Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Гурам Одишария

ПРИГЛАШЕНИЕ В ОАЗИС

Любое межнациональное общение должно начаться с культуры. В противном случае средством межнационального общения станет война. Даур Зантариа

Абхазский писатель Даур Зантариа был моим другом. Мы вместе окончили Сухумский педагогический институт, только разные секторы, так же вместе издали свои первые книги в сухумском издательстве "Алашара". Даур скончался несколько лет назад. Его похоронили в родном селе Тамыш, которое не пощадила война. Даур был замечательным писателем и человеком, носителем большой культуры. Перед смертью он потерял супругу.

Даура подвело сердце, подвел мир, подвели жизнь, время. Его, его село, его Сухуми, его Абхазию не пощадила война. Война никого из нас не пощадила.

Никогда не мог себе представить, что мне придется написать эту статью и предварить ее словами Даура, что между нами встанет война, что...

Война и культура вечно боролись друг с другом. Стоило победить войне, она тотчас же заболачивала пространство войны и создавалось впечатление, что культура гибла окончательно. Помните, в одном из фильмов Феллини маленький мальчик спрашивает: "Куда девается музыка, когда музыканты перестают играть?"

Действительно, куда девается культура, когда приходит война?

Куда девается наша культура, которая всегда, в любом столетии, опережала нашу экономику, которая всегда стояла выше нашей политики?! Культура, которую никак не смогли сделать воином, источником кровопролития?!

Куда, куда девается спасительница мудрость культуры, когда приходит война?!

Война стала нашим роком, нашим одиозным экзаменатором.

Война забросила нас в прошедшие века, заставила нас найти керосинку, лампу, изолировала и нас, и нашу культуру.

Мы, кавказские общества, и не только мы – все страны зачинители конфликтов, стали обществами, не способными разрешить конфликт.

А вообще-то все мы, люди, правда давно сошли с деревьев, но видимо, стоим недалеко от них.

Война поселила нас в новом Вавилоне – казалось бы мы беседуем, но не слышим друг друга.

Волны от взрывов нас разметали далеко, рассеяли и мы беседуем друг с другом на расстоянии посредством жестов, подобно тому, как моряки переговариваются с помощью флагов.

Наши войны становятся крайне бесчеловечными, со временем их жертвами становятся все больше мирного населения – число жертв среди военных, по сравнению с жертвами среди населения, уменьшается.

Ожесточение в наших войнах – результат ценностей, основанных на фальши.

Человечество не справляется с накопленной избыточной информацией, не может упорядочить ее, использовать во благо. Все это углубляет фрагментацию общества, лишает его устойчивости, основы. В таких условиях культура становится неспособной упорядочить все, во время войны она парализована («когда говорят пушки, музы молчат»). Война старается зомбировать ее, поражает ее способность возрождаться подобно фениксу.

Война создает собственную антикультуру, или ситуацию, в которой людей больше сближает зло, а не добро.

Действительно, война и культура – вечные враги, и если перефразировать известные слова Ф. Достоевского можно утверждать: «война и культура борются друг с другом, а поле боя – сердца людей».

Наши конфликты – горячо замороженные конфликты. Мир во время конфликта, замороженного в горячем состоянии, не менее опасен, чем война. Такой мир – уставший мир, потерявший надежду и ориентиры, населен людьми, не способными разобраться в настоящем.

Часто они создают молчаливые, вежливые ненавидящие общества.

В их духовном перерождении виновны и те, кто молчали, кто ничего не сделали для нейтрализации деяний войны, как явления. Наше настоящее заряжено столькими неожиданностями, что пока мы не способны осознать их.

Там, где завершается диалог, начинается война. Создается огромное заминированное поле. Поле, на котором не прогуляешься, которое не перебежишь, более того, по нему нельзя пройти.

По заминированному полю не ходят, на нем время окаменевает.

Там существует лишь запрещенное время, настоящее и будущее сращивается с прошлым.

Правда, война отняла у нас мир, но он не смогла отнять культуру мира.

Война создала обстоятельства, в которых, как в рентгене проявляется глубина нашей некультурности и бессовестности и, в то же время, высота нашей культуры и совести.

Есть она, конечно, есть эта глубина, но, к счастью, есть и эта высота.

И невозможно с этой высоты не уважать любую религию и не любить культуру любого народа.

Культура – оазис в пустыне наших конфликтов, нашего отчуждения друг от друга.

Культура – зона, где можно отвести душу.

Взаимоотношения культур – приглашение в оазис для спасения друг друга.

Взаимоотношения культур – кратчайший путь, ведущий к сердцам людей. Оно – кратчайший путь от ксенофобии к толерантности.

Если мы желаем завтра испытать большую радость, то сегодня нас должна объединить большая боль. Культура – верный переводчик боли друг друга.

Нет ни вечный вражды, ни вечной дружбы.

Конечно, противостоящие стороны не должны начинать диалог как враги; не должны беседовать и как друзья (не нужно ложной патетики, не стоит обманывать себя), но они обязательно должны его вести как потенциальные друзья.

Первейшее, что поможет нам в деятельности в ограниченном войной пространстве – это культура. Правда, эта деятельность иногда похожа на хождение на полунатянутом канате, но это все же движение.

Истинная культура создает общую родину людей, в которой политические ценности не существуют.

В деле решения сложных проблем (допустим, в урегулировании конфликта) холодный разум – плохой спутник. Один из главнейших компонентов, служащий разрешению сложных проблем – поэзия диалога, человеческих взаимоотношений – и у народной дипломатии есть свои романтические периоды.

У наших обществ есть партийно-политические лидеры, но им не хватает предводителей – носителей совести и высшей культуры, истинно любящих свои народы, но относящихся с большим уважением к другим народам, любящим бога и людей и сами являющиеся великим примером и большой надеждой.

Ни Будда, ни Христос, ни Мухаммед не смогли изменить политическую жизнь собственных стран, но они изменили весь мир, сделали его более человечным.

Любой мусульманин мог стать христианином, буддистом... и наоборот. Любой из нас мог родиться в любой стране. Мы – дети божественных возможностей, непостижимых для нашего разума. Мы также дети комбинации непознаваемых для нас законов природы, граждан вселенной. И, в то же время, представители наших обществ, наших культур.

Главное не то, где и как молишься, главное – как любишь.

Человечество становится лучше, когда становится лучше каждый из нас, становится высок духом, становится последователем религии культуры.

Всем нам нужны компромиссы, приводящие к совместной победе.

Эта совместная победа обязательно придет к нам – когда очистится душа. Цветет только чистая душа. Истинной является развивающаяся ценность, которая становится ценностью не только для тебя и твоего общества, но для всех.

Высшая культура и высокая нравственность – синонимы.

Во времена самым трагическим для нашего общества, нашим покровителем, постоянно стоящим рядом с нами, является наша культура. Поэтому никогда нельзя забывать, из какой культуры мы идем, какой культуре принадлежим.

Наши культуры не созданы внеземными силами, их создали мы, поэтому мы же должны восстановить ее код взаимоотношений друг с другом и то пространство, которое нерасторжимо от мирового пространства культуры.

Все развивается, развивается так же культура. Но объединение культур я не могу представить. Тогда различные культуры лишатся самобытности, неповторимости, многообразия; потеряют множество опор и будут опираться лишь на одну опору, упростятся; потеряют очарование, обесцветятся.

На отстоящих друг от друга сваях обогащающих друг друга своей духовностью культур мы должны построить новое здание света. Это будет величайшее мировое здание, общее здание, в котором наши взаимоотношения будут направляться лишь нашей культурой. Дом, стоящий только на объеденной одной свае, не будет величайшим, не святым и не мирным. Под его кровлю не все смогут найти место.

Наше спасение друг в друге. Спасение любого общества, в то же время, и в других обществах.

Все мы ищем формулу выхода из сегодняшнего кризиса. Элементы этой формулы рассеяны во всех обществах, зарождены во всех людях.

Поэтому найти элементы, рассеянные в этом мире, объединить их в одну формулу – задача, дело для каждого из нас.

Поэтому мы никогда не сможем стать счастливыми порознь. Этого должны добиться вместе.

Мы должны молиться друг на друга.

Вспоминается одна удивительная молитва хасидов: "Господи, помоги мне, моей семье, помоги моей стране, но если не поможешь нам, Господи, тогда хотя бы спаси других, семью других, его страну".

Эта молитва, фактически, пригласительная открытка в оазис.

«Любое межнациональное общение должно начаться с культуры. В противном случае средством межнационального общения станет война».

Это уже слова Даура Зантариа, написанные им за год до смерти.

Мою статью я начал и заканчиваю его словами и я тоже, вместе с ним, приглашаю всех в оазис!

Добро пожаловать!

Гурам Одишария
Из книги «Письма лучшему человечеству»
01-06-06
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого