НИ АРМЯНЕ КАРАБАХА, НИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ НЕ ДОЛЖНЫ
НИЧЕГО ДЕЛАТЬ
Интервью Георгия Ваняна - Вугару Гасанову
- Любая публикация об армяно-азербайджанском, Нагорно-Карабахском конфликте завершается предупреждением о том, что скоро начнется война. Может, Вы мне подскажете, как положить конец конфликту между нашими народами?
- Конфликта между народами не бывает, между народами бывает война. И сейчас между нашими народами идет война на всех фронтах. Ежеминутная опасность начала широкомасштабных военных действий только часть этой войны.
Как положить конец войне? Для этого надо сначала понять, наша ли это война и в чем ее цель? Конфликт, который превратился в войну, был заложен при царизме, развивался во время СССР, и стал войной накануне формального распада российской империи. Война стала главным тормозом становления армянской и азербайджанской государственности. Получившие, провозгласившие независимость наши народы не имели необходимого политического потенциала, необходимой политической культуры для того, чтобы преодолеть последствия депортаций и погромов, организованных из Кремля. В итоге получилась война, которая длится двадцать с лишним лет, подогреваясь и питаясь из своего же источника, из имперских амбиций Кремля.
Армения, добровольно находится под оккупацией России, у Азербайджана - территориальный спор с Арменией, а народы, армянский и азербайджанский, воюют. При этом Россия, наследник империи, является международно-признанным и ведущим посредником. При таком раскладе суверенность Азербайджана под вопросом. Как положить конец этому раскладу, когда оба наши народа заняты войной, и только войной?
- Азербайджан предлагает Нагорному Карабаху высокий статус автономии, и гарантии обеспечить безопасность армян региона как граждан Азербайджана. Какие шаги должны сделать азербайджанцы для того, чтобы армяне Карабаха забыли о войне и согласились бы быть гражданами Азербайджана?
- Ни армяне Карабаха, ни азербайджанцы, не должны ничего делать. Делать должны политики. Вопрос Карабаха не является вопросом согласия или не согласия граждан. Это псевдомифология нашей войны – пакетные, поэтапные, мадридские или ялтинские псевдо идеи. Это разговоры в воздухе. Это никак не политика.
- Кстати, умерла ли народная дипломатия, о которой очень много говорили? Если нет, есть ли потенциал для ее развития?
- Люди хотят жить в безопасности – это и есть потенциал народной дипломатии, это и есть социальный заказ на мир. Реализация этого социального требования безопасности, этого социального заказа на мир, не только возможна, но и является первым необходимым условием создания государственности. Об этом успешно забывают и наши «патриоты-националисты», и наши «демократы-либералы», которые свою главную миссию видят в засорении политического поля военной риторикой и имитациями демократизации.
Только реализовав социальное требование безопасности, государство может идти дальше – к утверждению власти народа, закрепленному в наших Конституциях. «Надо игнорировать войну и развивать демократию» – в ловушке этой идеи мы трепыхаемся уже более 20 лет. Пока идет война – авторитаризм и казарменный режим будет естественным для нас состоянием, независимо от того, кто у власти. Во имя государственности и демократии нужно остановить войну и начинать решение конфликта. Для реализации народной дипломатии нужны институты, доводящие до власти эту жизненную необходимость - остановить войну. Таких институтов ни у нас, ни у вас - нет.
Моя, вот уже десятилетняя деятельность в Армении осуществляется не «во имя», а «вопреки», для прорыва и освобождения пространства на общественном поле, заболоченном лживым миролюбием и лживым гуманизмом. Я работаю вопреки «действующей» правозащите, «действующей» журналистике и «действующей» оппозиции, которые обслуживают власть, обеспечивают легкую и безмятежную жизнедеятельность нашей власти, представленной в лице кремлевских полицаев.
- Вы хотели провести неделю азербайджанского кино в Армении. Есть ли у вас еще какие-либо новые идеи и проекты?
- В Армении мы не только хотели, но и провели «Стоп» Фестиваль азербайджанских фильмов. К сожалению, на искаженном войной информационном поле, и нашем, и вашем, этот фестиваль был преподнесен как «неудавшаяся попытка». Символом фестиваля, к сожалению, стали зверствующие молодчики, проплаченные властью, и «воодушевленные» антифестивальной кампанией, в которой с одинаковым рвением участвовала и власть, и оппозиция, и титульная интеллигенция.
Эта антифестивальная кампания, как ни парадоксально, воодушевила не только зверствующих молодчиков, но и армянских титульных миротворцев, которые с готовностью заявили, что реализация подобных идей вредит (!) их текущему гражданскому диалогу с азербайджанцами.
Между тем, фестиваль состоялся, фильмы посмотрели десятки людей. Идея фестиваля до сих пор в действии. Я не раз говорил, это - марафонский забег, который уже стартовал.
Сейчас сотни людей на Южном Кавказе являются участниками Текалинского процесса, который начался весной 2011 года, на стыке границ трех южнокавказких республик, начался с обсуждения возможности медиации Грузии в армяно-азербайджанском конфликте. Это новый процесс, в который мы вкладываем энергию и ресурсы. Это гражданские слушания, это фестивали, это открытое поле для новых идей, это свободное поле, для всех, у кого есть что обсудить и есть что сделать. Это процесс самоуправления и самоутверждения граждан региона.
- Готовы ли азербайджанское и армянское общества к нормальному общению и что нужно сделать для этого?
- Готовы. Приезжайте в Текали - обсудим, что надо сделать, чтобы эта готовность превратилась в действие.
12-04-13
vesti.az
- Любая публикация об армяно-азербайджанском, Нагорно-Карабахском конфликте завершается предупреждением о том, что скоро начнется война. Может, Вы мне подскажете, как положить конец конфликту между нашими народами?
- Конфликта между народами не бывает, между народами бывает война. И сейчас между нашими народами идет война на всех фронтах. Ежеминутная опасность начала широкомасштабных военных действий только часть этой войны.
Как положить конец войне? Для этого надо сначала понять, наша ли это война и в чем ее цель? Конфликт, который превратился в войну, был заложен при царизме, развивался во время СССР, и стал войной накануне формального распада российской империи. Война стала главным тормозом становления армянской и азербайджанской государственности. Получившие, провозгласившие независимость наши народы не имели необходимого политического потенциала, необходимой политической культуры для того, чтобы преодолеть последствия депортаций и погромов, организованных из Кремля. В итоге получилась война, которая длится двадцать с лишним лет, подогреваясь и питаясь из своего же источника, из имперских амбиций Кремля.
Армения, добровольно находится под оккупацией России, у Азербайджана - территориальный спор с Арменией, а народы, армянский и азербайджанский, воюют. При этом Россия, наследник империи, является международно-признанным и ведущим посредником. При таком раскладе суверенность Азербайджана под вопросом. Как положить конец этому раскладу, когда оба наши народа заняты войной, и только войной?
- Азербайджан предлагает Нагорному Карабаху высокий статус автономии, и гарантии обеспечить безопасность армян региона как граждан Азербайджана. Какие шаги должны сделать азербайджанцы для того, чтобы армяне Карабаха забыли о войне и согласились бы быть гражданами Азербайджана?
- Ни армяне Карабаха, ни азербайджанцы, не должны ничего делать. Делать должны политики. Вопрос Карабаха не является вопросом согласия или не согласия граждан. Это псевдомифология нашей войны – пакетные, поэтапные, мадридские или ялтинские псевдо идеи. Это разговоры в воздухе. Это никак не политика.
- Кстати, умерла ли народная дипломатия, о которой очень много говорили? Если нет, есть ли потенциал для ее развития?
- Люди хотят жить в безопасности – это и есть потенциал народной дипломатии, это и есть социальный заказ на мир. Реализация этого социального требования безопасности, этого социального заказа на мир, не только возможна, но и является первым необходимым условием создания государственности. Об этом успешно забывают и наши «патриоты-националисты», и наши «демократы-либералы», которые свою главную миссию видят в засорении политического поля военной риторикой и имитациями демократизации.
Только реализовав социальное требование безопасности, государство может идти дальше – к утверждению власти народа, закрепленному в наших Конституциях. «Надо игнорировать войну и развивать демократию» – в ловушке этой идеи мы трепыхаемся уже более 20 лет. Пока идет война – авторитаризм и казарменный режим будет естественным для нас состоянием, независимо от того, кто у власти. Во имя государственности и демократии нужно остановить войну и начинать решение конфликта. Для реализации народной дипломатии нужны институты, доводящие до власти эту жизненную необходимость - остановить войну. Таких институтов ни у нас, ни у вас - нет.
Моя, вот уже десятилетняя деятельность в Армении осуществляется не «во имя», а «вопреки», для прорыва и освобождения пространства на общественном поле, заболоченном лживым миролюбием и лживым гуманизмом. Я работаю вопреки «действующей» правозащите, «действующей» журналистике и «действующей» оппозиции, которые обслуживают власть, обеспечивают легкую и безмятежную жизнедеятельность нашей власти, представленной в лице кремлевских полицаев.
- Вы хотели провести неделю азербайджанского кино в Армении. Есть ли у вас еще какие-либо новые идеи и проекты?
- В Армении мы не только хотели, но и провели «Стоп» Фестиваль азербайджанских фильмов. К сожалению, на искаженном войной информационном поле, и нашем, и вашем, этот фестиваль был преподнесен как «неудавшаяся попытка». Символом фестиваля, к сожалению, стали зверствующие молодчики, проплаченные властью, и «воодушевленные» антифестивальной кампанией, в которой с одинаковым рвением участвовала и власть, и оппозиция, и титульная интеллигенция.
Эта антифестивальная кампания, как ни парадоксально, воодушевила не только зверствующих молодчиков, но и армянских титульных миротворцев, которые с готовностью заявили, что реализация подобных идей вредит (!) их текущему гражданскому диалогу с азербайджанцами.
Между тем, фестиваль состоялся, фильмы посмотрели десятки людей. Идея фестиваля до сих пор в действии. Я не раз говорил, это - марафонский забег, который уже стартовал.
Сейчас сотни людей на Южном Кавказе являются участниками Текалинского процесса, который начался весной 2011 года, на стыке границ трех южнокавказких республик, начался с обсуждения возможности медиации Грузии в армяно-азербайджанском конфликте. Это новый процесс, в который мы вкладываем энергию и ресурсы. Это гражданские слушания, это фестивали, это открытое поле для новых идей, это свободное поле, для всех, у кого есть что обсудить и есть что сделать. Это процесс самоуправления и самоутверждения граждан региона.
- Готовы ли азербайджанское и армянское общества к нормальному общению и что нужно сделать для этого?
- Готовы. Приезжайте в Текали - обсудим, что надо сделать, чтобы эта готовность превратилась в действие.
12-04-13
vesti.az