КАРАБАХ СОЕДИНИЛ СВОИМ НЕСЧАСТЬЕМ АЗЕРБАЙДЖАН И АРМЕНИЮ
Предисловие автора к публикации мемуаров
на «Альтернативном старте»
Мне было тяжело писать эту книгу. Причина на поверхности – она о моих заблуждениях, о моей слабости и поражении. Но и о слабости и поражении моего народа, а если глубже – о запрограммированности нашего типа мышления на неудачу в современном мире. Мы не осознаем особенности и законы современного мира в силу архаичности мышления и культуры.
О собственной обреченности как политика на поражение я знал, потому что занимался политикой нехотя, осознанно не ставя перед собой задачу прийти к власти. Уже в юности, после тяжелого осмысления трагических уроков Второй мировой войны, которая была главной темой литературы и искусства послевоенного времени, я твердо решил для себя никогда не быть частью государственной машины, дабы не угнетать и не подавлять других. Моим кредо стало: коли угнетение неизбежно, достойнее быть среди угнетаемых, но не терпеть безмолвно, но сопротивляться. Для меня на всю жизнь стали преградами на пути к насилию такие понятия, как совесть и стыд. Я простодушно лелеял надежду, что другим, честолюбивым политикам, мои знания и мои советы могут помочь, и через других, властью других, я смогу сослужить добрую службу своему народу. Как выяснилось, я обманывался. Политикам нужна сама власть, а не служба народу. И политики без насилия быть не может. А поскольку это реальность политики, то меня в ней быть не должно. Для меня это противоречие осталось неразрешимым.
Не писать эту книгу я не мог. Мне все время хотелось высказать то, что меня беспокоило. Докричаться? Нет, выкричаться. Как бы то не было, я эту книгу написал. Потому, что я – упорный, а может быть, «упертый». У меня неизменное представление о мире, более точно, о том, каким ему надлежит быть. А если народ не принимает и не поддерживает мою позицию, то так тому и быть, наша разность, наше несхожество – объективная реальность. Но пусть мой народ не ноет и не хнычет, не сетует на неудачную судьбу. Эту судьбу, эту долю-долюшку он сам выбрал. Когда отвергал мои предложения и сломя голову бежал за блестящими и манящими миражами своих кумиров. Я описываю эти пять лет жизни народа со своей позиции, так, как я ее вижу. Увидят, узнают, поймут – хорошо. Не увидят, не поймут – дело хозяйское. Моя совесть чиста, я не стоял в стороне, не молчал. Я дрался, боролся, говорил, кричал. Не докричался, не услышали, не поняли? Так тому и быть, это выбор самого народа.
В Азербайджане есть два мифа, взаимодополняющих друг-друга в основном, и противоположных в частностях. Миф официальный, растиражированный в государственных документах, школьных и институтских программах и учебниках, отраженный в романах и кинофильмах. Суть этого мифа проста. Жила-была черная империя – СССР. Но в этой черной империи была одна белая республика – Азербайджан. Откуда такая аномалия? А оттуда, что эту республику возглавлял Гейдар Алиев. Он денно и ношно заботился о народе, процветании экономики и культуры, образования и здравоохранения. Более того, будучи одним из высших иерархов коммунистической номенклатуры, он дальновидно готовил Азербайджан к… независимости. Да, да, член Политбюро ЦК КПСС, генерал-майор КГБ Гейдар Алиев был, оказывается, антисоветчиком и радетелем независимости Азербайджана.
Недруги устранили его от власти. Начались черные дни Азербайджана. Власть оказалась в руках бездарей и предателей. Враги начали рвать тело республики на части. Зрела гражданская война. Не было неоткуда помощи, вокруг были одни враги. Но тут народ вспомнил о своем великом и мудром, храбром и могучем сыне, начал молить его прийти к власти и спасти народ. Но Гейдар Алиев не хотел власти, он отказывался от власти! Но народ просил, просил, просил, и он, наконец, согласился. Пришел. Спас народ. Наказал плохих. Наградил хороших. И вот результат: вновь процветающий Азербайджан!
Есть миф и у оппозиции. Жил-был СССР. Черная Империя. Но одна республика была особенно черной, черной-пречeрной. Почему? Потому, что республику возглавлял Гейдар Алиев. Это был классический сатрап, готовый принести интересы народа в жертву своим личным интересам. Начались черные дни страны. Преступная Москва, вероломные соседи, предательская номенклатура довели Азербайджан до края пропасти. Но тут горстка храбрых сыновей народа из самых низов восстала, разбудила народ и повела героическую битву за спасение Родины. Были и потери, но победа была одержана, эти мудрые и верные сыны народа возглавили независимый Азербайджан и повели народ к победам. Однако черные силы внутри и вовне объединились и свергли этих честных, чистых и смелых лидеров. К власти вернулся старый партократ и чекист Гейдар Алиев. Он предал Карабах, удушил демократию и создал ужасный режим в стране. Азербайджан утопает в трясине коррупции, беззакония и безнадежности. Народ растоптан. Единственное спасение - вернуть верных сынов народа к власти.
Эти две версии совпадают во многом. В этих двух мифах одинаково проклинаются СССР, Горбачев, первые секретари ЦК КП Азербайджана Везиров и Муталлибов, армяне, Иран, прославляются героические деяния народа по разрушению госграницы 31 декабря 1989 года и 20 января 1990-го года. Различие лишь в том, кто достоин возглавлять республику.
Мне смешны оба мифа. Эти коварно упрощенные образы сложного бытия народа на сломе эпох наносил, наносит и будет наносить огромный вред народу, будет дальше программировать его мышление на неадекватные реакции, на ошибочные решения. Эти мифы – идеологическая основа азербайджанского авторитаризма, плод и источник архаического мышления, шлагбаум на пути познания сложной реальности и пути модернизации страны.
Карабах соединил своим несчастьем Азербайджан и Армению накрепко, сделал их марионетками внешних и чуждых, во многом недобрых и корыстных сил. Я описываю частично зверства, совершенные моими соотечественниками, и почти не касаюсь аналогичных преступлений, совершенных на другой стороне. Мне претит примитивная логика взаимных обвинений. Хотя мне пришлось быть свидетелем страданий жертв насилия «святой национально-освободительной борьбы в Карабахе», но пусть об этом напишут честные граждане Армении. Я же имею право судить только своих.
Как я видел и вижу историю этих бурных пяти лет, когда рушилась огромная империя и завершался крахом очередной эксперимент по кардинальному переустройству мира, читатель сможет прочитать в предлагаемом его вниманию книге.
Зардушт Ализаде
22-04-10
О собственной обреченности как политика на поражение я знал, потому что занимался политикой нехотя, осознанно не ставя перед собой задачу прийти к власти. Уже в юности, после тяжелого осмысления трагических уроков Второй мировой войны, которая была главной темой литературы и искусства послевоенного времени, я твердо решил для себя никогда не быть частью государственной машины, дабы не угнетать и не подавлять других. Моим кредо стало: коли угнетение неизбежно, достойнее быть среди угнетаемых, но не терпеть безмолвно, но сопротивляться. Для меня на всю жизнь стали преградами на пути к насилию такие понятия, как совесть и стыд. Я простодушно лелеял надежду, что другим, честолюбивым политикам, мои знания и мои советы могут помочь, и через других, властью других, я смогу сослужить добрую службу своему народу. Как выяснилось, я обманывался. Политикам нужна сама власть, а не служба народу. И политики без насилия быть не может. А поскольку это реальность политики, то меня в ней быть не должно. Для меня это противоречие осталось неразрешимым.
Не писать эту книгу я не мог. Мне все время хотелось высказать то, что меня беспокоило. Докричаться? Нет, выкричаться. Как бы то не было, я эту книгу написал. Потому, что я – упорный, а может быть, «упертый». У меня неизменное представление о мире, более точно, о том, каким ему надлежит быть. А если народ не принимает и не поддерживает мою позицию, то так тому и быть, наша разность, наше несхожество – объективная реальность. Но пусть мой народ не ноет и не хнычет, не сетует на неудачную судьбу. Эту судьбу, эту долю-долюшку он сам выбрал. Когда отвергал мои предложения и сломя голову бежал за блестящими и манящими миражами своих кумиров. Я описываю эти пять лет жизни народа со своей позиции, так, как я ее вижу. Увидят, узнают, поймут – хорошо. Не увидят, не поймут – дело хозяйское. Моя совесть чиста, я не стоял в стороне, не молчал. Я дрался, боролся, говорил, кричал. Не докричался, не услышали, не поняли? Так тому и быть, это выбор самого народа.
В Азербайджане есть два мифа, взаимодополняющих друг-друга в основном, и противоположных в частностях. Миф официальный, растиражированный в государственных документах, школьных и институтских программах и учебниках, отраженный в романах и кинофильмах. Суть этого мифа проста. Жила-была черная империя – СССР. Но в этой черной империи была одна белая республика – Азербайджан. Откуда такая аномалия? А оттуда, что эту республику возглавлял Гейдар Алиев. Он денно и ношно заботился о народе, процветании экономики и культуры, образования и здравоохранения. Более того, будучи одним из высших иерархов коммунистической номенклатуры, он дальновидно готовил Азербайджан к… независимости. Да, да, член Политбюро ЦК КПСС, генерал-майор КГБ Гейдар Алиев был, оказывается, антисоветчиком и радетелем независимости Азербайджана.
Недруги устранили его от власти. Начались черные дни Азербайджана. Власть оказалась в руках бездарей и предателей. Враги начали рвать тело республики на части. Зрела гражданская война. Не было неоткуда помощи, вокруг были одни враги. Но тут народ вспомнил о своем великом и мудром, храбром и могучем сыне, начал молить его прийти к власти и спасти народ. Но Гейдар Алиев не хотел власти, он отказывался от власти! Но народ просил, просил, просил, и он, наконец, согласился. Пришел. Спас народ. Наказал плохих. Наградил хороших. И вот результат: вновь процветающий Азербайджан!
Есть миф и у оппозиции. Жил-был СССР. Черная Империя. Но одна республика была особенно черной, черной-пречeрной. Почему? Потому, что республику возглавлял Гейдар Алиев. Это был классический сатрап, готовый принести интересы народа в жертву своим личным интересам. Начались черные дни страны. Преступная Москва, вероломные соседи, предательская номенклатура довели Азербайджан до края пропасти. Но тут горстка храбрых сыновей народа из самых низов восстала, разбудила народ и повела героическую битву за спасение Родины. Были и потери, но победа была одержана, эти мудрые и верные сыны народа возглавили независимый Азербайджан и повели народ к победам. Однако черные силы внутри и вовне объединились и свергли этих честных, чистых и смелых лидеров. К власти вернулся старый партократ и чекист Гейдар Алиев. Он предал Карабах, удушил демократию и создал ужасный режим в стране. Азербайджан утопает в трясине коррупции, беззакония и безнадежности. Народ растоптан. Единственное спасение - вернуть верных сынов народа к власти.
Эти две версии совпадают во многом. В этих двух мифах одинаково проклинаются СССР, Горбачев, первые секретари ЦК КП Азербайджана Везиров и Муталлибов, армяне, Иран, прославляются героические деяния народа по разрушению госграницы 31 декабря 1989 года и 20 января 1990-го года. Различие лишь в том, кто достоин возглавлять республику.
Мне смешны оба мифа. Эти коварно упрощенные образы сложного бытия народа на сломе эпох наносил, наносит и будет наносить огромный вред народу, будет дальше программировать его мышление на неадекватные реакции, на ошибочные решения. Эти мифы – идеологическая основа азербайджанского авторитаризма, плод и источник архаического мышления, шлагбаум на пути познания сложной реальности и пути модернизации страны.
Карабах соединил своим несчастьем Азербайджан и Армению накрепко, сделал их марионетками внешних и чуждых, во многом недобрых и корыстных сил. Я описываю частично зверства, совершенные моими соотечественниками, и почти не касаюсь аналогичных преступлений, совершенных на другой стороне. Мне претит примитивная логика взаимных обвинений. Хотя мне пришлось быть свидетелем страданий жертв насилия «святой национально-освободительной борьбы в Карабахе», но пусть об этом напишут честные граждане Армении. Я же имею право судить только своих.
Как я видел и вижу историю этих бурных пяти лет, когда рушилась огромная империя и завершался крахом очередной эксперимент по кардинальному переустройству мира, читатель сможет прочитать в предлагаемом его вниманию книге.
Зардушт Ализаде
22-04-10