ГЛАВНАЯ МИШЕНЬ - МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК
Интервью Георгия Ваняна
- Как вы оцениваете нынешние перспективы урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта после встречи в Сочи?
Как говорит шекспировский Гамлет: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает.» До тех пор, пока не начат процесс урегулирования, говорить о перспективах бессмысленно. Своя собственная и конкретная Гекуба есть у России, и об этом знают как в Армении, так и в Азербайджане. Знают об этом и «рыдающие» комиссары в Армении и в Азербайджане – те, кто питается конфликтом и последовательно процветает, и остальные - наши два народа - последовательно умерщвляемые этим конфликтом.
Остановить этот процесс можно альтернативой - трансформацией конфликта, его регионализацией, выходом из тисков большой геополитики, прагматическим возвращением к себе, медиацией Грузии.
- Как вы считаете «умерла ли» народная дипломатия, и есть ли потенциал для ее развития?
- Посредством сегодняшней деятельности, которая именуется народной дипломатией, нашим, итак уже парализованным обществам прививается идея неразрешимости конфликта. И чем больше восприятие этого конфликта, как неразрешимого и вечного, укореняется в сознании человека, тем больше углубляется конфликт. Чем больше углубляется конфликт, тем больше становится поле внедрения расизма - теории о нашей генетической несовместимости. В этой последовательности сегодняшняя народная дипломатия и бизнес на крови - звенья одной цепи.
В сложившейся ситуации для народной дипломатии в ее истинном смысле нет места, нет поля для применения. Потенциал конечно же есть, он в самой человеческой природе. Но для дипломатии нужен контакт и взаимный интерес. У нас нет ни того, ни другого. Сохранение режима прекращения огня, проблемы заложников и военнопленных, проблемы беженцев и ВПЛ - эти вопросы давно вышли из под общественного контроля, все, что делается в этой сфере - спекулятивно. Наше внутриобщественное состояние, общественное мнение в наших странах настолько отравлено враждой и ограничено догмами, что контакты между обществами, между представителями нащих обществ - спекулятивны. Нужно изменить ситуацию - дипломаты, и народные, и государственные, всегда найдутся, если в них будет нужда.
- Как вы оцениваете недавнее решение Французского парламента? Как вы думаете, навредило ли это нормализации отношений Армении с Турцией и Азербайджаном?
- Меня это решение заставило пережить чувство стыда и позора. Спекулятивный абсурд, закрепленный в законе, можно оценить лишь как спекулятивный абсурд, со всеми вытекающими из этого последствиями. Главная мишень этих последствий - мыслящий человек. А армяно-азербайджанские и армяно-турецкие ненормализованные отношения сейчас стали настолько уязвимы, что вред может быть нанесен не только позорным решением Сената Франции, но и невинным чириканьем воробья.
- Вы хотели провести неделю азербайджанского кино в Армении. Есть ли у вас еще, какие-то новые идеи и проекты?
Идея в том, чтобы дать человеку возможность выбора между казармой и свободным обществом. С 2009 года мы пытаемся организовать публичный, то есть открытый для всех, показ азербайджанских фильмов в рамках Фестиваля «Стоп». И этот проект не закрыт. Новым, начавшимся в прошлом году, можно считать проект создания Центра Мира в грузинском селе Текали, которое является ближайщим населенным пунктом к точке пересечения границ Азербайджана, Армении и Грузии. Собрать в одном месте все ценное, все идеи, весь опыт и потенциал регионального сотрудничества, создать условия, чтобы люди собирались для решения конкретных проблем, создать место, доступное всем и неограниченное квотами грантовых проектов - в этом цель Текалинского процесса.
- Готово ли азербайджанское и армянское общество нормальному общению, и что нужно сделать для этого?
Повторюсь, в сегодняшней ситуации нормальное общение между нашими обществами невозможно по причине царящего обоюдного узкомыслия и мракобесия во всем, что касается армяно-азербайджанских отношений и во всем вокруг них. Вместе с тем, вопрос готовности к нормальному общению, или даже «готовность к сосуществованию» наших народов довольно «актуален» сегодня. Без рассуждений на эту тему не обходится ни один комментатор конфликта. Такая постановка вопроса - одна из мин замедленного действия - которая берет человека в заложники, затуманивает его сознание - эта мина срабатывает мгновенно, превращая в предателя всякого, кто спросит: А что, армянское/азербайджанское общество не состоит из обыкновенных нормальных людей? Или это дикая стая кровожадных хищников, которые если разрушить разделяющую стену, растерзают друг друга до последнего? Вердикт по этому вопросу не подлежит обсуждению ни в Армении, ни в Азербайджане, потому что азербайджанцы - нелюди по вердикту армянского патриотического трибунала, армяне – нелюди по вердикту азербайджанского патриотического трибунала. И логическое продолжение мы видим в смелых и неожиданных утверждениях современных народных дипломатов о том, что «и среди них есть люди». И это преподносится как результат многолетнего и широкобюджетного туризма, с пафосом олимпийского достижения и высокодуховного постижения: «и среди них есть люди». Что нужно сделать? Нужно остановиться и выйти из инерции. Каждому, кто так или иначе участвовал и участвует в создании этой ситуации.
В контексте вопроса «Что делать?» хочу воспользоваться случаем и призвать международные структуры и фонды, распоряжающиеся средствами налогоплательщиков, не поощрять кремлевскую политику построения решеток и колючих проволок, не поощрять институт надзирателей, регулирующих отношения между народами-соседями. Призываю закрыть финансирование «конфликтного туризма» и перенаправить эти средства на финансовую компенсацию пострадавшим от войны и тем, кто несет потери из-за продолжающегося конфликта.
03-03-12
1news.az
- Как вы оцениваете нынешние перспективы урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта после встречи в Сочи?
Как говорит шекспировский Гамлет: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает.» До тех пор, пока не начат процесс урегулирования, говорить о перспективах бессмысленно. Своя собственная и конкретная Гекуба есть у России, и об этом знают как в Армении, так и в Азербайджане. Знают об этом и «рыдающие» комиссары в Армении и в Азербайджане – те, кто питается конфликтом и последовательно процветает, и остальные - наши два народа - последовательно умерщвляемые этим конфликтом.
Остановить этот процесс можно альтернативой - трансформацией конфликта, его регионализацией, выходом из тисков большой геополитики, прагматическим возвращением к себе, медиацией Грузии.
- Как вы считаете «умерла ли» народная дипломатия, и есть ли потенциал для ее развития?
- Посредством сегодняшней деятельности, которая именуется народной дипломатией, нашим, итак уже парализованным обществам прививается идея неразрешимости конфликта. И чем больше восприятие этого конфликта, как неразрешимого и вечного, укореняется в сознании человека, тем больше углубляется конфликт. Чем больше углубляется конфликт, тем больше становится поле внедрения расизма - теории о нашей генетической несовместимости. В этой последовательности сегодняшняя народная дипломатия и бизнес на крови - звенья одной цепи.
В сложившейся ситуации для народной дипломатии в ее истинном смысле нет места, нет поля для применения. Потенциал конечно же есть, он в самой человеческой природе. Но для дипломатии нужен контакт и взаимный интерес. У нас нет ни того, ни другого. Сохранение режима прекращения огня, проблемы заложников и военнопленных, проблемы беженцев и ВПЛ - эти вопросы давно вышли из под общественного контроля, все, что делается в этой сфере - спекулятивно. Наше внутриобщественное состояние, общественное мнение в наших странах настолько отравлено враждой и ограничено догмами, что контакты между обществами, между представителями нащих обществ - спекулятивны. Нужно изменить ситуацию - дипломаты, и народные, и государственные, всегда найдутся, если в них будет нужда.
- Как вы оцениваете недавнее решение Французского парламента? Как вы думаете, навредило ли это нормализации отношений Армении с Турцией и Азербайджаном?
- Меня это решение заставило пережить чувство стыда и позора. Спекулятивный абсурд, закрепленный в законе, можно оценить лишь как спекулятивный абсурд, со всеми вытекающими из этого последствиями. Главная мишень этих последствий - мыслящий человек. А армяно-азербайджанские и армяно-турецкие ненормализованные отношения сейчас стали настолько уязвимы, что вред может быть нанесен не только позорным решением Сената Франции, но и невинным чириканьем воробья.
- Вы хотели провести неделю азербайджанского кино в Армении. Есть ли у вас еще, какие-то новые идеи и проекты?
Идея в том, чтобы дать человеку возможность выбора между казармой и свободным обществом. С 2009 года мы пытаемся организовать публичный, то есть открытый для всех, показ азербайджанских фильмов в рамках Фестиваля «Стоп». И этот проект не закрыт. Новым, начавшимся в прошлом году, можно считать проект создания Центра Мира в грузинском селе Текали, которое является ближайщим населенным пунктом к точке пересечения границ Азербайджана, Армении и Грузии. Собрать в одном месте все ценное, все идеи, весь опыт и потенциал регионального сотрудничества, создать условия, чтобы люди собирались для решения конкретных проблем, создать место, доступное всем и неограниченное квотами грантовых проектов - в этом цель Текалинского процесса.
- Готово ли азербайджанское и армянское общество нормальному общению, и что нужно сделать для этого?
Повторюсь, в сегодняшней ситуации нормальное общение между нашими обществами невозможно по причине царящего обоюдного узкомыслия и мракобесия во всем, что касается армяно-азербайджанских отношений и во всем вокруг них. Вместе с тем, вопрос готовности к нормальному общению, или даже «готовность к сосуществованию» наших народов довольно «актуален» сегодня. Без рассуждений на эту тему не обходится ни один комментатор конфликта. Такая постановка вопроса - одна из мин замедленного действия - которая берет человека в заложники, затуманивает его сознание - эта мина срабатывает мгновенно, превращая в предателя всякого, кто спросит: А что, армянское/азербайджанское общество не состоит из обыкновенных нормальных людей? Или это дикая стая кровожадных хищников, которые если разрушить разделяющую стену, растерзают друг друга до последнего? Вердикт по этому вопросу не подлежит обсуждению ни в Армении, ни в Азербайджане, потому что азербайджанцы - нелюди по вердикту армянского патриотического трибунала, армяне – нелюди по вердикту азербайджанского патриотического трибунала. И логическое продолжение мы видим в смелых и неожиданных утверждениях современных народных дипломатов о том, что «и среди них есть люди». И это преподносится как результат многолетнего и широкобюджетного туризма, с пафосом олимпийского достижения и высокодуховного постижения: «и среди них есть люди». Что нужно сделать? Нужно остановиться и выйти из инерции. Каждому, кто так или иначе участвовал и участвует в создании этой ситуации.
В контексте вопроса «Что делать?» хочу воспользоваться случаем и призвать международные структуры и фонды, распоряжающиеся средствами налогоплательщиков, не поощрять кремлевскую политику построения решеток и колючих проволок, не поощрять институт надзирателей, регулирующих отношения между народами-соседями. Призываю закрыть финансирование «конфликтного туризма» и перенаправить эти средства на финансовую компенсацию пострадавшим от войны и тем, кто несет потери из-за продолжающегося конфликта.
03-03-12
1news.az