СЕГОДНЯ В АРМЕНИИ УЖЕ НЕТ ПРАВОЗАЩИТЫ. ЕСТЬ ТОЛЬКО СКОТСКИЙ СТРАХ
Интервью
Day.Az с экс-министром
образования Армении
Ашотом Блеяном.
Господин Блеян, в 1992-ом году, Вы приехали в Баку и выступили с речью перед депутатами Милли Меджлиса. Чем был обоснован этот шаг и что Вы хотели донести до внимания азербайджанских парламентариев, азербайджанского народа?
Да, я приезжал в Баку в те тяжелые годы. Это было 1992 года, 4-9 Ноября. В Азербайджане, узнав о моем намерении встретиться с парламентариями, официальными лицами, желали, чтобы я представлял власти Армении и говорил от имени властей. Это было важно для них. Я так и сделал в принципе. Многие в Баку, конечно же, стали подозревать неладное. Думали, что Блеян, член АОД затеял авантюру. «А может он шпион, рука Москвы?» думали они.
Ведь я приехал в Баку совершенно один. В то время было затишье, самое время для примирения. Было самое время решать: война или мир? А потенциал для мира действительно был.
Стороны могли бы прийти к общему знаменателю и поверьте мне, ситуация сегодня была бы намного другой. Даже министр обороны Мамедов принял меня как сына, и сказал, «даже если не будет результата от твоего визита, все равно твой приезд сюда послужит примером для будущих поколений». Ну, как вы знаете, стороны выбрали войну, и пошло поехало. Результат налицо.
А в 92-ом, 60 с лишним депутатов Армении заверили меня, что подписываются под моим обращением, то есть поддерживают меня. И только во время выступления, в Милли Меджлисе, поступила информация о том, что все шестьдесят с лишним депутатов отказались от своих подписей. Они не сдержали своего обещания.
И что случилось после Вашего возвращения в Армению?
Ну, сами подумайте, какие годы были тогда. «Карабах!», «Миацум!». Мне незамедлительно вынесли приговор, объявили предателем и начали оскорблять. Как сейчас реагируют некоторые СМИ в Азербайджане на визиты азербайджанских журналистов или представителей НПО в Армению? Находятся ведь желающие, объявить их предателями?
Вот и со мной, было то же самое, но в более гипертрофированной форме. Писали на стенах Ереванских домов мое имя, матерились, оскорбляли членов моей семьи, обещали убить, зарезать. Удивляюсь тому, как мне удалось остаться в живых.
Но Вы остались в живых и даже баллотировались в президенты, попал в тюрьму, стали политзаключенным. А сегодня Вы являетесь директором огромного образовательного комплекса в Ереване. Расскажите про свой жизненный путь, начиная с тюремных лет, кончая сегодняшним днем.
В президенты я баллотировался, для того чтобы стать президентом. Это было на внеочередных выборах 1998-го года, после отставки Левона Тер-Петросяна.
Да, я прекрасно знал, как на это отреагирует народ, и знал, каков будет результат выборов. Но моя кандидатура, дала мне незаменимое поле для выражения своих мыслей, доведения до общественного сознания своих намерений, целей, видения.
А в 1999-ом году, по сфабрикованным материалам меня посадили в тюрьму. Что могли придумать лучше, чем обвинить меня в хищениях, коррумпированности? Это же классика. И только после того как я оказался за решеткой, в Армении появился серьезный, мощный институт правозащиты. Друзья помогли мне устоять, они защитили мои права, организовывали митинги в мою поддержку.
А сегодня я директор образовательного комплекса. Это огромный комплекс и я рад, что занимаюсь делом, которое мне нравится, которое я умею делать.
Сегодня в Армении уже нет правозащиты. Есть только скотский страх. Ведь наше общество ничем не отличается от советского тоталитарного строя.
Но господин Блеян, Ваши последние слова о «скотском страхе», Вы озвучиваете в образовательном комплексе, который подчиняется Министерству Образования РА и в котором Вы являетесь директором. В Армении много таких, свободно мыслящих директоров школ, или Вы один такой?
Я не понимаю, что вы конкретно хотите услышать от меня? Ничего сверхъестественного в моих словах нет. Я говорю то, что думаю.
Расскажите о проблемах в образовательной системе Армении.
Самая, на мой взгляд, большая проблема это, полный контраст школьной программы, с реальной жизнью. Например, я объясняю своим ученикам, что такое правовое государство, что такое закон, права человека, демократия. Вечером же они по телевизору видят и слушают абсолютно противоположные вещи. Например, оскорбления в адрес азербайджанцев и турок.
Я знаю, что то же самое происходит и у вас, но от этого мне легче не становится и этим нельзя оправдать эту тенденцию в наших СМИ. В Конституции говорится об уважении прав человека, об уважении всех народов, этносов и о том, что все равны перед законом. А в жизни что происходит?
Тогда я призываю парламент, власти Армении, добавить в Конституцию главу, по которой будет дозволено оскорблять азербайджанцев и турок. Вот после этого все встанет на свои места, не останется противоречий, которые пагубно влияют на подрастающее поколение.
Как, по-вашему, есть сегодня шанс, для разрешения конфликта мирным путем?
Сегодня в наших обществах граждане слепо подчиняются, не ведая о том, что есть вариант и гражданского неповиновения тоже. Конечно же, в хорошем смысле этого слова. Подразумеваю, участие граждан во всех общественных процессах. В частности, в этих процессах активность должна проявлять молодежь. Но ведь этого у нас не наблюдается. Преступления очень часто совершаются бездействием. Следовательно, все мы являемся преступниками.
Для чего нужно было подписывать соглашение о прекращении огня? Для того чтобы остановилась кровь, и мы решали свои проблемы мирным путем, путем диалога. Не так ли? Тогда почему мы бездействуем? Чего мы ждем? Чтобы наши власти, решили наши проблемы? Пора уже понять, что без гражданской инициативы этому не быть. Власти наших стран никогда не изменятся, и будут править до бесконечности.
Все спрашивают меня, что я думаю о Карабахе. А я думаю, что мы забыли о судьбе человека, и говорим только о статусе. Для меня земля, в том числе и Карабах, принадлежит тем, кто на ней живет. А население Карабаха, это армяне и азербайджанцы, которые должны мирно сосуществовать на этих землях. Свободное, безопасное проживание на этих землях, проходит только через единство азербайджанского и армянского народов.
А что касается статуса, население Карабаха, о котором я говорил, должно найти в себе силы и определится с ним.
Алекпер Алиев
Баку-Ереван-Баку
20-12-06
Господин Блеян, в 1992-ом году, Вы приехали в Баку и выступили с речью перед депутатами Милли Меджлиса. Чем был обоснован этот шаг и что Вы хотели донести до внимания азербайджанских парламентариев, азербайджанского народа?
Да, я приезжал в Баку в те тяжелые годы. Это было 1992 года, 4-9 Ноября. В Азербайджане, узнав о моем намерении встретиться с парламентариями, официальными лицами, желали, чтобы я представлял власти Армении и говорил от имени властей. Это было важно для них. Я так и сделал в принципе. Многие в Баку, конечно же, стали подозревать неладное. Думали, что Блеян, член АОД затеял авантюру. «А может он шпион, рука Москвы?» думали они.
Ведь я приехал в Баку совершенно один. В то время было затишье, самое время для примирения. Было самое время решать: война или мир? А потенциал для мира действительно был.
Стороны могли бы прийти к общему знаменателю и поверьте мне, ситуация сегодня была бы намного другой. Даже министр обороны Мамедов принял меня как сына, и сказал, «даже если не будет результата от твоего визита, все равно твой приезд сюда послужит примером для будущих поколений». Ну, как вы знаете, стороны выбрали войну, и пошло поехало. Результат налицо.
А в 92-ом, 60 с лишним депутатов Армении заверили меня, что подписываются под моим обращением, то есть поддерживают меня. И только во время выступления, в Милли Меджлисе, поступила информация о том, что все шестьдесят с лишним депутатов отказались от своих подписей. Они не сдержали своего обещания.
И что случилось после Вашего возвращения в Армению?
Ну, сами подумайте, какие годы были тогда. «Карабах!», «Миацум!». Мне незамедлительно вынесли приговор, объявили предателем и начали оскорблять. Как сейчас реагируют некоторые СМИ в Азербайджане на визиты азербайджанских журналистов или представителей НПО в Армению? Находятся ведь желающие, объявить их предателями?
Вот и со мной, было то же самое, но в более гипертрофированной форме. Писали на стенах Ереванских домов мое имя, матерились, оскорбляли членов моей семьи, обещали убить, зарезать. Удивляюсь тому, как мне удалось остаться в живых.
Но Вы остались в живых и даже баллотировались в президенты, попал в тюрьму, стали политзаключенным. А сегодня Вы являетесь директором огромного образовательного комплекса в Ереване. Расскажите про свой жизненный путь, начиная с тюремных лет, кончая сегодняшним днем.
В президенты я баллотировался, для того чтобы стать президентом. Это было на внеочередных выборах 1998-го года, после отставки Левона Тер-Петросяна.
Да, я прекрасно знал, как на это отреагирует народ, и знал, каков будет результат выборов. Но моя кандидатура, дала мне незаменимое поле для выражения своих мыслей, доведения до общественного сознания своих намерений, целей, видения.
А в 1999-ом году, по сфабрикованным материалам меня посадили в тюрьму. Что могли придумать лучше, чем обвинить меня в хищениях, коррумпированности? Это же классика. И только после того как я оказался за решеткой, в Армении появился серьезный, мощный институт правозащиты. Друзья помогли мне устоять, они защитили мои права, организовывали митинги в мою поддержку.
А сегодня я директор образовательного комплекса. Это огромный комплекс и я рад, что занимаюсь делом, которое мне нравится, которое я умею делать.
Сегодня в Армении уже нет правозащиты. Есть только скотский страх. Ведь наше общество ничем не отличается от советского тоталитарного строя.
Но господин Блеян, Ваши последние слова о «скотском страхе», Вы озвучиваете в образовательном комплексе, который подчиняется Министерству Образования РА и в котором Вы являетесь директором. В Армении много таких, свободно мыслящих директоров школ, или Вы один такой?
Я не понимаю, что вы конкретно хотите услышать от меня? Ничего сверхъестественного в моих словах нет. Я говорю то, что думаю.
Расскажите о проблемах в образовательной системе Армении.
Самая, на мой взгляд, большая проблема это, полный контраст школьной программы, с реальной жизнью. Например, я объясняю своим ученикам, что такое правовое государство, что такое закон, права человека, демократия. Вечером же они по телевизору видят и слушают абсолютно противоположные вещи. Например, оскорбления в адрес азербайджанцев и турок.
Я знаю, что то же самое происходит и у вас, но от этого мне легче не становится и этим нельзя оправдать эту тенденцию в наших СМИ. В Конституции говорится об уважении прав человека, об уважении всех народов, этносов и о том, что все равны перед законом. А в жизни что происходит?
Тогда я призываю парламент, власти Армении, добавить в Конституцию главу, по которой будет дозволено оскорблять азербайджанцев и турок. Вот после этого все встанет на свои места, не останется противоречий, которые пагубно влияют на подрастающее поколение.
Как, по-вашему, есть сегодня шанс, для разрешения конфликта мирным путем?
Сегодня в наших обществах граждане слепо подчиняются, не ведая о том, что есть вариант и гражданского неповиновения тоже. Конечно же, в хорошем смысле этого слова. Подразумеваю, участие граждан во всех общественных процессах. В частности, в этих процессах активность должна проявлять молодежь. Но ведь этого у нас не наблюдается. Преступления очень часто совершаются бездействием. Следовательно, все мы являемся преступниками.
Для чего нужно было подписывать соглашение о прекращении огня? Для того чтобы остановилась кровь, и мы решали свои проблемы мирным путем, путем диалога. Не так ли? Тогда почему мы бездействуем? Чего мы ждем? Чтобы наши власти, решили наши проблемы? Пора уже понять, что без гражданской инициативы этому не быть. Власти наших стран никогда не изменятся, и будут править до бесконечности.
Все спрашивают меня, что я думаю о Карабахе. А я думаю, что мы забыли о судьбе человека, и говорим только о статусе. Для меня земля, в том числе и Карабах, принадлежит тем, кто на ней живет. А население Карабаха, это армяне и азербайджанцы, которые должны мирно сосуществовать на этих землях. Свободное, безопасное проживание на этих землях, проходит только через единство азербайджанского и армянского народов.
А что касается статуса, население Карабаха, о котором я говорил, должно найти в себе силы и определится с ним.
Алекпер Алиев
Баку-Ереван-Баку
20-12-06