ПОЕЗДКА В АРМЕНИЮ: ДНЕВНИК СЕЙМУРА БАЙДЖАНА
Мы недавно сообщали, что сотрудник нашей газеты Сеймур Байджан побывал в Армении. Он уже вернулся в Баку. Предлагаем вам материал о его поездке.
Оставайтесь с нами, не упустите шанс прочитать в этой серии впечатления Сеймура Байджана, которые, возможно, вызовут у вас большой интерес.
"Ежедневный Азербайджан"
10-19 октября 2005
Оставайтесь с нами, не упустите шанс прочитать в этой серии впечатления Сеймура Байджана, которые, возможно, вызовут у вас большой интерес.
"Ежедневный Азербайджан"
10-19 октября 2005
Из Тбилиси в Иджеван
А хорошо бы в Россию поехать?! Кладешь в сумку 5-6 кг гранатов, 3-4 банки арбузного варенья, и без стука открываешь ногой дверь любого своего знакомого. За два дня до поездки в Армению для участия в проекте «Миротворческий десант», осуществляемом «Кавказским Центром Миротворческих Инициатив» при финансовой поддержке фонда Генриха Белля, я долго думал, что можно положить в дорожную сумку. Связался через интернет с руководителем Центра Георгием Ваняном - он попросил меня взять настольный флаг Азербайджана. За 5 тыс. манатов я купил флажок в канцелярском магазине около станции метро «Нефтчиляр» и не забывал ставить его на стол во время всех встреч в Армении.
Когда я покидаю Азербайджан, голова моя работает как часы, я становлюсь щедрым и смелым. С большой лёгкостью отстраняю угнетающие меня комплексы. Главное – навстречу выходят самые интересные люди. «Что, сейчас на свете стало больше спичек?» - спросил меня старик на Тбилисском железнодорожном вокзале, когда я попросил у него спички, чтобы закурить сигарету.
На вокзале я встретился с Георгием Ваняном, и мы на машине отправились по направлению к грузино-армянской границе. При переходе границы моя фамилия вызвала большое удивление, как у грузинских, так и у армянских пограничников.
Около погранпоста я свистом подозвал к себе чёрного щенка и стал гладить его. Курить в таких случаях, для снятия эмоционального напряжения, – давно уже не в моде. Что поделаешь, ничто человеческое мне не чуждо.
Как только пересекли границу, Георгий рассказал анекдот: Русский и армянский писатели беседуют. Русский писатель спрашивает:
- Как на армянском звучит «мир»?
- Хагагутюн.
- Как?
- Хагагутюн.
- Не понял, если можно по слогам.
- Ха-га-гу-тюн.
-Слушай, это не мир, а скорее всего, война...
Мы обедали в отеле на окраине Иджевана. Вдруг пошёл сильный дождь. Сколько мы не ждали, радуги не увидели. Согласно армянской легенде, если кто-нибудь пройдёт под радугой, у него изменится пол. Женщина станет мужчиной, а мужчина - женщиной.
Вечером мы долго гуляли в райцентре. Я был удивлён спортивному стилю и хорошему вкусу людей в этом провинциальном и пограничном районе. В Иджеване есть филиал Ереванского госуниверситета. В нем получают высшее образование студенты из других районов, даже из самого Еревана, так как учёба в Ереване обходится дороже по сравнению с провинцией. Поведение и манера одеваться городских студентов влияет и на местную молодёжь.
Вокруг ходила необыкновенно чёрная кошка. Она пришла из лесу и нашла убежище в отеле. Раньше она была очень большой, но со временем стала уменьшаться. Сейчас, когда хозяин отеля с ружьём охотится возле озера и попадает в утку, кошка бежит за добычей и приносит её своему хозяину.
Вечером во время ужина говорили о реформах в школах, я слушал интересные мысли, что в школах необходимо разрешить учащимся свободно одеваться. Это создаёт у них культуру одевания. Кроме того, школьная форма считается самой эротичной одеждой. Именно поэтому эротические фильмы на тему колледжа очень быстро завоёвывают популярность.
...Для армян война завершена. За всю историю армяне победили всего один раз. После карабахской войны армяне считают себя освобождёнными от комплекса неполноценности.
Во второй день поездки состоялась встреча со студентами, преподавателями, а также представителями разных НПО. В начале смотрели фильм «Карабах», снятый «Studio RE». Съёмки велись в Баку, Ереване, Ханкенди и Шуше. Фильм, совместно снятый абхазскими и грузинскими журналистами, получился очень внушительным и объективным. Особенно потрясает последний кадр - ледяной взгляд закутанного в одеяло ребёнка.
После фильма началась дискуссия. Естественно, больше всего задавали вопросы мне. В основном - о Рамиле Сафарове. Сейчас уже вопрос «Кому принадлежит Карабах?» не популярен.
Некоторые участники встречи обвиняли руководителя «Studio RE» Мамуку Купарадзе в необъективности. По их мнению, положение азербайджанских беженцев в фильме специально представлено ужасающим. В ответ я заявил, что напротив, кадры о плачевном состоянии азербайджанских беженцев очень слабые. Возможно, ради создания мнимого баланса и объективности, грузинские и абхазские журналисты постарались не углубляться. В вагонах и лагерях для беженцев люди на самом деле живут в очень тяжёлых условиях. Многие из них, особенно старики и дети, не смогли жить в таких условиях и умерли. Среди беженцев очень распространены такие болезни как туберкулёз, почечная недостаточность и т.д.
Конечно, эти рассуждения с трудом находили понимание. По однозначным мнениям армян, богатое азербайджанское правительство нарочно не решает бытовые проблемы беженцев. Тем самым азербайджанское правительство хочет показать зарубежным странам, как тяжело живётся беженцам. По завершении встречи один человек подошёл ко мне и тихо спросил:
- Хорошо, если вашим беженцам столь тяжело, то на какие деньги куплены спутниковые антенны, установленные над вагончиками?
О Боже, во время просмотра фильма я опасался, что такой вопрос возникнет. В таких ситуациях другого выхода, кроме молчания, нет.
Когда я покидаю Азербайджан, голова моя работает как часы, я становлюсь щедрым и смелым. С большой лёгкостью отстраняю угнетающие меня комплексы. Главное – навстречу выходят самые интересные люди. «Что, сейчас на свете стало больше спичек?» - спросил меня старик на Тбилисском железнодорожном вокзале, когда я попросил у него спички, чтобы закурить сигарету.
На вокзале я встретился с Георгием Ваняном, и мы на машине отправились по направлению к грузино-армянской границе. При переходе границы моя фамилия вызвала большое удивление, как у грузинских, так и у армянских пограничников.
Около погранпоста я свистом подозвал к себе чёрного щенка и стал гладить его. Курить в таких случаях, для снятия эмоционального напряжения, – давно уже не в моде. Что поделаешь, ничто человеческое мне не чуждо.
Как только пересекли границу, Георгий рассказал анекдот: Русский и армянский писатели беседуют. Русский писатель спрашивает:
- Как на армянском звучит «мир»?
- Хагагутюн.
- Как?
- Хагагутюн.
- Не понял, если можно по слогам.
- Ха-га-гу-тюн.
-Слушай, это не мир, а скорее всего, война...
Мы обедали в отеле на окраине Иджевана. Вдруг пошёл сильный дождь. Сколько мы не ждали, радуги не увидели. Согласно армянской легенде, если кто-нибудь пройдёт под радугой, у него изменится пол. Женщина станет мужчиной, а мужчина - женщиной.
Вечером мы долго гуляли в райцентре. Я был удивлён спортивному стилю и хорошему вкусу людей в этом провинциальном и пограничном районе. В Иджеване есть филиал Ереванского госуниверситета. В нем получают высшее образование студенты из других районов, даже из самого Еревана, так как учёба в Ереване обходится дороже по сравнению с провинцией. Поведение и манера одеваться городских студентов влияет и на местную молодёжь.
Вокруг ходила необыкновенно чёрная кошка. Она пришла из лесу и нашла убежище в отеле. Раньше она была очень большой, но со временем стала уменьшаться. Сейчас, когда хозяин отеля с ружьём охотится возле озера и попадает в утку, кошка бежит за добычей и приносит её своему хозяину.
Вечером во время ужина говорили о реформах в школах, я слушал интересные мысли, что в школах необходимо разрешить учащимся свободно одеваться. Это создаёт у них культуру одевания. Кроме того, школьная форма считается самой эротичной одеждой. Именно поэтому эротические фильмы на тему колледжа очень быстро завоёвывают популярность.
...Для армян война завершена. За всю историю армяне победили всего один раз. После карабахской войны армяне считают себя освобождёнными от комплекса неполноценности.
Во второй день поездки состоялась встреча со студентами, преподавателями, а также представителями разных НПО. В начале смотрели фильм «Карабах», снятый «Studio RE». Съёмки велись в Баку, Ереване, Ханкенди и Шуше. Фильм, совместно снятый абхазскими и грузинскими журналистами, получился очень внушительным и объективным. Особенно потрясает последний кадр - ледяной взгляд закутанного в одеяло ребёнка.
После фильма началась дискуссия. Естественно, больше всего задавали вопросы мне. В основном - о Рамиле Сафарове. Сейчас уже вопрос «Кому принадлежит Карабах?» не популярен.
Некоторые участники встречи обвиняли руководителя «Studio RE» Мамуку Купарадзе в необъективности. По их мнению, положение азербайджанских беженцев в фильме специально представлено ужасающим. В ответ я заявил, что напротив, кадры о плачевном состоянии азербайджанских беженцев очень слабые. Возможно, ради создания мнимого баланса и объективности, грузинские и абхазские журналисты постарались не углубляться. В вагонах и лагерях для беженцев люди на самом деле живут в очень тяжёлых условиях. Многие из них, особенно старики и дети, не смогли жить в таких условиях и умерли. Среди беженцев очень распространены такие болезни как туберкулёз, почечная недостаточность и т.д.
Конечно, эти рассуждения с трудом находили понимание. По однозначным мнениям армян, богатое азербайджанское правительство нарочно не решает бытовые проблемы беженцев. Тем самым азербайджанское правительство хочет показать зарубежным странам, как тяжело живётся беженцам. По завершении встречи один человек подошёл ко мне и тихо спросил:
- Хорошо, если вашим беженцам столь тяжело, то на какие деньги куплены спутниковые антенны, установленные над вагончиками?
О Боже, во время просмотра фильма я опасался, что такой вопрос возникнет. В таких ситуациях другого выхода, кроме молчания, нет.
Из Иджевана в Ехегнадзор
В Ехегнадзорском районе действует новый небольшой и красивый университет. В нём получают высшее образование 150 студентов. В первый год в университет приняли всего 50 человек из 250 обучающихся на подготовительных курсах. Годичная плата за учёбу составляет 200 долларов США. Этот университет со всеми удобствами для студентов создан по личной инициативе епископа Абраама Мкртчяна, после того, как он нашёл источник финансирования за рубежом.
Такое предпочтение, оказываемое науке религиозным человеком, вызвало мой интерес. Я не упустил возможность встретиться с ним. Абраам Мкртчян принял нас в своём кабинете. Это очень харизматичная личность. Он выглядит умным и прагматичным. Угостил нас кофе. Этот человек строит за свой счёт комфортное общежитие для студентов из других регионов. В ходе беседы мне вдруг захотелось закурить. Епископ позвал секретаршу и попросил принести пепельницу. Достал из кармана пачку сигарет и предложил одну мне. Хоть у меня были свои, я не отказался от угощения.
Абраам Мкртчян: «По материальным причинам не каждому удаётся получить образование в столице Армении – Ереване. В этом университете учатся также армяне из России и Украины. У нас широкие связи с американскими и канадскими университетами. Основная наша цель – дать студентам образование, соответствующее мировым стандартам. В университете также изучается история армянской церкви. Цели, позиции армянской церкви и армянского государства едины. Государство создало условия для свободной деятельности церкви».
Я спросил, что вообще думает о Карабахском конфликте епископ Мкртчян? Он сказал: «Есть такое мнение, что Вторая Мировая война началась потому, что Первая Мировая не была полностью завершена. Сторона, которая себя считает оскорблённой, когда-то вновь начнёт войну. Сегодня пока мы не можем считаться цивилизованными народами. Карабах не такая уж прибыльная экономическая зона. Однако сегодня Карабах наносит большой экономический ущерб обоим государствам. Я приветствую ваши миротворческие инициативы. Мы готовы поддержать эти инициативы по установлению мира, но успех миротворчества зависит не только от церкви. Здесь только личности могут демонстрировать эпизодические инициативы.
Во время войны я посетил один военный госпиталь. Там лежали двое раненых азербайджанских пленных. Они были смущены при виде моего церковного облачения. Я сказал им несколько слов на азербайджанском. Обстановка разрядилась. Я положил руку им на лоб и стал молиться. Одна медсестра спросила: «Если наши солдаты попали бы к ним в плен, их молла поступил бы также?» Я ответил, что да, конечно...
Дети погибших 10-15 лет назад на войне сейчас учатся в нашем университете. Им очень трудно рассказывать такие вещи. Наше поколение очень виновато. Мы начали и продолжаем конфликт. Смешанные семьи особенно пострадали от войны. Они не могут жить ни в Армении, ни в Азербайджане. В прошлом году я хотел привести азербайджанских детей в лагерь для отдыха. На первом этапе мы даже договорились. Но нам не доверили, и эта попытка не увенчалась успехом.
- В Армении я заметил огромный страх в отношении глобализации. Как Вы думаете, с чем связана такая неприязнь против глобализации?
- Глобализация - неизбежный процесс. Это понимают все. В результате этого есть опасность уничтожения, таких как мы, и даже больших народов, которые не могут оказывать большого влияния на мировую политику. Видимо, сильная неприязнь к глобализации возникает от чувства страха.
- Что дала и что отняла у армян Советская власть за 70 лет?
- Давайте говорить сначала о потерях. Положить конец возникшему после Первой Мировой войны раздору между армянами и турками помешала Советская власть. Мы переживаем горькие последствия продолжающегося конфликта и сегодня. Советская власть заморозила этот конфликт. Через год после того, как в Армении была установлена Советская власть, здесь началось восстание против большевиков. Деятельность Сталина нанесла тяжёлые удары армянскому народу. Во время Второй Мировой войны в Армении было всего 2 млн. населения. Хотя это была не наша война, в Советской Армии служили 600 тыс. армян, из коих 300 тыс. были преднамеренно размещены на передней линии фронта. Не хочу подробно отмечать репрессии против церкви и религии, потому что это было на территории всего Советского государства. Советская система образования была не плохая, но отставала от мировых стандартов. С этим фактом мы столкнулись уже после распада... Что касается положительных дел, то после того, как Москва осуществляла проекты в центре, она была вынуждена хоть часть из них осуществить и в провинциальных республиках. Вообще, если СССР был бы хорошим государством, так скоро не разрушился бы.
- Есть ли в Армении монастырь, построенный на недосягаемом месте, где могут уединиться уставшие от цивилизации люди?
- У меня есть намерение построить подобный монастырь. Но кто пойдёт туда?
После беседы с А. Мкртчяном ходили по коридору университета. Мы хотели с ним сфотографироваться, но он не согласился. Заявил, что им категорически запрещено сниматься в гражданской одежде. В тот день епископ был в чёрном костюме. Вышли во двор. Абраам Мкртчян показал мне во дворе университета большой колодец и сказал: «Мы рыли этот колодец, чтобы получить воду. Но, к сожалению, вместо воды вышла нефть...». В этой шутке была доля сарказма.
Такое предпочтение, оказываемое науке религиозным человеком, вызвало мой интерес. Я не упустил возможность встретиться с ним. Абраам Мкртчян принял нас в своём кабинете. Это очень харизматичная личность. Он выглядит умным и прагматичным. Угостил нас кофе. Этот человек строит за свой счёт комфортное общежитие для студентов из других регионов. В ходе беседы мне вдруг захотелось закурить. Епископ позвал секретаршу и попросил принести пепельницу. Достал из кармана пачку сигарет и предложил одну мне. Хоть у меня были свои, я не отказался от угощения.
Абраам Мкртчян: «По материальным причинам не каждому удаётся получить образование в столице Армении – Ереване. В этом университете учатся также армяне из России и Украины. У нас широкие связи с американскими и канадскими университетами. Основная наша цель – дать студентам образование, соответствующее мировым стандартам. В университете также изучается история армянской церкви. Цели, позиции армянской церкви и армянского государства едины. Государство создало условия для свободной деятельности церкви».
Я спросил, что вообще думает о Карабахском конфликте епископ Мкртчян? Он сказал: «Есть такое мнение, что Вторая Мировая война началась потому, что Первая Мировая не была полностью завершена. Сторона, которая себя считает оскорблённой, когда-то вновь начнёт войну. Сегодня пока мы не можем считаться цивилизованными народами. Карабах не такая уж прибыльная экономическая зона. Однако сегодня Карабах наносит большой экономический ущерб обоим государствам. Я приветствую ваши миротворческие инициативы. Мы готовы поддержать эти инициативы по установлению мира, но успех миротворчества зависит не только от церкви. Здесь только личности могут демонстрировать эпизодические инициативы.
Во время войны я посетил один военный госпиталь. Там лежали двое раненых азербайджанских пленных. Они были смущены при виде моего церковного облачения. Я сказал им несколько слов на азербайджанском. Обстановка разрядилась. Я положил руку им на лоб и стал молиться. Одна медсестра спросила: «Если наши солдаты попали бы к ним в плен, их молла поступил бы также?» Я ответил, что да, конечно...
Дети погибших 10-15 лет назад на войне сейчас учатся в нашем университете. Им очень трудно рассказывать такие вещи. Наше поколение очень виновато. Мы начали и продолжаем конфликт. Смешанные семьи особенно пострадали от войны. Они не могут жить ни в Армении, ни в Азербайджане. В прошлом году я хотел привести азербайджанских детей в лагерь для отдыха. На первом этапе мы даже договорились. Но нам не доверили, и эта попытка не увенчалась успехом.
- В Армении я заметил огромный страх в отношении глобализации. Как Вы думаете, с чем связана такая неприязнь против глобализации?
- Глобализация - неизбежный процесс. Это понимают все. В результате этого есть опасность уничтожения, таких как мы, и даже больших народов, которые не могут оказывать большого влияния на мировую политику. Видимо, сильная неприязнь к глобализации возникает от чувства страха.
- Что дала и что отняла у армян Советская власть за 70 лет?
- Давайте говорить сначала о потерях. Положить конец возникшему после Первой Мировой войны раздору между армянами и турками помешала Советская власть. Мы переживаем горькие последствия продолжающегося конфликта и сегодня. Советская власть заморозила этот конфликт. Через год после того, как в Армении была установлена Советская власть, здесь началось восстание против большевиков. Деятельность Сталина нанесла тяжёлые удары армянскому народу. Во время Второй Мировой войны в Армении было всего 2 млн. населения. Хотя это была не наша война, в Советской Армии служили 600 тыс. армян, из коих 300 тыс. были преднамеренно размещены на передней линии фронта. Не хочу подробно отмечать репрессии против церкви и религии, потому что это было на территории всего Советского государства. Советская система образования была не плохая, но отставала от мировых стандартов. С этим фактом мы столкнулись уже после распада... Что касается положительных дел, то после того, как Москва осуществляла проекты в центре, она была вынуждена хоть часть из них осуществить и в провинциальных республиках. Вообще, если СССР был бы хорошим государством, так скоро не разрушился бы.
- Есть ли в Армении монастырь, построенный на недосягаемом месте, где могут уединиться уставшие от цивилизации люди?
- У меня есть намерение построить подобный монастырь. Но кто пойдёт туда?
После беседы с А. Мкртчяном ходили по коридору университета. Мы хотели с ним сфотографироваться, но он не согласился. Заявил, что им категорически запрещено сниматься в гражданской одежде. В тот день епископ был в чёрном костюме. Вышли во двор. Абраам Мкртчян показал мне во дворе университета большой колодец и сказал: «Мы рыли этот колодец, чтобы получить воду. Но, к сожалению, вместо воды вышла нефть...». В этой шутке была доля сарказма.
Встречи в Ехегнадзоре. Чем недовольны армяне?!
На второй день пребывания в Ехегнадзоре мы провели встречу в одной из средних школ. В школе есть два Интернет-зала. После занятий учащиеся могут свободно пользоваться интернетом. Школы в Армении компьютеризированы за счет армянской диаспоры. Я тоже смог проверить там свою электронную почту. Примечательно, что пока я был в Интернет-зале никто из школьников не шумел. Они тихо сидели и смотрели сайты. И компьютеры были в хорошем рабочем состоянии.
В Армении для отдыха среднего класса есть все условия. У берегов рек, у подножий гор и в лесах есть многочисленные домики. Ночевка в домиках обходится очень дёшево. Особенно активно пользуется этим молодёжь. Здесь никому в голову не приходит искать неуместный комфорт, и представители обоих полов наслаждаются дикими видами отдыха.
Армяне по мобильнику говорят очень громко. Во время еды употребляют минералки и простые лимонады, вызывающие у человека советскую ностальгию. Примечательно, что культурная жизнь Армении не ограничивается только столичным городом Ереваном. К примеру, во время моего пребывания в Ехегнадзоре, здесь проводился большой фестиваль народного творчества. Из других районов в город съехалось очень много творческих гостей. Вместе с охраной я смотрел концерт под открытым небом. В таких многолюдных местах охрана на всякий случай обращалась ко мне не моим именем, меня звали «Самвел».
Вечером мы встретились с провинциальным художником Камо Саакяном в его мастерской. Камо часто организует выставки в Ехегнадзоре. Сам он неоднократно был приглашён за рубеж на международные выставки. На машине Камо мы поехали в краеведческий музей Ехегнадзора. У музея красивая архитектура. Особый экспонат - гнёзда ласточек, талант которых рождает театральные фантазии. Мне сказали, что ласточки каждый год вьют здесь гнезда. В музее - выставка Камо. Он сказал, что за деньги, вырученные от продажи двух работ, проданных на международной выставке в Америке, он купил себе машину. Городская среда не очень привлекает Камо. Работать в провинции для него удобнее. Здесь он также занимается с учениками.
В музее мы более подробно говорили о культурной жизни Армении. Выяснилось, что самая главная цель творческих союзов – это сберечь имущество - здания в центре столицы, оставшееся им в наследство с советских времён. Как на всём постсоветском пространстве и здесь многие «положили глаз» на эти здания. По сравнению с Азербайджаном и Грузией, в Армении борьба кланов очень слабая. Творческие армяне очень жалуются на русскоязычные азербайджанские газеты. По их мнению, русскоязычные газеты, в частности «Зеркало», играют большую негативную роль в создании агрессивной атмосферы. Была высказана такая единая мысль, что независимо от национальности и веры все миролюбивые люди душевно родственники. Эти люди, наконец, должны неотступно говорить для разрушения образа врага.
В Армении очень агрессивное отношение к зарубежным религиозным миссионерам и «голубым». Ещё в апреле 2005 года, когда я принимал участие в региональном проекте Института разнообразности медиа, результаты мониторинга, проведённого этим институтом, очень удивили меня. По результатам мониторинга, на Кавказе самое толерантное отношение к этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам демонстрируют азербайджанские медиа. К примеру, грузинские медиа выступают против религиозных меньшинств с очень оскорбительными материалами. Даже английский докладчик выразил такое мнение, что в этом смысле сами англичане, по некоторым моментам, могут завидовать азербайджанской прессе.
В Англии у спортивных обозревателей генетическая и патологическая неприязнь по отношению к чернокожим игрокам. Они преднамеренно преувеличивают самую незначительную ошибку, допущенную чернокожим игроком на поле. Спортивные журналисты втягивают болельщиков в провокации против чернокожих футболистов. Именно поэтому тренеры в редких случаях поручают исполнить удары пенальти чернокожим игрокам.
Армянские фотографы работают в черно-белых тонах. «Уважающий себя фотограф не должен снимать цветные фото». Об этом сказал профессиональный фотограф Эдгар, проживающий в Ехегнадзоре. Дочь Эдгара, Нане, окончила Ереванский госуниверситет, свободно говорит на английском. Несмотря на шанс остаться в столице, она вернулась в провинцию. Это среднего роста с экстравагантным видом девушка, очень привлекательная. Часто принимает участие в международных проектах и конференциях. Брат Нане внешне очень похож на меня. Когда я его увидел, у меня был шок, т.к. человек трудно помнит своё лицо и когда видит похожего на себя, думает: «Где же я его видел?». Эдгар снимал нас. А Нане в это время рассказывала о своём детском воспоминании: «В детстве поехала к бабушке в деревню. На лугу, где я собирала цветы, один старый азербайджанец сказал мне, что я такая же красивая, как эти цветы. До сих пор помню того старика. Это были самые красивые слова, которые я слышала в своей жизни». После рассказа Нане я вспомнил своего друга Анара Мамедли, он часто повторял: «Самые красивые слова о себе я всегда слышал на других языках».
Политолог Степан Григорян своеобразно характеризует армянский и азербайджанский народы: «Азербайджанцы подарили армянам Роберта Кочаряна, а армяне азербайджанцам – Гейдара Алиева». Армяне видят в Ильхаме Алиеве очень недалекого человека. В то же время они уважают азербайджанскую оппозицию за её настойчивость. Во всяком случае, это мнение армян.
Воссоединение в блоке трёх оппозиционных партий вызывает у армян зависть. По их мнению, возможная в Азербайджане революция окажет своё влияние и на Армению. Но мне кажется, что это не очень правильный подход. В Армении нет даже мизерного социального заказа, плодотворного условия для революции. Для Армении самый популярный оппозиционный лидер – Иса Гамбар. Армяне в башкане «Мусават» видят ультранационалиста. Наши соседи считают, что если Иса Гамбар придёт к власти, возобновление войны неизбежно.
В Армении для отдыха среднего класса есть все условия. У берегов рек, у подножий гор и в лесах есть многочисленные домики. Ночевка в домиках обходится очень дёшево. Особенно активно пользуется этим молодёжь. Здесь никому в голову не приходит искать неуместный комфорт, и представители обоих полов наслаждаются дикими видами отдыха.
Армяне по мобильнику говорят очень громко. Во время еды употребляют минералки и простые лимонады, вызывающие у человека советскую ностальгию. Примечательно, что культурная жизнь Армении не ограничивается только столичным городом Ереваном. К примеру, во время моего пребывания в Ехегнадзоре, здесь проводился большой фестиваль народного творчества. Из других районов в город съехалось очень много творческих гостей. Вместе с охраной я смотрел концерт под открытым небом. В таких многолюдных местах охрана на всякий случай обращалась ко мне не моим именем, меня звали «Самвел».
Вечером мы встретились с провинциальным художником Камо Саакяном в его мастерской. Камо часто организует выставки в Ехегнадзоре. Сам он неоднократно был приглашён за рубеж на международные выставки. На машине Камо мы поехали в краеведческий музей Ехегнадзора. У музея красивая архитектура. Особый экспонат - гнёзда ласточек, талант которых рождает театральные фантазии. Мне сказали, что ласточки каждый год вьют здесь гнезда. В музее - выставка Камо. Он сказал, что за деньги, вырученные от продажи двух работ, проданных на международной выставке в Америке, он купил себе машину. Городская среда не очень привлекает Камо. Работать в провинции для него удобнее. Здесь он также занимается с учениками.
В музее мы более подробно говорили о культурной жизни Армении. Выяснилось, что самая главная цель творческих союзов – это сберечь имущество - здания в центре столицы, оставшееся им в наследство с советских времён. Как на всём постсоветском пространстве и здесь многие «положили глаз» на эти здания. По сравнению с Азербайджаном и Грузией, в Армении борьба кланов очень слабая. Творческие армяне очень жалуются на русскоязычные азербайджанские газеты. По их мнению, русскоязычные газеты, в частности «Зеркало», играют большую негативную роль в создании агрессивной атмосферы. Была высказана такая единая мысль, что независимо от национальности и веры все миролюбивые люди душевно родственники. Эти люди, наконец, должны неотступно говорить для разрушения образа врага.
В Армении очень агрессивное отношение к зарубежным религиозным миссионерам и «голубым». Ещё в апреле 2005 года, когда я принимал участие в региональном проекте Института разнообразности медиа, результаты мониторинга, проведённого этим институтом, очень удивили меня. По результатам мониторинга, на Кавказе самое толерантное отношение к этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам демонстрируют азербайджанские медиа. К примеру, грузинские медиа выступают против религиозных меньшинств с очень оскорбительными материалами. Даже английский докладчик выразил такое мнение, что в этом смысле сами англичане, по некоторым моментам, могут завидовать азербайджанской прессе.
В Англии у спортивных обозревателей генетическая и патологическая неприязнь по отношению к чернокожим игрокам. Они преднамеренно преувеличивают самую незначительную ошибку, допущенную чернокожим игроком на поле. Спортивные журналисты втягивают болельщиков в провокации против чернокожих футболистов. Именно поэтому тренеры в редких случаях поручают исполнить удары пенальти чернокожим игрокам.
Армянские фотографы работают в черно-белых тонах. «Уважающий себя фотограф не должен снимать цветные фото». Об этом сказал профессиональный фотограф Эдгар, проживающий в Ехегнадзоре. Дочь Эдгара, Нане, окончила Ереванский госуниверситет, свободно говорит на английском. Несмотря на шанс остаться в столице, она вернулась в провинцию. Это среднего роста с экстравагантным видом девушка, очень привлекательная. Часто принимает участие в международных проектах и конференциях. Брат Нане внешне очень похож на меня. Когда я его увидел, у меня был шок, т.к. человек трудно помнит своё лицо и когда видит похожего на себя, думает: «Где же я его видел?». Эдгар снимал нас. А Нане в это время рассказывала о своём детском воспоминании: «В детстве поехала к бабушке в деревню. На лугу, где я собирала цветы, один старый азербайджанец сказал мне, что я такая же красивая, как эти цветы. До сих пор помню того старика. Это были самые красивые слова, которые я слышала в своей жизни». После рассказа Нане я вспомнил своего друга Анара Мамедли, он часто повторял: «Самые красивые слова о себе я всегда слышал на других языках».
Политолог Степан Григорян своеобразно характеризует армянский и азербайджанский народы: «Азербайджанцы подарили армянам Роберта Кочаряна, а армяне азербайджанцам – Гейдара Алиева». Армяне видят в Ильхаме Алиеве очень недалекого человека. В то же время они уважают азербайджанскую оппозицию за её настойчивость. Во всяком случае, это мнение армян.
Воссоединение в блоке трёх оппозиционных партий вызывает у армян зависть. По их мнению, возможная в Азербайджане революция окажет своё влияние и на Армению. Но мне кажется, что это не очень правильный подход. В Армении нет даже мизерного социального заказа, плодотворного условия для революции. Для Армении самый популярный оппозиционный лидер – Иса Гамбар. Армяне в башкане «Мусават» видят ультранационалиста. Наши соседи считают, что если Иса Гамбар придёт к власти, возобновление войны неизбежно.
Из Гориса в Ереван. Подарок армянина, пославшего
в Азербайджан письмо благодарности
Наш водитель всё время говорит интересные вещи.
- Раньше людей, которые держали руку на пульсе времени, называли мудрыми. Сейчас люди, которые пользуются моментом, считаются умными. Буратино сделан из доски. Когда доски трутся друг об друга – они загораются.
- Слушай, я этот «Буратино» смотрел раз двадцать, но пока из этого фильма ничего не понял. Притом, что он снят для детей. Сеймур, режиссёр, снявший «Буратино», был наркоманом. Этот фильм нельзя понять на трезвую голову, его надо смотреть туманной головой.
Я не знаю, насколько это правдоподобно, но на самом деле есть произведения, которые созданы туманными головами для туманных голов.
Город Горис своей чистотой сразу привлекает внимание. Крыши домов окрашены красным. До встречи мы долго гуляли по городу. Психологически настраивались на встречу. Зашли в церковь. Молодая пара сидела на церковной скамье, говорили о чем-то и держались за руки. Перед дверью церкви – остатки от снаряда. Говорят, что во время войны этот снаряд разрушил часть церкви. Но это звучит не очень правдоподобно. Чувствовалось, что люди в Горисе идеально освоили городскую культуру. Конструкция домов, чистота улиц, со вкусом одетые люди, особенно поведение школьников, отличает Горис от других городов. На встрече, проведённой в городской мэрии, участвовали молодые учителя, местные представители НПО, журналисты. Да, нелегко предстать перед пытливыми молодыми учителями в хорошем свете. Когда от тебя ждут умных слов, задача ещё больше осложняется. Но большинство участников встречи интересовалось образом жизни молодёжи в Азербайджане, положением в школах, зарплатой учителей. Проводить такие дискуссии оказалось не так то трудно.
А в Раздане встреча прошла не очень гладко. Мне задавали провокационные вопросы, я улыбался в ответ или же отвечал так: «Вы должны знать одну вещь, что я сейчас в Армении, а через неделю должен вернуться в Азербайджан».
Об общем сюжете бесед я уже писал в прошлых материалах, поэтому описывать каждую встречу нет надобности.
Многие впервые видели азербайджанца. Особенно в Горисе я растерялся от театрального интереса ко мне. Будто участники встречи пришли в цирк. А я совсем не был похож на образ, созданный в их мозгах. После каждой встречи ко мне подходили один-двое бакинских армян. Они в основном они скучают по бульвару и интересуются судьбой армянских могил.
Фильм «Карабах» был показан по двум региональным каналам. Отношение к фильму неоднозначное. Одни говорят, что фильм снят в пользу азербайджанцев, а другие – в пользу армян. Из фильма и бесед становится ясно, что, несмотря на все поощрительные обещания, большинство переместившихся в Карабах, это те, кто не смогли создать себе в Армении минимум условий жизни. Их можно даже назвать излишками армян.
Я часто приводил любимую цитату Мамеда Сулейманова. Не знаю, может Мамед-бек эти слова взял в долг у какого-то классика, но, в любом случае, очень интересно: «Во время войны воюющие на передовой – гибнут, те, которые воюют в середине, попадают в госпиталь, а воюющие в тылу, получают медали». А Мамука Купарадзе (я его звал Мураками) говорит, что когда люди убивают друг друга из-за земли, земля смеётся над ними. Потому что мы принадлежим земле. Все вернутся в землю.
Как в Азербайджане, так и в Армении все встречи президента широко освещаются. Кстати, мы поехали смотреть древнюю церковь в 5 км от Ехегнадзора. Во дворе этой церкви, расположенной на самой вершине горы, Георгий позвал меня к себе и, указывая на парня в чёрной рубашке, сказал: «Это сын Роберта Кочаряна». Сын Кочаряна с маленькой камерой во дворе церкви, без охраны.
Армяне думают, что когда мы открываем кран, то вместо воды течет нефть. Они никак не могут смириться с потерей Баку. На улицах Еревана редко встречаются иностранные туристы и беременные женщины. Вообще несправедливо сопоставлять Баку и Ереван в области обслуживания. В Ереване очень мало новых построек. И жители столицы считают трагедией для себя даже малочисленные новостройки. Во всех отелях Еревана иностранным туристам предлагается поездка в Карабах. Туристические фирмы широко рекламируют это направление. Групповой тур в Карабах на микроавтобусе обходится в 300 долларов США.
В ходе визита в Армению для меня самая интересная и трогательная встреча была в Раздане. После встречи, прошедшей в Доме культуры, я курил в коридоре. Ко мне подошёл человек, который во время войны был ранен и попал в плен к азербайджанцам. Так как ранение было тяжёлым, его поместили в Бакинский военный госпиталь. Там один врач-азербайджанец сделал ему несколько операций. Гера выжил благодаря усилиям врача. А после выздоровления при содействии Аллахшукюра Пашазаде его вернули домой. Сейчас у Геры в Раздане есть музыкальная студия. Он преподаёт детям уроки музыки. Гера дал мне свой диск и просил передать спасшему ему жизнь врачу.
Уважаемые читатели! Не примите в качестве некультурности то, что я публикую письмо Геры к своему врачу. Во всяком случае, я ещё с первого класса знаю, как не этично читать чужие письма. Просто Гера сам так захотел и даже предложил.
- Раньше людей, которые держали руку на пульсе времени, называли мудрыми. Сейчас люди, которые пользуются моментом, считаются умными. Буратино сделан из доски. Когда доски трутся друг об друга – они загораются.
- Слушай, я этот «Буратино» смотрел раз двадцать, но пока из этого фильма ничего не понял. Притом, что он снят для детей. Сеймур, режиссёр, снявший «Буратино», был наркоманом. Этот фильм нельзя понять на трезвую голову, его надо смотреть туманной головой.
Я не знаю, насколько это правдоподобно, но на самом деле есть произведения, которые созданы туманными головами для туманных голов.
Город Горис своей чистотой сразу привлекает внимание. Крыши домов окрашены красным. До встречи мы долго гуляли по городу. Психологически настраивались на встречу. Зашли в церковь. Молодая пара сидела на церковной скамье, говорили о чем-то и держались за руки. Перед дверью церкви – остатки от снаряда. Говорят, что во время войны этот снаряд разрушил часть церкви. Но это звучит не очень правдоподобно. Чувствовалось, что люди в Горисе идеально освоили городскую культуру. Конструкция домов, чистота улиц, со вкусом одетые люди, особенно поведение школьников, отличает Горис от других городов. На встрече, проведённой в городской мэрии, участвовали молодые учителя, местные представители НПО, журналисты. Да, нелегко предстать перед пытливыми молодыми учителями в хорошем свете. Когда от тебя ждут умных слов, задача ещё больше осложняется. Но большинство участников встречи интересовалось образом жизни молодёжи в Азербайджане, положением в школах, зарплатой учителей. Проводить такие дискуссии оказалось не так то трудно.
А в Раздане встреча прошла не очень гладко. Мне задавали провокационные вопросы, я улыбался в ответ или же отвечал так: «Вы должны знать одну вещь, что я сейчас в Армении, а через неделю должен вернуться в Азербайджан».
Об общем сюжете бесед я уже писал в прошлых материалах, поэтому описывать каждую встречу нет надобности.
Многие впервые видели азербайджанца. Особенно в Горисе я растерялся от театрального интереса ко мне. Будто участники встречи пришли в цирк. А я совсем не был похож на образ, созданный в их мозгах. После каждой встречи ко мне подходили один-двое бакинских армян. Они в основном они скучают по бульвару и интересуются судьбой армянских могил.
Фильм «Карабах» был показан по двум региональным каналам. Отношение к фильму неоднозначное. Одни говорят, что фильм снят в пользу азербайджанцев, а другие – в пользу армян. Из фильма и бесед становится ясно, что, несмотря на все поощрительные обещания, большинство переместившихся в Карабах, это те, кто не смогли создать себе в Армении минимум условий жизни. Их можно даже назвать излишками армян.
Я часто приводил любимую цитату Мамеда Сулейманова. Не знаю, может Мамед-бек эти слова взял в долг у какого-то классика, но, в любом случае, очень интересно: «Во время войны воюющие на передовой – гибнут, те, которые воюют в середине, попадают в госпиталь, а воюющие в тылу, получают медали». А Мамука Купарадзе (я его звал Мураками) говорит, что когда люди убивают друг друга из-за земли, земля смеётся над ними. Потому что мы принадлежим земле. Все вернутся в землю.
Как в Азербайджане, так и в Армении все встречи президента широко освещаются. Кстати, мы поехали смотреть древнюю церковь в 5 км от Ехегнадзора. Во дворе этой церкви, расположенной на самой вершине горы, Георгий позвал меня к себе и, указывая на парня в чёрной рубашке, сказал: «Это сын Роберта Кочаряна». Сын Кочаряна с маленькой камерой во дворе церкви, без охраны.
Армяне думают, что когда мы открываем кран, то вместо воды течет нефть. Они никак не могут смириться с потерей Баку. На улицах Еревана редко встречаются иностранные туристы и беременные женщины. Вообще несправедливо сопоставлять Баку и Ереван в области обслуживания. В Ереване очень мало новых построек. И жители столицы считают трагедией для себя даже малочисленные новостройки. Во всех отелях Еревана иностранным туристам предлагается поездка в Карабах. Туристические фирмы широко рекламируют это направление. Групповой тур в Карабах на микроавтобусе обходится в 300 долларов США.
В ходе визита в Армению для меня самая интересная и трогательная встреча была в Раздане. После встречи, прошедшей в Доме культуры, я курил в коридоре. Ко мне подошёл человек, который во время войны был ранен и попал в плен к азербайджанцам. Так как ранение было тяжёлым, его поместили в Бакинский военный госпиталь. Там один врач-азербайджанец сделал ему несколько операций. Гера выжил благодаря усилиям врача. А после выздоровления при содействии Аллахшукюра Пашазаде его вернули домой. Сейчас у Геры в Раздане есть музыкальная студия. Он преподаёт детям уроки музыки. Гера дал мне свой диск и просил передать спасшему ему жизнь врачу.
Уважаемые читатели! Не примите в качестве некультурности то, что я публикую письмо Геры к своему врачу. Во всяком случае, я ещё с первого класса знаю, как не этично читать чужие письма. Просто Гера сам так захотел и даже предложил.
Возращаясь из Армении.
В Кяваре я отказался
от встречи с шестью азербайджанскими семьями
«Если население Китая один раз откажется от обеда, Армения проживёт три года без проблем». Четыре года назад эти лозунгообразные слова команды КВН «Новые армяне» были очень популярны. Кявар (в своё время там проживали азербайджанцы) - известное место в Армении, где слишком много пьют водку. Здесь все анекдоты на тему водки. К примеру, когда отец замечает в дневнике сына двойку, упрекает его в такой форме:
- Утром перед уходом в школу я даю тебе 100 грамм водки или нет?
- Даёшь.
- Днём наливаешь себе 200 грамм водки, или нет?
- Наливаю.
- Вечером со мной – отец и сын, пьём 2 литра водки или нет?
- Пьём.
- Тогда почему не учишься?!
Нам сказали, что для того, чтобы понимать кяварцев, до встречи надо обязательно выпить. Мы частично выполнили этот совет. Встреча в Кяваре прошла очень спокойно. Мне сказали, что здесь живут шесть азербайджанских семей. Предлагали встретиться с ними, но я не согласился.
- Утром перед уходом в школу я даю тебе 100 грамм водки или нет?
- Даёшь.
- Днём наливаешь себе 200 грамм водки, или нет?
- Наливаю.
- Вечером со мной – отец и сын, пьём 2 литра водки или нет?
- Пьём.
- Тогда почему не учишься?!
Нам сказали, что для того, чтобы понимать кяварцев, до встречи надо обязательно выпить. Мы частично выполнили этот совет. Встреча в Кяваре прошла очень спокойно. Мне сказали, что здесь живут шесть азербайджанских семей. Предлагали встретиться с ними, но я не согласился.
* * *
В последний день поездки, в домашних условиях, за чашкой кофе, побеседовали с представителями НПО, журналистами и молодыми художниками, которые принимали участие в предыдущем проекте. Здесь были озвучены две мысли. Обе воюющие стороны подверглись достаточным потерям. И плюс за всю историю человечества локальные войны остаются в памяти за счет беспредельной жестокости и варварства. Поэтому некоторые считают, что для того, чтобы решить конфликт мирным путём, необходима смена состава населения, т.е. люди, пережившие ужасы войны, самое меньшее должны перейти со сцены жизни в ее лоно. С другой стороны, шансы на общение и связь с новым поколением равны нулю. Напротив, стороны видят друг в друге кровопийц. А взрослое поколение, невзирая на то, что их соединяет советская культура и советская ностальгия - очень агрессивно.
Я заявил, что нас отравляют книги истории. Каждый малый народ пишет свою историю и верит в неё. Как человек, который не имеет никакой компетентности в любовных вопросах, сочинив себе сказку безответной любви, окружает себя печалью. Участвующий на встрече политолог Степан Григорян рассказал анекдот. Евреи на глубине 5 м находят сгнивший кабель и заявляют на весь мир, что евреи 3 тыс. лет назад уже пользовались телефоном. В то время многие народы даже не существовали. Армяне также ведут раскопки на глубине 5 метров, но ничего не находят. Тогда они заявляют на весь мир о том, что 3700 лет назад армяне пользовались мобильниками. У Степана сильное чувство юмора. Вообще, тех, кто умеет иронизировать в отношении себя и своего народа - стоит ценить.
Я видел, что каждый о чём-то говорит, и я начал приводить немного цитат из своего романа, чтобы присоединиться к беседе.
Так как в постсоветских странах власть часто меняется, мы вынуждены менять и памятники, а это требует больших расходов. Поэтому выгодно делать их головы резьбовыми. Тогда не придётся разрушать весь памятник, достаточно поменять только голову. Всё равно все общественно-политические деятели одевают плащи. Хочу немного похвалить себя. Эта мысль очень понравилась участникам встречи.
Когда мы вернулись на армяно-грузинскую границу, шёл сильный дождь. Ехать в дождливую погоду на машине – одно удовольствие. Из дымоходов домов, залезших в леса, шёл дым. Мы несколько раз попытались поймать бежавших по краю дороги поросят.
На границе не задержались. Я не встретил там чёрной собаки, которую погладил по голове, чтобы скрыть чувство страха, когда ехал в Армению. Видимо, эта чёрная собака уже выполнила свою историческую миссию. Возможно, Аллах создал эту собаку для того, чтобы азербайджанец по имени Сеймур при пересечении армянской границы свистом подозвал её к себе и погладил по голове. Собака же об этом не знала. Может, моя поездка реализовалась для поглаживания головы этой собаки. Короче, мы заблудились в лесу философии. Это уже тема сербского писателя Павича.
Кавказ похож на большую карикатуру. Когда мы перешли границу, грузинские солдаты шли купаться на армянскую сторону.
Перевел с азербайджанского
Альберт Восканян
"Реальный Азербайджан"
19-01-2006
В последний день поездки, в домашних условиях, за чашкой кофе, побеседовали с представителями НПО, журналистами и молодыми художниками, которые принимали участие в предыдущем проекте. Здесь были озвучены две мысли. Обе воюющие стороны подверглись достаточным потерям. И плюс за всю историю человечества локальные войны остаются в памяти за счет беспредельной жестокости и варварства. Поэтому некоторые считают, что для того, чтобы решить конфликт мирным путём, необходима смена состава населения, т.е. люди, пережившие ужасы войны, самое меньшее должны перейти со сцены жизни в ее лоно. С другой стороны, шансы на общение и связь с новым поколением равны нулю. Напротив, стороны видят друг в друге кровопийц. А взрослое поколение, невзирая на то, что их соединяет советская культура и советская ностальгия - очень агрессивно.
Я заявил, что нас отравляют книги истории. Каждый малый народ пишет свою историю и верит в неё. Как человек, который не имеет никакой компетентности в любовных вопросах, сочинив себе сказку безответной любви, окружает себя печалью. Участвующий на встрече политолог Степан Григорян рассказал анекдот. Евреи на глубине 5 м находят сгнивший кабель и заявляют на весь мир, что евреи 3 тыс. лет назад уже пользовались телефоном. В то время многие народы даже не существовали. Армяне также ведут раскопки на глубине 5 метров, но ничего не находят. Тогда они заявляют на весь мир о том, что 3700 лет назад армяне пользовались мобильниками. У Степана сильное чувство юмора. Вообще, тех, кто умеет иронизировать в отношении себя и своего народа - стоит ценить.
Я видел, что каждый о чём-то говорит, и я начал приводить немного цитат из своего романа, чтобы присоединиться к беседе.
Так как в постсоветских странах власть часто меняется, мы вынуждены менять и памятники, а это требует больших расходов. Поэтому выгодно делать их головы резьбовыми. Тогда не придётся разрушать весь памятник, достаточно поменять только голову. Всё равно все общественно-политические деятели одевают плащи. Хочу немного похвалить себя. Эта мысль очень понравилась участникам встречи.
Когда мы вернулись на армяно-грузинскую границу, шёл сильный дождь. Ехать в дождливую погоду на машине – одно удовольствие. Из дымоходов домов, залезших в леса, шёл дым. Мы несколько раз попытались поймать бежавших по краю дороги поросят.
На границе не задержались. Я не встретил там чёрной собаки, которую погладил по голове, чтобы скрыть чувство страха, когда ехал в Армению. Видимо, эта чёрная собака уже выполнила свою историческую миссию. Возможно, Аллах создал эту собаку для того, чтобы азербайджанец по имени Сеймур при пересечении армянской границы свистом подозвал её к себе и погладил по голове. Собака же об этом не знала. Может, моя поездка реализовалась для поглаживания головы этой собаки. Короче, мы заблудились в лесу философии. Это уже тема сербского писателя Павича.
Кавказ похож на большую карикатуру. Когда мы перешли границу, грузинские солдаты шли купаться на армянскую сторону.
Перевел с азербайджанского
Альберт Восканян
"Реальный Азербайджан"
19-01-2006