Избавление от «Мимино». Фильм не про азербайджанцев и картонных армян
Грузинские фильмы с «Карабахом» в названии, но не про этот конфликт, ереванскому зрителю понравились. Зал смотрел с вниманием и в ходе последующего обсуждения упоминались даже самые мелкие детали и эпизоды. Но признаваться в симпатиях аудитория не стала, предпочтя заострить внимание на «ошибках» создателей «Прогулок в Карабах 1 и 2», на «безграмотно показанных армян» и «намеренное искажение политических реалий». Но этот Карабах не про армян и азербайджанцев. Просто в Грузии снимают кино и не делают вид, что в ареале их обитания нет никого, кроме них. Но об этом ниже.
Показ в рамках фестиваля «Стоп» организовал Кавказский центр миротворческих инициатив, которого в 2010 году прессовали из-за попытки показать в Армении работы азербайджанского кинематографа. Правозащитнику Георгию Ваняну тогда отказывали в аренде помещений, но показы все же проходили на частных квартирах.
Первую «прогулку» через призму заданной темы «От Мимино до наших дней. Южно-кавказская трансформация» провели лидер Консервативной партии Микаел Айрапетян и правозащитница Луиза Погосян.
Показ в рамках фестиваля «Стоп» организовал Кавказский центр миротворческих инициатив, которого в 2010 году прессовали из-за попытки показать в Армении работы азербайджанского кинематографа. Правозащитнику Георгию Ваняну тогда отказывали в аренде помещений, но показы все же проходили на частных квартирах.
Первую «прогулку» через призму заданной темы «От Мимино до наших дней. Южно-кавказская трансформация» провели лидер Консервативной партии Микаел Айрапетян и правозащитница Луиза Погосян.
Образы современного грузинского фильма преодолели рамки, поставленные советской моделью поведения кавказцев. Политик Айрапетян сделал акцент на том, что Грузия, в отличие от Армении, сделала шаг в сторону избавления от навязанных империей норм жизни. Это он увидел в фильме, который не стал рассматривать с художественной точки зрения, это он видит, и во время своих путешествий по Грузии.
Мимино и Рубик-джану, по мнению докладчика, предлагалось только вести идиотский спор о лучшей в мире воде и о долме, соревноваться в ресторане, заказывая песни бездарным музыкантам. Обсуждение насущных проблем и политики колонизаторов превратили бы беззаботных южан в диссидентов с прямой дорогой в ГУЛАГ, уверен Айрапетян.
Правозащитница Луиза Погосян напомнила о символичном памятнике «грузино-российско-армянской дружбе». Скульптуры героев «Мимино» Кикабидзе, Леонову и Мкртчяну, авторства Зураба Церетели, запретили ставить в Москве, их перевезли в 2011 году и установили в армянском квартале Тбилиси. В том же году копия этих изваяний появилась в Дилижане. В обоих случаях между главными героями – грузином и армянином – стоит русский – персонаж Леонова.
Мимино и Рубик-джану, по мнению докладчика, предлагалось только вести идиотский спор о лучшей в мире воде и о долме, соревноваться в ресторане, заказывая песни бездарным музыкантам. Обсуждение насущных проблем и политики колонизаторов превратили бы беззаботных южан в диссидентов с прямой дорогой в ГУЛАГ, уверен Айрапетян.
Правозащитница Луиза Погосян напомнила о символичном памятнике «грузино-российско-армянской дружбе». Скульптуры героев «Мимино» Кикабидзе, Леонову и Мкртчяну, авторства Зураба Церетели, запретили ставить в Москве, их перевезли в 2011 году и установили в армянском квартале Тбилиси. В том же году копия этих изваяний появилась в Дилижане. В обоих случаях между главными героями – грузином и армянином – стоит русский – персонаж Леонова.
В фестивальном фильме россияне появляются в лице журналистов на контролируемых армянами территориях. И памятник в Тбилиси установили в Авлабаре. В церемонии открытия участвовал президент Саакашвили с супругой. Параллельно примерно десять человек проводили акцию «Стоп, Зура!». Погосян заявила, что присоединилась бы к ации, протестуя против восстановления советских традиции опосредованных контактов между армянами и грузинами.
Российская репортерша в фильме периодически расспрашивает грузинского парня, случайно попавшего через азербайджанский плен к армянам: «Кто ты? Как сюда попал? А грузины армян любят?». Он говорит: «Отстань. Какое твое дело. Сами разберемся!». На вопрос «русских не любишь?» Гио отвечает: «Я подлецов не люблю». Впрочем, потом они занимаются сексом.
Правозащитница также указала на «образы армян, будто вырезанные из картона». Армяне постоянно обращаются к новоиспеченного молчаливого товарища по темнице, называют его «брат», пьют тосты за предков, за христианский Кавказ, упрекают его родину за гражданскую войну, за то, «что грузины стреляют в грузин». Он вроде бы волен делать, что захочет, но фактически находится под постоянным присмотром. В итоге Гио берет в заложницу российскую журналистку, и прихватив двух азербайджанских пленных, бежит спасать друга. Один из армян произносит вслед: «Я же говорил, что он сукин сын».
Российская репортерша в фильме периодически расспрашивает грузинского парня, случайно попавшего через азербайджанский плен к армянам: «Кто ты? Как сюда попал? А грузины армян любят?». Он говорит: «Отстань. Какое твое дело. Сами разберемся!». На вопрос «русских не любишь?» Гио отвечает: «Я подлецов не люблю». Впрочем, потом они занимаются сексом.
Правозащитница также указала на «образы армян, будто вырезанные из картона». Армяне постоянно обращаются к новоиспеченного молчаливого товарища по темнице, называют его «брат», пьют тосты за предков, за христианский Кавказ, упрекают его родину за гражданскую войну, за то, «что грузины стреляют в грузин». Он вроде бы волен делать, что захочет, но фактически находится под постоянным присмотром. В итоге Гио берет в заложницу российскую журналистку, и прихватив двух азербайджанских пленных, бежит спасать друга. Один из армян произносит вслед: «Я же говорил, что он сукин сын».
Комментаторы из зала начинали с того, что фильм смотрится легко, персонажи сделаны хорошо (кроме армян, конечно). Когда картину стали анализировать с точки зрения симпатий грузинских киношников к одной из сторон карабахского конфликта, добирались до мелочей, которые можно заметить, если наблюдать лишь за данным аспектом фильма. Например, учительница средней школы сказала, что у армянина в азербайджанском плену были сигареты и не было следов побоев на лице. В армянском плену азербайджанские солдаты просили есть и были сильно избиты.
Применив, аналогичный метод, можно уличить авторов ленты в антиармянских настроениях: в расположении азербайджанских военных свободно гуляют наркотики, едят шашлыки (у армян — консервы), командир у них – бывший снабженец (у армян профессиональный вояка с афганом за плечами) и т.п.
До 8 апреля фильмы покажут и обсудят в Гюмри, Ноемберяне Ванадзоре и Чамбараке.
epress.am
26.03.2012
Применив, аналогичный метод, можно уличить авторов ленты в антиармянских настроениях: в расположении азербайджанских военных свободно гуляют наркотики, едят шашлыки (у армян — консервы), командир у них – бывший снабженец (у армян профессиональный вояка с афганом за плечами) и т.п.
До 8 апреля фильмы покажут и обсудят в Гюмри, Ноемберяне Ванадзоре и Чамбараке.
epress.am
26.03.2012