Нурсун Эрель со студентами Ереванского Государственного Университета
до того, как начали поступать странные звонки.
ПРЕДИСЛОВИЕ: ДА, Я ВИРУС ДЛЯ АРМЯН!
Неправительственная организация Кавказский Центр Миротворческих Инициатив пригласила меня, и целью проекта было обсудить стереотипы в наших двух обществах. Британское посольство в Ереване стало одним из спонсоров проекта.
Итак, как все происходило?
Надо сказать, это было идеальным способом доказать существование определенных стереотипов в Армении (таковые есть я думаю и в Турции), и поэтому проект достиг своей цели.
Один из примеров проявился на второй день моей программы в Ереване. Была назначена встреча со студентами факультета журналистики в Ереванском государственном университете. Но ректор университета Арам Симонян неожиданно в последний момент отменил эту тщательно подготовленную встречу. Я узнала, что ректор привел странное объяснение своему решению: «Турецкий журналист может стать источником вируса среди студентов».
Почему-то студенты Ереванского госуниверситета не разделили мнение своего ректора, и пришли на встречу со мной в отеле. Нам было много о чем поговорить, но во время разговора все они стали получать странные телефонные звонки, после чего друг за другом, извиняясь и говоря «у нас проблема в университете», ушли.
Позже мне сказали, что странные звонки исходили от преподавателей, которые просили их покинуть встречу и вернуться в университет.
Там, в тот день, если бы мне позволили, я собиралась критиковать турецкую прессу. Я должна была привести примеры тех стереотипов, от которых не свободны даже знаменитые ведущие колонок. Рассказать о том, как они ошибаются и как позже извиняются за ошибки. Я собиралась также рассказать о моем необычном расследовании в архивах турецкого парламента, связанном с речами Ататюрка.
Я слышу ваш вопрос: «Почему вы не говорите об этом здесь?»
Не говорю.
Во-первых, потому что не хочу заражать ваш светлый разум моим инфекционным мнением, не хочу передавать вам вирус по имени «бестактность».
Во-вторых, к сожалению, именно сейчас я целиком поглощена безнадежной борьбой по исправлению моих слов, которые были искажены армянским агентством Pan Armenian.
И в третьих, разве не удобнее жить с предубеждениями друг о друге? Итак, мы не обязаны избавляться от стереотипов. Давайте оставим их в своих мозгах.
Я обещаю, что не буду ничего говорить моим турецким друзьям об образе Орхана Памука в Армении, где ни одна из его книг не переведена на армянский. Я не буду говорить им о том, что в течение первых трех дней моего прибывания ни один человек не упомянул о Памуке, недавнем лауреате Нобелевской премии. Пусть турки продолжают верить, что Памук – герой Армении, из-за своих спорных высказываний об армянском «геноциде».
Да, легко быть вирусом, среди всех наших стереотипов, не согласны?
Табличка у церкви Ахтамар
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЦЕРКВИ В АРМЕНИИ
Наш северо-восточный сосед – Армения, с которой Турция последовательно отказывается наладить дипломатические отношения, является на самом деле загадкой для многих из нас. Это был моя вторая поездка туда, но я была уверена, что найду хотя бы некоторые ответы на тысячи вопросов, которые все еще горели в моем мозгу.
Итак в 5.00 по местному времени в ереванском аэропорту я встретилась с координаторами программы Георгием Ваняном и Луизой Погосян. Мы сели в такси и направились в город. Было еще темно, и виднелось много зданий с ярким рекламным освещением. Я удивилась и спросила, не казино ли это?
- Да, это казино, - сказала Луиза, - и они работают 24 часа, но согласно новому закону они должны располагаться вне линии города.
Так началась наша программа. У нас было много договоренностей с различными людьми, включая государственных деятелей, студентов, журналистов и редакторов, и даже с духовным лицом.
После всех этих лет они спешат восполнить утерянное.
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕРЕ
В прекрасное воскресное утро мы поехали в Эчмиадзин* и посетили церемонию в красивом древнем кафедральном соборе Эчмиадзина, построенном в 480 году. Считается, что собор был возведен по велению Иисуса Христа, мне сказали что слово Эчмиадзин означает «приход единорожденного», потому что сам Иисус снизошел сюда из рая показать то место, где должна была быть построена церковь.
Собор был до предела наполнен воскресными прихожанами, тут даже была большая группа военных. В советское время, согласно одному из предписаний продуманной кремлевской политики, армяне были лишены религиозной практики, и после всех этих лет, кажется, они спешат восполнить утерянное. Много грудничков и маленьких детей было в церкви вместе с родителями.
(*) Эчмиадзин (до 1945 года известный как Вагаршапат) был основан царем Вагаршаком (117-140) в местности Вардкесаван, одном из древнейших поселений III-II веков до н.э. Принимая во внимание мощные фортификационные сооружения города – крепостные стены, валы и рвы – римляне после второго разрушения Арташата в 163 году, перенесли столицу Армении в Вагаршапат, который, после того, как христианство стало государственной религией в 301 году, стал также религиозным центром страны.
Было сложно убедить людей в том, что церковь Ахтамар в Ване отреставрирована и там есть табличка об армянской идентификации.
ЦЕРКОВЬ АХТАМАР
Поэтому легко понять насколько важны для армян исторические памятники, и особенно церкви на Ахтамар и в Ани. Мне было сложно убедить людей в том, что церковь Ахтамар в Ване прекрасно отреставрирована и там даже имеется историческая справка о ее армянской идентификации. Я долго говорила об этом с молодым армянским журналистом Гегамом Манукяном.
«Никогда не поверю, пока не увижу собственными глазами», - сказал он. «Мне сказали, что там нет никакой надписи о том, что это армянская церковь. И я уверен, что турки никогда не водрузят крест на купол.»
Я попросила друзей послать мне по мeйл фотографии, которые сделала четыре месяца назад. Но даже после просмотра фотографий, Манукян не был удовлетворен, и выразил недовольство по поводу даты открытия церкви. Я не смогла убедить его, что отсрочка была связана с холодной зимой, потому что таких условиях невозможно было закончить картины внутри церкви.
Затем Манукян рассказал о себе. Я узнала что он стал кем-то вроде местного героя, после того, как недавно посетил пресс-конференцию премьер-министра Турции Раджеп Таииба Эрдогана в Стамбуле и поднял транспарант, с призывом: «Признайте геноцид!» Сюрприз ожидал меня, когда я увидела его визитку, потому что Манукян оказался не только журналистом, как говорил мне, но также секретарем Армянской Революционной Федерации (АРФ-Дашнакцутюн).
ОДЕРЖИМОСТЬ
Абсолютно ясно, что событиями 1915 года одержимы едва ли не все армяне. Все учебники и СМИ созданы для продвижения подобной атмосферы. Очень трудно было найти кого-либо, кто отличается своим образом мышления. Один из них - Ашот Блеян, бывший министр культуры, который работал в кабинете Левона Тер-Петросяна.
- Мы не смогли справиться с задачей создания позитивной атмосферы между Турцией и Арменией, - сказал он мне, - Тер-Петросян был шансом также и для Турции, но турецкие политики не увидели этого, и мы потеряли эту возможность. Я надеюсь, что будущие поколения будут способны осуществить это.
Он был критически настроен также и в отношении системы образования. Когда я спросила его о враждебности в школьных учебниках, он сказал:
Естественно, что образование - это все для общества. Все учебники и программы готовятся под патронажем Министерства образования. И до тех пор, пока они будут сохранять свою авторитарную позицию, я думаю, не будет никаких радикальных изменений. Но я верю, что армянское общество находится на один шаг впереди установленных ими правил. Я думаю, что наше прошлое, наши горькие воспоминания являются преградой для нас, и тянут нас назад…
ОБРАЗ ТУРЦИИ
Я говорила со многими людьми, на улицах и во время встреч, они зациклено повторяли одно и то же:
- Мы не можем забыть прошлое. Геноцид – это факт и поэтому должен быть признан правительством Турции. Мы не обвиняем народ Турции, отвечать должно правительство.
Здесь есть также много опасений, связанных с турками. Один юный студент из университета сказал мне:
- Я думаю, турки не смогут забыть прошлое никогда. Они знают, что осуществили геноцид, но никогда не признают это официально. Когда мы общаемся на различных интернет-форумах, мы встречаем много молодых людей-турок, которые угрожают тем, что Турция осуществила геноцид и, если будет необходимо, они не колеблясь будут убивать армян и сегодня.
Я попыталась объяснить ему, что это ничто иное как хулиганство, и никто в Турции не разделяет эти нелепые слова.
ГОСТЕПРИИМСТВО ПРОБЛЕМНЫХ СОСЕДЕЙ
Я услышала сногсшибательные впечатления директора нашей программы 36-летней Луизы Погосян, которая недавно в течение нескольких дней была в Карсе. Она сказала, что это было ее первое посещение Турции и добавила:
- Я была очень напряжена. Я росла и воспитывалась на официальной идеологии геноцида. Поэтому была удивлена, тем, что нахожусь в Турции, и люди знают, что я армянка, и улыбаются мне. Разве чувство вины за прошлое, не заставляет их быть менее приветливыми? Но почти все турки были гостеприимны. Когда я вернулась в Ереван и поделилась впечатлениями с сыном, который учится в средних классах, он спросил меня: Мама, возможно ли чтобы геноцид был ложью? Знаете, мы тоже пытаемся преодолеть наши навязчивые идеи и стереотипы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
После разговоров со многими чиновниками я задалась вопросом:
Почему мы не можем нормализовать наши отношения с Арменией? Все другие вопросы могут обсуждаться, но можем ли мы по крайней мере открыть границы?
На улицах Еревана становится ясно, что жизнь действительно трудна для большинства армян.
Также нелегко и правительству, которое опирается только на помощь диаспоры. Иначе как объяснить тот факт, что 5 лет назад минимальный пенсионный возраст женщин был 50, а мужчин 55 лет, и вдруг в этом году эти цифры поменялись на 60 для женщин и 65 для мужчин?
«АРАРАТ» ПОВСЮДУ В ЕРЕВАНЕ
Когда бродишь по улицам Еревана в ясную погоду, считай тебе посчастливилось - можешь насладиться изумительным видом горы Арарат, предстающей прямо перед тобой.
Я еще не была в Агри Даге, как турки называют эти горы, но из Еревана Арарат действительно выглядит чрезвычайно красиво, и могу понять какие чувства к нему испытывают армяне.
«Мои предки с материнской и отцовской стороны все родом из Арарата и каждый день мы видим как он возвышается совсем близко от нас», - говорит мне один ереванец. «Это чудесное чувство, видеть отсюда Арарат как волшебную картину. Но как попасть туда в реальности? Это ведь совсем другое, пощупать снег со склона, дышать этим воздухом и слышать как поют птицы. Почему я не могу попасть туда?»
Конечно, не могу ответить на этот вопрос, но в Ереване действительно очень ценится вид на Арарат. Я слышала, что апартаменты с видом на Арарат сдаются на 20 процентов дороже.
Но меня повергло в разочарование, то, что многие старые дома в самом сердце города снесены и на их месте построены современные здания на деньги диаспоры. Опасаюсь, что вид на Арарат может стать единственным древним символом Еревана.
Мне сказали, что люди которые раньше жили в этих старых зданиях были очень возмущены муниципалитетом Еревана, потому что были вынуждены покинуть свои дома и жить в нищете. Они поднялись на демонстрации против муниципалитета и однажды даже выступили с плакатом: «Нам остается получить политическое убежище в Турции!»
СВОБОДА ПРЕССЫ
Несмотря на то, что недавние отчеты по правам человека рисуют мрачную картину состояния свободы прессы и свободы выражения в Армении, здесь я наблюдала большую активность прессы.
Во время нашего круглого стола в пресс-клубе, мои армянские коллеги подняли очень интересные вопросы.
- Наши предки из Вана, и мы знаем, что у нашей семьи были большие земельные владения там, - сказал один из них, - Как вы думаете, можем ли мы их вернуть?
Я показала ему первую страницу одного их номеров «Хурриет» пятилетней давности, с моей статьей, в которой приведены слова министра иностранных дел Вартана Осканяна:
- Вы знаете, что гражданин Армении выиграл судебное дело в Ване. У него были все документы, доказывающие, что он владеет имуществом, и поэтому суд решил дело в его пользу. Но как мы можем оценить сказанное одним из членов кабинета министров: «Если мы будем иметь подобных судей, мы не будем нуждаться в каких-либо других врагах?»
Я процитировала эту статью для того, чтобы показать объективность турецкой судебной системы. Тогда мой коллега сказал, что он только знает о том, что у них было имущество в Ване, но у него нет каких-либо бумаг, подтверждающих право собственности.
В то же время, согласно Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», которая входит в правящую коалицию, это лишь незначительная деталь, поскольку когда Турция признает «геноцид», следующим шагом будет решение территориальных проблем.
Может быть поэтому большинство армян до сих пор называет восточную Анатолию Западной Арменией.
Вы можете увидеть «Арарат» «Западная Армения» и «Великая Армения» везде на продуктовых марках в Ереване, на стенах, бутылках коньяка, и на знаменитой армянской водке.
Я купила бутылку водки «Великая Армения» и положила ее в чемодан. Позже, когда заметила, что бутылка протекает и пыталась плотно обвязать горлышко лентой, мой армянский коллега поддразнил меня: Когда Вы доберетесь домой, увидите сколько осталось от Великой Армении...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ НА УЛИЦАХ
Итак, мы гуляем по Еревану. Большинство посольств поменяли свое местоположение, но я еще помню большие очереди ожидающих визу перед американским посольством. Спрашиваю: там по-прежнему очереди?
И кто-то шутит: Нет, сейчас нет очередей, потому что почти все уже давно уехали. И поэтому никто не знает, из скольких человек состоит реальное население Армении.
Мы устали и проголодались, надо было подкрепиться. Стали искать хороший ресторан для того, чтобы попробовать хорошую армянскую кухню.
Нашли ресторан, в названии и символике которого был исторический символ Армении – гранат, и зашли туда, чтобы побеседовать с известным армянским писателем 47-летним Ваграмом Мартиросяном.
Маленький ресторан семейного типа. Нам посоветовали заказать кюфту, традиционное армянское блюдо, одно из фирменных здесь. Мы подождали немного, прежде чем блюдо оказалось на нашем столе. Когда увидела ломтики мяса, сразу же вспомнила летние дни детства, которые проводила в Сивасе. Вспомнила обильный обеденный стол в доме моего деда, наших армянских соседей за столом и слова моей тети об абтигор-кюфте: «Доканчивай свою еду! Не забывай, чем больше мяса ты ешь, тем длиннее будут твои волосы».
Я узнала, что то же самое блюдо в Армении называется просто – кюфта. Мои друзья рассказали мне как ее готовят:
- Сначала вы покупаете мягкую телятину, очищаете ее от сухожилий, кладете в деревянную посуду, и деревянным толчком взбиваете мясо до тех пор, пока оно станет мягким, это может длится около 4 часов. Во взбитое мясо добавляете нарезанный лук и специи, затем делаете шарики и варите в кипящей воде. Когда мясо готово, вы режете его на ломтики и подаете с тушенными овощами.
Действительно, более чем тысячелетняя общая история Турции и Армении сделала наши кухни очень похожими. Например, армяне любят делать катнашор (сорт свежего сыра) на завтрак, и подают это с титвасер как главное блюдо. Это чудесное, освежающее блюдо для утра.
ПИСАТЕЛЬ ВЫКЛАДЫВАЕТ
ВСЕ НАЧИСТОТУ
Когда мы ели нашу кюфту, мы слушали стихи написанные много лет назад турецким юношей, влюбленным в армянскую красавицу:
Пурпуром сады покрылись темным,
Ахчик (арм.- девушка) ты сводишь меня с ума,
Можешь ты стать мусульманкой,
Или я должен стать армянином?
Естественно, это было много лет назад, сегодня атмосфера взаимоотношений между турками и армянами не столь радужна. Мы обсудили возможное причины этого.
TNA: Я была очень удивлена не увидев книги Орхана Памука здесь в книжных магазинах. Почему все книги изданы только на русском?
Мартиросян: Потому что у нас очень медленно развивающаяся система. В советское время все было по другому, в том числе в области литературы. Очень много средств вкладывалось в издательство. С крахом советской идеологии у людей пропала также привычка читать. И если Орхан Памук захочет издать свои книги здесь, в Армении, он должен будет заплатить как минимум $5,000 издателю, и издатель, после того, как найдет армянского переводчика, опубликует не более 2000 экземпляров. Я тоже известный автор, но продается не более 1000 экземпляров моих книг.
TNA: Почему армянское общество так одержимо настроено против Турции и турков? Я заметила, что оно даже не проявляет интереса к тому, что Ованес Каджазнуни, первый премьер-министр Армении сказал в 1923 году, осуждая армянское восстание, которое привело к депортации из Турции.
Мартиросян: Очень мало армян читают его издания с его речами. Но в Армении есть некоторые историки, которые тоже критикуют табу и стереотипы. Например, некоторые из них обвиняют армян в провоцировании геноцида.
TNA: Я огорчена столь одержимой и всеобщей позицией против Турции и турок. Предполагаю, что если даже Турция признает геноцид и турецкие политики попросят прощения, даже в этом случае нелегко будет оздоровить атмосферу между двумя народами ...
Мартиросян: Уверен, что армяне после этого будут более позитивно настроены, но я не могу дать гарантий насчет действий политиков.
TNA: Вы лично верите в то, что был геноцид?
Мартиросян: Да, это был политический вердикт и приказ турецких властей в то время. Но я не верю, что турки поддерживали это. Большинство турецкого населения защищало своих армянских друзей и соседей, несмотря на все трудности военного времени.
TNA: Как вы можете объяснить 1000 лет мирного сосуществования этих двух народов, и что вдруг случилось? Ведь до этого в Турции было много дипломатов-армян, армян занимающих высокие государственные и даже военные посты в Турции?
Мартиросян: Как только Оттоманы решили осуществить это, все армяне были смещены со своих постов. В Стамбуле были казнены 800 представителей интеллигенции, писатели, композиторы. Даже армяне, близкие друзья Талаат – паши и Энвера-паши, были убиты. Я не разделяю ваше оптимистичное представление о 900-летней мирной эпохе нашего сосуществования. Возможно в эти годы не было больших кровопролитий, но армяне всегда подвергались дискриминации. Мы никогда не были равны, мы были всегда угнетены. Армянам даже не разрешалось садиться на лошадь. Зейтун (армянский бунт в 1862 году) может быть примером. Даже Оттоманский султан считал, что армяне имеют право на бунт, и он воздавал должное их лидерам. Но позже, в 19-ом столетии Оттоманская империя ослабела и стала терять свои территории друг за другом. Армяне были большой общиной в те годы, и это было головной болью оттоманов, а мы были разобщены и не смогли решить, кого мы должны поддержать.
TNA: Если геноцид столь неоспоримая реальность, почему турецкое общество так упорно отрицает его?
Мартиросян: Вы можете спросить об этом у турок. Но я попытаюсь быть искренним с вами: как я думаю, если бы я был турком, наверное я бы не хотел иметь такое позорное пятно на моем прошлом.
TNA: Но многие турки считают, что трагедия была результатом непредвиденных последствий депортации.
Мартиросян: По крайней мере вы, турки, признаете депортацию как реальность. Но все факты здесь очень ясны. Давайте подумаем о том, что было после депортации. Хорошо, были жертвы во время депортации, но в любом случае некоторые остались живы. Так почему они не возвратились на родину в последствии?
TNA: Не думаете, что психологические травмы помешали им вернуться назад?
Мартиросян: Нет, это не резонное утверждение. Турки сохранили малочисленное армянское меньшинство в Стамбуле как материал для пропаганды. Ни один из депортированных армян не смог возвратиться на родину, даже спустя пять лет, например. Если бы они смогли вернуться, возможно у нас сегодня не было бы этой проблемы.
МЕНЯЮЩЕЕСЯ
ЛИЦО ЕРЕВАНА
Мы гуляем по Еревану. Здесь есть новая центральная точка в сердце города. Которая называется «Каскад».
Холм рассечен и оформлен интересной архитектурой, красиво украшен современными статуями. Огромная белая терраса с бегущими вниз фонтанами напоминает натуральный водопад. Это еще не законченный проект, был начат еще в 70-х годах, и потребовал огромных затрат.
- Это мечта одного богатого американского армянина, - сказал один из моих друзей, - Он инвестировал сюда миллионы долларов. Видите ту жирную кошку? Он говорит, что она обошлась ему в миллион долларов. Но он верит, что когда весь комплекс (с магазинами, кафе и ресторанами) будет закончен, это принесет ему кучу денег. Наверху Каскада строится Музей современного искусства Гафесчяна. Здесь популярное место для гуляния, особенно для иностранцев.
Огромная фигура черного кота, стоящая перед каскадом, была действительно привлекательна и стала нашей стартовой точкой. Возможно я выглядела обеспокоенной, когда смотрела на сотни ступенек, которые мы должны были преодолеть, и мой друг предложил подняться на эскалаторе. Но даже на нем нам потребовалось 15 минут, чтобы подняться на вершину.
В действительности Ереван кажется спокойным городом, без большого движения и смога. Река Раздан дополняет уникальную красоту города, деля его на две половинки и поставляя воду для Каскада.
Но нам еще надо подняться на много других холмов Еревана. На одном из них расположен музей геноцида. Мы взяли такси для того, чтобы добраться туда.
МУЗЕЙ ГЕНОЦИДА
Самая тяжелая вещь для журналиста - это посещение музея геноцида в Ереване, особенно если этот журналист из Турции.
Я вспомнила слова одного из моих армянских друзей: Не говорите там в музее, что вы из Турции.
Мы вошли в первый зал. Стены покрыты фотографиями сделанными до 1915 года. Вы видите картины «западно-армянских» городов. Армянское население, школы, церкви тех лет показаны в деталях.
Основной зал более заполнен. Демонстрируются тысячи фотографий, документов, фильмов и предметов (черепа, например). Они все сконцентрированы вокруг трагедии 1915 года.
Один из членов одной армянской общественной организации рассказал мне как проходит церемония посвященная жертвам «геноцида» 24 апреля:
- Каждый год 24 апреля, начинается поминовение жертв геноцида в Ереване и заканчивается здесь, у этого музея. Тысячи людей приходят сюда. Церемония длится весь день. В конце церемонии сжигают турецкий флаг. Несколько лет назад не было этого ритуала сжигания турецкого флага, это стали практиковать недавно.
В первый раз я здесь была 5 лет назад. Тогда мы снимали для телеканала, на котором я работала, и нас сопровождал директор музея Лаврентий Барсегян. Он сказал нам тогда, что мы свободны снимать все, что хотим, но на этот раз работники музея вообще запретили нам фотографировать.
ДОКУМЕНТЫ И КОНТР-ДОКУМЕНТЫ
Документы музея в основном базируются на следующих утверждениях:
1. Турки оккупировали Армению и депортировали армян.
2. Турки систематически подвергали армян резне, начиная с русско-оттоманской войны 1877-78 гг.
3. С начала 1915 года турки методично уничтожали армян.
4. Талаат-паша (министр внутренних дел) дал секретное указание об уничтожении армян.
5. 1,5 миллиона армян погибло во время геноцида.
Какова турецкая аргументация против этих утверждений? Давайте посмотрим, что говорится в турецких учебниках.
1. Когда турки пришли в Анатолию, здесь не было независимой Армении, поэтому невозможно, чтобы турки оккупировали армянские земли.
2. Армянские мятежи, последовавшие за русско-оттоманской войной в 1877-78 имеют существенное значение. Армяне бунтовали для того, чтобы привлечь внимание европейских сил.
3. События 1915 года были только лишь мероприятием предпринятым оттоманским правительством для обеспечения безопасности своих территорий против армян, которые наносили удар в спину оттоманской армии. Более того, ООН определяет геноцид как замысел правительства по уничтожению народа. Нет никакого доказательства о таком замысле, имеющем место в оттоманском правительстве. Оттоманские архивы открыты для историков, и любое дополнительное расследование может обнаружить факты.
4. Армянский историк Арам Андоян заявил, что он нашел конфиденциальные документы Талаат-паши, и что уже много лет эти документы являются доказательством действия, именуемого геноцид. Однако два турецких историка изучили эти документы и доказали, что они фальшивы.
5. Число жертв среди армян не обоснованно. Говорится, что 1,5 миллиона армян было убито, но согласно оттоманским докладам, армянское население составляло всего 1,3 миллиона. Однако нет метода, и соответствующего документа, позволяющего учесть число жертв среди армян. Например, руководитель армянской делегации на Лозаннской конференции в 1920 году, Погос Нубар, констатировал, что в то время, 700 тысяч армян мигрировало в другие страны, и только 280 000 осталось в Турции.
МОЖЕТ ЛИ ИСТОРИЯ БЫТЬ СТОЛЬ АБСТРАКТНОЙ?
По возвращении я старалась разложить по полочкам, то что я видела там и ответную реакцию. Как может быть история столь абстрактной? Как могут историки, даже выдающиеся и уважаемые из них, быть настолько относительны?
Я искренне желаю, чтобы совместная комиссия или множество совместных комиссий были образованы для изучения вопроса, так, как предложил премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган. Я думаю это единственный выход для открытого обсуждения вопроса.
Слава Богу, в полдень была встреча с маленькой группой ученых и мы поговорили об этой проблеме. Я конечно не эксперт, но как журналист имею представление о ситуации в Турции в этой сфере.
Они рассказали мне о трудностях, с которыми столкнулись, когда пытались провести исследования в турецких архивах, но это было давно, еще в 90-ых годах. Поэтому я предложила им попробовать еще раз, возможно в сотрудничестве с турецкими или с коллегами армянской национальности, живущими в Турции. Они конечно же имели сомнения, потому что наверно думали, что будучи армянами не будут допущены к свободной работе в турецких архивах.
Но я не думаю, что подобное препятствие может еще существовать в глобализируемом мире.
- Как мы можем доверять ученым-туркам или армянам, живущим в Турции? - спросили меня.
И этот вопрос ясно обозначил причину тупика, и имя ей - отсутствие доверия.
Я также спросила их мнение о некоторых хорошо известных историках, которые отрицают армянский тезис (таких, как Джастин МакМарти).
Они только сказали: Им платит турецкое правительство.
СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
И снова я на улицах Еревана. На этот раз меня сопровождают два юных студента – Мовсес и Мелисса, оба армяне, но один из Сирии, а другая – из Стамбула. Мелисса рассказала мне о своем опыте в Ереване. Она уже второй год учится здесь. «Я тоже здесь сталкивалась с проблемами», - сказала она, - «Когда мы что-то обсуждаем, они не верят, и думают, что я высказываю не мою собственную точку зрения, не мыслю свободно, а говорю так, потому что нахожусь под давлением».
Мовсес фотограф-профессионал, он делает чудесные снимки. Прогуливаясь, мы попали в толпу перед церковью. Это была свадебная церемония, которая только что закончилась и мы побежали по лестницам, потому что в конце церемонии молодая пара выпускает голубей. Мы сделали много снимков.
На следующий день я поделилась впечатлениями с одной юной армянкой.
- Есть очень стесняющая традиция, - рассказала она, - когда на следующий день свекровь заходит к молодым с целью увидеть доказательства девственности невесты. И как только удостоверяется, посылает красное яблоко в ее дом. В свою очередь родители невесты делятся этим яблоком со своими близкими. Это все еще важная традиция, но мы молодежь на самом деле ненавидим ее.
Ц’ТЕСУТЮН
(ДО СВИДАНИЯ) ЕРЕВАН
Я была удивлена большим вниманием армянских СМИ
к моему 10-дневнему пребыванию в Ереване.
В последние дни пребывания в Ереване у нас была встреча в университете Грачья Ачаряна. Я предполагала, что на семинаре будут участвовать студенты-журналисты. Но пришли также и из других факультетов. Другим сюрпризом было присутствие нескольких студентов из государственного университета. Они казались расстроенными решением их ректора об отмене нашей встречи, и позже присутствовали на всех предусмотренных встречах.
Во время обсуждения о том, как пресса освещает события, я привела несколько примеров из турецкой прессы. В действительности я критически отношусь к нашей прессе, и думаю, что в особенности журналисты должны освобождаться от стереотипов.
Я рассказала им об армянской церкви на острове Ахтамар в Ване, которая недавно была отреставрирована. Один из профессоров сказал студентам, что если даже церковь отреставрирована, там не будет никакой пометки о том, что она армянская. Когда я сказала им, что видела это собственными глазами, поднялась одна из студенток и спросила меня:
- Наши дедушки и бабушки все были депортированы или подверглись резне со стороны турок. Все, кого вы здесь видите, скажут вам то же самое. Почему вы до сих пор не верите в то, что геноцид был?
Я постаралась объяснить ей, что понимаю ее чувства.
- Считаю, что это была великая трагедия, - сказала я, - но многие люди в Турции думают, что трагедия стала непредвиденным результатом приказа о депортации. Я не эксперт по истории, но считаю, что эти вещи должны быть открыто обсуждены.
Я привела в пример прошлогоднюю конференцию в Турции по армянскому вопросу, которая в начале была отменена, но под давлением общественного мнения была перенесена на другой срок. И спросила их, что неправильного будет в том, если турецкие и армянские историки соберутся и обсудят проблемы вместе, так как предложил премьер-министр Турции Раджип Таийб Эрдоган? Может ли это стать концом света?
Сразу же кто-то встал и сказал:
- Будьте корректны!
И началась дискуссия между этим человеком и организаторами программы.
- Это был декан факультета международных отношений, тот, кто призвал Вас быть коррректной, - сказала мне переводчица, - Глава Кавказского Центра, Георгий Ванян, спросил его, почему Вы так грубо обращаетесь с иностранным гостем? Такому стилю дипломатии вы учите своих студентов?
На самом деле это не задело меня, но все реакции подобного типа, показали мне насколько большинство армян умеют приспосабливаться. Когда мы покинули место встречи, ректор университета угостил нас коньяком, армянским кофе и шоколадом в своем кабинете. Мы попытались оставить позади разногласия.
ОТКРЫТЫЙ БАЗАР
Ереван – интересный город, с различными лицами. Одно из них, например, базары под открытым небом, где продается все, что угодно.
В одном месте вы можете видеть много изделий из кожи, жакетов и т.п. Если посмотрите на ярлык, заметите что большинство этих товаров из Турции, моя турецко-армянская подруга Мелиса рассказала:
- Однажды мне действительно был нужен жакет и я пришла сюда за покупкой, продавцы узнали, что я не из Армении. И спросили, откуда я приехала. Когда сказала им, что из Турции, они были в гроге и сказали мне: Ты будешь сумасшедшей, если что-нибудь отсюда купишь. Ты же видишь, что все это из Турции. Ты что не понимаешь, что все здесь гораздо дороже?
Да, турецко-армянская граница закрыта с 1993 года, начиная с армянской агрессии в Нагорном Карабахе, и ни одно турецкое правительство не захотело открыть ее до того, как армянские войска хотя бы частично будут выведены оттуда.
На другой стороне рынка вы можете найти запасные части к любой вещи, которая вам нужна. Увидев все это, вспомнила блошиный рынок в Анкаре, тех времен, когда я была девочкой.
АНДРАНИК ПАША
Во время прогулки по Еревану мы дошли до сердца города, которое находится на площади Свободы, напротив Национальной галереи.
Я увидела огромную афишу-портрет Андраник-паши* перед галереей и вспомнила, что у меня взяли 30-минутное интервью на телевидении и в течение его ведущий спросил меня об Андранике.
Очевидно, что Андраник-паша великий герой для каждого из армян, но очевидно также, что они не обращают большого внимания на Ованеса Каджазнуни, первого премьер-министра, который в 1923 году произнес речь, в которой обвинил свой собственный народ и страну в создании условий, приведших депортации, вызванной мятежами и провокациями.
Я была очень удивлена большим вниманием армянских СМИ к моему 10-дневнему пребыванию в Ереване. Особенно, после телепередачи, много раз люди останавливали меня на улице и беседовали со мной.
(*) Андраник Торос Озанян родился в историческом Шабин-Карахисаре ( в 80 милях к северо-востоку от Эрзрума). Его призванием было присоединение к восстанию против оттоманов. В возрасте 22 лет, потеряв жену и двух детей, он присоединился к партизанскому отряду своего родного города. Вдохновленный идеями, Андраник поехал в Стамбул для того, чтобы встретится с теми, кто уже находился в эпицентре движения и с готовностью выполнял порученные ему задания.
Когда Ахпюр Сероб, лидер той боевой группы, к которой присоединился Андраник, был убит, Андраник стал командиром. В 1901 году, когда его боевая группа смогла противостоять более мощным и превосходящим правительственным силам, Андраник прославился как умелый лидер. Затем было множество подобных эпизодов. Сначала Андраник вошел в партию Гнчак, благодаря партийной организации он смог быть эффективным в организации защиты и получении снаряжения. Но несогласие с политикой партии заставило Андраника выйти из нее и присоединится к дашнакам.
Но и отсюда тоже он вышел в то время, когда партия на практике выявила принципиальные ошибки. С 1907 по 1913 Андраник сконцентрировал свою энергию на поддержке восстания в Болгарии. За свои заслуги Андраник был награжден и получил офицерское звание. Во время Первой мировой войны (1914-1918) Андраник был на Кавказе, где помогал созданию армянской армии в российских подразделениях для борьбы против турок. В 1915 году Андраник стал командующим всех добровольческих армянских подразделений в составе российской армии.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН
Прогуливаясь по Еревану мы прошли мимо здания Оперы, перед которым стоит памятник знаменитому армянскому композитору Араму Хачатуряну. В каждом ресторане и кафе мы слушали популярные песни армянских певцов, и они мне очень понравились, потому что в них много общего с турецкой фольклорной музыкой.
Мне повезло, что встретила молодого армянского пианиста и композитора Артура Аракелова, и смогла спросить его, почему Армения хочет принять новый национальный гимн. Он сказал, что ему не нравятся ни слова, ни музыка нынешнего гимна, и поэтому он рад этому изменению. Он сообщил, что новый гимн будет создан на основе музыки Хачатуряна, но слова пока не выбраны, поскольку пока еще есть несколько альтернативных вариантов. Текст нынешнего национального гимна, по-видимому, касается трагического прошлого. Интересно, каким будет следующий?
***
В последние часы нашего пребывания в Ереване, моя последняя встреча была организована в Британском посольстве. Слушая слова британского дипломата: «Ненависть не помогает создавать новое будущее, и обе стороны должны хотя бы общаться», я думала, как долго мы будем оставаться такими отчужденными друг от друга. Можем ли мы примириться с существованием друг друга? Будем ли мы продолжать вечно жить в наших виртуальных реальностях?
У меня не было ответа, и я сказала ц’тесутюн (до свидания) Еревану.
Нурсун Эрель Анкара - Ереван - Анкара
13-16 декабря, 2006 The New Anatolian