южнокавказский фестиваль 2008: чувство правильного
и неправильного
Ашот Мирзоян: Я очень хочу, чтобы фестиваль снова пришел в Гюмри, потому что я хочу, чтобы мы все оказались на этом празднике творчества, человечности, равенства и справедливости. Фестиваль “Я - Человек” – это во-первых переживание. А точнее – сопереживание. Наш Центр (Центр Городских Исследований) – это сеть людей и идей, которые действуют в Кавказском регионе, активируя процессы сближения, обмена и развития в наших обществах.
Когда закончился фестиваль в 2007 г., мы все признались, что редко в каком проекте мы наблюдали такой поток “очищающего” познания как на показе фестивальных фильмов. Тот факт, что несмотря на абсолютно незнакомый формат полуторачасового документального фильма, наши зрители, особенно подростки, не покидали зал и участвовали в дисскусиях, говорит о многом!
Когда закончился фестиваль в 2007 г., мы все признались, что редко в каком проекте мы наблюдали такой поток “очищающего” познания как на показе фестивальных фильмов. Тот факт, что несмотря на абсолютно незнакомый формат полуторачасового документального фильма, наши зрители, особенно подростки, не покидали зал и участвовали в дисскусиях, говорит о многом!
обсуждение фильма «мост через вади», 16 сентября
Мартина Тихов
координатор фестиваля
координатор фестиваля
👤 Приверженность своей религии также важна как и толерантность.
👤 Нужно конечно быть миротворцем, но по-моему арабы виноваты, потому что не возвращают исторические земли евреев.
Ведущий: Вот уже более 2000 лет арабы живут на этой земле. И поэтому это очень сложный вопрос. Вы бы сами пошли в такую школу?
👤 Я бы с радостью пошла, потому что очень важно знать тех, с которыми у нас конфликт.
Учитель: Да, раньше у нас, в Советском Союзе, были именно такие школы, но сейчас, разве ребенок окончивший такую школу, может ли он выжить, достойно существовать в нашей реальности?
Учитель: Я думаю, что чужие конфликты действительно очень важны нам для самоанализа. Еще два слова о школе. У нас даже нет минимума свободы.
Другой учитель: Что касается свободы, то наши школы уже переходят на новую методику, проводятся реформы, которые дают новые возможности для работы педагогов, для более интересной организации уроков.
У нас жили разные народы и учились вместе. Просто арабам нужно лучше изучить свою собственную историю и понять в чем справедливость.
Ведущий: У меня вопрос о последнем эпизоде. Хочу спросить, как по-вашему, эти мальчики будут стрелять друг в друга?
👤 Если даже они будут солдатами, им не обязательно убивать.
Ведущий: То есть если бы был приказ, ты бы отказался стрелять?
👤 Да.
Ведущий: Молодец.
👤 Я думаю, собственное мнение важнее и не надо подчиняться властям.
Ведущий: Что бы сделал я? Вот почему мы говорим о свободе слова, о демократии - в этом наше право иметь собственное мнение. Иметь свое собственое мнение о конфликте. Вот что важно. Я бы хотел напомнить вам эпизод, где две девочки обсуждают отношения между мальчиками и девочками с отцом одной их них. Как вы думаете, важно ли такое обсуждение?
👤 Если есть искренность между родителями и детьми, они сумеют правильно воспитать своих детей, и дети не будут нарушать принятые законы данного народа.
Учитель: Я тоже согласен, что это положительно, когда дети обсуждают нормы поведения в отношениях между полами. А подчинятся религиозным ограничениям и запретам – это тоже правильно. Главное, чтобы дети поняли, что их нельзя тайно нарушать.
Ведущий: Кто больше всего понравился вам в этом фильме?
👤 Ta девочка, которая плакала, когда слышала о несправедливостях, которые сделаны ее народом.
👤 Учительница не права, когда хочет, чтобы еврейские дети тоже скорбили, потому что у арабов День скорби. Каждый может скорбить или радоваться – кто как хочет.
👤 Но если они участся в одной школе, то не надо слишком бурно праздновать свой национальный праздник, если в тот же день у других учеников – день скорби. Это не хорошо.
👤 Но ведь израильтяне просто вернули землю своих дедов.
Ведущий: Но ведь при этом они обидели арабов ...
👤 Но ведь это их земля, земля евреев...
Ведущий: А как можно убедить арабов в этом?
👤 Надо показать им документы и доказать, что они пришлые и не имеют права на эту землю.
Ведущий: Но мы не должны забывать о моральных ценностях. Нельзя никого насильно выгонять из своего дома.
Марко, специальный гость: Это очень трудный фильм для молодой аудитории. Лучше просто подумать на такую тему – смогли бы вы учиться в подобной школе, представив, что такая школа есть в вашей стране. Очень важно конечно научиться жить вместе с теми, кто отличается от нас по религии, по цвету кожи.
Мартина Тихов: Мне интересно, например, если такая школа будет в Карабахе, как будет изучаться история?
Ведущий: В фильме уже был ответ, потому что в нем также показана методика сравнительного обучения, где ученик имеет возможность получить общее представление – на основе различных гипотез. В нашем случае это пока невозможно. Потому что реальность была абсолютно другой, чем существующие гипотезы.
👤 Нужно конечно быть миротворцем, но по-моему арабы виноваты, потому что не возвращают исторические земли евреев.
Ведущий: Вот уже более 2000 лет арабы живут на этой земле. И поэтому это очень сложный вопрос. Вы бы сами пошли в такую школу?
👤 Я бы с радостью пошла, потому что очень важно знать тех, с которыми у нас конфликт.
Учитель: Да, раньше у нас, в Советском Союзе, были именно такие школы, но сейчас, разве ребенок окончивший такую школу, может ли он выжить, достойно существовать в нашей реальности?
Учитель: Я думаю, что чужие конфликты действительно очень важны нам для самоанализа. Еще два слова о школе. У нас даже нет минимума свободы.
Другой учитель: Что касается свободы, то наши школы уже переходят на новую методику, проводятся реформы, которые дают новые возможности для работы педагогов, для более интересной организации уроков.
У нас жили разные народы и учились вместе. Просто арабам нужно лучше изучить свою собственную историю и понять в чем справедливость.
Ведущий: У меня вопрос о последнем эпизоде. Хочу спросить, как по-вашему, эти мальчики будут стрелять друг в друга?
👤 Если даже они будут солдатами, им не обязательно убивать.
Ведущий: То есть если бы был приказ, ты бы отказался стрелять?
👤 Да.
Ведущий: Молодец.
👤 Я думаю, собственное мнение важнее и не надо подчиняться властям.
Ведущий: Что бы сделал я? Вот почему мы говорим о свободе слова, о демократии - в этом наше право иметь собственное мнение. Иметь свое собственое мнение о конфликте. Вот что важно. Я бы хотел напомнить вам эпизод, где две девочки обсуждают отношения между мальчиками и девочками с отцом одной их них. Как вы думаете, важно ли такое обсуждение?
👤 Если есть искренность между родителями и детьми, они сумеют правильно воспитать своих детей, и дети не будут нарушать принятые законы данного народа.
Учитель: Я тоже согласен, что это положительно, когда дети обсуждают нормы поведения в отношениях между полами. А подчинятся религиозным ограничениям и запретам – это тоже правильно. Главное, чтобы дети поняли, что их нельзя тайно нарушать.
Ведущий: Кто больше всего понравился вам в этом фильме?
👤 Ta девочка, которая плакала, когда слышала о несправедливостях, которые сделаны ее народом.
👤 Учительница не права, когда хочет, чтобы еврейские дети тоже скорбили, потому что у арабов День скорби. Каждый может скорбить или радоваться – кто как хочет.
👤 Но если они участся в одной школе, то не надо слишком бурно праздновать свой национальный праздник, если в тот же день у других учеников – день скорби. Это не хорошо.
👤 Но ведь израильтяне просто вернули землю своих дедов.
Ведущий: Но ведь при этом они обидели арабов ...
👤 Но ведь это их земля, земля евреев...
Ведущий: А как можно убедить арабов в этом?
👤 Надо показать им документы и доказать, что они пришлые и не имеют права на эту землю.
Ведущий: Но мы не должны забывать о моральных ценностях. Нельзя никого насильно выгонять из своего дома.
Марко, специальный гость: Это очень трудный фильм для молодой аудитории. Лучше просто подумать на такую тему – смогли бы вы учиться в подобной школе, представив, что такая школа есть в вашей стране. Очень важно конечно научиться жить вместе с теми, кто отличается от нас по религии, по цвету кожи.
Мартина Тихов: Мне интересно, например, если такая школа будет в Карабахе, как будет изучаться история?
Ведущий: В фильме уже был ответ, потому что в нем также показана методика сравнительного обучения, где ученик имеет возможность получить общее представление – на основе различных гипотез. В нашем случае это пока невозможно. Потому что реальность была абсолютно другой, чем существующие гипотезы.
обсуждение фильма «место встречи», 17 сентября
Тамуна Гурчиани
ассистент фестиваля
ассистент фестиваля
Ведущий: Вопрос по фильму. Можно ли простить убийцу своего сына?
👤 Когда прощаешь, не унижаешься, а становишься выше того, кто сделал тебе плохое – и он уже не будет продолжать.
Ведущий: Как вы думаете, это правильно создавать форум родителей, арабов и евреев, потерявших своих детей?
👤 Да пусть помогают друг другу, потому что у них общая боль.
Ведущий: Второй проект, показанный в фильме, касался создания совместной молодежной газеты. И мы видели, что большая часть общественности не одобряет их. Но есть надежда, что молодежь может привести к изменениям.
Марко: Вы - то поколение, которое должно жить в мире, но как достигнуть этого мира? У каждого одна жизнь и надо помогать друг другу.
Ведущий: Вы можете задавать Марко вопросы об Иране. О молодежи Ирана, о школах.
👤 Есть ли у Вас в школах предмет гражданского воспитания?
Марко: Люди думают что персы – это те же самые арабы, но по сравнению с арабами у нас больше свободы и ограничения в сфере обучения связаны только с религией. Конечно, нам далеко в этом вопросе до Европы.
Ведущий: У меня вопрос. Можно ли создать армяно-азербайджанский форум родителей, которые потеряли своих детей в конфликте?
👤 Я думаю, что есть сильные НПО, которые могут создать подобный институт.
Ведущий: У меня еще один вопрос. О каких других, новых конфликтах на Кавказе вы знаете?
👤 Есть конфликт между Грузией и Россией. Грузия и Россия оспаривают Осетию. По-моему лучше если Осетия будет у России, она больше помогла осетинам.
Ведущий: Как ты узнала об этом конфликте?
👤 По российскому телевидению.
Ведущий: А ты не задумывалась о том, что эта информация может быть односторонней, ведь сама Россия - сторона, заинтересованная в этом вопросе.
Девочка на одном из обсуждений: Что, в 1915 году не велись переговоры с турками, и что, не было в этих переговорах умных людей? И если диалог хорошая вещь, почему мы привлекаем третьи страны к решению наших конфликтов?
👤 Когда прощаешь, не унижаешься, а становишься выше того, кто сделал тебе плохое – и он уже не будет продолжать.
Ведущий: Как вы думаете, это правильно создавать форум родителей, арабов и евреев, потерявших своих детей?
👤 Да пусть помогают друг другу, потому что у них общая боль.
Ведущий: Второй проект, показанный в фильме, касался создания совместной молодежной газеты. И мы видели, что большая часть общественности не одобряет их. Но есть надежда, что молодежь может привести к изменениям.
Марко: Вы - то поколение, которое должно жить в мире, но как достигнуть этого мира? У каждого одна жизнь и надо помогать друг другу.
Ведущий: Вы можете задавать Марко вопросы об Иране. О молодежи Ирана, о школах.
👤 Есть ли у Вас в школах предмет гражданского воспитания?
Марко: Люди думают что персы – это те же самые арабы, но по сравнению с арабами у нас больше свободы и ограничения в сфере обучения связаны только с религией. Конечно, нам далеко в этом вопросе до Европы.
Ведущий: У меня вопрос. Можно ли создать армяно-азербайджанский форум родителей, которые потеряли своих детей в конфликте?
👤 Я думаю, что есть сильные НПО, которые могут создать подобный институт.
Ведущий: У меня еще один вопрос. О каких других, новых конфликтах на Кавказе вы знаете?
👤 Есть конфликт между Грузией и Россией. Грузия и Россия оспаривают Осетию. По-моему лучше если Осетия будет у России, она больше помогла осетинам.
Ведущий: Как ты узнала об этом конфликте?
👤 По российскому телевидению.
Ведущий: А ты не задумывалась о том, что эта информация может быть односторонней, ведь сама Россия - сторона, заинтересованная в этом вопросе.
Девочка на одном из обсуждений: Что, в 1915 году не велись переговоры с турками, и что, не было в этих переговорах умных людей? И если диалог хорошая вещь, почему мы привлекаем третьи страны к решению наших конфликтов?
обсуждение фильма «враги счастья», 18 сентября
Ашот Мирзоян
организатор фестиваля в Гюмри
организатор фестиваля в Гюмри
Ведущий: Как вы думаете должна ли героиня фильма избираться в парламент или ей лучше починяться шариату? И обоснуйте свою позицию.
👤 Мужчины и женщины – все они люди, которые имеют право избираться, потому что они люди.
Ведущий: Что же мешает женщинам реализовать это свое право?
👤 По-моему против нее были законы.
Ведущий: Но ведь у нее проблемы в семье, среди близких, а не с законом. Какой у нее выход, подчиниться мнению семьи или есть альтернатива?
👤 По-моему у каждого есть право на свободу. Она должна делать то, что хочет.
Ведущий: Здесь в фильме поставлен вопрос: подчиниться мнению общества или пойти против него? С чего по вашему надо начать, чтобы смягчить противоречия, найти точки соприкосновения?
👤 Надо поменять законы.
Ведущий: То есть надо изменить шариат?
Тамуна Гурчиани: Я думаю женщины сами должны защищать себя, а не мужчины.
Девушка из Корпуса мира: У вас нет шариата, но есть проблемы для женщины в общественной жизни. Есть трудности для женщин в общественной деятельности.
👤 По моему у нас нет проблем. Только мальчики более свободны. Нам, девочкам надо рано приходить домой. А мальчики больше распоряжаются своим свободным временем.
👤 Я думаю, что так как изначально все равны, если женщина хочет, как в этом фильме, значит она достойна того, чтобы делать что хочет и может добиться своего.
Ведущий: Но ведь по статистике у нас мало женщин в парламенте и правительстве. Значит все-таки есть проблема. Есть что-то в семейном воспитании, что мешает реализации женщины. Например, конкретно у вас дома, когда вы, девочки, хотите участвовать в каком-то общественном меропиятии, как реагируют ваши родители, на ваше желание уходить периодично и встречатьсья с новыми людьми? Будут ли у вас проблемы?
👤 Например я и Асмик сейчас в таком положении, а наши родители не мешают, а даже помогают.
Ведущий: У всех все так благополучно?
👤 Мы все знаем, что нас девочек не всегда пускают. Не разрешают идти в определенные места.
Ведущий: Например, почему вас не пустили поехать в Карс по проекту?
👤 Мои родители сказали, что плохо знают тех людей, с которыми я должна ехать. Я согласилась с ними и не поехала добровольно.
Марко: Извините, я видел большие ограничения в Армении в связи с намусом, который царствует в умах людей. Например, кто может из девочек прийти домой в 2 часа ночи.
Учительница: А что в США не беспокоятся, когда их дети поздно приходят домой?
👤 Мой папа конечно не пустит. Но и мне самой не хочется гулять по ночам.
👤 У каждого человека есть чувство меры. И мы, девочки, в соответствии с этим чувством решаем, когда возвращаться домой.
Марко: Конечно у каждого есть чувство правильного и неправильного. Но вот например в Армении развод, несмотря на причину, для мужчины хорошо, а для женщины – трагедия. Она теряет все шансы и должна сидеть дома. В Армении разведенная просто не может выходить из дома. Во многих случаях девочка не может сделать свой выбор в браке, потому что находится под диктатом отца или брата.
👤 Это от женщины зависит. Она может не слушаться. Если мужа себе выбирает не она – это ее вина. С другой стороны, если муж оказывается плохим, то тут уже все равно ты его выбирала или нет. Есть еще и обратный эффект. Если не слушаешься родителей, и они умывают руки, поскольку не хотят сковывать своего ребенка, говорят - делай как хочешь. Это тоже нехорошо. Хорошо, когда родители не мешают, но честно говорят свое мнение. Нельзя лишать своего ребенка моральной поддержки.
👤 Я хочу сказать специально для Марко. У меня много знакомых женщин счастливых во втором браке.
Марко: Но ведь общественное мнение против этого.
👤 Общественное мнение – это мое окружение, и я знаю точно, что у этих женщин нет никаких трудностей.
Ведущий: Не надо стесняться говорить о проблемах. Будьте искренни. К сожалению замалчивание – это тоже наша проблема.
👤 Почему мне врать? (улыбается) Я искренне говорю, в моем окружении, очень близко я знаю женщин, состоящих во втором браке. Поверьте, я их очень хорошо знаю, и часто вижу. Все зависит от человека, ведь только после брака выясняется, кто хороший муж и кто хорошая жена. И я лично знаю женщин, которые отказались от неудачных мужчин и сейчас счастливы во втором браке. К ним все НОРМАЛЬНО относятся.
Девушка из Корпуса мира: Я уже 4 месяца живу в Армении, и меня просто очень волнует закон «красного яблока». Как можно жить в таких условиях, как вы думаете?
👤 Но ведь мы не спрашиваем вас, какие законы в стране, где вы живете? А что нет таких, с которыми вы не согласны или они плохи для вас?
Учитель: Я хочу пояснить для гостей, что «красное яблоко» это не закон, а традиция, которая сохранившись формально, в ритуале, с развитием общества уже потеряла свой изначальный смысл. Традиции у нас меняются вместе с жизнью. И именно в этой традиции я согласен с детьми – нет особой проблемы сейчас. Конечно не имеет смысла сравнивать Армению с Афганистаном. Есть еще в мире традиции унижающее человеческое достоинство, например – многоженство или торговля женщинами. Но я вижу, что сегоднящняя молодежь на правильном пути.
Девушка из Корпуса мира: Вторая часть моего вопроса к девочкам. Как вы представляете свою жизнь – на кухне или на работе?
👤 И там и там, а почему нужно выбирать?
👤 Я лично представляю свою жену на кухне. И сделаю все, чтобы обеспечить ее всем необходимым, чтобы она не была вынуждена работать.
Ашот Мирзоян по итогам фестиваля: Основной целью обсуждений после показа фильмов было выдвижение тех проблем мира и прав человека, которые существуют и в нашем регионе. У каждого фильма была своя особая тема обсуждения: попытки разрешения арабо-израильского конфликта со стороны общественности, последствия ужасов войны в жизни отдельных людей, попытки общества по устранению конфликтов, идея прощения, расовая дискриминация, которая существует не только в третьем мире, но и в развитых странах, борьба женщины за свое достойное место в активной общественной жизни, проблемы образа врага и др. Предметом обсуждения стали также карабахская проблема и грузино-осетино-российское противостояние. Прозвучали интересные мнения о традициях и семейных устоях Гюмри.
Записала Луиза Погосян
Фестиваль мира и прав человека в Армении проведен Кавказским Центром Миротворческих Инициатив при поддержке Фонда содействие Евразия - Армения за счет средств Агентства США по международному развитию - USAID
👤 Мужчины и женщины – все они люди, которые имеют право избираться, потому что они люди.
Ведущий: Что же мешает женщинам реализовать это свое право?
👤 По-моему против нее были законы.
Ведущий: Но ведь у нее проблемы в семье, среди близких, а не с законом. Какой у нее выход, подчиниться мнению семьи или есть альтернатива?
👤 По-моему у каждого есть право на свободу. Она должна делать то, что хочет.
Ведущий: Здесь в фильме поставлен вопрос: подчиниться мнению общества или пойти против него? С чего по вашему надо начать, чтобы смягчить противоречия, найти точки соприкосновения?
👤 Надо поменять законы.
Ведущий: То есть надо изменить шариат?
Тамуна Гурчиани: Я думаю женщины сами должны защищать себя, а не мужчины.
Девушка из Корпуса мира: У вас нет шариата, но есть проблемы для женщины в общественной жизни. Есть трудности для женщин в общественной деятельности.
👤 По моему у нас нет проблем. Только мальчики более свободны. Нам, девочкам надо рано приходить домой. А мальчики больше распоряжаются своим свободным временем.
👤 Я думаю, что так как изначально все равны, если женщина хочет, как в этом фильме, значит она достойна того, чтобы делать что хочет и может добиться своего.
Ведущий: Но ведь по статистике у нас мало женщин в парламенте и правительстве. Значит все-таки есть проблема. Есть что-то в семейном воспитании, что мешает реализации женщины. Например, конкретно у вас дома, когда вы, девочки, хотите участвовать в каком-то общественном меропиятии, как реагируют ваши родители, на ваше желание уходить периодично и встречатьсья с новыми людьми? Будут ли у вас проблемы?
👤 Например я и Асмик сейчас в таком положении, а наши родители не мешают, а даже помогают.
Ведущий: У всех все так благополучно?
👤 Мы все знаем, что нас девочек не всегда пускают. Не разрешают идти в определенные места.
Ведущий: Например, почему вас не пустили поехать в Карс по проекту?
👤 Мои родители сказали, что плохо знают тех людей, с которыми я должна ехать. Я согласилась с ними и не поехала добровольно.
Марко: Извините, я видел большие ограничения в Армении в связи с намусом, который царствует в умах людей. Например, кто может из девочек прийти домой в 2 часа ночи.
Учительница: А что в США не беспокоятся, когда их дети поздно приходят домой?
👤 Мой папа конечно не пустит. Но и мне самой не хочется гулять по ночам.
👤 У каждого человека есть чувство меры. И мы, девочки, в соответствии с этим чувством решаем, когда возвращаться домой.
Марко: Конечно у каждого есть чувство правильного и неправильного. Но вот например в Армении развод, несмотря на причину, для мужчины хорошо, а для женщины – трагедия. Она теряет все шансы и должна сидеть дома. В Армении разведенная просто не может выходить из дома. Во многих случаях девочка не может сделать свой выбор в браке, потому что находится под диктатом отца или брата.
👤 Это от женщины зависит. Она может не слушаться. Если мужа себе выбирает не она – это ее вина. С другой стороны, если муж оказывается плохим, то тут уже все равно ты его выбирала или нет. Есть еще и обратный эффект. Если не слушаешься родителей, и они умывают руки, поскольку не хотят сковывать своего ребенка, говорят - делай как хочешь. Это тоже нехорошо. Хорошо, когда родители не мешают, но честно говорят свое мнение. Нельзя лишать своего ребенка моральной поддержки.
👤 Я хочу сказать специально для Марко. У меня много знакомых женщин счастливых во втором браке.
Марко: Но ведь общественное мнение против этого.
👤 Общественное мнение – это мое окружение, и я знаю точно, что у этих женщин нет никаких трудностей.
Ведущий: Не надо стесняться говорить о проблемах. Будьте искренни. К сожалению замалчивание – это тоже наша проблема.
👤 Почему мне врать? (улыбается) Я искренне говорю, в моем окружении, очень близко я знаю женщин, состоящих во втором браке. Поверьте, я их очень хорошо знаю, и часто вижу. Все зависит от человека, ведь только после брака выясняется, кто хороший муж и кто хорошая жена. И я лично знаю женщин, которые отказались от неудачных мужчин и сейчас счастливы во втором браке. К ним все НОРМАЛЬНО относятся.
Девушка из Корпуса мира: Я уже 4 месяца живу в Армении, и меня просто очень волнует закон «красного яблока». Как можно жить в таких условиях, как вы думаете?
👤 Но ведь мы не спрашиваем вас, какие законы в стране, где вы живете? А что нет таких, с которыми вы не согласны или они плохи для вас?
Учитель: Я хочу пояснить для гостей, что «красное яблоко» это не закон, а традиция, которая сохранившись формально, в ритуале, с развитием общества уже потеряла свой изначальный смысл. Традиции у нас меняются вместе с жизнью. И именно в этой традиции я согласен с детьми – нет особой проблемы сейчас. Конечно не имеет смысла сравнивать Армению с Афганистаном. Есть еще в мире традиции унижающее человеческое достоинство, например – многоженство или торговля женщинами. Но я вижу, что сегоднящняя молодежь на правильном пути.
Девушка из Корпуса мира: Вторая часть моего вопроса к девочкам. Как вы представляете свою жизнь – на кухне или на работе?
👤 И там и там, а почему нужно выбирать?
👤 Я лично представляю свою жену на кухне. И сделаю все, чтобы обеспечить ее всем необходимым, чтобы она не была вынуждена работать.
Ашот Мирзоян по итогам фестиваля: Основной целью обсуждений после показа фильмов было выдвижение тех проблем мира и прав человека, которые существуют и в нашем регионе. У каждого фильма была своя особая тема обсуждения: попытки разрешения арабо-израильского конфликта со стороны общественности, последствия ужасов войны в жизни отдельных людей, попытки общества по устранению конфликтов, идея прощения, расовая дискриминация, которая существует не только в третьем мире, но и в развитых странах, борьба женщины за свое достойное место в активной общественной жизни, проблемы образа врага и др. Предметом обсуждения стали также карабахская проблема и грузино-осетино-российское противостояние. Прозвучали интересные мнения о традициях и семейных устоях Гюмри.
Записала Луиза Погосян
Фестиваль мира и прав человека в Армении проведен Кавказским Центром Миротворческих Инициатив при поддержке Фонда содействие Евразия - Армения за счет средств Агентства США по международному развитию - USAID