ХОДЖАЛУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Неопубликованное интервью Day.Az
с Георгием Ваняном
- 26 февраля исполняется 18 лет со дня 18-й годовщины Ходжалинского геноцида. В связи с этой трагической датой во многих странах мира почтут память погибших, пройдут различные мероприятия, слушания. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно этих трагических событий. Иной раз политики в Армении пытаются даже чем-то оправдать произошедшее в Ходжалах…
- Ходжалу продолжается… как бы его не называли, геноцидом, или военным преступлением, или трагедией. Ходжалу продолжается, оставаясь закрытым вопросом, и пребывая в непрерывном процессе политических спекуляций и генерации войны.
Ходжалу мог бы стать порогом гуманитарной катастрофы, линией около которой должен был остановиться Человек. Мы перешли и этот порог, и до сего дня отчуждаем от себя осознание того, что пора остановиться.
Ходжалу – это стыд и бич для каждого человека, будь он армянином или азербайджанцем, для каждого, кто сохранил достоинство и по стечению обстоятельств остался жив и продолжает по стечению обстоятельств оставаться живым, в этой необъявленной, но фактически продолжающейся армяно-азербайджанской войне.
Не является ли продолжением Ходжалу смерть по обе стороны фронта, где при невыясненных обстоятельствах пуля снайпера или взрыв мины безнаказанно отнимают жизнь людей? И разве не преступной логикой происшедшего в Ходжалу руководствуется процесс трансформации человеческих трагедий и человеческих судеб в вульгарную статистику и бухгалтерию потерь той или другой стороны. Механизм тут тот же самый – террор, при котором ценность человека в его смерти и в тех политических дивидендах, которые обеспечивают будущее войны и обеспечивают вечность этого процесса варварского жертвоприношения.
С чувством стыда и беспомощности преклоняю голову перед жертвами Ходжалу, перед их близкими и всеми, кто пережил боль потери.
- Официальный Ереван упорно не хочет признавать своей вины в резне, учиненной в Ходжалах в 1992 году. Как долго, на ваш взгляд, это будет продолжаться? Найдет ли в себе силы армянская сторона когда-либо признать этот факт, покаяться за содеянное?
- Очень часто приходиться повторять общеизвестные истины. Ответственность за убийство людей – будь то этническая чистка, акция устрашения или развязывание войны – лежит на власти, на конкретных представителях этой власти, какая бы она не была – конституционная, самопровозглашенная или теневая. Ни народ, ни его отдельные представители не несут такой ответственности непосредственно. Власть, при бездействии или поощрении которой совершаются убийства – несет ответственность за преступления.
Неужели Вам кажется сегодня целесообразной постановка вопроса о признании вины официальным Ереваном? Неужели Вы думаете, что можно всерьез говорить о каких-то признаниях или установлении истины в наших условиях? Неужели вы думаете, что заказные процессы и промывание мозгов могут вдруг каким-то чудесным образом привести к диалогу?
Промывание мозгов и манипулирование фактами и людьми, манипулирование смертью будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет альтернатива.
- Как вы считаете, может ли признание официальным Ереваном своей вины в содеянном в Ходжалах стать одним из элементов некоего фундамента, который будет способствовать созданию атмосферы доверия между народами Армении и Азербайджана?
- Опять-таки вопрос из области фантастики. О каком фундаменте идет речь? Фундамент доверия между нашими народами был, есть и будет всегда – это обоюдная потребность жить в мире, без угрозы для жизни людей. У нас, у каждого армянина и у каждого азербайджанца, также как и у всех народов, прошедших ад войны – есть проблема примирения с собственным прошлым. Но для этого надо, прежде всего, выйти из этого ада, прекратить войну.
- Армянская политическая элита всячески препятствует доведению всей правды о событиях в Ходжалах общественности Армении, до простых людей вашей страны. Как вы думаете, с чем это связано?
- Что значит политическая элита, и что значит доведение правды? О какой правде мы можем сегодня говорить, и кто является носителем этой правды? Доведение правды до простых людей – понятие чисто советское, из сленга тоталитаризма. Правда армяно-азербайджанских отношений засекречена в их советском прошлом – она сохранилась также в памяти простых людей, которую столь старательно пытаются окончательно вымыть через аппарат пропаганды и анти-пропаганды.
Освободиться от тоталитаризма мы можем только после прекращения войны и установления мира. Все, что происходит в наших странах – лишь предсмертные конвульсии СССР, избавление от которого – возможно. И сделать это в ближайшем будущем будет гораздо проще, чем нам сейчас кажется.
- Порой создается впечатление, что авторов Ходжалинской трагедии в Армении пытаются возвеличить до уровня неких национальных героев. С какой целью это делается? Насколько это правильно?
- Вынужден еще раз повторить – армяно-азербайджанская война продолжается. И все происходит по законам войны.
28-02-10
- 26 февраля исполняется 18 лет со дня 18-й годовщины Ходжалинского геноцида. В связи с этой трагической датой во многих странах мира почтут память погибших, пройдут различные мероприятия, слушания. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно этих трагических событий. Иной раз политики в Армении пытаются даже чем-то оправдать произошедшее в Ходжалах…
- Ходжалу продолжается… как бы его не называли, геноцидом, или военным преступлением, или трагедией. Ходжалу продолжается, оставаясь закрытым вопросом, и пребывая в непрерывном процессе политических спекуляций и генерации войны.
Ходжалу мог бы стать порогом гуманитарной катастрофы, линией около которой должен был остановиться Человек. Мы перешли и этот порог, и до сего дня отчуждаем от себя осознание того, что пора остановиться.
Ходжалу – это стыд и бич для каждого человека, будь он армянином или азербайджанцем, для каждого, кто сохранил достоинство и по стечению обстоятельств остался жив и продолжает по стечению обстоятельств оставаться живым, в этой необъявленной, но фактически продолжающейся армяно-азербайджанской войне.
Не является ли продолжением Ходжалу смерть по обе стороны фронта, где при невыясненных обстоятельствах пуля снайпера или взрыв мины безнаказанно отнимают жизнь людей? И разве не преступной логикой происшедшего в Ходжалу руководствуется процесс трансформации человеческих трагедий и человеческих судеб в вульгарную статистику и бухгалтерию потерь той или другой стороны. Механизм тут тот же самый – террор, при котором ценность человека в его смерти и в тех политических дивидендах, которые обеспечивают будущее войны и обеспечивают вечность этого процесса варварского жертвоприношения.
С чувством стыда и беспомощности преклоняю голову перед жертвами Ходжалу, перед их близкими и всеми, кто пережил боль потери.
- Официальный Ереван упорно не хочет признавать своей вины в резне, учиненной в Ходжалах в 1992 году. Как долго, на ваш взгляд, это будет продолжаться? Найдет ли в себе силы армянская сторона когда-либо признать этот факт, покаяться за содеянное?
- Очень часто приходиться повторять общеизвестные истины. Ответственность за убийство людей – будь то этническая чистка, акция устрашения или развязывание войны – лежит на власти, на конкретных представителях этой власти, какая бы она не была – конституционная, самопровозглашенная или теневая. Ни народ, ни его отдельные представители не несут такой ответственности непосредственно. Власть, при бездействии или поощрении которой совершаются убийства – несет ответственность за преступления.
Неужели Вам кажется сегодня целесообразной постановка вопроса о признании вины официальным Ереваном? Неужели Вы думаете, что можно всерьез говорить о каких-то признаниях или установлении истины в наших условиях? Неужели вы думаете, что заказные процессы и промывание мозгов могут вдруг каким-то чудесным образом привести к диалогу?
Промывание мозгов и манипулирование фактами и людьми, манипулирование смертью будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет альтернатива.
- Как вы считаете, может ли признание официальным Ереваном своей вины в содеянном в Ходжалах стать одним из элементов некоего фундамента, который будет способствовать созданию атмосферы доверия между народами Армении и Азербайджана?
- Опять-таки вопрос из области фантастики. О каком фундаменте идет речь? Фундамент доверия между нашими народами был, есть и будет всегда – это обоюдная потребность жить в мире, без угрозы для жизни людей. У нас, у каждого армянина и у каждого азербайджанца, также как и у всех народов, прошедших ад войны – есть проблема примирения с собственным прошлым. Но для этого надо, прежде всего, выйти из этого ада, прекратить войну.
- Армянская политическая элита всячески препятствует доведению всей правды о событиях в Ходжалах общественности Армении, до простых людей вашей страны. Как вы думаете, с чем это связано?
- Что значит политическая элита, и что значит доведение правды? О какой правде мы можем сегодня говорить, и кто является носителем этой правды? Доведение правды до простых людей – понятие чисто советское, из сленга тоталитаризма. Правда армяно-азербайджанских отношений засекречена в их советском прошлом – она сохранилась также в памяти простых людей, которую столь старательно пытаются окончательно вымыть через аппарат пропаганды и анти-пропаганды.
Освободиться от тоталитаризма мы можем только после прекращения войны и установления мира. Все, что происходит в наших странах – лишь предсмертные конвульсии СССР, избавление от которого – возможно. И сделать это в ближайшем будущем будет гораздо проще, чем нам сейчас кажется.
- Порой создается впечатление, что авторов Ходжалинской трагедии в Армении пытаются возвеличить до уровня неких национальных героев. С какой целью это делается? Насколько это правильно?
- Вынужден еще раз повторить – армяно-азербайджанская война продолжается. И все происходит по законам войны.
28-02-10