Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Патриотический плакат

КВАРТАЛЬНЫЙ ПЛАН

Луиза Погосян
Луиза Погосян
В качестве предисловия представляю вашему вниманию один из рассказов Рузан Арутюнян, молодой граждански активной и всесторонне развитой девушки (судя по длиннейшему списку тэгов на трех языках в ее ЖЖ). Она - политолог и каратист, выступающий под звучным ником crazy patriot c не менее звучным слоганом «The truth is next to you… Just look into it’s eyes…» (Правда рядом с тобой… только взгляни ей в глаза) В переведенном мною с армянского тексте все многоточия – авторские, текст приведен полностью без пропусков. Если что не так со стилем, Рузан знает, как меня найти, обещаю сразу же поставить ее собственную, возможно более высокохудожественную версию.
Вот этот текст:

Собака сдохла спустя 12 лет… 12 лет она была гордостью нашего села и членом нашей семьи… Сейчас не вспомню конкретной даты, но я была маленькой, мне не было еще пяти лет, отец перед тем как в очередной раз идти на поле боя, отвез нас в деревню, на дороге Арени-Хачик мы попали в окружение, стреляли с четырех сторон, единственная возможность доехать до деревни, ночью на КАМАЗах, на очень медленной скорости…не помню как доехали… только помню, что проснулись в подвале дома наших соседей, где бабушки, собравшись, вязали носки и варили обед из сухофруктов и дыни, с ритуальными песнями и неимоверным количеством жира, так что из-за запаха невозможно было приблизиться… А когда начинали бомбить, бабушки пели, забавляли внуков, чтобы детская душа не прикоснулась к бедствию войны: уже никого не интересовало, чей стог сгорел, или чей дом разрушился…

Это был маленький щенок, мы его держали у себя, сам белый, с черными пятнами, он кусался и я его не любила… уже несколько дней как прекратили бомбить, люди выходили, но точно знали – наверху стоит враг.

Люди, собравшиеся в убежище у соседей были одной семьей, и остались таковыми до смерти.

… я была очень непослушной, когда говорили утюг горячий, не трогай, пока не обжигалась, не принимала что так и есть… в тот день, несмотря на тишину, люди боялись выходить, и как нарочно одна бабушка сказала: « разбитная (на арм. ghochagh – Л.П.) ты девочка», и я тут как тут, услышала эту похвалу и взяла маленькое ведро пошла к источнику: началась бомбежка… собака, стоящая у источника начала меня тормошить, сейчас не хорошо помню, как получилось, но довольно долго я бежала за собакой, чтоб влепить ей пощечину за то, что теребит мою одежду… когда очнулась передо мной был разбомбленный источник, тот из которого я брала воду… а я, несмотря на раны, не чувствовала боли…

Шрамы от осколков с течением времени исчезли без следа, но что-то осталось, не знаю что, но осталось…

В селе было уже мирно, единственная задача была обеспечить солдат, питанием и одеждой, вязать носки… в каждом доме был свой солдат, приходили, отдыхали, кушали,беседовали, облегчались душой и поднимали свой дух, уходили… Сельчане приступили к каждодневной работе, наш двор зарос травой ( на арм. yonja – Л.П.) моего роста… когда выпускала собаку она все крушила, но я имела право отпускать собаку и мы вместе бегали среди этой травы, беззаботно, не обращая ни на что внимания… ничего, если нас немного ругали… это была моя собака, собака, которая спасла жизнь 4-летнему ребенку… и до ее старости мы играли в салки. Она тормошила мою одежду, я выдергивала ее пятнистую шерсть… вечерами, улегшись на куче травы, мы смотрели на звездное небо, моя бабушка кричала сверху, ай бала, там могут быть змеи и скорпионы, а дед говорил: Алба с ней, не допустит, чтоб приблизилась змея или скорпион…

Сейчас спустя столько лет, действительно удивляюсь, почему мы поднимаем шум из-за фестиваля одного подонка и делаем ему бессмысленный пиар, а он сидит и думает, что если все так переполошились, то он персона (непереводимый сленг современного армянского языка буквально означает «лицо» –Л.П)… ну да, jahandamin (на арм. по смыслу близко к выражению «ко всем чертям») пусть проводит, можете, сделайте так, чтоб этот проектор испортился на месте, или поставьте магнит рядом с аккумуляторами лаптопов, чтоб не работали, или сделайте так, чтоб поменять диски фильмов, и зритель вместо этого посмотрел фильмы о Мараге и Сумгаите, и два крепких парня пусть свяжут Ваняна в комнате рядом, пока закончатся эти фильмы… несколько раз поймайте его на улице, сломайте ему голову, продержите в подвале голодным несколько дней, и все, станет как шелковый. Ловите его, запираете в грузовик – и прямо в Карабах, и там тоже держите в плену, пусть выживает там, в приграничном селе… а не распространяйте по фейсбуку и другим возможным каналам его дело… разве мы такая нация, чтобы не смогли вопрос одного подонка решить у себя внутри, и кто он вообще, ничего не представляющий из себя бессмысленный человек, которому если дать деньги в любой момент начнет фидаинское движение, на месте сделает… (26 октября 2010 года).
Все, начиная с лирики и заканчивая физикой, выдержано в поразительно живучих традициях соцреалистического словоблудия... любимый жанр рабов и их хозяев.

Как любят писать новостные сайты: напомним, в ноябре 2010 года в Армении был заблокирован фестиваль азербайджанских фильмов «Stop». Притом это произошло не за счет магнитов и крепких парней. Это произошло в результате звонков и посещений неких серьезных парней, которые представлялись как посланники сверху и смогли поочередно запугать граждан Армении, собственников помещений, которые в последний момент нарушили свои договорные обязательства, умоляя организаторов не проводить фестиваль и не спрашивать, кто и как на них надавил.

Крепкие же парни, наверно для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, уехали в Москву и оттуда, с мобильного, звонили Георгию Ваняну, угрожая уничтожить его и его семью. Дааа, мы видно не такая нация, чтобы решать вопросы у себя внутри.

Более подробно об антифестивальной кампании можете прочитать в статье Юлии Адельхановой здесь.

Я бы не стала «вспоминать» эту кампанию, и тем более перечитывать и рассекречивать своим переводом альтернативный «рецепт расправы над подонками нации втихаря, силами крепких парней», если бы не точное повторение ноябрьской антифестивальной вакханалии сегодня, на этот раз на почве борьбы за чистоту армянской песни.

Оказывается у военно-патриотического трибунала деятельность уже плановая: выявлять по одному «подонку» в квартал, но вряд ли надо ожидать, что скоро отрапортуют о полном искоренении этого явления, ведь так можно и работу потерять.

Итак, «подсудимый» номер два - композитор Ваграм Петросян, состав труппы поменялся, но амплуа актеров сохранены: профессионалы сферы искусства (на этот раз - гусаны, и композитор Паскевичян успешно заменил Геворкянца), политолог Мелик-Шахназарян (юниор с авторитетной фамилией), молодежное сообщество Айазнов, выступившее с заявлением, адресованным уже не к общественности, а прямо в Службу Национальной Безопасности РА, и наконец, ключевая фигура устрашения – специалист по информационной безопасности - это сравнительно новоявленная специальность в Армении одна из самых публичных, имеет оригинальную местную трактовку, притом, воодушевленные журналисты очень часто опускают слово «информационной», и получается более грозно «специалист по безопасности», это согласитесь, намного страшнее звучит, чем например, инструктор отдела пропаганды ЦК.

Тексты примерно те же, в основном состоят из личных оскорблений в эфире и прессе, сопровождающихся картинкой «обвиняемого» и речью комментатора-прокурора, есть уже и его фото, перечеркнутое накрест, нецензурные ругательства и «мечты сплясать на могиле» тиражируются в сетях и на блогах. Вырисовывается уже знакомый лейтмотив: куда смотрит национальная безопасность, этому человеку не место среди нас. На сцене также и высокоинтеллектуальная элита, в основном позиционирующая себя как мыслящая оппозиция, но последовательно поддерживающая деятельность трибунала. Их роль – без слов. Если они тут же не добавили ничего к потоку ругательств и оскорблений – это уже верх геройства умного человека, живущего среди черни и достаточное основание не навредить своему реноме на западе. А на родном, внутри-армянском рынке можно и нужно, хотя бы из солидарности, чуть-чуть, хитренько, поощрить «охоту на подонков» – это ведь излюбленная технология политической борьбы в Армении.

Тем временем, газета «Азг» и телевидение «Шант» уже связали «дело Георгия Ваняна» и «дело Ваграма Петросяна» в единую идеологическую линию, оба эти медиа «присвоили» также логотип и название фестиваля азербайджанских фильмов в Армении. Название статьи «STOP, Георгий Ванян, Ваграм Петросян…» (многоточие будет заполнено в следующих кварталах), а в эфире «Шанта» прошла вставка – логотип нашего фестиваля, только красный цвет заменен на траурно-черный.

Для того, чтобы объяснить неармянскому (точнее неармяно-азербайджанскому) читателю в чем проблема, понадобиться написать целые тома, начиная, как говорит Сеймур Байджан, «от царства Манна». Попробую коротко. На пресс-конференции посвященной тлетворному иноземному (то есть восточному) влиянию на армянскую музыку, Ваграм Петросян выразил свое мнение по этому вопросу, и цитата из видеозаписи, где он говорит: «Я люблю азербайджанскую музыку, это означает, что в моей сущности есть кое-что из азербайджанской музыки. И все мои друзья, у меня нет друга, который бы не любил азербайджанскую музыку. Это означает, что в их сущности есть азербайджанская музыка», - стала главным вещдоком трибунала.

Ваграм отреагировал: дал интервью сайту neonews.am и разместил на youtube видео-доказательство нарушения журналистской этики при подаче происходящего на пресс-конференции. В интервью он в частности сказал, что всегда считал излишним разглагольствовать о своей любви к родине, так же, как и считал излишним говорить о свой любви к родителям. «Я служил в Армянской армии, и был абсолютно искренен, когда давал присягу, я защищал границу против тех же азербайджанцев, и наполнен не меньшей ненавистью против них, чем другие. Эта ненависть, как и у любого армянина, у меня в крови, в значительной доле.» И далее он говорит: «Я согласился дать это интервью только для того, чтобы сказать моему народу, что я люблю свою родину, что я по крови и генетической памяти ненавижу азербайджанцев, и извиниться за то искаженное мнение, которое сложилось вокруг моей личности, из-за того, что я потерял самообладание в результате не профессионального и бесчеловечного поступка журналиста». Трибунал не принял данное заявление в качестве основания для прекращения дела. Кампания продолжается.

Что значит оказаться на подобной пресс-конференции, на которой оказался Ваграм, я знаю, но затрудняюсь описать. Наверно такие ситуации знакомы многим моим друзьям из Альтернативного старта, и они поймут, как это происходило, и каково сейчас Ваграму Петросяну. Сравнение напрашивается только одно: представьте, что вы оказываетесь окруженным толпой ваших добрых знакомых, и чувствуете, что они (как в фильмах о зомби) готовы растерзать вас зубами. Подобное ощущение неадекватности происходящего, должно быть знакомо и тем, кто подвергся изгнанию во время армяно-азербайджанского конфликта.

Итак, армянский самопровозглашенный военно-патриотический трибунал уже вышел на уровень масс-медиа, точнее окончательно захватил это поле. Теперь наши СМИ могут притвориться всесильными – они дают в прямой эфир заказные заседания трибунала. А тихий, прикрытый террор существовал всегда. Есть повод, и я воспользуюсь этим поводом, чтобы вспомнить 28 января 2006 года, когда Размик Амян неожиданно заболел, не пришел на концерт «Южнокавказская джаз импровизация», и не спел, как репетировали, «Сари Гялин» под аккомпанемент Фирудина Аллахверди. Мир тесен. Ваграм Петросян написал песню «Моя любовь», с которой Размик Амян выступил на отборочном туре «Евровидения», потом он заявил о махинациях во время sms голосования, и тогда, уже в недавнем прошлом были нападки на него, и песню: «Размик Амян с такой песней может представить Турцию или Азербайджан, но никак не Армению».

Может и правда не надо усложнять - это всего лишь интриги в мире шоу-бизнеса под прикрытием лжепатриотизма. Тогда с Георгием Ваняном как быть? Может предположить, что это всего лишь интриги неправительственной миротворческой сферы?

Ведь если это интриги, то тогда не надо никого защищать, нездоровая конкуренция - дело житейское. Тем более, многим, то есть правозащитно-миротворческой и артистической элите, ведь не нравится, как и что говорит Георгий Ванян, не нравятся его идеи, не нравятся его проекты, не нравится его претензия проводить какой-либо фестиваль в Ереване. Тем более, многим, то есть правозащитно-миротворческой и артистической элите, не по вкусу песни Ваграма Петросяна, им не нравятся его манеры, а может быть внешний вид, а может, есть еще что-то – у меня недостаточно информации. Поэтому, зачем вмешиваться им, элитарным и высокоинтеллектуальным, и мешать заказным кампаниям своих же коллег? Пусть пожилые и молодые советские пенсионеры, специалисты-квнщики по информационной безопасности делают свое дело. Ведь она, высокоинтеллектуальная элита, будет сидеть в своих удобных офисах даже тогда, когда толпа выйдет на площадь как в Иране и будет требовать чьей-то казни, и потом они же, интеллектуалы, опишут в своих анализах и мемуарах, как плохие люди использовали народ в каких-то своих «судьбоносных для страны интригах».

Спустя три месяца после кампании, развернутой против Георгия Ваняна, которую я видела изнутри, хочу сказать Ваграму Петросяну: не верь тому, что в Армении есть масс-медиа и не верь тому, что ты кого-то обидел неосторожным словом. Также думала я в 2006-ом, после публикации панарминиан, когда писала одной из посетительниц нашего сайта: «Я не отрицаю факт геноцида. Мой коллега Алекпер Алиев уже извинился и я присоединяюсь к его извинениям - прошу извинить меня за то, что толкование моих слов, их некорректная передача затронула Вас.» Тогда, мы с Алекпером Алиевым извинялись перед всем армянским народом. Это был период нашего миротворческого романтизма. Переболели. И многое стало понятным.

Теперь понимаю, что народ, люди, в таких случаях не причем. Их обижают не те, кто думает и говорит, а те, кто молчит, уступая микрофон сталинистам и фашистам. Именно за эти три месяца я это поняла, когда наблюдала воочию, как первая реакция – животный страх в моем окружении, трансформировался в обиду, на тех, кто молчит. В очередной повод для обиды от того, «в какой стране мы живем», обиды на себя, в конечном счете. Обиды на то, что не хватало, и не хватает чего-то, для того, чтобы построить государство и жить в нем, без сталинизма-фашизма, по-людски.

Позавчера мы, люди, далекие от элиты, тот народ, перед которым вчера извинялся Ваграм Петросян, смотрели репортаж телекампании «Шант», тот самый смонтажированный – и мои друзья …критиковали Георгия Ваняна, говорили, вот вы (ну то есть наш сайт, наши миротворцы-альтернативщики и я лично конечно) все воспринимаете всерьез, и всерьез реагируете, как в советское время, а вот молодое поколение, смотри, Ваграм, он, улыбаясь, легко говорит, то, что думает, этим идиотам. Я даже подумала на миг, а ведь правда… К сожалению, этот новый и молодой Ваграм на следующий день уже с серьезным советским лицом попросил прощения у народа, который, смею предположить, и не думал обижаться на него.

Георгий Ванян прощения не просил. Сегодня еще трое посмотрели азербайджанские фильмы из программы фестиваля «Stop», просмотры проходят закрыто, в рамках предфестивальных дней в Армении. В комент зоне наши читатели предлагали выставить фильмы фестиваля в интернет и таким образом обойти препятствия … фактически закрыв фестиваль. Надеюсь, эта статья поможет лучше понять, почему такой выход для нас не приемлем. Пока, те, кто интересуется, могут смотреть фильмы на закрытых показах в Ереване. Дальше будет видно.

Не думаю, что Армения уникальна. Наверно везде так. Стоит человеку что-нибудь подумать, потом сказать, все начинают кричать в лучшем случае «что он сказал это, не подумавши», в худшем «ему нет места среди нас». Подозреваю, что армянский народ, не уникален даже своим самопровозглашенным военно-патриотическим трибуналом.

Во все времена люди исследующие, пишущие, ораторствующие, танцующие, поющие, играющие на сцене, имели влияние на остальных – обслуживающих, считающих, производящих, торгующих, воюющих, ничего не делающих - тех, кого они называют народом. Если первые жили в страхе, а страх предполагает грызню за власть, народ превращался в толпу. У этих первых, творческих людей всегда есть выбор не переступить черту. Всегда есть выбор мелодии и построения слов. Они ответственны за унижение человеческого достоинства. Они ответственны за произвол. Не надо обманывать всех и себя засильем мафии, не устоявшимся государством, врагами-соседями и перспективой собственной нищеты. Современная армянская интеллигенция - вы как горка риса, которая хочет образовать в мозаике двуголовый портрет Сталина-Гитлера и склеится в этом единстве навсегда, получив свою долю квадратных миллиметров с правом завещания потомкам. Современная армянская интеллигенция – вы уже вошли во вкус всевластия, вы – мафия, вы – КГБ, вы основали трибунал, его жертвы на вашей совести.

Нашей высокоинтеллектуальной элите, регулирующей так называемый культурный рынок и рынок демократических ценностей, и подкармливаемым ими же специалистам по информационной безопасности и зомби-журналистам, а также тем, кто мечтает стать таковыми - мне сказать нечего.

Других, тех, кто уже преодолел первичный шок животного страха, прошу, защитите Ваграма Петросяна, защитите искренне, говорите, что думаете на самом деле, не входите в сделку с самим собой, не виляйте, стараясь угодить трибуналу, не иронизируйте над тупостью прокуроров, с подоплекой, что вы бы сделали за них все гораздо лучше, не говорите, что защищаете свободу выражения, хотя вам и не нравятся его песни и его мысли, защитите его лично, не зарабатывая на этом дивиденды, защитите его лично, не цитируя ваших политических вождей. Найдите новый язык для этого. Просто будьте честными и обязательно найдете способ, как защитить и поддержать человека, достоинство которого безнаказанно топчут на ваших глазах. Ведь защитить другого гораздо легче, чем себя. Будьте уверены, народ вас поймет.

Прошу тех, кому не надо преодолевать собственный страх, тех, кто не рискует ничем, выступая против армянского самопровозглашенного военно-патриотического трибунала, в силу того, что находится вне его юрисдикции, прошу - не оставайтесь безразличными! И не беспокойтесь, народ вас поймет.

P.S. Не раз мне приходилось НЕ защищать людей, чтобы им же от этого не стало хуже. Это первый случай, когда пишу о конкретных личностях, притом известных. Возможно, некоторым «поклонникам искусства» Ваграма Петросяна и Размика Амяна вдруг не понравится то, что я написала, возможно, они «не так поймут» мою поддержку. Но извиняться не собираюсь. Я ведь давно уже не толерантный миротворец.

Луиза Погосян
19-02-11
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого