Мне кажется нам будет удача. Потому что с одной стороны - совершенное вдохновение и светлое единство наших поэтов, и с другой - огромное стремление наших народов оставить мечи и вражду и сблизиться, связаться узами мира и братства.

Недавно, во время празднования моего 50-летия я более уверился, что нужно действовать. Я видел, что представители других национальностей пришли не не только из уважения к литературе соседнего народа, их прежде всего привело то обстоятельство, что я сторонник дружбы народов.

И наше армянское общество никогда не аплодировало столь бурно моим стихотворениям, как слову моему в пользу моего этого чувства и братства народов. Наша новая молодежь в воодушевлении овациями встретила обращенное к ней слово, которое я как наследство просил принять. Просил оставить старую дорогу, взять уроки из прошлого опыта, и во имя всеобщего счастья, наладить братские связи с соседними народами. И надо видеть, как воодушевляется наше общество, когда рядом со своими поэтами перед ним предстают поэты соседних народов. Этим наши народы указывают нам путь и приказывают идти по нему.

Настало время, чтобы наши правящие круги тоже поняли веление времени и народа, и стали бы немножко поэтами, и вместе с простыми людьми и поэтами пришли на середину моста для братских объятий. Иначе уготована им будет судьба плохих правителей, которые терпят крах и пропадают с проклятиями под ногами народа, несущего знамя братства.

С этим убеждением и с этим чувством мы соберемся вместе, и с нами все те, кто душою поэт. С большим размахом и согласием приступим к нашему светлому и спасительному делу.
"Кавказское слово", 1919, N66
РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

... Он оседлал лошадь и двинулся к вражеским позициям. Мы просили его вернуться и спрятаться в ущелье. Но он был спокоен и неумолим. Я был поражен. Он казался мне великаном тогда. Он посмотрел вдаль на холмы, крикнул нам: Не стрелять! Не выходить из ущелья! Азербайджанцы шли ему навстречу…

И когда недавние враги подошли друг к другу и пожали руки, старик азербайджанец сказал: Пусть дорога, по которой он шел, покроется цветами, ярко красными, алыми цветами…

…Случилось еще, что поэт со своими соратниками вошел в азербайджанские бина, пожилая женщина вышла ему навстречу: Хош гялумсан, Ованес ага. (Добро пожаловал, Ованес ага). Поэт ответил, что он не ага. Ага доюлсан, онда баласан (Если не ага, значит – ты сын мне), - сказала азербайджанка. И когда поэт принял свое усыновление, приблизилась к нему молодая азербайджанка, дочь пожилой, обняла его и объявила, как принято: Санда меным гардашым сан (И ты мне брат). И слезы текли из глаз тех, кто был там.
Из книги "Жизнь Туманяна", Ереван, 1969
…Сейчас нам отстается только одна миссия: постараться восстановить и сохранить мир, не увлечься этой злочасной войной, не стать варварами. Против варварства стою я с моим конным отрядом и белым флагом.

… Представляю, как бы вы смеялись увидев меня в горах, с навешенными патронташами, вооруженного с ног до головы, с сотней всадников и белым флагом.
Из писем, 1906 г.
Комментарии
Georgiy perestan\'te tut skazki rasskazivat\'.Ya kak filolog utverjdayu chto vashi rasskazi eto vse lish\' bayki.
Artak | 2006-12-25


Идея хорошая. Поддерживаю проведение сьезда Конечно бея участие провакаторов , лжеисториков и лжепатриотов.
Малахат Муршудлу Баку | 2006-12-30


Vopros: qde naxoditsya Armyane Naqorye? Voobshe tam projivayut druqiye narodi? Mne kajetsya Armenya obyazena ostavit v pokoy Karabaxskiy armyani, kotoriye pereselililis v ceredine 19 - veka, vot toqda budet mir i pokoy To chto delayut nashe ministri pust vas nebespokoyut vsyo delayutsya na blaqo narodov: korennix ili nekorennix kotoriye jivut v Azerbaydjane-Kafkaze Nas jdut svetloye budusheye. Sevodnya v Baku 30 tisyacha armyane jivut, rabotayut ,v Karabaxe (tochno ne moqu qovorit is presse 5-6 tisyacha) armyane oni vse qrajdane Azebaydjana ! Odumaytes,slushayte qolos velikoqo Armyanskoqo poyeta O. Tumanyana : Poqosite pojar! Pojirayushiy nashi narodi!
Seljan i Uzeyir Kafkazli Baku | 2007-01-03


Не враги Армянам Азербайджанцы. не враги Азербайджанцам Армяне! И не они поджигают этот пожар! И как это не больно не нам Азербайджанцам и Армянам его тушить((
Азер | 2007-01-16


Я прочитал отрывок про двух друзей, армянина и грузина, которых поставили друг против друга на мосту в Лорийском ущелье. Не догадываетесь, кто их поставил с оружием в руках друг против друга? Если мы, азербайджанцы и армяне, осознали бы это, то давным давно отношения между двумя народами, дясятки лет прожившие бок о бок, нормализовались.
Бакинец | 2007-05-03


Действительно поджигатели и провокаторы войны-это враги всех народов и надо называть их, срывать с них маски, чтобы все знали их в лицо. К сожалению они всегда выходят сухими из воды, потому, что все делают нашими же руками.
Русудан Маршания Тбилиси | 2007-05-15


Думаю трудно будет нам ужиться и вернутся к тем заветным временам веры и дружбы между азербайджанцами и армянами, пока существует Дашнакцутюн и пожирает умы новым поколениям армян своим свирепым национализмом. И это в первую очередь проблема и дело самих армян. Нужно избавиться от этой заразы и запретить ее. Дашнакцутюн самый настоящий классический пример национал-социализма. Это еще и террор. Если Социнтерн пожимает руку Дашнакцутюн и ведет с ним диалог, это то же самое, что западникам обниматься с Бен Ладеном
Максим Бакинский | 2007-05-17


u was kurinie mozgi, nikakix net znanij i ambicii xot otbavljaj! Kak wi sobiraetes stroit buduschee molodeji - na otricanii wopijuschix faktow, neznanii istorii , ili was ustraiwaet loj, kotorim polny washi uchi, i nichego ne xotite znat bolee???
Armenia segodnja 28,may 07 | 2007-05-28


скажем нет войне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Асмик Геворкян! | 2008-04-30


В словах Самира (Самир | 2008-03-02) чувствуется нелепость от непонимания происходящего. И так Самир - бери свои \"азербаджанские\" ручки и запиши в свою \"азербаджанскую\" тетрадку \"Если история Армении описывается одним листком бумаги - то история Азербаджана всего одной буквой, а усилиями \"истинных азербаджанцев\" буква перерасло в слово и это слово \"ЛОЖЬ\". Опомнитесь Азербаджанцы - кто не помнит прошлого не имеет будущего. Давайте признаем ошибки и начнем с \"признания\". Азербаджанское государство не будет иметь будущего с таким подходом, как и Турецкое государство - не признающий геноцид армян 1915 года.
Сулейман | 2008-06-17


Prochtite i poymite kto vi na samom dele. Kak posle etoqo jit v mire s Armyaname?? Tolko voyna do polnoqo istrebleniya: ili oni ili mi
Murad | 2008-07-08


Armenia segodnja - ты и есть Армения сегодня, представитель безмозглой толпы жаждущей крови тюрков. Армения сегодня - позорище Кавказа! Сравните отклики, поймете кто есть кто…
Азербайджанец-тюрок | 2008-06-02


1. Не знаю, что вы называете \\\"историей\\\"? Нет ее у вас и не было! 2. Ваше \\\"уважение\\\" проявляется на каждом шагу - хоть бы научились писать кирилицей. 3. \\\"Лож, которЫМ полны ваши уши,\\\" - право, такую трактовку слышу впервые! Итак, господа Хорошие, берем свои армянские ручки и записаваем в свои армянские тетрадки: \\\"Лож - это вы и ваша история, которую можно описать на одном листе бумаги\\\".
Самир | 2008-03-02


bol\'no...zamechateln\'o op\'jat\' zje bolno, chitat\' slova svoego pradeda, napisannie bolle chem vek nazad, i, kotorie zvychat bolee, chem zlobodnevno seichas, v nash 21 vek... 10 minyt nazad menja ypreknyli v tom, chto ja syzjy obo vsem na rasstojanii (tak mol legche)... kak objasnit\', chto bol\' ona odna i ne zavisit ot togo, gde ti... (ja sama bila pochti vozmyshena Solzjenicevskim \"kak nam obystroit\' Rossiu\", davat\' soveti na rasstojanii vsegda legche... no eto-nasha bol\', nasha obshaja bol\'...vo mne govorit (po vsey vidimosti) nasledstvennoe otricanie \"politikanov\", kotormi Kavkaz vsegda bil bogat, obvinjat\' mozjno vseh-ved\' eto samoe legkoe... i Gryziu , i Rossiu, i Bysha... DELAT\' chto libo dlaj ludei, kotorie ot kavkazskogo politikanstvo stradali i stradaut, trydno, pochti nevizmozno... ja ne bila znakoma s vashim sitom.. .esli vam nyzjna pomosh\' v perevodah (na gollandskii) - khotela bi pomoch\' (bezvozmezdno)
s.toumanian | 2008-08-21


jelaiu uspexov idea ochen xoroshaia, xochu drujit s vami osobenno s osetinskim jurnalistami obsujdat voprosi medii . xochu prinimat uchastie v vashix meropriatiax. ia jurnalist, rabotaiu na radio svoboda
goga aptsiauri | 2009-08-09


sobaka i kot
hovhannes tumanyan | 2011-02-11


Esli plokhoi mir luchshe khoroshei voini, to chto est khoroshi mir? Skolko mojet dlitsja eta konfrontacija? Daje stoletnjaja voina zakonchilas, a u nas- net etomu konca, mi ved osobie! Stradajut je narodi! A v eto vremja raznogo roda i proiskhojdenija kozli najivajutsja na ikh gore. Nachnite idti k miru i da pomojrt vam Bog.
georgi khetagurov. | 2011-03-06


Простыми призывами к миру и объявлением врагами народов поджигателей войны с такой огромной проблемой не справиться.Причина кроется гораздо глубже. Причина в нашей общей необразованности: мы не знаем о наших соседях ровным счетом ничего, кроме навязанных стереотипов, более того, мы не хотим знать о наших соседях более того, что знаем.Поэтому, на мой взгляд начинать надо с образования, со школьной скамьи вводить уроки толерантности, изучать культуру своих соседей, развивать программы культурного обмена, совместные летние лагеря. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем мы не позволили манипулировать нашим сознанием, потому, что мы ЗНАЕМ, потому, что ЗНАКОМЫ.Толерантность ведь не бывает избирательной, либо она есть, либо ее нет и основана она прежде всего на уважении и принятии того, \"кто не похож на тебя\", кто не такой, как ты, но тоже имеет право БЫТЬ.
Русудан Маршания, Тбилиси | 2011-10-13


Текалинский процесс старается вдохнуть жизнь в армяно-азербайджанские взаимоотношения! Это самая добрая инициатива за последние 25 лет. Это процесс по заветам Ованеса Туманяна! Я верю что, в конце-концов добро победит!
Хамис Масимов | 2015-04-21


Настоятельно рекомендуем относиться друг к другу с уважением и не переходить на личности в ходе дискуссии. Однотипные и бессодержательные сообщения; комментарии, содержащие ненормативную лексику; комментарии, содержащие призывы к экстремистским действиям, разжигающие межнациональную или религиозную рознь запрещены.

Автор:
   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
Copyright © 2006 - 2014 info@southcaucasus.com