фильмы южнокавказского кинофестиваля мира и прав человека
ШАХИН
Финляндия / 2004 г.
14 мин.
Режиссёр: Минна Линдроос
Монтаж: Теро Никулайнен
Продюсер: Хелле Фабер
Производство кинокомпании YLE Finnish Broadcasting Company
14-летняя Шахин ничем не отличается от обычной финской школьницы. Её дни наполнены друзьями, школой, увлечениями, мальчиками и мечтами о будущем. Но жизнь Шахин не всегда была такой беззаботной. Она иранский курд. Когда Шахин было три, ей вместе с матерью пришлось бежать из Ирана. Несколько лет вынужденные беженцы переезжали с места на место и в конце концов поселились в Финляндии. Каково это – приехать в новую страну, жить в чужой культуре, ходить в школу, где все говорят на непонятном тебе языке? Как интегрироваться в новый образ жизни? Сделать это можно, но не сразу. Ещё семь лет назад Шахин говорила только на языке курдов, а сейчас она даже думает на финском. Тяжело найти своё «я», живя между двумя культурами. В зависимости от ситуации Шахин чувствует себя то курдом, то финнкой или иранкой. Страхи прошлого навсегда останутся с ней, но после всех тягостей, что выпали на её долю, она глубоко ценит спокойствие и все те возможности, которые есть в её теперешней жизни.
Основная тема фильма «Шахин» - жизнь беженца и попытке найти своё место в новой культуре. Фильм также рассказывает о поиске своего «я», о борьбе, с которой сталкивается каждый из нас, независимо от того, в какой стране мы живём.
ТРИ ТОВАРИЩА
Нидерланды / 2006 г.
99 мин.
Режиссёр: Маша Новикова
Монтаж: Срдян Финк
Продюсер: Имке Крейкен
Производство кинокомпаний VPRO, NOVDOC
Три друга - Руслан, Рамзан и Ислам - колесят по улицам чеченского города Грозный, радио в машине гремит… События происходят в начале 1990-х. Через несколько месяцев Руслана арестовывают и казнят российские солдаты. На очереди Рамзан - он погибает во время воздушной атаки. Последнего из троих друзей, Ислама (врача по профессии), от смерти спасает только депортация в Голландию. Именно там режиссёр Маша Новикова начинает снимать документальный фильм о трагической судьбе трёх молодых ребят. Фильм позволяет взглянуть на российско-чеченский конфликт глазами мусульманских жителей. Он основывается на интервью с выжившими, которые знали трёх друзей - центральных героев фильма. Фрагменты фильма дополнены богатым видеоархивом, найденным в доме Рамзана, который при жизни был оператором.
Фильм собирает бесценную мозаику личных воспоминаний и откровенных признаний тех, кто прошёл через невообразимые унижения войны. Беспристрастному зрителю открывается подлинная картина места, где кровавая бойня была частью жизни обычных людей, живших в самом центре боевых действий.
ВРАГИ СЧАСТЬЯ
Дания / 2006 г.
59 мин.
Режиссёр: Ева Мулвад
Монтаж: Адам Нильсен
Продюсер: Хелле Фабер
Производство кинокомпании Bastard Film
В 2003 году Малалаи Джоя, молодая афганская женщина 24 лет, появилась в нижней палате афганского парламента – месте, где властвуют исключительно мужчины. Она подняла вопрос о притеснении афганских женщин и обвинила общество в бездействии. Малалаи вывели из зала заседаний уже через несколько минут после начала её обвинительной речи, а вскоре она получила первые анонимные письма с угрозами. В целях безопасности Малали Джоя была вынуждена носить ненавистную ей бурку. Датский режиссёр Ева Мулвад неотступно следует за Малалаи Джоейнеделю до выборов в афганский парламент, в которых участвует 41 кандидат – из них только 3 женщины. Во время предвыборной компании Малалаи постоянно угрожают, но она также чувствует поддержку деревенских жителей, которым не к кому больше обратиться за помощью в вопросах домашнего насилия и насильственного брака.
Два года назад ВВС объявила Малалаи Джою самой известной женщиной Афганистана. В любой западной стране такого рода известие не вызвало бы особого резонанса, но в стране, где женщинам впервые разрешили голосовать в 2005 году, это достижение заслуживает восхищения.
БЕЛЫЕ ВОРОНЫ - ЧЕЧЕНСКИЙ КОШМАР
Германия / 2005 г.
92 мин.
Режиссёры: Йохан Файндт и Тамара Трампе
Монтаж: Стефан Крумбигель
Продюсер: Томас Куфус
Производство кинокомпании Zero Film
Петя и Кирилл, которым едва исполнилось 18, добровольно пошли служить на чеченский фронт. Медсестра Катя работает в полевом госпитале в зоне военных действий. Все они возвращаются домой другими людьми - искалеченные физически и морально, оставшись один на один с воспоминаниями об увечьях, мучениях и смерти. На протяжении трёх лет Йохан Файндт и Тамара Трампе наблюдали, как вернувшиеся с войны пытаются снова ужиться в обществе, которое напрочь отказывается посмотреть войне в лицо. Комитет матерей российских солдат - единственное место, где они вместе с беспомощными родителями могут найти единомышленников, с которыми можно поговорить.
Война бушевала в Чечне на протяжении 10 лет. Она была грязной и бессмысленной. Война уязвлённой Российской империи. Политики - кукловоды в этом жестоком театре марионеток - рады, что теперь война проходит под другим девизом: борьба с терроризмом. Ведь это звучит куда благороднее и намного легче принимается мировым сообществом.
СОГЛАШЕНИЕ
Швейцария / 2005 г.
83 мин.
Режиссёр и продюсер: Николас Вадимофф
Журналист: Беатриче Гуэльпа
Монтаж: Карине Судан / Наиме Бачири
Производство кинокомпании Akka Films
Мир? Вот уже три года, как для Израиля и Палестины это слово забыто. Контрольно-пропускные пункты, оккупированные города, террористы-смертники… Среди опустошённой действительности возле Женевского озера вдруг зарождается надежда. 1 декабря 2003 года 400 израильтян и палестинцев приезжают в Женеву, чтобы представить свой мирный план, получивший название Женевская инициатива. Детали этого плана тайно обсуждались на протяжении последних двух с половиной лет при поддержке Министерства иностранных дел Швейцарии.
У плана есть две особенности: он издан деятелями гражданского общества и впервые даёт конкретные ответы на наиболее болезненные вопросы (о статусе Иерусалима, колониях и возвращении палестинских беженцев).
Людей, издавших Женевскую инициативу, на родине считают предателями. Однако среди мировой общественности инициатива нашла неожиданный отклик и получила поддержку сильнейших государств мира. Режиссёр фильма «Соглашение» сопровождает 8 членов Женевской инициативы (4 израильтян и 4 палестинцев) – мужчин и женщин, осмелившихся нарушить тишину и посмотреть в лицо страху, иллюзиям и безразличию обеих сторон. Фильм уводит зрителя в закулисье дипломатии и рассказывает, как разрабатывается инициатива в отчаянной борьбе за мир.
ПЕНДЖАБСКОЕ ТАКСИ
США / 2006 г.
20 мин.
Режиссёр / продюсер / монтаж: Лиам Далзелл
В фильме «Пенджабское такси» тёмную сторону либерального американского общества нам открывает сикх, работающий таксистом в Сан-Франциско. После 11 сентября сикхи, носящие тюрбан, подвергаются притеснениям и жестокому обращению со стороны местного населения, становясь жертвой стереотипного представления о террористе со Среднего Востока.
Фильм рассказывает об изоляции и страхе: фрагменты почти потусторонней культуры, сцены из жизни сикхов, носящих длинную бороду и тюрбан, противопоставляются тёмным, зловещим улицам, полным невежественных и злобных людей. Как сказал один из героев фильма, таксист-сикх, смерть – это «100% иммиграция, там никому не откажут».
МЕСТО ВСТРЕЧИ
США / 2006 г.
101 мин.
Режиссёр и продюсер: Ронит Авни
Сорежиссёр: Джулия Бача
Продюсеры: Джолин Маклуф, Наханни Роус
Когда мир уже начал терять надежду разрешить палестино-израильский конфликт, на экраны вышел фильм «Место встречи». Создатели фильма – палестинец, израильтянка и команда из Северной и Южной Америки – предлагают зрителям не броскую, навязчивую образность, а истории простых людей: израильского поселенца, бывшего палестинского заключённого, матери-израильтянки, потерявшей сына, и историю раненого палестинца, который похоронил родного брата. Рискуя личной безопасностью и положением в обществе, эти люди всеми силами стараются положить конец конфликту. Их цель – подвести палестинское и израильское общество к идеи новой договорённости о мире и ненасилии. Возможно, пройдёт время и их действия признают катализатором конструктивных изменений в регионе.
«Место встречи» – это фильм о надежде и настоящей храбрости, а также скрытый намёк на молчание журналистов и политиков, которые игнорируют мирные настроения простых людей.
МОСТ ЧЕРЕЗ ВАДИ
Израиль / 2006 г.
55 мин.
Автор сценария/ режиссёр / продюсер: Томер Хейман, Барак Хейман
В 2004 году, спустя два года после возобновления восстаний второй интифады, группа арабских и израильских родителей решает основать на арабской территории, в деревне под названием Вади, совместную двунациональную, двуязычную школу. И хотя замысел был преисполнен идеализма и благородства, в реальности на пути его осуществления стояли серьёзные препятствия. К тому же, родителям пришлось защищать своё решение перед скептиками и теми, кто был против создания такой школы. Школа, носящая название «Мост через Вади», вмещает 50 еврейских и 50 арабских учеников, но расположена в арабской части деревни.
Без всякой предвзятости режиссёры наблюдают за тем, как студенты, преподаватели и родители пытаются мирно сосуществовать в первом, таком важном учебном году. Создатели фильма показывают, насколько хрупки попытки родителей создать условия для сосуществования на фоне сложной реальности. К концу года станет очевидно, что им всё же удалось заложить основу для мирных взаимоотношений – пусть шаткую и непредсказуемую, но такую нужную. В 2005 году в школу записалось вдвое больше детей.
БЫТЬ И ИМЕТЬ
Франция / 2002 г.
100 мин.
Режиссёр / монтаж: Николя Филибэр
Продюсер: Жиль Сандо
Производство кинокомпании Maпa Films
Небольшой экскурс в жизнь маленькой французской деревни и знакомство со «школой одного учителя». Фильм снят в новом реалистичном стиле ненавязчивого наблюдения, во время которого нам открывается повседневная жизнь детей в учебном году. Их учитель – человек с большим сердцем, преданный своему делу. Дети разные по возрасту, у них разные потребности, но всем им он уделяет внимание и наставляет на правильный путь. Постепенно мы замечаем, насколько тесна эмоциональная связь между детьми и их учителем. Наблюдая за занятиями, поездками на природу и домашней жизнью учеников, зритель больше узнаёт об уникальной французской традиции «школы одного учителя», а также о её важности в деревенской жизни.
Чуткая и ненавязчивая манера режиссёра создаёт глубоко гуманный портрет сельской школы, являя собой прекрасный пример зарождающегося течения французской документалистики, объединяющего в себе реалистичный подход и созерцательное, поэтическое восприятие образных деталей.