Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Гражданское слушание в театральном

КОМУ ВРЕДИТ ПРОПАГАНДА НАСИЛИЯ И РАСИЗМА, ПРОВОДИМАЯ ПОД ПРИКРЫТИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ?

28 сентября 2011
Ереванский государственный институт театра и кино

Символический суд с участием студентов, преподавателей, журналистов и других заинтересованных граждан

Кавказский Центр Миротворческих Инициатив, Армения

В рамках проекта «Символический суд по правам человека» при поддержке Национального Фонда Поддержки Демократии (США)

Фото: КЦМИ
Георгий Ванян на гражданском слушании
Ведущий: Георгий Ванян
директор проекта
Ведущий слушания представляет присутствующим регламент заседания. Экспертам и аудитории, которые выступят в качестве присяжных суда, предлагается просмотреть три ролика, которые созданы и размещены в интернет армянской стороной «пропагандистской войны».

Затем ведущий объявляет о том, что присутствие ранее объявленного эксперта Армена Мазманяна, ректора Института театра и кино, стало невозможным из-за его плохого самочувствия, и руководство института будет представлено госпожой Нарине Саргсян, деканом театрального факультета.

Потом он представляет остальных экспертов и предлагает выслушать мнение писателя-публициста Ваге Аветяна, просмотрев видеозапись, присланную из Швеции.
Ваге Аветян на гражданском слушании
Эксперт: Ваге Аветян
писатель-публицист
Швеция
Ваге Аветян: К материалам на которых демонстрируется унижение азербайджанских военнопленных, мне приходилось возвращаться несколько раз, потому что никак не мог досмотреть до конца. Испытал отвращение и сейчас снова переживаю это чувство.

Мое прошлое «я» с промытыми мозгами всегда представляло, что добродетель наших героев восходит к Давиду Сасунскому – нельзя унижать безоружного и беззащитного человека. Теперь гораздо лучше представляю, что к чему. Такое не является информационной войной. Есть война против создателей подобного видео, против тех, кто унижает и ломает человеческую душу. Эти люди стали сейчас ментами и чекистами. Этот человеческий вид унижает армянского солдата в армии, измывается, убивает, точно так, как на кадрах, которые показывают внутреннюю кухню азербайджанской армии.

Нелишне отметить, что в сюжете делается явная реклама российского оружия, из чего можно сделать вывод о заказчике подобных материалов. А грамматические ошибки авторов свидетельствуют об их низком интеллекте. Им свойственно также тупое заблуждение о своей безнаказанности.

Кому вредит пропаганда расизма и насилия, проводимая под прикрытием информационной войны?

В первую очередь самим расистам, рано или поздно их призовут к ответственности, как это произошло с расистами и фашистами всех времен. Наши соплеменники, об этом не знают, потому что невежественны, как обычно бывают фашисты и расисты. Им присуще тупое заблуждение в безнаказанности.

С мультфильмом другой случай. Он сделан мастерски, остроумно и направлен на детей. И тот факт, что за 5 месяцев число просмотров почти 90 тысяч, говорит о том, что они доходят до адресата – вот что опасно. Такие мультфильмы адресованы нашим детям, и нацелены растление их душ. Наши дети, с еще не развитым критическим мышлением, могут легко плениться, попасть в эту ловушку. Это - широкомасштабная война против нас, цель которой заключается растлении еще одного поколения в нашей стране, в превращении молодых людей в марионеток, и в пушечное мясо для реализации захватнической политики в последующие десятилетия.

Думаю, что надо остановить это, последовательно освещая проблему, и выводя подобные сайты из интернета. Возможности есть, просто надо организованно действовать.
Воскан Саргсян на гражданском слушании
Эксперт:
Воскан Саргсян
главный редактор газеты «Тесанкюн»
регион Тавуш
Воскан Саргсян: После этого просмотра, комментарии, как говорится, излишни. Есть оскорбление и унижение, когда нарушаются права человека. Оскорбительно, когда унижают военнопленных, оскорбительно, когда крупным планом показывается лицо погибшего. Это боль не только его близких, знающих его людей, но и всех остальных, потому что есть законы этики, которые не разрешают показывать умерших крупным планом, показывать унижение человека, показывать, как вынуждают пленного по приказу армянского командира лизать сапог. Это наносит очень сильное оскорбление. Завтра никто не может знать, никто не может быть гарантирован, что сам не окажется в подобной ситуации.

Для унижения противника название страны переиначивается в "Азергейджан", то есть имеется в виду, что страна населена исключительно сексуальными меньшинствами. И азербайджанский солдат, которым, если я не ошибаюсь, был Мубариз Ибрагимов, называется «азергейджанским десантником». Я не имею ничего против сексуальных меньшинств и не намерен их дискриминировать, но, тем не менее, вся страна не может быть такой.

Мультик был сделан с юмором и на хорошем техническом уровне. Возможно, вы с первого раза не заметили, там лежат экскременты и рядом написано:"Алиев вечен". Азербайджанский солдат показан как трусливый, лживый и вступающий в сексуальные отношения с овцой. Не думаю, что это вообще как то относится к информационной войне. Как правильно отметил Ваге Аветян, в нашем эпосе Давид 2 раза терпит удар, и только после третьего отвечает. А унижать безоружного человека, который попал в плен не только вне норм цивилизованного мира, но и вне норм нашего национального образа. Я думаю, что ведущаяся подобным образом, эта якобы информационная война – подрывает систему ценностей и вредит нашему национальному имиджу.
Герольд Еремия Алексанян на гражданском слушании
Эксперт:
Герольд Еремия Алексанян
психолог
Франция
Герольд Еремия Алексанян: С 11 лет я армянский боец. Но французское воспитание дало мне критическое мышление, умение быть объективным, уважать человеческое существо и законы. Изучение философии научило меня не доверять собственным чувствам. Особенно в случае, когда требуется анализ какого-то конкретного явления, не судить по собственным чувствам и эмоциям. Психология научила меня, что мы должны пройти долгий путь к тому, чтобы стать человеческим существом. Это относится не только армянам, но и ко всем народам. В 15 веке Рабле написал, очень не многие являются человеческими существами, и еще меньше людей знает об этом.

Я бы хотел знать, где первоисточник и почему создаются эти фильмы. Сегодня интернет заполнен видеоматериалами, которые выдаются за армянские, которые распространяют ложь об армянах. Здесь встает вопрос, являются ли эти действия объективными и осознанными? Когда смотришь эти фильмы, понимаешь, что они не объективны. То, как представлены тут азербайджанцы, уже описал предыдущий докладчик, на другой стороне, азербайджано-турецкой, происходит то же самое, и еще более интенсивно. Все что мы смотрели, сделано фальшиво, примитивно и наивно. Я прошу прощения за то, что думаю как европеец.

Благодаря беседам с некоторыми людьми, я узнал кому направлены эти фильмы, какой месидж в них заложен. В нас, в европейских армянах, смотрение подобных фильмов может вызвать антипатию. Я не являюсь поклонником Израиля, но почему не делать пропаганду так, как делает Израиль? У них есть очень позитивные ценности. Если этот месидж в рассматриваемой продукции направлен на армян, то здесь очень слабое воздействие, и оно может быть вредным, может привести к обратному эффекту. Если эта продукция направлена против турок, то можно было бы более сильные вещи использовать. Образ, форму и содержание можно было бы сделать более сильными.

Когда я говорю турок, понимаю и турок и азербайджанец. Они имеют потенциал и могут использовать то, что мы делаем против нас. И могут это делать примитивными средствами. Поэтому мы должны думать, о чем говорим. Цель была в том, чтобы показать, что мы сильные, а они слабые. Если мы такие сильные, почему мы потеряли столько земель?

Нужно использовать другие аргументы, и есть армяне, которые используют это. Я думаю о том, что разве подобные фильмы могут внушить уверенность и надежду нашему народу? Если конечно перед создателями поставлена такая задача. Необходимо показывать агрессивность протурецкой пропаганды, и показывать это, конечно, Европе, но и в первую очередь поднимать гражданское сознание нашего народа. Цель пропаганды именно в этом – поднимать уровень гражданского сознания народа. Для завершения хочу сказать, что здесь есть и элементы расизма, и элементы насилия. И надо быть толерантными.

Ведущий: Прошу ответить на вопрос символического суда, кому это вредит?

Герольд Еремия Алексанян: Нам.
Грант Аванесян на гражданском слушании
Эксперт:
Грант Аванесян
руководитель кафедры общей психологии ЕГУ
Грант Аванесян: Я должен признаться, что до конца фильмы посмотрел только сегодня, хотя они у меня лежат уже 2 недели. Честно говоря, сделал несколько попыток, но не смог досмотреть. И у меня возникло пренебрежение к создателям фильмов. Мультфильм попадался мне раньше, случайно, но сейчас также не захотел досмотреть до конца. Логика и построение предсказуемы, и то чем закончится это все - было ясно с самого начала.

Расизм и насилие - да, есть. И самое отрицательное свойство этих материалов, и особенно двух первых роликов, содержание и структура этих двух роликов состоит именно в этом. Мультфильм для меня примитивен и мысль и воплощение, все очень примитивно и слабо.

Что касается того, на кого это направлено. Адресант выбран очень правильно. Они знали своего адресата. Эта продукция направлена юношеству, молодым людям. После получения материалов я провел маленький опрос и увидел что наибольшие количество положительно отзывающиеся об этих фильмах - это люди с 16 по 19 лет. Смотрят и отзываются положительно. Для меня это было очень плохим результатом. И факт, что в интернете число посещений растет именно за счет этой возрастной группы - молодого поколения.

Наше старшее поколение не смотрит это и эти материалы не могут оказать воздействие. Это материал не для интеллектуалов. Однозначно. И направлен он на тот слой, который по-своему воспримет этот материал. И поэтому я думаю, что в этой аудитории обсуждение таких фильмов не может быть адекватным, полноценным, поскольку здесь собрались интеллектуальные, образованные люди.

То, что висит в интернете, является массовым материалом и обязательно имеет своего адресата. Это не акт самовыражения, как допустим, художник, который рисует то, что чувствует в этот момент. Этот материал имеет своего адресата. И, к сожалению, по итогам своего опроса я получил ответ. Эти фильмы достигают своих адресатов, и, следовательно, вредят нашим детям. И это мой вывод.
Нарине Саргсян на гражданском слушании
Эксперт:
Нарине Саргсян
декан театрального факультета ГИТиК
Нарине Саргсян: В этой аудитории мы часто смотрим качественные антипропагандисткие материалы. То, что показывали сегодня, было очень низкого качества, трудно было смотреть, я лично отводила взгляд. Если бы я наткнулась на них в интернете, и многие, как я и думаю большинство в этой аудитории, естественно не посмотрели бы их. Другое дело, что это есть, и это воздействует на сознание низких слоев. И знаете, позвольте не согласиться с точкой зрения предыдущих экспертов, которые рассматривали это как армянский продукт, с армянским авторством. Если этот материал анонимен, то, как мы можем быть уверены, что за этим стоит армянин, а не азербайджанец? И если вы заметили, бесконечно повторялись те же кадры, и кадры, связанные с насилием в армии могли быть не во время войны, одним словом, здесь может быть фальшивка.

Я пережила чувство отвращения. Это просто мусор, и если мы хотим найти виновных в себе и заняться самокритикой это не тот случай. Критика, конечно нужна, но думаю, что здесь не армянский фактор, и не азербайджанский. Самый первый из выступающих применял это явление к национальному образу. Но здесь определенный человеческий тип, который унижает, насилует – это присуще всем временам и всем народам. Не правильно, если мы скажем что нам стыдно за себя, мне было стыдно за людей такого типа.

Но какие мы можем взять уроки с этого? Вот здесь сидят студенты и преподаватели факультета кино, каждый год мы создаем дипломные фильмы, в том числе о войне. Но в фильмах мы ставим вопрос, видим свет и надежду – и такой подход очень важен. И это надо пропагандировать, организовывать фестивали, нацеленные на молодежь.

Можно показывать жестокость, но говорить «нет» этой жестокости. Показывать насилие и говорить «нет» насилию. И делаем мы все это на уровне, с сохранением этических норм. Превращая это в искусство. Не знаю, я не любитель интернет, и сегодня с трудностью и нежеланием посмотрела этот фильм. Я говорю, нет насилию и нет расизму. Национальность тут не причем, это катастрофа человечества, это порок человечества и всячески нужно бороться с этим.

Ведущий: И ваш ответ на вопрос: Кому вредит пропаганда насилия и расизма, проводимая под прикрытием информационной войны?

Нарине Саргсян: На этом уровне это вредит самому низкому слою, может навредить детям, людям с низким сознанием, мышлением.
Гражданское слушание
Ведущий объявляет сессию вопросов и ответов.

Грант Аванесян: У меня вопрос к господину Алексаняну. Он сказал, что когда он говорит турок, понимает азербайджанец и турок. Это мнение европейца или армянина?

Герольд Еремия Алексанян: Это мнение Апарана (город в Армении.- прим.ред.)…. Для меня нет разницы. То как они говорят, их песни... одинаковы. Конечно же, европеец со мной не согласится. У меня вопрос к остальным экспертам, могут ли они сказать, чем вообще отличаются наши мнения?

Воскан Саргсян: Я, как европеец, исходя из общечеловеческих ценностей и из гуманизма, того же Рабле, которого цитировал наш многоуважаемый коллега, думаю наши мнения не отличались друг от друга в основном. Я высказал свое мнение как журналист.

Грант Аванесян: Я почувствовал разницу. Люди, вовлеченные в учебный процесс, говорили с концентрацией на проблемы образования.

Нарине Саргсян: Я попыталась быть выше армяно-азербайджанского конфликта и применила общечеловеческий подход.

Вреж Петросян, профессор кафедры кино: Чья это гениальная инициатива показывать известные кадры НТВ, которые показывались по центральному телевидению, кадры азербайджанского госпиталя, где офицер раздает пощечины солдатам, и преподносить это как обращение армян с военнопленными? Это первый вопрос. И второй вопрос, кто дал право наш государственный парад, который мы смотрим со слезами на глазах, при виде своего могущества, показывать в подобном контексте? Нет слов, это хулиганство, это самое безобразное явление. Как можно монтажировать гoсударственный парад c подобными хулиганскими кадрами?

Ведущий: Кому адресован ваш вопрос?

Вреж Петросян: Адресован всем.

Нарине Саргсян: В этом вопросе я согласна с мнением господина Петросяна и думаю также как и он. И когда я смотрела, я тоже была введена в заблуждение теми кадрами, которые касались азербайджанцев.

Ведущий: Господин Петросян, я думаю, что Ваш вопрос был скорее возмущением, чем вопросом, поэтому Ваш вопрос можно считать риторическим.

Вреж Петросян: Но Вы же показываете материал.

Блогер Иза: Мне интересно, эксперты видели материалы, которые ставит в интернет противная сторона, и пытались ли они анализировать эти материалы. Это первый вопрос. И второй вопрос я все время слышу слово расизм. Разве армяне и азербайджанцы принадлежат к различным расам, или может быть здесь речь идет скорее о ксенофобии? Прошу специалистов внести ясность в этот вопрос.

Ведущий: Первая часть вопроса не входит в рамки нашего обсуждения. Это тема отдельной дискуссии. Можете инициировать подобное обсуждение в рамках программы Южнокавказского суда по правам человека – это открытая программа и Вы можете подать заявку на обсуждение любой темы. А второй вопрос, думаю в теме. И кому он адресован, всем?

Блогер Иза: Тому, кто готов ответить.
Гражданское слушание
Грант Аванесян: Я бы хотел коснуться и первого вопроса. Относительно фильмов другой стороны. Я был приглашен в качестве эксперта по видеоматериалу, не знаю, Вы в курсе или нет, насчет молодого человека по фамилии Сарибекян. Этот материал был подготовлен профессионально, со стороны спецслужб Азербайджана. И в отношении обсуждения вокруг этого материала, я сказал всем нашим журналистам, которые этим занимались: Вы не журналисты, вы занимаетесь информационной истерией. Это был очень серьезный вопрос.

Но сегодня мы рассматриваем другую продукцию, созданную неясно кем. Хотя в мультипликационном фильме я увидел определенный почерк, влияние определенной школы. Но я, конечно, не могу уверенно делать выводы на этот счет. Что касается вашего второго вопроса. Нужно помнить всегда, что материал смотрит не только представитель твоего народа, и не только представитель народа, с которым воюешь. Прошу мне поверить, я имею определенный круг общения и знаю, что в третьих странах не знают, как выглядит наш флаг, как выглядит их флаг. Не знают армянского или азербайджанского языка. Ну а если и пишется что-то на английском – еще хуже. И впечатление от региона, независимо от того кто мы и чем занимаемся - общее. Насилие в армии, во всех странах есть материалы об этом – в нашей, российской американской и так далее. Но они здесь показывали художественную концепцию пощечины, вносили сюда определенный подтекст.

Герольд Еремия Алексанян: Как я понял, вопрос касался того, расизм это или ксенофобия. Если говорить о ксенофобии и расизме с моим французским образованием, и вместе с моей армянской памятью… Несмотря на то что я уже сказал, я могу сказать, что это все является результатом насилия турок и азербайджанцев.

Воскан Саргсян: Я бы хотел сказать, что и у них это все на очень плохом уровне. Пропаганда и антипропаганда так легко меняются местами. Плохо сделанная пропаганда сразу же приводит к обратному эффекту. Если она сделана безвкусно. Я был в Чамбараке, дома у Манвела Сарибекяна, которого азербайджанская сторона представила как диверсанта, даже невооруженным глазом было видно, что здесь и не пахнет диверсантом. То есть подобный искусственный неправдивый материал, конечно, обернулся против них самих. Если пропаганда делается плохо, она становится антипропагандой.
Гражданское слушание
Гражданское слушание
Ведущий: Еще раз хочу напомнить, что Южнокавказский суд – открытая программа и любой гражданин может дать заявку и выдвинуть на обсуждение волнующие его вопросы. Я прошу не отдаляться от темы сегодняшнего обсуждения.

Алеша Манвелян, корреспондент BBC: У меня нет вопроса. Я просто хочу сказать одну вещь. Мне кажется, здесь произошло недопонимание. Поэтому я не комментирую, а хочу объяснить. Там есть кадры, где азербайджанский солдат унижает азербайджанского солдата, и все это знают, и это именно так и было представлено на фоне гимна Азербайджана. Что вот это играет торжественный гимн, и они сами друг друга унижают, чтобы показать, что происходит в армии. Некоторые приняли это за то, что как-будто бы наши их бьют, нет, это не так.

Лилит: Я хочу сказать, что можно проследить любой материал, который помещен в интернет. Какой-нибудь эксперт выяснил, кто является автором этих материалов?

Ведущий: Вопрос скорее касается организаторов обсуждения. Хотя об этом уже было сказано перед показом. Но повторю. Создателем и распространителем первых двух роликов является анонимный сайт k4500.com: партнером этого сайта является просветительская общественная организация «Школа народной мудрости» которая представляется в качестве сообщества армянских студентов, и действует в Москве, в Санкт-Петербурге и других городах РФ. (в положении на 2012 г. информация об этом партнерстве снята с сайта.- прим. ред.)

Реплика: Ленинаканцы - владельцы этого сайта. (Ленинакан - советское название, ныне это город Гюмри - прим. ред.)
Гражданское слушание
Ведущий: А мультфильмы…

Реплика: О мультфильмах все знают!

- Здравствуйте господин Ванян. Мой вопрос адресован Вам.

Ведущий: Представьтесь, пожалуйста.

- Давид Карапетян, научный сотрудник Академии наук, так сказать эксперт информационной войны, веду партизанскую деятельность вот уже несколько лет. С вашей стороны звучат конкретные обвинения против конкретных организаций. Готовы ли вы в суде, оспорить с этими организациями, являются ли они авторами этих сюжетов или нет. Если они завтра подадут на вас в суд, вы готовы ответить?

Ведущий: Да, конечно, готов.

Аветик Алексанян, второй курс режиссура игровых фильмов: Хочу знать, те, кто сделал эти ролики, являются армянскими националистами, или это просто молодежная забава. И второе - есть ли у Вас конкретная программа борьбы с этим? И третье: Чего вы от нас ожидаете?

Лилит Франгулян, 2 курс игровых фильмов: (Обращаясь к ведущему) Я хочу спросить конкретно Вас, не считаете ли Вы, что эти фильмы созданы из-за общего состояния в интернет. Например, если в интернет размешен обыкновенный клип, где поет армянская девушка, и в комментариях ты видишь как азербайджанцы, турки, пишут очень аморальные вещи. Не думаете ли вы, что из-за этого создается эта видеопродукция как ответ на такие действия?

Тарон Бегларян, преподаватель: Не считаете ли Вы, что есть более актуальный вопрос: предотвращение опасности того, что армянская молодежь слушает азербайджанскую и подобную музыку – это более актуально, чем предотвращать расизм. Для чего мы сегодня здесь собрались? Вот Вы говорите, предложите, мы обсудим… Никому в голову это не пришло, что есть более актуальные вопросы?

Сероб Петросян, студент: Как я понял, этот этап называется этапом вопросов и ответов, но Вы не отвечаете ни на один вопрос, поэтому наверно нужно перейти к комментариям, поскольку многие хотят прокомментировать.

Реплика: Есть еще один вопрос. Почему не отвечаете на наши вопросы?

Эксперты отвечают, что в том, что прозвучало, они не увидели вопросов.

Овик Алексанян: Считаете ли Вы, что мы находимся в фактической войне с Азербайджаном, и слышали ли Вы выступления президента этой страны, начиная с 2003 года?

Ведущий: Господин Алексанян, я ведь уже многократно просил оставаться в теме нашего обсуждения.

Андраник Веранян, директор Союза общин Ноемберяна: Тем не менее, позвольте мне перефразировать этот вопрос с надеждой, что на него ответ будет получен. Я хочу спросить у экспертов. Хотя бы на уровне президентов объявляется, что обе стороны готовы решить проблему путем переговоров. Но сегодня мы обсуждаем информационную войну, кого в ней используют и кому вредят подобные проявления расизма. Я хочу, чтобы эксперты ответили, в этом мирном процессе, оставив в сторону глобальные проблемы, Минскую группу, Комиссии ООН, как вы видите информационную войну? Считаете ее нормальным явлением, к месту ли эта война? Или, когда вы видели нормальную статью с обеих сторон друг о друге? Xотя бы без яда, объективную, из которой бы следовало, что мы находимся в мирном процессе, или вступили в мирный процесс урегулирования конфликта.

Грант Аванесян: Я нахожу что да, то, что объявляется и то, что есть в реальности - разные вещи. Процессы которые идут на политическом поле всего лишь выражают желания, желаемое, а не действительное. И идет фактический процесс, который должен привести к тому, чтобы обе стороны были готовы к переговорам. И тут мы приближаемся к нашей теме. Это мешает переговорам? Да, мешает. У меня такое мнение.

Воскан Саргсян: Вот Вы спрашиваете, когда бывает в азербайджанских или армянских СМИ положительные материалы. Лично я хочу сказать о том, что два азербайджанских министра родом из нашего Ноемберянского района. Шаин Мустафаев, самый перспективный министр Азербайджана, - и я создал из него положительный образ. Человек приехал, поклонился, взял землю, он вырос в семье скотоводов и знал наизусть стихотворение «Армянская крепость». Необязательно уничтожать врага. Вот в этом слове я сам ошибся – противника. Потому что когда создаем образ врага, мы вредим сами себе, потому что этот образ укореняется внутри человека. Да это и у них есть, но во всех случаях яд внутри нас вредит нам.

Из аудитории: У меня есть вопрос к организаторам. Неужели Вы думаете, что эти бездарные фильмы созданы армянами? Я знаю это откуда, здесь есть кадры Невзорова, и другие…

Ведущий: Я считаю Ваш вопрос риторическим, и мы переходим к следующему.

Студент факультета телевидения, 2 курс: Какие шаги будут предприняты для препятствования дальнейшему распространению данных материалов? Я думаю этот вопрос в теме, поскольку из этой встречи должны быть какие-то выводы. Мы же не собрались для того, чтобы птичку поставить. Это бессмысленно.

Грант Аванесян: Если подтекст этого обсуждения вам ясен, и вы его воспринимаете, завтра это отразится на вашей продукции.

Студент: Я хочу знать, какие шаги будут предприняты.

Грант Аванесян: Не надо предпринимать, шаг уже предпринят, если мы говорим об этом и вы слышите... Если вы воспримете, то, что мы говорим, это в будущем отразится в вашей работе.

Студент, документальная режиссура 3 курс: Я думаю, что все эти фильмы не имеет смысла обсуждать. Мне интересно, что-нибудь предпринимается для того чтобы предупредить это все, чтобы больше не было в интернете таких материалов?
Гражданское слушание
Ведущий: Я думаю, что первый шаг предотвращения – это наше сегодняшнее общественное обсуждение. О других шагах, предпринятых в этом направлении, я не знаю. Хочу представить вам вопрос, который будет вынесен на голосование в контексте этого слушания.

ОПРАВДАНА ЛИ ПРОПАГАНДА РАСИЗМА И НАСИЛИЯ?

И предоставляя слово для комментариев, прошу высказаться по этому вопросу, и сказать, как вы будете голосовать. Сначала я предоставлю слово экспертам. Господин Алексанян, если не возражаете, начнем с Вас.

Герольд Еремия Алексанян: Есть воздействие других сил, которое может изменить наш ответ на этот вопрос и ввести нас в заблуждение. Когда говорим о расизме, является ли это расизмом или нет – можно иметь различные трактовки. Например, я не расист и я против войны, но когда убили турецкого посла – я обрадовался. Я, конечно, не был доволен, тем что убили человека. Но так же исчезло мое восприятие того, что мы унижены, что мы трусы, мы овцы. А что касается расизма, мы должны исследовать, где расизм, и где болезнь. Наша личная болезнь.

Ведущий: И как Вы будете голосовать?

Герольд Еремия Алексанян: В какой-то мере это оправдано. Но не такое оружие должно использоваться для пропаганды.

Ведущий: Прошу все-таки ответить, как Вы будете голосовать?

Герольд Еремия Алексанян: Да, оправдана.

Воскан Саргсян: Когда видите, что флаг Азербайджана изображен в виде туалетной бумаги, это значит – плохая работа, плохая пропаганда, а плохая пропаганда, это отсутствие профессионализма, которое обращается во вред себе. Есть тысячи форм. Искусство безгранично, и художественная форма тоже. Нужен полет мысли и профессионализм… Те кадры, которые показывают нашу армянскую армию – они воодушевляют, но когда видишь битого человека крупным планом, здесь пропаганда и антипропаганда сталкиваются, смешиваются и это насилие не оправдано. Знаете, были случаи, когда азербайджанцы не разрешали снимать золотые зубы у наших погибших героев. Даже во время войны было уважение. И с нашей стороны тоже было. Ни в коем случае насилие, унижение человека, доведение его до скотского состояния, никогда не может быть оправдано. А для того, чтобы выражать нашу позицию, есть тысяча других способов. И я буду голосовать: Нет, не оправдано.

Грант Аванесян просит повторить вопрос, поставленный на голосование.

Ведущий: Оправдана ли пропаганда расизма и насилия?

Грант Аванесян: Нет.

Нарине Саргсян: Насилие и расизм в условиях войны это одна вещь, в мирных условиях – другая. Хочу сказать, во время войны действуют свои законы: На войне как на войне. Я говорю: нет насилию и расизму, и особенно – их пропаганде. Но понимаю, что на войне людей убивают.

Ведущий: Как Вы будете голосовать?

Нарине Саргсян: Я голосую - нет.
Гражданское слушание Гражданское слушание Гражданское слушание
Гражданское слушание Гражданское слушание Гражданское слушание
Герберт Гаспарян, преподаватель: Я буду голосовать против расизма, но здесь маленький народ, который защищает свою землю, и во время войны говорить о расизме нельзя, надо говорить о патриотизме. Видели ли вы маленький народ, который стал бы расистом? Такого нет, он патриот, и только. Если посмотреть с этой точки зрения, конечно, я абсолютно против расизма и против этого бездарного фильма, который нам навязали азербайджанцы. И поэтому я не понимаю цель этого собрания.
Армине Адибекян на гражданском слушании
Армине Адибекян
специалист по антипропаганде
Армине Адибекян: Здравствуйте. Я занимаюсь антипропагандой, и я хочу ответить на все ваши аргументы. Я категорически против подобных вещей, то есть трупов и унижений. Это никогда не приводит к победе. Как говориться, лучше быть жертвой, чем палачом. Даже если палач только что встал с колен, он всегда неправ. Эти ролики нас очень плохо представляют, я согласна. Но давайте поговорим об этом «Азергейджане». Это очень важно и хорошо, что вы обратили на это внимание. Кто занимается сегодня пропагандой в нашем интернет пространстве? Обыкновенные юзеры, у которых дома есть соответствующие программы, которые можно бесплатно скачать из сети. Не нужно ни знаний, ни образования, ни соблюдения законов пропаганды. И он видит, что азербайджанский журналист, с которым господин Ванян в Грузии, в Текали делит хлеб и воду, говорит о толерансе, приходит, в своей газете вести.аз о нашей стране откровенно пишет «Хуйистан». Этот парень, не имея соответствующего уровня образования и знания законов. Какой контрудар он должен нанести? Естественно – Азергейджан. Что он еще должен сказать? Удару – контрудар. Симметричный ответ. Да, есть, конечно, специалисты, которые действуют в ассиметрии, и к более большим и незаметным вещам приходят. Но Бахрам Батыев, который очень доволен и счастлив знакомством с Вами, считает что он и Вы сверх-толератные люди, и он нашей стране пишет «Хуйистан» и не в Youtube, а на официальном азербайджанском сайте.

Георгий Ванян, ведущий: Я ни в одной статье Бахрама Батыева, размещенной на их сайте, не читал то, о чем Вы говорите.

Армине Адибекян: Я дам Вам ссылку. Я уже представила вам, кто авторы этой продукции. Очень простые парни и девушки, которые сидят перед мониторами и очень плохо представляют последствия своих шагов. Критиковать. Да, конечно, очень хорошо. Вот, например, надо бороться с мугамом, но когда борешься с мугамом, есть два пути, или ты запрещаешь слушать мугам, или предлагаешь что-то более качественное, и показываешь, что это более интересно и более правильно. Если эти фильмы плохие, то достаньте ресурсы и с качеством, на уровне сделайте материал и поставьте в интернет.

Ведущий: Прошу Вас закругляться.

Армине Адибекян: Но я правильные вещи говорю.

Ведущий: Я вынужден Вас прервать, поскольку наше время ограничено. Поэтому прошу подытожить ваше выступление.

Армине Адибекян: Вы, не будучи специалистами, пришли сюда и не отвечаете на вопросы. Вот такой вопрос: почему здесь сидят только студенты театрального и преподаватели?

Ведущий: Если Вас не устраивает формат, пожалуйста, организуйте еще одно слушание, и мы поучаствуем.

Армине Адибекян: Но мы два часа тому назад об этом узнали… Почему не позвали авторов этих роликов?

Ведущий: Я прошу не мешать дальнейшему ходу этого слушания, и если организуете сами что-то и пригласите меня, я буду участвовать.

Вреж Петросян: Я хочу сказать об организации этого мероприятия подобным образом. И говорю об этом не из-за того, что прошел через окопы и видел жестокости и гуманность с обеих сторон, и правильно говорил предыдущий товарищ о том, что сегодня, когда я открываю государственный сайт day.az, и там наверху написано, что я раб, я такой-растакой армянин, и это государственная пропаганда идет….

Армине Адибекян:... и этому противопоставляется работа обыкновенного юзера…

Вреж Петросян: … Да, и этому противопоставляется детская, непрофессиональная контрпропаганда с обратным эффектом, я считаю, вы поставили половинчатый вопрос. Правильно говорит госпожа Саргсян, нужно было поставить вопрос так, что если есть война, и если идет информационная война, в которой мы отстали, то надо ставить вопросы по-другому. Да, правильно говорит наш французский друг. Да, я за насилие и за расизм. Я автоматически, как армянин, и вы должны знать, что мы благодаря этому противодействию, этой жестокости мы победили… Это бесспорные истины. И в конце хочу завершить известной цитатой нашего гениального полководца и политического деятеля Дро, который боролся против врагов своего народа, будь они турки или русские, боролся оружием. После того как подорвали Накашидзе, он сказал соседке в Игдире: «Знаете что, плохо получилось, вместе с Накашидзе-убийцей погиб и турок, который продавал черешню поблизости.» То есть это - образ армянина. Дро - образ армянина, герои - образ армянина, а не те, кто прячутся сейчас в Швеции, и говорят о пропаганде российского оружия. Я против расизма и насилия, но считаю, что в наше время это оправдано.
Гражданское слушание
Ашот Геворкян, преподаватель: Я категорически против. Потому что мы сейчас судим строго с нашей национальной точки зрения. Надо голосовать против расизма и против насилия. Потому что когда вы голосуете за Холокост, за Гитлера, за не знаю, крестоносцев… Я категорически и однозначно против. Просто вопрос состоит в том, правильно ли это, и без того интернет утопает в этом мусоре, нужно ли поднимать этот вопрос в аудитории. И еще одно скажу, дома у меня спутниковое телевидение и ловит Азер 1. Там взяли кадры Сумгаита и других мест и написали, что это Ходжалу. Вот вы говорите, что это какие-то студенты, но откуда у этих студентов эти архивы? Не думаете ли вы, что это может быть направлено какими-то другими силами, спецслужбами, или теми же азербайджанскими спецслужбами. И этот вопрос сейчас не нужен. Зачем сидящему здесь поколению снова об этом напоминать? Лучше приводить сюда программы, чтобы они могли давать качественную продукцию. А то получается, что вы ударяете только с одной стороны…
Эстер Палоян на гражданском слушании
Эстер Палоян
Школа правозащитника
Эстер Палоян: Я сожалею о том, что сидящие здесь люди не хотят принять, что это – наших рук дело, то есть армян. Почему мы предпочитаем сомневаться в том, что это мы сделали? Давайте примем и скажем этому «нет». В конце концов, это мы сделали. И поставлено в интернет от нашего имени. Я не считаю это оправданным.
Лала Асликян: Я хочу сначала поделиться своим наблюдением и потом высказать свое мнение. Почти все здесь сидящие, высказываются против расизма и насилия, но однозначно говорят только с позиций расизма. Мы - хорошие, азербайджанцы - плохие, потому что мы - армяне, а они азербайджанцы. И тот факт, что обыкновенные 15-20-летние юзеры, как вы только что их описали, сидят перед мониторами и пишут "Азергейджан", это происходит потому, что те люди, которые создают мнение и воспитывают этих детей - вы сами, преподаватели. И это те люди, которые сами говорят с позиций насилия и расизма, они воспитывают и культивируют это в детях. И второе, о чем я бы хотела сказать, меня удивляет, что здесь речь идет о качественном и некачественном материале. То есть, если это качественно, то можно производить и распространять? Еще раз хочу спросить, если материал качественный и распространяет идеи расизма, значит это допустимо? Обсуждая качество этих материалов, вы фактически отвечаете "да" на этот вопрос.
Лала Асликян на гражданском слушании
Ведущий просит подытожить и ответить на вопрос символического суда.

Лала Асликян: Мой ответ нет, не оправдана.
Андраник Веранян на гражданском слушании
Андраник Веранян
директор Союза общин Ноемберяна
Андраник Веранян: Начну с того, что национализм оправдан для малочисленных народов. И это не я придумал. Это показывает опыт столетий.

И надо признать, что в действительности то, что вы называете мусором, нравится очень многим. И только тогда, когда открываешь этот мусорный ящик, ты чувствуешь вонь, но если будешь держать закрытым, этот мусор никуда не исчезнет.

И третье, что я хочу сказать. Дорогой народ! В центре Еревана так легко сидеть и говорить. Я вас прошу, помните всегда: нет ничего более ценного, более хорошего, чем мир, который дан человечеству Богом, и ужаснее войны может быть только война. Как бы вы ее не называли.

Я говорю о достойном мире. Мне не нужен враг, заключивший перемирие. Сегодня, когда мы едем по дороге обстреливаемой снайперами – это нормально, но когда я думаю, что завтра мой ребенок будет на прицеле снайперов, что я должен наследовать, навязать ему эту простреливаемую дорогу…

Сегодня я спрашиваю себя: Хороший ли я отец? И я хочу вас попросить… у всех у нас есть национализм и патриотизм, все мы ели молоко своей матери, все мы хорошие армяне… мы все хорошие, отборные… но если мы хотим долгосрочное добрососедство мы должны думать более серьезно.

Во что обойдется нам этот мир? На что мы готовы ради мира? И я прошу, если в зале есть журналисты, и люди занимающиеся информационной войной, я просто прошу, попробуйте постепенно приблизить людей к тому…

Ведь наше же лицо чисто или нет? Ведь наше правительство не говорит: мы хотим войны, так? У нас ведь выгодная позиция, ни как у них, где не поощряются связи с НПО, культурные, экономические связи. У нас нет запретов. Здесь точно есть люди, которые и в Тбилиси, и заграницей общались, и никто их не обижал по возвращении. Давайте попробуем взять на себя хотя бы маленькую ответственность и попробуем посмотреть на азербайджанца в нормальном, обычном свете, увидим его, как он есть. Настанет ли тогда конец света? Я не говорю - хвалите, я говорю - не ругайте.

Наира Султанян, ответственная по политическим и программным вопросам посольства Великобритании в Армении: Хотя бы для меня на этом обсуждении возникла точная картина. Я вообразила две комнаты, и в обоих сидят солдаты. Одному показывают подобные кадры, разжигают ненависть, насилие, пренебрежение к соседу. В другой комнате солдата обучают стратегии и навыкам, поднимают его физическую подготовку и тд. И я хочу понять, что мы хотим увидеть в конце дня, или через несколько лет. Кем мы гордимся, тем солдатом или генералом, который унизил и оскорбил, или той стратегией, благодаря которой мы взяли то, или это? Хочу сказать, что не имеет значения, кто поставил и почему поставил это в интернет. Давайте думать о наших интересах. Что мы хотим завтра?

Ведущий ставит вопрос на голосование. Представители пропагандисткого фронта покидают зал с рекликами: Мы не будем голосовать! Вы не доказали, что это расизм!

Оправдана ли пропаганда расизма и насилия?

Итоги голосования: 3 голоса - да, 34 - нет.
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого