О СУТИ НАШЕГО КОНФЛИКТА
Я прежде всего себя виню за то, что между мной и частью читателей и комментаторов моих текстов нет желаемого мной взаимопонимания. Некоторые армянские читатели подозревают, что моей целью является обелить азербайджанцев, для чего я хитроумно ставлю их, виноватых, на одну доску с безвинными армянами (то ли поднимаю их на уровень армян, то ли опускаю армян до уровня азербайджанцев, так до сих пор и не понял вектор их подозрений). Другие же считают, что я как-то очень коварно клевещу на своих соседей, да так умело, что очень трудно вывести меня на чистую воду, видимо, для разоблачения моего коварства требуются армяне такого же калибра коварства и хитрости, что и ваш покорный слуга. Азербайджанские читатели, за редкими исключениями, убеждены в том, что во мне нет ни грамма патриотизма и национального духа. Это вытекает из того прискорбного факта, что я честно, без утайки признаюсь в отсутствии у меня «неприязни к потерпевшему». Когда складывается такая ситуация непонимания, справедливее всего винить того, кто пытается что-то объяснить, а не того, кто понимает отличным от желаемого образом. Значит, плохо объясняю.
Прежде всего хочу сообщить, что я довольно хорошо знал систему государственного управления в СССР, писаные законы и неписаные правила функционирования государственной машины. И когда вижу, что кто-то высказывается о событиях того (моего!) времени без учета реальных факторов, то начинаю подозревать, что мой собеседник или не совсем адекватно представляет себе координатную систему бытия предмета обсуждения, или намеренно лжет. По моему убеждению, многие, если не все, беды людей и народов (в том числе и прежде всего моего народа) проистекают из этого неадекватного понимания действительности. Поэтому я вынужден упрощать свое повествование и вкраплять примеры из жизни.
Дабы подсластить горькую пилюлю (утверждение о неадекватности), могу добавить, что этот недостаток присущ не только рядовым гражданам, но и многим высокопоставленным государственным деятелям.
Но оставим последних на милость суда истории. Мои заботы направлены на поиск взаимопонимания с рядовыми гражданами, которые не имеют прямого материального интереса в пролонгации конфликта, более того, они несут непосредственные и ощутимые потери от него. На них я рассчитываю при изложении своих мыслей по поводу того тупика, в котором оказались два южнокавказских народа, и предложений по поводу согласования путей отхода и выхода из тупика. Но чтобы согласиться на поиск выхода из тупика, прежде всего надо понять и согласиться, что мы в тупике. Именно этого не видят и не понимают многие азербайджанцы и армяне. Они считают, что у нас (у них) все в порядке. Что жизнь такая только и может быть.
В связи с этим мне вспоминается одна горькая история. В начале 1980-х годов ваш покорный слуга был призван на военные сборы ВДВ по программе подготовки диверсантов, в Кировакане, в горном лагере Памбак. Собрали там около 200 резервистов со всего Союза, некоторые до того вместе проходили воздушно-десантную подготовку в Литве и во Пскове. Кавказцев было человек 30 – все народы и народности были представлены. Большинство сборов было славянское. Так вот, нам на стол выставляли еду, которую, как мы, кавказцы, полагали, ни один уважающий себя человек есть не станет. На наши вежливые и не совсем вежливые замечания командир сборов подполковник Медников по кличке «Окурок» (он был очень маленького росточка) бодро отвечал, что «не бузите, большинство претензий не имеет». На третий день подобного хамского отношения командования кавказцы провели совещание и решили организовать протестную акцию. Для эффективности надо было поднять весь личный состав, и мы начали агитацию. И что же мы услышали от этого большинства: «А что, дома лучше кормят?» Я был поражен и тем, что, как оказалось, уровень жизни большинства был ужасающе низок, и тем, что они просто не осознавали унизительность подобного положения и необходимость защиты своих прав и достоинства. После этого случая фраза «А что, дома лучше кормят?» для меня на всю жизнь стало обозначением непонимания человеком унизительности своего положения.
Раз уж начал, закончу тему горного лагеря. Через неделю на стол положили кашу, обильно начиненную крысиным пометом. Большинство наконец-то созрело, и без бузотеров-кавказцев все «партизаны» выстроились на плацу, пригласили командира и так его пропесочили, что начпрод немедленно получил трое суток гауптвахты, на военный склад в город немедленно была отправлена машина и привезено качественное продовольствие. Для верности правде сообщу, что порядок продолжался не более недели, постепенно бардак восстановился, и качество пищи вернулось к среднесоюзному армейскому показателю.
Почему я это вспоминаю? Мне кажется, что большинство армянского и азербайджанского народов просто не знает и не верит, что может быть жизнь лучше той, которой мы живем. В этом нет ничего предосудительного, как и в том, что большинство наших тех кировоканских резервистов не знало о существовании в мире иной, вкусной и здоровой пищи. Просто наша судьба сложилась так несчастливо. Мы постоянно жили в тоталитарных империях, под гнетом иноземных правителей и их местных сатрапов, не знали в полном объеме права человека и свободы гражданина. Поэтому тем из нас, которые призывают пойти иной дорогой, выбрать себе лучшую долю, протестовать и бороться против нашего унизительного прозябания под гнетом собственных «национально-ориентированных» коррумпированных и бездарных элит, большинство отвечает стандартно: «А что, дома лучше кормят?»
Должны кормить, дамы и господа! Я не считаю, что наши народы генетически ущербны и заслуживают ту жизнь, на которую нас обрекает наша «элита». Я думаю, что это вовсе не элита, напротив, на верхнем этаже наших обществ собрались особи, отобранные по принципу отрицательных качеств. Я не по элите сужу о наших народах, я сужу по конкретным, лично мне знакомым людям и считаю, что наши народы заслуживают лучшей элиты и доли. Я думаю, что до ума и сердца гражданина можно достучаться, если не с первого раза, то с десятого - обязательно! Самое главное – побудить его начать думать, слышать, сравнивать и анализировать. И тогда возникнет простой вопрос: «Почему мне жить в любимой Родине не комфортно? Почему в моей Родине царит разруха?» И когда возникнет вопрос, тут же должен прозвучать ответ: «Разруха сначала возникает в голове». А раз так, с головы и начнем. Вернее, с координатной системы, в которой следует рассматривать преступления времени развала СССР.
Главная системная ошибка при оценке событий начала конфликта – стороны постоянно забывают, что СССР был тоталитарным государством. Подозреваю, что смысл слова тоталитарный каким-то образом ускользает от внимания нынешних мыслителей. Тотал – это «все»! Поняли? «Все»! Включая желание армян присоединить к себе Карабах, изгнать и убить азербайджанцев. Включая желание азербайджанцев защитить Карабах, изгнать и убить армян. Почему «изгнать и убить»? Да потому что в демократических странах есть закон и суд, который все граждане чтят. В суде стороны с различной позицией гласно состязаются, затем суд выносит решение на основе справедливого закона. И все принимают решение суда, потому что общество верит суду и уважает его законное решение. В тоталитарном государстве никто не считается с законом и не уважает суд, потому что знают: приказ начальника сильнее закона. Для того, чтобы добиться своего, нужно подкупить начальника. Кто подкупил начальника, может с высокого балкона или с вершины горы плевать на закон. А если начальник берет взятку, но не сразу выполняет обещание, то можно самому заняться судом Линча, изгонять и убивать, будучи уверенным, что на это коррумпированный начальник посмотрит очень даже терпимо.
Если бы тоталитарная власть не захотела запустить проект «Карабахский конфликт», ничего бы не было. Не было бы Карабахского конфликта! Оставался бы он в прежнем латентном состоянии столько лет, сколько нашли бы необходимым спонсоры армянской мечты. И здесь «желание армян» или «желание азербайджанцев» играет абсолютно второстепенную роль. Например, желание миацума у армян было всегда в советское время, но оно так и оставалось сладким, свербящим, но сугубо интимным желанием. Хотеть не вредно. Когда, например, это желание воспламенялось и становилось невмоготу, или же, по оценкам национальных стратегов, обстоятельства благоволили, армяне писали письма в Центр и начинали просить разрешения хотеть еще сильнее, вплоть до предпринятия каких-то конкретных шагов. Центр всегда, до наступления правления Горбачева, запрещал армянам хотеть открыто и сильно. Армяне все понимали без дальнейших объяснений и переключались обратно в режим тайного желания. Не буду говорить иносказательно: когда армянское руководство подняло вопрос миацума Нагорного Карабаха перед Хрущевым, тот в гневе обещал выделить две тысячи грузовиков для переселения армян из Карабаха в Армению. Вопрос сразу замяли. Но письма слать не перестали, потому что желание было очень сильное. Центр постоянно отказывал, потому что понимал: передел внутригосударственных границ вопреки желанию субъектов федерации открывает прямой путь к развалу страны. Только тогда, когда к руководству страны пришел то ли умный агент, то ли круглый дурак, Центр дал добро армянам на начало процесса реализации тайных желаний. Чем это обернулось, думаю, объяснять не надо: СССР просто развалился. «Лодка утонула», как честно признался Путин американскому тележурналисту.
Читаю одного армянского политолога, политика и лидера партии в одном лице. Как это принято у всех национально ориентированных армян, безмерно болеет за процветание, единство и безопасность России. Очень близко к сердцу принимает проблемы России. Причина понятна: безопасность и снабжение форпоста сильно зависит от благополучия метрополии. Он анализирует текущую ситуацию и обнаруживает коварные планы Запада по развалу России. Запад начал реализацию плана развала России путем поддержки сепаратистских движений. Караул! Матушку-Россию разваливают! Ни слова о том, что повторяется успешная «карабахская модель» по развалу СССР, просто на этот раз опыт проводится непосредственно над телом РФ.
И погромы в Гугарке и Масисе, Сумгаите и Баку, и депортации азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана, и вооружение сторон конфликта армейским оружием, и безнаказанность преступников, и поощрение эскалации насилия – все это было результатом сознательной политики Центра, московских партийных, силовых и разведывательных структур.
В сказанном мной есть что-то унижающее или оскорбляющее национальное достоинство армянского народа? Есть повод обвинить меня в армянофобии, хотя бы в скрытной? Есть обвинение в адрес азербайджанского народа, унижение его? Если нет, тогда в координатной системе для логического мышления появляется константа: Центр как спусковой механизм конфликта. Не позволял, запрещал Центр миацум – не было конфликта, будущие горлопаны-ораторы массовых митингов тихо-мирно писали стихи или диссертации, играли в пинг-понг и пили чай и кофе. Центр разрешил и дал отмашку – и сразу осмелевшие патриоты ринулись баламутить массы и произносить патриотические речи, которые нынче, с учетом опыта прожитых лет, кажутся верхом глупости или коварства.
Предлагаю согласовать вторую константу. Давайте согласимся и договоримся, что целый народ не может нести ответственность за недостойные деяния и преступления отдельного человека или группы людей. Это особенно справедливо в странах с отсутствующей демократией. Разве кто-то спросил народы, прежде чем раскрутить конфликт? Про многотысячные митинги лучше промолчать, ибо толпу раззуживают по вполне известным технологиям, не спрашивая согласия народа (один бывший директор крупного и богатого бакинского завода бахвалился перед мной уже в 2000-х годах: «Я держал три смены, две работали в цехах, третья находилась на Мейдане…»). Если мы согласимся принять эту вполне разумную позицию (ее просто невозможно логически оспорить), то сразу можно отбросить мнение и даже не допускать в круг дискуссантов тех особей, которые начинают с того, что «армяне сделали или делают то-то…» или «а вы, азербайджанцы, делали и делаете вот это…» Ну и что, что делали и делают конкретные армяне и конкретные азербайджанцы? Разве я, лично я, защищаю или оправдываю погромщиков, убийц, поджигателей войны, торговцев национальными интересами? Нет, я их ненавижу и презираю, я возмущаюсь тем, что эти мерзавцы свои преступления пытаются камуфлировать патриотическим блефом. Я последовательно выступаю за переговоры, за учет законных интересов сторон, за соблюдение законности. Я против ущемления прав армян, и столь же не приемлю попрание прав азербайджанцев. Почему же в таком случае кто-то меня должен обвинять в предвзятости и несправедливости? Только потому, что я азербайджанец или армянин? Меня это оскорбляет и заставляет относиться к этому человеку с сожалением и недоверием. Можно провести простенький тест на порядочность: достаточно попросить просто заявить, что осуждаешь насильника любой национальности, в том числе своей, и выражаешь солидарность с жертвами насилия любой национальности, включая соседей по несчастию. Если человек разделяет эту позицию, этого достаточно, с ним можно говорить дальше и обсуждать общие заботы. Он не может быть отнесен к погромщикам и насильникам, и никто не вправе накладывать на него ответственность за преступления, которые произошли вопреки его воле и убеждениям.
Перейдем к третьей константе. Чтоб разговор был вменяемым, а не бредом сивой кобылы, что, к сожалению, превалирует сейчас на обоюдном интернетно-газетно-книжном лае «представителей» двух сторон. Кроме сайта southcaucasus.com мою позицию по конфликту читают и обсуждают также на русской странице сайта Azadliq.org. Принципиально не извиняюсь за откровенно грубую оценку того, что сейчас читаю и слышу на дебатах и дискуссиях представителей наших народов. Достойными и умными назвать эти потоки взаимных обвинений и оскорблений трудно, ибо в мыслях извергающих их нет обговоренной и согласованной координатной системы и констант. Например, читаю о «русских и украинских летчиках, которые по приказу Муталлибова и Эльчибея бомбили Степанакерт, Мардакерт и Гадрут...» Это серьезно? Имели ли Муталлибов и Эльчибей полномочия приказывать русским и украинским летчикам? Которые были советскими до декабря 1991 года (подчинялись МО СССР), а затем российскими (подчинялись МО РФ). Нет, не имели. Но самолеты летали и бомбили. И это факт. Летали и бомбили не только населенные пункты с армянским населением, но и села и поселки с азербайджанским населением по всему большому Карабаху. В 1992 году известная правозащитница Арзу Абдуллаева попала под бомбовую атаку русской авиации в азербайджанском селе Юхары Яглывенд Физулинского района и чудом уцелела. Эта атака была произведена по приказу главы Азербайджана? Или по приказу главы Армении? Да кто их слушал, и кто с ними считался? Шла хорошо спланированная операция по стравливанию двух соседних народов. Вот и все. Другое дело, что по ходу операции ушлые военные доили обе стороны и брали деньги у армян за то, что будут бомбить азербайджанцев, и брали деньги у азербайджанцев за то, что будут бомбить армян. Ничего личного, всего лишь бизнес. И обе стороны платили по мере возможностей и были счастливы при виде несчастья другой стороны! Про операцию в Ходжалы как наказании непослушного азербайджанского президента и этапе его свержения политическими соперниками я уже писал. Но ответственность за это преступление возложили на всех армян! И эту благоглупость азербайджанские активисты виртуальных споров отстаивают уже 20 лет. Не конкретные Сержик и Робик, не конкретный русский вельможа, приказавший уничтожить целый поселок, а весь армянский народ! С кем и о чем можно говорить в таком случае?
Армяне не отстают, вернее, лидируют, вот уже третье десятилетие укоряют нас погромами в Сумгаите и Баку. Лично я, как азербайджанец, чувства собственной вины за погромы в Сумгаите и Баку не испытываю. А что испытываю? Пожалуйста, искренне признаюсь по полной программе:
1. Гнев и ненависть к разработчикам этого преступления в Москве, Ереване и Баку. Все знали, все готовили и ни за что не ответили! Просто свалили ответственность за подлую провокацию на весь несчастный и невежественный народ, который не имел никакой информации о готовящемся злодеянии и никаких ресурсов для противодействия.
2. Презрение к исполнителям.
3. Сочувствие и жалость к жертвам.
4. Возмущение слепотой общественного сознания народов, пострадавших и страдающих от провокации и преступления, но не понимающих сути событий даже по прошествии более чем 20 лет.
5. Горькое сожаление, что собственные медийные, организационные и финансовые ресурсы ограничены и не могу я достучаться до народа, объяснить ему, что дурят нас по черному, нельзя, негоже попадаться на одну и ту же подлую и примитивную уловку подряд и много раз.
Замечаете, среди перечисленных мной нет чувства личной вины за преступление, которое я не совершал. Если есть среди нас кто-то с непокидающим его чувством вечной вины за любые преступления во всем мире, я считаю это отклонением от нормы. Я не такой и не понимаю тех людей, которые понуждают меня взять на себя вину других людей только потому, что они говорят на одном со мной языке. Для информации, для меня родные три языка, и я не могу нести ответственность за три нации. Я не Иисус, я обычный смертный. Попытки возложить на весь народ ответственность за действия отдельных людей или группы людей равносильно попытке вознести этот народ на уровень Христа, взявшего на себя все грехи человечества. Я убежден, что ответственность является индивидуальным и персонифицированным понятием. Понятие коллективной ответственности присуще тоталитарным и архаичным обществам.
Теперь о том, можно ли ставить знак равенства между различными случаями преступлений, совершенных на одной и той же почве этно-территориального конфликта. Одна читательница из Армении очень вежливо не соглашается со мной, когда я ставлю знак равенства между зверствами, сотворенными азербайджанцами под руководством и с подачи русских спецслужб и такими же действиями, сделанными армянами под тем же чутким руководством. Думаю, что можно пообсуждать эту тему. Она неприятная и очень скользкая, одновременно деликатная и болезненная. Но от действительности не спрячешься, надо об этом говорить, чтобы не допустить повторения подобных событий.
Какая разница для жертвы, его убили, покалечили или изгнали из дома до перехода конфликта в горячую фазу, или уже в горячей фазе? Может ли человек в здравом уме сказать, что Мамеда и Ашота убили «неправильно», потому что тогда открытой войны между Арменией и Азербайджаном не было, а вот Кямиля и Мелкума убили «правильно», потому что уже началась война, а на войне убивают не только солдат, но и безоружных мирных граждан? Насколько соответствует человеческой логике, морали и закону высказывание типа «Сирануш зверски убита бандитами-азербайджанцами в Сумгаите во время подлого погрома, а вот Симузар благородно убили во время героической операции армянских фидаинов по освобождению Ходжалы»? Если вы сумеете убедительно обосновать законность уничтожения мирных людей в одном случае и незаконность того же в другом, готовьтесь стать основоположником(ницей) новой эры в юриспруденции и человеческой морали.
Как видите, есть много пробелов в позиции тех дам и господ, которые увлекаются огульным обвинением народов за дела, сотворенные конкретными людьми. Ваш покорный слуга всегда чтил логику и системность в процессе познания мира и отвергает попытки прохиндеев или невежд манипулировать собой путем апелляции к архаическим чувствам и инстинктам. Когда я вижу такие попытки, то сразу вспоминаю Гамлета (не Арутюняна и не Гасанова, а шекспировского): «Я не флейта, на мне играть нельзя».
Поэтому я стараюсь не ввязываться в обсуждение с теми, кто, по моему мнению, лишены способности мыслить логически и системно, кому глаза застят этническая ненависть и упоение собственной непогрешимостью или многострадальностью.
А те, кто надеется оскорбить меня эпитетами «отуреченный талыш», или «армянин», или «турок», стараются зря, я убежденный интернационалист, одинаково уважаю все народы мира, включая вышеперечисленные и не исключая ни один народ в мире.
Зардушт Ализаде
02-05-11
Прежде всего хочу сообщить, что я довольно хорошо знал систему государственного управления в СССР, писаные законы и неписаные правила функционирования государственной машины. И когда вижу, что кто-то высказывается о событиях того (моего!) времени без учета реальных факторов, то начинаю подозревать, что мой собеседник или не совсем адекватно представляет себе координатную систему бытия предмета обсуждения, или намеренно лжет. По моему убеждению, многие, если не все, беды людей и народов (в том числе и прежде всего моего народа) проистекают из этого неадекватного понимания действительности. Поэтому я вынужден упрощать свое повествование и вкраплять примеры из жизни.
Дабы подсластить горькую пилюлю (утверждение о неадекватности), могу добавить, что этот недостаток присущ не только рядовым гражданам, но и многим высокопоставленным государственным деятелям.
Но оставим последних на милость суда истории. Мои заботы направлены на поиск взаимопонимания с рядовыми гражданами, которые не имеют прямого материального интереса в пролонгации конфликта, более того, они несут непосредственные и ощутимые потери от него. На них я рассчитываю при изложении своих мыслей по поводу того тупика, в котором оказались два южнокавказских народа, и предложений по поводу согласования путей отхода и выхода из тупика. Но чтобы согласиться на поиск выхода из тупика, прежде всего надо понять и согласиться, что мы в тупике. Именно этого не видят и не понимают многие азербайджанцы и армяне. Они считают, что у нас (у них) все в порядке. Что жизнь такая только и может быть.
В связи с этим мне вспоминается одна горькая история. В начале 1980-х годов ваш покорный слуга был призван на военные сборы ВДВ по программе подготовки диверсантов, в Кировакане, в горном лагере Памбак. Собрали там около 200 резервистов со всего Союза, некоторые до того вместе проходили воздушно-десантную подготовку в Литве и во Пскове. Кавказцев было человек 30 – все народы и народности были представлены. Большинство сборов было славянское. Так вот, нам на стол выставляли еду, которую, как мы, кавказцы, полагали, ни один уважающий себя человек есть не станет. На наши вежливые и не совсем вежливые замечания командир сборов подполковник Медников по кличке «Окурок» (он был очень маленького росточка) бодро отвечал, что «не бузите, большинство претензий не имеет». На третий день подобного хамского отношения командования кавказцы провели совещание и решили организовать протестную акцию. Для эффективности надо было поднять весь личный состав, и мы начали агитацию. И что же мы услышали от этого большинства: «А что, дома лучше кормят?» Я был поражен и тем, что, как оказалось, уровень жизни большинства был ужасающе низок, и тем, что они просто не осознавали унизительность подобного положения и необходимость защиты своих прав и достоинства. После этого случая фраза «А что, дома лучше кормят?» для меня на всю жизнь стало обозначением непонимания человеком унизительности своего положения.
Раз уж начал, закончу тему горного лагеря. Через неделю на стол положили кашу, обильно начиненную крысиным пометом. Большинство наконец-то созрело, и без бузотеров-кавказцев все «партизаны» выстроились на плацу, пригласили командира и так его пропесочили, что начпрод немедленно получил трое суток гауптвахты, на военный склад в город немедленно была отправлена машина и привезено качественное продовольствие. Для верности правде сообщу, что порядок продолжался не более недели, постепенно бардак восстановился, и качество пищи вернулось к среднесоюзному армейскому показателю.
Почему я это вспоминаю? Мне кажется, что большинство армянского и азербайджанского народов просто не знает и не верит, что может быть жизнь лучше той, которой мы живем. В этом нет ничего предосудительного, как и в том, что большинство наших тех кировоканских резервистов не знало о существовании в мире иной, вкусной и здоровой пищи. Просто наша судьба сложилась так несчастливо. Мы постоянно жили в тоталитарных империях, под гнетом иноземных правителей и их местных сатрапов, не знали в полном объеме права человека и свободы гражданина. Поэтому тем из нас, которые призывают пойти иной дорогой, выбрать себе лучшую долю, протестовать и бороться против нашего унизительного прозябания под гнетом собственных «национально-ориентированных» коррумпированных и бездарных элит, большинство отвечает стандартно: «А что, дома лучше кормят?»
Должны кормить, дамы и господа! Я не считаю, что наши народы генетически ущербны и заслуживают ту жизнь, на которую нас обрекает наша «элита». Я думаю, что это вовсе не элита, напротив, на верхнем этаже наших обществ собрались особи, отобранные по принципу отрицательных качеств. Я не по элите сужу о наших народах, я сужу по конкретным, лично мне знакомым людям и считаю, что наши народы заслуживают лучшей элиты и доли. Я думаю, что до ума и сердца гражданина можно достучаться, если не с первого раза, то с десятого - обязательно! Самое главное – побудить его начать думать, слышать, сравнивать и анализировать. И тогда возникнет простой вопрос: «Почему мне жить в любимой Родине не комфортно? Почему в моей Родине царит разруха?» И когда возникнет вопрос, тут же должен прозвучать ответ: «Разруха сначала возникает в голове». А раз так, с головы и начнем. Вернее, с координатной системы, в которой следует рассматривать преступления времени развала СССР.
Главная системная ошибка при оценке событий начала конфликта – стороны постоянно забывают, что СССР был тоталитарным государством. Подозреваю, что смысл слова тоталитарный каким-то образом ускользает от внимания нынешних мыслителей. Тотал – это «все»! Поняли? «Все»! Включая желание армян присоединить к себе Карабах, изгнать и убить азербайджанцев. Включая желание азербайджанцев защитить Карабах, изгнать и убить армян. Почему «изгнать и убить»? Да потому что в демократических странах есть закон и суд, который все граждане чтят. В суде стороны с различной позицией гласно состязаются, затем суд выносит решение на основе справедливого закона. И все принимают решение суда, потому что общество верит суду и уважает его законное решение. В тоталитарном государстве никто не считается с законом и не уважает суд, потому что знают: приказ начальника сильнее закона. Для того, чтобы добиться своего, нужно подкупить начальника. Кто подкупил начальника, может с высокого балкона или с вершины горы плевать на закон. А если начальник берет взятку, но не сразу выполняет обещание, то можно самому заняться судом Линча, изгонять и убивать, будучи уверенным, что на это коррумпированный начальник посмотрит очень даже терпимо.
Если бы тоталитарная власть не захотела запустить проект «Карабахский конфликт», ничего бы не было. Не было бы Карабахского конфликта! Оставался бы он в прежнем латентном состоянии столько лет, сколько нашли бы необходимым спонсоры армянской мечты. И здесь «желание армян» или «желание азербайджанцев» играет абсолютно второстепенную роль. Например, желание миацума у армян было всегда в советское время, но оно так и оставалось сладким, свербящим, но сугубо интимным желанием. Хотеть не вредно. Когда, например, это желание воспламенялось и становилось невмоготу, или же, по оценкам национальных стратегов, обстоятельства благоволили, армяне писали письма в Центр и начинали просить разрешения хотеть еще сильнее, вплоть до предпринятия каких-то конкретных шагов. Центр всегда, до наступления правления Горбачева, запрещал армянам хотеть открыто и сильно. Армяне все понимали без дальнейших объяснений и переключались обратно в режим тайного желания. Не буду говорить иносказательно: когда армянское руководство подняло вопрос миацума Нагорного Карабаха перед Хрущевым, тот в гневе обещал выделить две тысячи грузовиков для переселения армян из Карабаха в Армению. Вопрос сразу замяли. Но письма слать не перестали, потому что желание было очень сильное. Центр постоянно отказывал, потому что понимал: передел внутригосударственных границ вопреки желанию субъектов федерации открывает прямой путь к развалу страны. Только тогда, когда к руководству страны пришел то ли умный агент, то ли круглый дурак, Центр дал добро армянам на начало процесса реализации тайных желаний. Чем это обернулось, думаю, объяснять не надо: СССР просто развалился. «Лодка утонула», как честно признался Путин американскому тележурналисту.
Читаю одного армянского политолога, политика и лидера партии в одном лице. Как это принято у всех национально ориентированных армян, безмерно болеет за процветание, единство и безопасность России. Очень близко к сердцу принимает проблемы России. Причина понятна: безопасность и снабжение форпоста сильно зависит от благополучия метрополии. Он анализирует текущую ситуацию и обнаруживает коварные планы Запада по развалу России. Запад начал реализацию плана развала России путем поддержки сепаратистских движений. Караул! Матушку-Россию разваливают! Ни слова о том, что повторяется успешная «карабахская модель» по развалу СССР, просто на этот раз опыт проводится непосредственно над телом РФ.
И погромы в Гугарке и Масисе, Сумгаите и Баку, и депортации азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана, и вооружение сторон конфликта армейским оружием, и безнаказанность преступников, и поощрение эскалации насилия – все это было результатом сознательной политики Центра, московских партийных, силовых и разведывательных структур.
В сказанном мной есть что-то унижающее или оскорбляющее национальное достоинство армянского народа? Есть повод обвинить меня в армянофобии, хотя бы в скрытной? Есть обвинение в адрес азербайджанского народа, унижение его? Если нет, тогда в координатной системе для логического мышления появляется константа: Центр как спусковой механизм конфликта. Не позволял, запрещал Центр миацум – не было конфликта, будущие горлопаны-ораторы массовых митингов тихо-мирно писали стихи или диссертации, играли в пинг-понг и пили чай и кофе. Центр разрешил и дал отмашку – и сразу осмелевшие патриоты ринулись баламутить массы и произносить патриотические речи, которые нынче, с учетом опыта прожитых лет, кажутся верхом глупости или коварства.
Предлагаю согласовать вторую константу. Давайте согласимся и договоримся, что целый народ не может нести ответственность за недостойные деяния и преступления отдельного человека или группы людей. Это особенно справедливо в странах с отсутствующей демократией. Разве кто-то спросил народы, прежде чем раскрутить конфликт? Про многотысячные митинги лучше промолчать, ибо толпу раззуживают по вполне известным технологиям, не спрашивая согласия народа (один бывший директор крупного и богатого бакинского завода бахвалился перед мной уже в 2000-х годах: «Я держал три смены, две работали в цехах, третья находилась на Мейдане…»). Если мы согласимся принять эту вполне разумную позицию (ее просто невозможно логически оспорить), то сразу можно отбросить мнение и даже не допускать в круг дискуссантов тех особей, которые начинают с того, что «армяне сделали или делают то-то…» или «а вы, азербайджанцы, делали и делаете вот это…» Ну и что, что делали и делают конкретные армяне и конкретные азербайджанцы? Разве я, лично я, защищаю или оправдываю погромщиков, убийц, поджигателей войны, торговцев национальными интересами? Нет, я их ненавижу и презираю, я возмущаюсь тем, что эти мерзавцы свои преступления пытаются камуфлировать патриотическим блефом. Я последовательно выступаю за переговоры, за учет законных интересов сторон, за соблюдение законности. Я против ущемления прав армян, и столь же не приемлю попрание прав азербайджанцев. Почему же в таком случае кто-то меня должен обвинять в предвзятости и несправедливости? Только потому, что я азербайджанец или армянин? Меня это оскорбляет и заставляет относиться к этому человеку с сожалением и недоверием. Можно провести простенький тест на порядочность: достаточно попросить просто заявить, что осуждаешь насильника любой национальности, в том числе своей, и выражаешь солидарность с жертвами насилия любой национальности, включая соседей по несчастию. Если человек разделяет эту позицию, этого достаточно, с ним можно говорить дальше и обсуждать общие заботы. Он не может быть отнесен к погромщикам и насильникам, и никто не вправе накладывать на него ответственность за преступления, которые произошли вопреки его воле и убеждениям.
Перейдем к третьей константе. Чтоб разговор был вменяемым, а не бредом сивой кобылы, что, к сожалению, превалирует сейчас на обоюдном интернетно-газетно-книжном лае «представителей» двух сторон. Кроме сайта southcaucasus.com мою позицию по конфликту читают и обсуждают также на русской странице сайта Azadliq.org. Принципиально не извиняюсь за откровенно грубую оценку того, что сейчас читаю и слышу на дебатах и дискуссиях представителей наших народов. Достойными и умными назвать эти потоки взаимных обвинений и оскорблений трудно, ибо в мыслях извергающих их нет обговоренной и согласованной координатной системы и констант. Например, читаю о «русских и украинских летчиках, которые по приказу Муталлибова и Эльчибея бомбили Степанакерт, Мардакерт и Гадрут...» Это серьезно? Имели ли Муталлибов и Эльчибей полномочия приказывать русским и украинским летчикам? Которые были советскими до декабря 1991 года (подчинялись МО СССР), а затем российскими (подчинялись МО РФ). Нет, не имели. Но самолеты летали и бомбили. И это факт. Летали и бомбили не только населенные пункты с армянским населением, но и села и поселки с азербайджанским населением по всему большому Карабаху. В 1992 году известная правозащитница Арзу Абдуллаева попала под бомбовую атаку русской авиации в азербайджанском селе Юхары Яглывенд Физулинского района и чудом уцелела. Эта атака была произведена по приказу главы Азербайджана? Или по приказу главы Армении? Да кто их слушал, и кто с ними считался? Шла хорошо спланированная операция по стравливанию двух соседних народов. Вот и все. Другое дело, что по ходу операции ушлые военные доили обе стороны и брали деньги у армян за то, что будут бомбить азербайджанцев, и брали деньги у азербайджанцев за то, что будут бомбить армян. Ничего личного, всего лишь бизнес. И обе стороны платили по мере возможностей и были счастливы при виде несчастья другой стороны! Про операцию в Ходжалы как наказании непослушного азербайджанского президента и этапе его свержения политическими соперниками я уже писал. Но ответственность за это преступление возложили на всех армян! И эту благоглупость азербайджанские активисты виртуальных споров отстаивают уже 20 лет. Не конкретные Сержик и Робик, не конкретный русский вельможа, приказавший уничтожить целый поселок, а весь армянский народ! С кем и о чем можно говорить в таком случае?
Армяне не отстают, вернее, лидируют, вот уже третье десятилетие укоряют нас погромами в Сумгаите и Баку. Лично я, как азербайджанец, чувства собственной вины за погромы в Сумгаите и Баку не испытываю. А что испытываю? Пожалуйста, искренне признаюсь по полной программе:
1. Гнев и ненависть к разработчикам этого преступления в Москве, Ереване и Баку. Все знали, все готовили и ни за что не ответили! Просто свалили ответственность за подлую провокацию на весь несчастный и невежественный народ, который не имел никакой информации о готовящемся злодеянии и никаких ресурсов для противодействия.
2. Презрение к исполнителям.
3. Сочувствие и жалость к жертвам.
4. Возмущение слепотой общественного сознания народов, пострадавших и страдающих от провокации и преступления, но не понимающих сути событий даже по прошествии более чем 20 лет.
5. Горькое сожаление, что собственные медийные, организационные и финансовые ресурсы ограничены и не могу я достучаться до народа, объяснить ему, что дурят нас по черному, нельзя, негоже попадаться на одну и ту же подлую и примитивную уловку подряд и много раз.
Замечаете, среди перечисленных мной нет чувства личной вины за преступление, которое я не совершал. Если есть среди нас кто-то с непокидающим его чувством вечной вины за любые преступления во всем мире, я считаю это отклонением от нормы. Я не такой и не понимаю тех людей, которые понуждают меня взять на себя вину других людей только потому, что они говорят на одном со мной языке. Для информации, для меня родные три языка, и я не могу нести ответственность за три нации. Я не Иисус, я обычный смертный. Попытки возложить на весь народ ответственность за действия отдельных людей или группы людей равносильно попытке вознести этот народ на уровень Христа, взявшего на себя все грехи человечества. Я убежден, что ответственность является индивидуальным и персонифицированным понятием. Понятие коллективной ответственности присуще тоталитарным и архаичным обществам.
Теперь о том, можно ли ставить знак равенства между различными случаями преступлений, совершенных на одной и той же почве этно-территориального конфликта. Одна читательница из Армении очень вежливо не соглашается со мной, когда я ставлю знак равенства между зверствами, сотворенными азербайджанцами под руководством и с подачи русских спецслужб и такими же действиями, сделанными армянами под тем же чутким руководством. Думаю, что можно пообсуждать эту тему. Она неприятная и очень скользкая, одновременно деликатная и болезненная. Но от действительности не спрячешься, надо об этом говорить, чтобы не допустить повторения подобных событий.
Какая разница для жертвы, его убили, покалечили или изгнали из дома до перехода конфликта в горячую фазу, или уже в горячей фазе? Может ли человек в здравом уме сказать, что Мамеда и Ашота убили «неправильно», потому что тогда открытой войны между Арменией и Азербайджаном не было, а вот Кямиля и Мелкума убили «правильно», потому что уже началась война, а на войне убивают не только солдат, но и безоружных мирных граждан? Насколько соответствует человеческой логике, морали и закону высказывание типа «Сирануш зверски убита бандитами-азербайджанцами в Сумгаите во время подлого погрома, а вот Симузар благородно убили во время героической операции армянских фидаинов по освобождению Ходжалы»? Если вы сумеете убедительно обосновать законность уничтожения мирных людей в одном случае и незаконность того же в другом, готовьтесь стать основоположником(ницей) новой эры в юриспруденции и человеческой морали.
Как видите, есть много пробелов в позиции тех дам и господ, которые увлекаются огульным обвинением народов за дела, сотворенные конкретными людьми. Ваш покорный слуга всегда чтил логику и системность в процессе познания мира и отвергает попытки прохиндеев или невежд манипулировать собой путем апелляции к архаическим чувствам и инстинктам. Когда я вижу такие попытки, то сразу вспоминаю Гамлета (не Арутюняна и не Гасанова, а шекспировского): «Я не флейта, на мне играть нельзя».
Поэтому я стараюсь не ввязываться в обсуждение с теми, кто, по моему мнению, лишены способности мыслить логически и системно, кому глаза застят этническая ненависть и упоение собственной непогрешимостью или многострадальностью.
А те, кто надеется оскорбить меня эпитетами «отуреченный талыш», или «армянин», или «турок», стараются зря, я убежденный интернационалист, одинаково уважаю все народы мира, включая вышеперечисленные и не исключая ни один народ в мире.
Зардушт Ализаде
02-05-11