ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ ЕЩЕ ПОЗДНЕЕ
Доклад Ашота Блеяна
директора образовательного комплекса «Мхитар Себастаци»
"Роль общеобразовательной системы в контексте преодоления армяно-азербайджанского противостояния"
в рамках проекта
Шаг к диалогу: Азербайджан-Армения-Турция 2
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
при поддержке Британского посольства в Армении
директора образовательного комплекса «Мхитар Себастаци»
"Роль общеобразовательной системы в контексте преодоления армяно-азербайджанского противостояния"
в рамках проекта
Шаг к диалогу: Азербайджан-Армения-Турция 2
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
при поддержке Британского посольства в Армении
Разве не настало еще время, для того, чтобы мы приблизились друг к другу – узнали, простили, полюбили?
(Ованес Туманян, Во тьме заблуждения, 1909)
Карабахское движение началось в 1988 году, 18 февраля – примем это за точку отсчета.
Нам, участникам неожиданных и многолюдных февральских митингов 1988 года, казалось, что вот так, “на скорую руку”, всего за несколько дней будут удовлетворены наши справедливые требования, и каждый вернется к своим делам: знаменитые три Ашота (Манучарян, Блеян и Дабагян) вернутся к любимой работе – авторской педагогике, осуществляемой в ереванской школе N 183.
Увы, всего за несколько дней мирное движение переросло в армяно-азербайджанский конфликт, и затем - в войну. Моя дочь Лилит, выпускница нашей школы, которой в 1988 году было всего 10 лет, сегодня уже как специалист вовлечена в процессы урегулирования конфликта. Если и дальше так будет, то моя внучка Араксик, которая учится в первом классе нашего образовательного комплекса, тоже будет жить и работать в условиях конфликта, “замороженного” соглашением о прекращении огня от 12 мая 1994 года … Кажется, что конфликт специально заморожен для того, чтобы каждое поколение смогло получить свою долю в нем…
Каково сегодня положение на 200-километровой линии прекращения огня, разделяющей два соседних народа, нас и азербайджанцев: что нам известно об этом? На линии соприкосновения нет международных миротворческих сил, и инспектируется она только специальным послом ОБСЕ Анджеем Каспшиком и его пятью полевыми помощниками. И это в том случае, когда в Косово, в центре Европы, режим прекращения огня обеспечивается европейским военным контингентом численностью в несколько тысяч.
С другой стороны, вокруг документа в несколько страниц, названного «Основные принципы», который как предполагается, будет подписан президентами Армении и Азербайджана, вот уже 14 лет, с момента заключения соглашения о прекращении огня, сторонами делаются попытки прийти к согласию «общемирового» значения… А во время инцидентов на линии фронта только в этом году погибло 30 военнослужащих.
Громовое ура – совместному проекту «Дни Азербайджана», инициированному Кавказским Центром Миротворческих Инициатив и Школой правозащитника образовательного комплекса Мхитар Себастаци… – за то, что на двадцатом году конфликта ставится задача понять роль одной из самых содержательных форм общественной деятельности – образования, и в частности общеобразовательной системы, в процессе преодоления этого противостояния.
Признаюсь, что я, человек, для которого последствия и процесс урегулирования этого конфликта стали личной жизнью, и деятель, делом жизни которого стало преодоление конфликта, - был не только ошарашен, но и растревожен этой простой темой. И хорошо, что не запоздало предложение моих коллег, Ашота Тиграняна, Ашота Абгаряна, Арсена Галстяна, Лусине Алексанян и других приступить к реализации образовательно-информационной и творческо-исследовательской программы «Мосты образования» для учащихся 7-12 классов. Целью этой программы является создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между юношами, девушками, а также с их помощью, учителями и родителями, пяти стран - Армении, Азербайджана, Грузии, Турции, Ирана. В этом случае, в качестве утешения, можно сказать: лучше поздно, чем еще позднее.
Так давайте же, уважаемые коллеги и учащиеся, начнем осознавать роль образования в преодолении конфликта между двумя нашими обществами, а это значит: нам нужно олицетворить и перенести на индивидуальный уровень все потери и достижения этих дней и их дальнейшего развития; а это значит: нам нужно заменить наше инертное и безответственное состояние деятельным и ответственным участием каждого из нас. Осознаю, что не исчерпаем эту тему на одном дыхании, одной программой и одним этапом (в течение 4 или 7 дней). Сегодня начинаем работать вместе. Предполагаю, конечно, что наблюдения, выявленные в рамках этой программы и касающиеся армянской действительности, могут быть проецированы также и на действительность соседней с нами страны. Если это не так, договоримся, что речь идет только и только об армянской действительности.
Может ли влияние образования быть сильнее влияния … улицы?
Косые взгляды, противоборства, разжигаемые во имя племенных интересов, враждебные песни, подозрительные нашептывания в течение долгих лет накапливаются в душах людей, в душе народа, чтобы взорваться в злоcчастный день, вызывая удивление наивных: как это случилось и почему?” (О.Туманян)
В период распада советского государства и восстановления независимых государств, в переломный период для наших народов, советская система образования продемонстрировала свое полное банкротство: улица, своим нашептыванием оказалась сильнее, чем все государственные и общественные институты (в том числе и школа и система образования) вместе взятые. Почему? Это один из вопросов нашей темы.
Чем занята школа - со своими учителями, уроками, учебниками и программами, разнообразными мероприятиями - в период растянувшегося на двадцать лет конфликта? Замечаете ли вы, что руководители (представители) европейских стран или структур, посещающие Армению или Азербайджан в течение последних 2-3 лет, как правило, завершают свою посредническую миссию призывом к властям: настало время подготовить оба общества к взаимоприемлемым компромиссным решениям и соглашениям ... Руководство структур, представляющих систему образования, привыкшее руководствоваться и руководить согласно инструкциям, пребывает в ожидании… Чем занята сегодня общеобразовательная система в плане урегулирования конфликта, в условиях, когда запаздывает инструкция государственной власти? Согласитесь, что это - предмет специального изучения.
Меня радует, например, что в сегодняшней армянской школе, в предметных учебниках сферы общественных наук, уже не встречаются враждебные формулировки и выражения нетерпимости в отношении соседних народов. Это касается учебников и программ, а в реальной школьной жизни, при обсуждении вопросов нашей новейшей истории и проблем существующего армяно-азербайджанского противостояния, при выражении своей точки зрения – насколько поведение наших учителей можно считать правовым, конституционным, насколько при этом уважаются права и свободы человека? Ведь по нашей Конституции внешняя политика Республики Армения осуществляется согласно нормам международного права с целью установления дружественных, взаимовыгодных отношений со всеми странами, и запрещается использование прав и свобод учителя в целях разжигания национальной, расовой, религиозной ненависти, в целях пропаганды насилия и войны.
Учащиеся нашей Школы правозащитника в рамках этой программы пройдут трехдневный стартовый курс, активно и свободно будут выражать свои взгляды вокруг этих вопросов, в то время как, по данным последних исследований, более 50% граждан страны опасаются пользоваться правом выражения. Я уверен, что наши учащиеся и учителя, с помощью наших коллег из Азербайджана подвергнут беспристрастному анализу состояние свободы слова и права выражения в образовательном комплексе: меня интересует, насколько руководимый мною образовательный комплекс является открытым гражданским обществом, насколько обеспечено право учащегося и учителя на выражение, независимо от предмета обсуждения.
«Нас не знают наши соседи, но неужели мы знаем их больше?» (O.Туманян)
На этом этапе разработки нашей совместной работы мне видятся полезными и достижимыми некоторые методологические постулаты, которые, несмотря на все мои мыслительные усилия, в итоге превратились в плагиат от Ованеса Туманяна. Вот, пожалуйста: «Конечно существуют и реальные причины разногласий, но когда ближе знакомитесь с событиями и смотрите вглубь обстоятельств, воочию убеждаетесь, что главная причина в заблуждении, в незнании и непонимании друг друга». Уверен, что начатый нашими учителями исследовательский проект «Образовательные мосты» станет важным стимулом для взаимоузнавания и взаимопонимания.
Мы, представители двух народов (директор, учитель или ученик) должны безоговорочно уважать друг друга. А то при встрече с западноевропейцем мы сияем доброжелательством, а встретив соседа, азербайджанца, турка или грузина, принимаем обиженную, требовательную, обвинительную позу… Безоговорочное уважение друг к другу!
Давайте интересоваться друг другом, извиняюсь, навязывать, преподносить себя и помогать узнать друг друга во всех сферах и на всех уровнях.
Уважать и проявлять интерес, для того, чтобы узнать друг друга, - и нет сомнений, что тем самым возрастет уважение и повысится интерес. Уверен, что кратковременная совместная жизнь с нашими азербайджанскими коллегами в Зимнем лагере образовательного комплекса выявит этот эффект бумеранга.
С искренним и открытым сердцем приблизимся к соседним народам, всем, и конечно к нашим соседям азербайджанцам. «И если приблизимся так хотя бы к их простому человеку, мы найдем в нем больше достойного уважения и любви, чем если с предвзятостью подойдем к их великим людям». (О. Туманян)
Наш исторический груз, сопровождающая историю наших народов «разборка», лишают нас возможности жить нашей жизнью современника и заниматься проблемами сегодняшнего человека и общества, происходит подобное тому, как малолетка, пенсионер или домохозяйка вовлекаются в сериал, для того, чтобы иметь непосредственную эмоциональную причастность к добру и злу, как к происходящему с ними самими и с их участием. Стряхнем наш исторический груз, как путник стряхивает пыль с ботинок. Люди, живущие сегодня, давайте проживем свою индивидуальную жизнь, решим реальные проблемы!
Вместо послесловия
Осенью 1992 года, ровно 15 лет назад, после незабываемого визита в Баку я опубликовал большую статью «Отрицая войну, не установишь мира», в газете «Азг» от 19 ноября 1992 года. Позвольте привести отрывок из этой статьи: «Можно организовать непосредственный обмен информацией, иметь полноценные информационные агентства. Давайте забудем определения «разбойник», «враг», «варвар», давайте не будем разжигать и распространять заблуждения, не будем радоваться погибшим «врагам», а станем сопереживать и сочувствовать друг другу, и полнокровно представим внутреннюю жизнь наших республик: черной, белой, красной…- всеми красками.
Пусть между школьниками и студентами обеих республик состоится первый телемарафон. Что они думают друг о друге, как можно перейти от конфликта к сотрудничеству? Почему нельзя готовить публикации для газет или журналов соседней страны, или предоставить наш эфир соседям? Почему наши граждане не могут помещать статьи и письма в газетах соседней страны? Школьники и учителя обеих республик должны начать посылать друг другу письма и открытки, должны готовится к взаимным визитам первые группы детей …».
Всем сердцем приветствую деятельность «Кавказского Центра Миротворческих Инициатив», руководимого моим давним другом Георгием Ваняном, программу школы правозащитника, проект «Дни стран-соседей в образовательном комплексе»… Аплодирую всем участникам «Дней Азербайджана». Мы должны вместе принять общее решение: во что бы то ни стало - сохранить мир, жить в согласии и создать братскую связь между нашими народами.
Ашот Блеян
17-12-07
Ереван
(Ованес Туманян, Во тьме заблуждения, 1909)
Карабахское движение началось в 1988 году, 18 февраля – примем это за точку отсчета.
Нам, участникам неожиданных и многолюдных февральских митингов 1988 года, казалось, что вот так, “на скорую руку”, всего за несколько дней будут удовлетворены наши справедливые требования, и каждый вернется к своим делам: знаменитые три Ашота (Манучарян, Блеян и Дабагян) вернутся к любимой работе – авторской педагогике, осуществляемой в ереванской школе N 183.
Увы, всего за несколько дней мирное движение переросло в армяно-азербайджанский конфликт, и затем - в войну. Моя дочь Лилит, выпускница нашей школы, которой в 1988 году было всего 10 лет, сегодня уже как специалист вовлечена в процессы урегулирования конфликта. Если и дальше так будет, то моя внучка Араксик, которая учится в первом классе нашего образовательного комплекса, тоже будет жить и работать в условиях конфликта, “замороженного” соглашением о прекращении огня от 12 мая 1994 года … Кажется, что конфликт специально заморожен для того, чтобы каждое поколение смогло получить свою долю в нем…
Каково сегодня положение на 200-километровой линии прекращения огня, разделяющей два соседних народа, нас и азербайджанцев: что нам известно об этом? На линии соприкосновения нет международных миротворческих сил, и инспектируется она только специальным послом ОБСЕ Анджеем Каспшиком и его пятью полевыми помощниками. И это в том случае, когда в Косово, в центре Европы, режим прекращения огня обеспечивается европейским военным контингентом численностью в несколько тысяч.
С другой стороны, вокруг документа в несколько страниц, названного «Основные принципы», который как предполагается, будет подписан президентами Армении и Азербайджана, вот уже 14 лет, с момента заключения соглашения о прекращении огня, сторонами делаются попытки прийти к согласию «общемирового» значения… А во время инцидентов на линии фронта только в этом году погибло 30 военнослужащих.
Громовое ура – совместному проекту «Дни Азербайджана», инициированному Кавказским Центром Миротворческих Инициатив и Школой правозащитника образовательного комплекса Мхитар Себастаци… – за то, что на двадцатом году конфликта ставится задача понять роль одной из самых содержательных форм общественной деятельности – образования, и в частности общеобразовательной системы, в процессе преодоления этого противостояния.
Признаюсь, что я, человек, для которого последствия и процесс урегулирования этого конфликта стали личной жизнью, и деятель, делом жизни которого стало преодоление конфликта, - был не только ошарашен, но и растревожен этой простой темой. И хорошо, что не запоздало предложение моих коллег, Ашота Тиграняна, Ашота Абгаряна, Арсена Галстяна, Лусине Алексанян и других приступить к реализации образовательно-информационной и творческо-исследовательской программы «Мосты образования» для учащихся 7-12 классов. Целью этой программы является создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между юношами, девушками, а также с их помощью, учителями и родителями, пяти стран - Армении, Азербайджана, Грузии, Турции, Ирана. В этом случае, в качестве утешения, можно сказать: лучше поздно, чем еще позднее.
Так давайте же, уважаемые коллеги и учащиеся, начнем осознавать роль образования в преодолении конфликта между двумя нашими обществами, а это значит: нам нужно олицетворить и перенести на индивидуальный уровень все потери и достижения этих дней и их дальнейшего развития; а это значит: нам нужно заменить наше инертное и безответственное состояние деятельным и ответственным участием каждого из нас. Осознаю, что не исчерпаем эту тему на одном дыхании, одной программой и одним этапом (в течение 4 или 7 дней). Сегодня начинаем работать вместе. Предполагаю, конечно, что наблюдения, выявленные в рамках этой программы и касающиеся армянской действительности, могут быть проецированы также и на действительность соседней с нами страны. Если это не так, договоримся, что речь идет только и только об армянской действительности.
Может ли влияние образования быть сильнее влияния … улицы?
Косые взгляды, противоборства, разжигаемые во имя племенных интересов, враждебные песни, подозрительные нашептывания в течение долгих лет накапливаются в душах людей, в душе народа, чтобы взорваться в злоcчастный день, вызывая удивление наивных: как это случилось и почему?” (О.Туманян)
В период распада советского государства и восстановления независимых государств, в переломный период для наших народов, советская система образования продемонстрировала свое полное банкротство: улица, своим нашептыванием оказалась сильнее, чем все государственные и общественные институты (в том числе и школа и система образования) вместе взятые. Почему? Это один из вопросов нашей темы.
Чем занята школа - со своими учителями, уроками, учебниками и программами, разнообразными мероприятиями - в период растянувшегося на двадцать лет конфликта? Замечаете ли вы, что руководители (представители) европейских стран или структур, посещающие Армению или Азербайджан в течение последних 2-3 лет, как правило, завершают свою посредническую миссию призывом к властям: настало время подготовить оба общества к взаимоприемлемым компромиссным решениям и соглашениям ... Руководство структур, представляющих систему образования, привыкшее руководствоваться и руководить согласно инструкциям, пребывает в ожидании… Чем занята сегодня общеобразовательная система в плане урегулирования конфликта, в условиях, когда запаздывает инструкция государственной власти? Согласитесь, что это - предмет специального изучения.
Меня радует, например, что в сегодняшней армянской школе, в предметных учебниках сферы общественных наук, уже не встречаются враждебные формулировки и выражения нетерпимости в отношении соседних народов. Это касается учебников и программ, а в реальной школьной жизни, при обсуждении вопросов нашей новейшей истории и проблем существующего армяно-азербайджанского противостояния, при выражении своей точки зрения – насколько поведение наших учителей можно считать правовым, конституционным, насколько при этом уважаются права и свободы человека? Ведь по нашей Конституции внешняя политика Республики Армения осуществляется согласно нормам международного права с целью установления дружественных, взаимовыгодных отношений со всеми странами, и запрещается использование прав и свобод учителя в целях разжигания национальной, расовой, религиозной ненависти, в целях пропаганды насилия и войны.
Учащиеся нашей Школы правозащитника в рамках этой программы пройдут трехдневный стартовый курс, активно и свободно будут выражать свои взгляды вокруг этих вопросов, в то время как, по данным последних исследований, более 50% граждан страны опасаются пользоваться правом выражения. Я уверен, что наши учащиеся и учителя, с помощью наших коллег из Азербайджана подвергнут беспристрастному анализу состояние свободы слова и права выражения в образовательном комплексе: меня интересует, насколько руководимый мною образовательный комплекс является открытым гражданским обществом, насколько обеспечено право учащегося и учителя на выражение, независимо от предмета обсуждения.
«Нас не знают наши соседи, но неужели мы знаем их больше?» (O.Туманян)
На этом этапе разработки нашей совместной работы мне видятся полезными и достижимыми некоторые методологические постулаты, которые, несмотря на все мои мыслительные усилия, в итоге превратились в плагиат от Ованеса Туманяна. Вот, пожалуйста: «Конечно существуют и реальные причины разногласий, но когда ближе знакомитесь с событиями и смотрите вглубь обстоятельств, воочию убеждаетесь, что главная причина в заблуждении, в незнании и непонимании друг друга». Уверен, что начатый нашими учителями исследовательский проект «Образовательные мосты» станет важным стимулом для взаимоузнавания и взаимопонимания.
Мы, представители двух народов (директор, учитель или ученик) должны безоговорочно уважать друг друга. А то при встрече с западноевропейцем мы сияем доброжелательством, а встретив соседа, азербайджанца, турка или грузина, принимаем обиженную, требовательную, обвинительную позу… Безоговорочное уважение друг к другу!
Давайте интересоваться друг другом, извиняюсь, навязывать, преподносить себя и помогать узнать друг друга во всех сферах и на всех уровнях.
Уважать и проявлять интерес, для того, чтобы узнать друг друга, - и нет сомнений, что тем самым возрастет уважение и повысится интерес. Уверен, что кратковременная совместная жизнь с нашими азербайджанскими коллегами в Зимнем лагере образовательного комплекса выявит этот эффект бумеранга.
С искренним и открытым сердцем приблизимся к соседним народам, всем, и конечно к нашим соседям азербайджанцам. «И если приблизимся так хотя бы к их простому человеку, мы найдем в нем больше достойного уважения и любви, чем если с предвзятостью подойдем к их великим людям». (О. Туманян)
Наш исторический груз, сопровождающая историю наших народов «разборка», лишают нас возможности жить нашей жизнью современника и заниматься проблемами сегодняшнего человека и общества, происходит подобное тому, как малолетка, пенсионер или домохозяйка вовлекаются в сериал, для того, чтобы иметь непосредственную эмоциональную причастность к добру и злу, как к происходящему с ними самими и с их участием. Стряхнем наш исторический груз, как путник стряхивает пыль с ботинок. Люди, живущие сегодня, давайте проживем свою индивидуальную жизнь, решим реальные проблемы!
Вместо послесловия
Осенью 1992 года, ровно 15 лет назад, после незабываемого визита в Баку я опубликовал большую статью «Отрицая войну, не установишь мира», в газете «Азг» от 19 ноября 1992 года. Позвольте привести отрывок из этой статьи: «Можно организовать непосредственный обмен информацией, иметь полноценные информационные агентства. Давайте забудем определения «разбойник», «враг», «варвар», давайте не будем разжигать и распространять заблуждения, не будем радоваться погибшим «врагам», а станем сопереживать и сочувствовать друг другу, и полнокровно представим внутреннюю жизнь наших республик: черной, белой, красной…- всеми красками.
Пусть между школьниками и студентами обеих республик состоится первый телемарафон. Что они думают друг о друге, как можно перейти от конфликта к сотрудничеству? Почему нельзя готовить публикации для газет или журналов соседней страны, или предоставить наш эфир соседям? Почему наши граждане не могут помещать статьи и письма в газетах соседней страны? Школьники и учителя обеих республик должны начать посылать друг другу письма и открытки, должны готовится к взаимным визитам первые группы детей …».
Всем сердцем приветствую деятельность «Кавказского Центра Миротворческих Инициатив», руководимого моим давним другом Георгием Ваняном, программу школы правозащитника, проект «Дни стран-соседей в образовательном комплексе»… Аплодирую всем участникам «Дней Азербайджана». Мы должны вместе принять общее решение: во что бы то ни стало - сохранить мир, жить в согласии и создать братскую связь между нашими народами.
Ашот Блеян
17-12-07
Ереван