Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Зардушт Ализаде

ТУПИК КАК ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ ДРЕВНИХ И МНОГОСТРАДАЛЬНЫХ НАРОДОВ

Россия - вдохновитель, организатор и распорядитель наших южнокавказских славных национально-освободительных движений и войн, в мае 1994г. решила, что необходимые для успеха своей имперской политики соотношение сил и конфигурацию линий размежевания в регионе наконец-то обеспечила. Была нажата некая неизвестная простому народу, но очень даже хорошо знакомая нашим лидерам волшебная кнопочка, после чего руководители наших жутко независимых государств послушно поставили свои подписи под Бишкекским протоколом о прекращении огня. До этого Россия инициировала несколько протоколов о прекращении огня, дабы продемонстрировать миру свои титанические усилия по примирению диких народов Кавказа, но так как желаемый ею баланс никак не получался, она каждый раз синхронно с подписанием нажимала ту заветную кнопочку, и борцы за восстановление исторической справедливости с той или другой стороны открывали огонь, и карусель убийств и насилия продолжала вертеться. Но на момент подписания Бишкекского протокола ситуация сложилась просто идеальная: карабахский крюк так глубоко и прочно вонзился под ребра молодых двух государств, что они никак не могли вывернуться и спастись. Они были обречены приползать на коленях в Москву, вместе или поодиночке, и умолять хозяина о том, что продиктует им сам он. Вот почему на карабахском фронте существует уникальная ситуация: окопы противостоящих сторон расположены на расстоянии 60-500 м друг от друга без разъединяющих войск третьих стран, но за 16 лет широкомасштабная война так и не вспыхнула вновь. Что доказывает, что не потребности самих сторон являются определяющими в этом конфликте, а политическая воля и решения третьих стран.

Естественно, при подписании не обошлось без ментально присущих нам актов жульничества и подставок, но поскольку эти невинные шалости не задевали уже построенную русскими дипломатами, военными и разведчиками конструкцию, они не вмешались в эти национальные игры, и наши лидеры реализовали свои замыслы. Так герои и спасители нации на тот отчетный период утешили свои инстинкты и потребности. Одному президенту предстояло переизбираться, другой готовился подписать нефтяной контракт, суливший открыть двери земного рая для семьи и челяди. В дальнейшем появились другие герои и спасители, но суть не поменялась, как и непочетное место наших стран в камере с аббревиатурой «СНГ» на двери.

С той славной даты тянется резина «мирных» переговоров (до того переговоры шли в условиях боевых действий). Войны как бы нет. Погибающие сотнями на фронте ашоты и мамеды не в счет. Их числа недостаточно для воздействия на самочувствие западного обывателя, чья совесть прошла закалку цифрами потерь в сводках из мусульманских стран, в которых воины Ислама и воины Демократии синхронно строят свои царства свободы и счастья на одном и том же пространстве с помощью пуль и снарядов. Сами же аборигенные народы Южного Кавказа считают людские потери неизбежными жертвами на алтарь достижения общенациональной сверхзадачи (точно так же древние народы считали человеческое жертвоприношение гарантией дождя и хорошего урожая).

Что это за сверхзадачи? Для Азербайджана это территориальная целостность и суверенитет над Карабахом, чем подразумевается, что наши законы, которые ежесекундно попираются властями на 84,3 % еще не оккупированной части страны, будут в Карабахе якобы исполняться. Как, каким образом, почему? Этого никто внятно объяснить не в состоянии. Для Армении это независимость Карабаха на первом этапе с плавным переходом в миацум, после чего наступит полное армянское счастье, ингредиенты которой никому на свете неизвестны (вспомните, как вы мечтали о независимости и захвате Карабаха, после чего в Армении должны были автоматически воцариться благодать и лепота).

Кто только не погрел руки над огнем карабахского пожара… Радетели справедливого дела армян и сторонники торжества азербайджанского международного права, торговцы оружием и человеческими органами, мелкооптовые поставщики путан армянской и азербайджанской национальности, крупные и мелкие нефтяные и газовые компании, вышедшие в тираж партократы, реанимированные кислородом народной беды, криминальная шушера и научные шулеры, военные и разведчики, радикальные националисты, рядящиеся в тогу миротворца и торпедирующие реальные усилия искренних сторонников мира, а иногда выполняющие функцию «смотрящих» от спецслужб для подрыва любых возможностей мира.

Отдельного упоминания достойны умеренно- равнодушные, которые рассматривают наши беды как неизбежное производное от наших отсталости, невежества, бескультурья. Для них армяне и азербайджанцы – это тутси и хуту Южного Кавказа. Они, быть может, иногда даже сочувствуют нам, но тратить эмоции и нервы на неизлечимых душевнобольных аборигенов они не намерены. Проведут свое исследование, подготовят свой отчет, проведут свое мероприятие, и уедут, увозя в своей душе немного жалости и сожаления тому, что сотворили эти народы со своей судьбой. Таких за годы конфликта столько было!

На нашем несчастье и невежестве уже сделали себе научную карьеру сотни ловкачей. Как же, это так интересно, опросным путем выяснить, сколько процентов оболваненных обывателей думает так, а сколько процентов иначе. Неутешительный для нас научный итог всех этих штудий, как бы большинство из нас этого не хотело, – армяне и азербайджанцы почти идентичны. Не только в плане кулинарии и музыки, но и в понимании современности и своей выгоды. То есть совершенно средневековы и с радостью жертвуют интересами ради навязанных мифов.

Также описаны почти все перипетии бесплодных и нудных переговоров на официальном уровне. Я убежден, что переговоры на общественном уровне активистов гражданского общества Армении и Азербайджана, при несопоставимости задействованных и доступных ресурсов, кратно превосходят по эффективности официальные переговоры. Достаточно упомянуть об освобожденных заложниках и военнопленных, узнанных судьбах погибших и без вести пропавших, налаженных контактах между журналистами, молодежью, женщинами, творческими людьми. Общественные деятели внесли больше добрых и полезных для мира идей в атмосферу отношений между двумя народами, чем зашоренные и ангажированные официальные переговорщики. Именно гражданское общество инициировало межкультурный обмен, способный сломать стереотипы якобы вековечной враждебности. Вместе с тем и в сферу народной дипломатии проникли черствость, меркантилизм и делячество. Я сам с интересом наблюдал, как на материале наших боданий из года в год неустанно совершенствовалась некая логическая модель переговорного процесса, разработанная в некой лаборатории одного очень богатого закордонного университета. На расстоянии политическая дикость наших народов так очевидна, что сердобольные иностранцы готовят для нас различные варианты решения конфликта по своим проверенным на туземцах Африки и Азии рецептам. Сами мы немощны, на решение своих проблем ума не хватает? Если это не так, то где смелые прорывные идеи для коренного изменения ситуации, для создания шанса для мира?

Я знаком со множеством научных трудов, посвященных истории карабахского конфликта. Научная ценность большинства из них близка к нулю. К сожалению, ни в одной из этих работ нет ссылок на, естественно, засекреченные документы КГБ и ГРУ, повествующие сухим языком отчета о рискованной и опасной работе их сотрудников в полевых условиях с агентурой, об их спецоперациях по организации погромов, диверсий, депортаций, военных операций, переворотов, фабрикации и распространению дезинформации. Я уверен, что в засекреченном Музее славы служб безопасности не одной страны целые стенды посвящены подвигу широко известных в очень узком кругу деятелей. Их операции по манипуляции «древними и мудрыми» народами Южного Кавказа вошли в секретные учебники и составляют гордость спецслужб. Наш конфликт может по праву претендовать на роль образца, как им можно бесконечно долго дурачить народы и помыкать ими.

Иностранные ученые, пишущие про наш конфликт, могут сослаться на недоступность материалов спецслужб, и они будут правы. Наше молодое поколение вправе прикинуться незнайками, и на это трудно найти возражение. Но поколение, жившее при советской власти! У всех отшибло память. Начисто. Забыли слово «тоталитаризм», вездесущность структур КПСС, непреложный факт присутствия агентов спецслужб во всех сферах нашей жизни, в каждом учреждении, заводе, фабрике, факультете, институте, организации. Налицо логическая задача, решения которой оба народа старательно избегают: если советская империя была антинародная, то жрецы этой империи - партократы, были тоже антинародны? Или не так? Или не было гнета империи и удушения свободы? Если все это было, а это было, и партократы были бессовестными и антинародными слугами империи, то как же так получилось, что застрельщиками национально-освободительной борьбы карабахских армян прежде всего выступили эти самые антинародные партократы-мафиози, эти верные слуги империи? И они же ныне помыкают армянским народом. И в Азербайджане все сладкие плоды независимости также достались бывшим слугам империи. Если вы считаете этот факт естественным, тогда почему не радуетесь мафиозности и антинародности сложившихся режимов в наших независимых государствах? Радуйтесь, что вас грабят свои же родные народные герои. Если не хотите радоваться этому, тогда хотя бы признайтесь, что эта самая ваша карабахская победа и мафиозность нынешней власти – сиамские близнецы, которых современная хирургия разделить не в состоянии, и пока будет существовать конфликт, оба народа будут жить в тупике долгоиграющего конфликта, в условиях добровольного рабства, на задворках культурного мира.

Весь негатив советского тоталитаризма армянские идеологи сваливают на бессловесный азербайджанский народ и, естественно, получает ответный подарок в той же упаковке. При описании событий того времени шулеры (или болванчики?) выспренно пишут: «народ воспрял, народ проснулся, народ встал с колен..». Только мне не понятно, почему народ, так успешно воспрявший и вставший с колен, обратно рухнул на колени и впал в спячку раба? Я уже устал задавать любителям патриотических сказок про наши освободительные движения один и тот же вопрос: «В Литве при власти «Саюдиса» парламент принял закон о люстрации и архивы КГБ открыли. Стало известно, что из 35 членов руководства демократического народного движения 17 сотрудничали с КГБ. На каком основании вы полагаете, что среди руководителей народных движений Южного Кавказа процент агентуры был ниже»?

На этот неудобный вопрос никто не хочет отвечать. В доме повешенного неприлично все время упоминать веревку. Если начать разбираться с этим вопросом, не дай бог, вдруг все поймут, что тяжкие жертвы армянского и азербайджанского народов приносятся не во имя интересов самих народов, а для реализации неких политических схем, начерченных в неких далеких кабинетах людьми, считающими наши народы пешками на глобальной шахматной доске. Выяснится, что многие почитаемые национальные герои на самом деле агенты и больные карьеристы, жадные и мелкие интриганы, а сверхзадача, ради достижения которой народы потратили свой потенциал и ресурсы, на самом деле мираж, морковка, подвешенная перед бегущим осликом. Вспомните светлое будущее коммунизма без эксплуататоров, которым потчевали народы 70 лет, и попытайтесь найти 10 различий между ним и обещанным националистическим раем (армянский рай без тюрков, азербайджанский рай, соответственно, без армян).

Факт, что между армянским и азербайджанским народами в прошлом случались, не без подстрекательства великих держав, конфликты. Конфликты, когда отпадала в них необходимость, жестко пресекались империями и переводились в латентное состояние, до следующего подходящего случая. На моих глазах в период перестройки методами и приемами, описанными в трудах классиков науки о психологии масс, наши народы были взнузданы архаическими, но крепкими уздами националистических мифов, запуганы примитивными сказками о вековечной вражде двух народов (вопреки тысячам живых и исторических примеров дружбы, сотрудничества и любви между армянами и азербайджанцами) и серией подлых провокаций втянуты в омут гражданской войны (если кто забыл, мы были гражданами одной страны). Теперь те, кто когда-то стравил наши народы, давал и дает нам деньги и оружие, дабы мы убивали друг друга, выступают в роли посредников. Они мирят нас уже двадцать лет.

И народы, как дети малые, ждут, что при помощи этих посредников люди, превратившиеся благодаря своему участию в международной грязной игре по стравливанию двух народов из мелких и ординарных субъектов в сверхбогачей и могущественных мафиози, договорятся решить конфликт «мирным» путем.

Никому из тех, кто сейчас от имени народов ведет переговоры о мире, этот мир не нужен. Мир опасен для их власти. Им, как и их иностранным шефам, нужен нерешенный конфликт. Нечем будет пугать народ. Придется пойти на демократические реформы. Не дай бог, власть уйдет из рук, могут спросить за художества, задать неприятный вопрос: «откуда дровишки?».

Никто не сможет меня уверить, что лидеры Армении и Азербайджана искренне хотят справедливого для обеих сторон мира и завершения конфликта. Во-первых, их шефы, те, кто на международной арене греет руки на конфликте, не разрешат и не позволят им примириться. Эти шефы уже в открытую говорят, что мир возможен только в рамках предложений Минской группы, то есть удовлетворить прежде всего политические интересы трех крупных держав мира. Во-вторых, наши руководители люди неглупые, осведомлены о военном потенциале сторон, хотя бы трезво представляют себе, какой урон способны нанести мы друг другу в случае перехода конфликта в горячую фазу. Почему же, зная масштаб несчастья и разрушений, людских и материальных потерь, которые неизбежны в условиях новой войны, они не идут на компромисс, не учитывают интересы другой стороны и своего народа прежде всего? Почему они не идут на откровенный разговор со своими народами, честно не раскрывают подоплеку грязных политических интриг вокруг конфликта? Не верят в способность народов осознать свои собственные интересы? Убеждены в слабоумии народов, в их зависимости от мифов? Только раз за эти годы один из президентов Армении осмелился апеллировать к разуму народа, тогда сразу же была нажата заветная кнопочка, в кабинет президента зашли «герои войны», и он подал в отставку. Президент же Азербайджана и пальцем не шевельнул, чтобы поддержать эту полезную инициативу, дать шанс миру.Только раз за эти годы в Армении сложился тандем политиков, массовая народная поддержка которых теоретически могла бы им позволить ослушаться окрика зарубежных дирижеров нашего конфликта, тут же была нажата заветная кнопочка, и киллеры известной террористической организации с демагогическими воплями «народ! народ!» расстреляли эту редкую возможность самостоятельности армянской политики.

У нас же, в Азербайджане, продолжается интенсивное создание механизма оглупления народа, наукообразно называя это «процессом самоидентификации и становления национального самосознания». Мы все больше уподобляемся армянскому народу, для которого этот механизм построен давно и доведен до безумного совершенства. Мы, если кто слышал, тоже уже многострадательный народ, против нас, оказывается, тоже был геноцид, только в другом году и в марте. В нашей официальной версии многострадальности, как и в армянской, тоже зияют гигантские логические прорехи: если большевистско-дашнакские изверги были столь люты с нашим народом, почему их обожествление достигло своего пика при всевластии наиболее верного и великого сына азербайджанского народа? Был ли он заодно с ними? Или был настолько беспринципен, что ради власти мог славить убийц своего народа? Короче, логические неувязочки официальной мифологии выпирают отовсюду, но те, кто пытается обьяснить публике тайные пружины этой интриги, сразу же объявляются, согласно доброй национальной традиции, врагами народа.

О будущей войне народам рассказывают сказки. Азербайджанская сказка: мы усиливаемся, наша армия более многочисленная, мы покупаем больше оружия, за рубежом к нам из-за нефти и газа относятся лучше, наш военный бюджет уже больше всего государственного бюджета Армении. Никаких контактов с армянами, кроме тех, которые идут через МИД и президента! Мир только на нашем условии территориальной целостности! Армянская сказка: мы осуществили вековечную мечту, очистили святую землю Карабаха от тюрков, нам надо всю свою силу направить на то, чтобы юридически оформить нашу победу. Наша армия победоносная, у нас много оружия, нас поддерживает и Запад, и Россия, в случае войны мы поставим на колени противника и заставим его капитулировать.

Общая для нас действительность иная. Плохое управление, низкая эффективность и производительность, депопуляция и деградация, бедность и безнадежность, коррупция и несправедливость. Марионеточные государства-рантье, самостоятельности которых хватает только на игнорирование критики из-за нарушений прав человека и на подавление протеста народа. Армянский народ паразитирует на полезности великим державам конфликта с тюркскими соседями и на своей честно заработанной многострадательности, азербайджанский народ праздно существует за счет дармовых нефтяных денег.

Нет исторической победы армянского народа. Есть историческое поражение, потеря перспективы достойной и мирной жизни. Считать мы все умеем: в Азербайджане до вторичного запуска конфликта спокойно и мирно жили 390 тысяч армян, в т.ч. 145 тысяч в Карабахе и 180 тысяч в Баку.. Где они? Как они живут? Довольны исторической победой? Где общирные и тучные земельные угодья армянских крестьян во многих районах Азербайджана? Как устроились мои земляки-бакинцы в чуждых им условиях? Они счастливы без Баку? Чувство исторической победы заменяет им любовь к родному городу, друзьям и соседям? Вы сами верите в ложь о 160 тысячах армян, ныне живущих в Карабахе? Если их осталось тысяч 50, и то хорошо. Вы не сожалеете о своих соседях, почти 200 тысячах азербайджанцев, которые возделывали землю Армении и заполняли рынки ваших городов плодами своего труда? Армения потеряла азербайджанский рынок для своих товаров, лишилась транспортного коридора на север и на восток. Не буду упоминать о региональных проектах, миллиардных потерях от несостоявшегося сотрудничества. Итог исторической победы – уполовинившееся население, зависимость от заграницы, погибшая наука, моральная и культурная деградация общества, власть криминалитета. Я еще не упоминаю про погибших, инвалидов и вынужденных переселенцев. Плюс перспектива еще одной кровопролитной войны. Что будете праздновать на руинах Армении и Карабаха? Миацум? Возможная победа в будущей войне законсервирует на долгие десятилетия власть нынешней криминальной группировки военных преступников и иностранных агентов.

Нет перспективы и у азербайджанского народа. Мы потеряли территории, потеряли население, потеряли в качестве населения. Мы из индустриально-аграрной страны превратились в хрестоматийную страну-паразита. Целенаправленно и умышленно уничтожена индустрия. Иностранцы добывают нашу нефть, транспортируют ее на мировой рынок, продают и передают правительству нашу долю. Большая часть денег транжирится: на военные нужды, бездарные инфраструктурные проекты, роскошную жизнь так называемой элиты.

Народ растоптан, унижен, запуган, оглуплен. Произошла полная десоциализация населения даже по сравнению с советским периодом. Наука почти умерла, образование на уровне ниже табуретки. Коррупция тотальная, всюду ложь и лизоблюдство. Государственные институты эффективны только в подавлении населения и нарушении Конституции. Армия беженцев и вынужденных переселенцев, два десятилетия мающихся без работы и веры в будущее. Возможная победа в будущей войне освятит дальнейший грабеж страны и деградацию нации.

Наши армии? Они сиамские близнецы по уровню выучки и дисциплине. Они – зеркало общества. Не надо обманываться: если дела в обществе в плохом состоянии, армия не может быть в лучшем. Наши армии – осколки жестокой, кровожадной Советской армии. Армия - сфера, где легче всего воровать бюджетные деньги. Никто не спросит – военная тайна, враг узнает. Но народ все равно знает, не марсиане служат в армии, а наши дети, родственники, соседи, студенты. Мир сейчас открытый, если начальство не признается, иностранные инспектора, исследовательские институты, «Викиликс», наконец, сообщит. Армии наши в плачевном состоянии. Но много крови пролить способны.

Нашим властьям незачем воевать. Армянская власть дала своему народу пустышку исторической победы и занята своим главным и любимым делом – пилит бюджет и осваивает коррупционные деньги. Азербайджанская власть использует государство как орудие угнетения, контролирует абсолютно все денежные потоки, подавила волю народа, беспрерывно рассказывает и показывает сагу про свои титанические усилия по восстановлению этой самой территориальной целостности и путешествует по миру. На что ей Карабах? Там есть нефть? Нет? Тогда мы будем продолжать вести переговоры до бесконечности, попутно вбухивая огромные средства в оборонный сектор, ведь никто не смеет спросить, что и почем.

Недавно я в одном своем интервью кратко обрисовал примерный сценарий широкомасштабной войны между Арменией и Азербайджаном. Я не сторонник войны и не имел намерения кому-то угрожать и кого-то пугать. Просто я предсказал, исходя из своих знаний, разрушительность будущей войны, какой она мне видится. Я вижу, что война обретает реальные контуры. Если народы сами не очнутся, не противопоставят зловещим военным намерениям преграду в виде реальной решимости достичь мира на почетных для двух народов условиях, то мы исторически обречены.

Выше я уже высказал свое мнение о способностях и умении наших лидеров. Им война на самом деле не нужна, они получили все, чего хотели. Но она может понадобиться тем, кто до сих пор нажимал на заветную кнопочку, посылая азербайджанцев убивать армян и посылая армян убивать азербайджанцев. Посмотрите на карту, там, наверху, могут счесть, что их копеечные интересы нуждаются в повторном обильном кровопускании, что изменения в геополитической ситуации требуют корректировки баланса сил. Что после войны обескровленные Армения и Азербайджан будут ниже кланяться и больше нуждаться в том металлическом хламе, которого у них избыток. И, судя по состоянию того имитационного процесса, который у нас именуют мирным, информационная и психологическая подготовка этой очередной провокации против народов Южного Кавказа началась. Как это было накануне 08.08.08 в Грузии. А в мудрость, независимость и дальнозоркость наших руководителей я не верю. Один талдычит о независимости, другой уперся на территориальной целостности. Выхода нет? Война? Если она начнется, потери первой войны покажутся детской забавой.

Трагичность ситуации заключается в том, что народы психологически подготовлены и уже готовы к войне, хотя для спокойной и счастливой жизни людей нужен прежде всего мир. Злонамеренная и циничная государственная и больная националистическая пропаганда столько лет промывала мозги народам, что и армянский, и азербайджанский народы считают совершенно естественным начало новой войны и обреченно ждут масштабную гибель молодежи двух народов, бомбардировки и обстрелы, разрушения и потери. Во имя чего? Армянского Карабаха без азербайджанцев и азербайджанского Карабаха без армян. Народы зациклены на идее Карабаха без другой стороны и готовы к человеческому жертвоприношению во имя этой бесчеловечной идеи.

Почему политическая оппозиция в двух странах не бьет в набат? Почему те позитивные наработки, предварительные договоренности между представителями оппозиционных сил не звучат хотя бы в четверть силы банальных заявлений-угроз президентов двух стран? Почему политические лидеры не заявляют о закулисной игре вокруг судьбы не только Карабаха, но и народов Армении и Азербайджана? Видимо, она на то и политическая, что после всех народных бед прошлого все еще продолжает искать политическую выгоду в его невзгодах. Проиграет Армения или Азербайджан войну, появится шанс потрясти проигравшую власть. Но выиграть никто не выиграет, хозяин заветной кнопочки не позволит конфликту решиться окончательно в пользу той или другой стороны. Решающая победа одной стороны означает окончательный поворот обеих государств к Западу. А боевая ничья при огромных людских и материальных потерях чем не шанс попытаться еще раз поднять народ с колен?

А почему так инертно гражданское общества? Что, война нас не коснется? Она будет идти на соседнем континенте? Я понимаю тех деятелей неправительственного сектора Армении, которые получают зарплату в бюджетных организациях. Положение обязывает, и я почти двадцать лет слышу от них одну и ту же песню об исторической справедливости, местных армянах и пришлых тюркских кочевниках, могуществе армянской армии и американо-европейско-русских дядюшках, мечтающих наказать обидчиков многострадального народа. По ним, для Азербайджана будет лучше, если он согласится с условиями победителя, быстренько признает независимость Карабаха и даже заплатит контрибуцию за упущенные выгоды Армении. Я также хорошо понимаю провинциальное мышление большинства азербайджанских деятелей гражданского общества, которые органически не способны преодолеть свою узко-националистическую и меркантильную ментальность. Но я не понимаю по-настоящему умных и патриотичных деятелей двух стран, которые прекрасно знают цену и победы, и поражения в прошлой войне, и состояние армий, и полководческие и человеческие качества руководителей, и не выходят к народам с истинно мирной и демократической инициативой мира . А ведь такие инициативы есть, они озвучены много раз на совместных обсуждениях представителей обществ двух стран. Последняя подобная встреча состоялась 8 декабря в Тбилиси. Там идея нового, комплексного подхода не только к проблеме Карабаха, но и Армении и Азербайджана была оценена участниками встречи позитивно.Это вариант без одного проигравшего и одного выигравшего, это вариант двух выигравших.

Что предлагается. Не властям конечно, что с них взять, они играют свою игру. Предлагается гражданским обществам Армении и Азербайджана. Они, по идее, ставят права человека и демократические ценности выше той националистической белиберды, которой более 100 лет потчуют наши народы все, кому не лень. Давайте вместе, на платформе демократии и прав человека, развяжем узел той петли, которая накинута на шеи наших народов. Каково крайнее условие Армении, от которой «ни шагу назад»? Известно: «мы никогда не согласимся на вертикальное подчинение Степанакерта Баку»! Демократы Азербайджана полностью поддерживают эту идею максимальной децентрализации власти. Мы видели на Западе эту невертикальную линию отношений региона и столицы. Мы видели это на Аландских островах, которые вертикально не подчиняются Хельсинки.

Что практически означает у нас в стране это вертикальное подчинение? Бюрократический аппарат за очень значительную мзду отбирает, а президент своим указом назначает в каждую провинцию страны пятерку самых влиятельных чиновников: главу исполнительной власти, начальника полиции, судью, прокурора и начальника службы госбезопасности. И вот эта пятерка безнаказанно вытворяет с населением все, что им заблагорассудится, единственно с целью набить карманы, задушить свободную мысль, запугать народ и услужить начальству. В результате получается тот социальный пейзаж, который обозревать и стыдно, и горько. А другой картины и быть не может при том самодержавном строе, который установился у нас благодаря конфликту и особенностям политической культуры наших народов. Демократам Азербайджана такая вертикаль по душе? Нет и еще раз нет, мы хотим, чтобы в стране было реальное народовластие, без имитации и обмана.

В такой ситуации Нагорный Карабах, который мог бы иметь международно признанные и гарантированные права на реальное самоуправление посредством выборов всех структур власти снизу доверху, без малейшего вмешательства столицы, может стать оазисом настоящей демократии на всем Южном Кавказе. Не Баку назначает, а само население, согласно Конституции Карабаха, реально и свободно выбирает. Фальсификация выборов? Исключается: политический контроль над реализацией мирного договора возьмут на себя прежде всего Европейский Союз и, во-вторых, государства-члены Минской группы. ЕС давно ищет подходящий случай, чтобы мирным путем, без какого либо элемента насилия или принуждения, доказать глобальную силу воздействия своих идей и своего примера. Тем более, что в условиях неизбежного на первых порах мирного этнического соперничества на выборах ни одна сторона не позволит себе нарушения процесса голосования и подсчета голосов (вспомните, с каким взаимоуважением строят свои отношения армяне и азербайджанцы за рубежом, где нет довлеющей националистической атмосферы) . Должны быть избираемы и исполнительная, и законодательная власть, и полиция, и прокурор, и судья. О вероятности военного насилия и речи быть не может. Сторонам нечем будет палить: Карабах по мирному договору должен стать демилитаризованной зоной. Весь пыл и энтузиазм будет разрешено направлять на повышение уровня жизни населения, на сбережение природы, на развитие культуры, образования, здравоохранения. По мирному договору Баку будет обязан направлять значительные средства на восстановление региона. Есть моральные и политические обязательства и у спонсоров мирного процесса: тратили на вооружение и войну, будьте добры финансировать строительство и аграрный сектор. Армянская диаспора, доказывавшая свою любовь к Родине финансированием полевых командиров, получит возможность доказать свою любовь финансовой поддержкой для обеспечения достойной мирной жизни армян Карабаха.

Серьезным аргументом в пользу мира может стать Карабахский банк, где будут скапливаться и работать средства на восстановление региона. Туда Азербайджан сможет перевести на счета своих граждан-армян все задолженности за все годы конфликта, а это уже десятки тысяч евро для каждого. В этом же банке будут накопляться и работать средства карабахских азербайджанцев. Все население Карабаха будет заинтересовано в стабильности и процветании Карабахского банка, все сразу же дружно дадут отпор любому, кто попытается сеять раздор и смуту, покусится на спокойствие и достаток людей.

А кто запрещает создать в Карабахе Свободную экономическую зону (СЭЗ)? Регион на стыке трех государств (Армения, Азербайджан и Иран) с международно гарантированным статусом защиты от чиновничьего произвола и правом выхода на рынки Южного Кавказа, СНГ, ЕС и Ближнего Востока сможет стать весьма притягательным местом для инвестиций. Не исключаю, что сюда переведут свои дела прежде других армянские и азербайджанские бизнесмены, дабы избавиться от рекета чиновников.

А как защитить язык и культуру армян Карабаха? Есть опыт урегулирования Ольстерского конфликта: по договору Страстной пятницы парламент Ольстера имеет право координировать культурную и образовательную политику с парламентом Ирландской Республики. Есть давнишнее предложение Азербайджанского Национального Комитета Хельсинкской Гражданской Ассамблеи для всех народов Азербайджана: децентрализовать управление сферой культуры и образования, передать все полномочия по управлению духовной жизнью народов Фондам национальной культуры с международным статусом и независимым бюджетом, которые и будут работать с местными органами власти и населением.

Я жду от азербайджанской стороны не абстрактных слов о «самом высоком статусе», а конкретно разработанного вместе с армянскими экспертами предложения о признанном статусе самоуправляемого демократического Карабаха.

Конкретно, я жду от властей Азербайджана в качестве компромисса согласия на «невертикальные отношения» между Нагорным Карабахом и Баку.

А какой компромисс может быть со стороны Армении? Армянское гражданское общество, которое в трехстороннем формате вместе с неправительственными организациями Азербайджана и Карабаха выработает черновик предварительного мирного предложения, должно иметь смелость потребовать от правительства прекратить скользить к войне, показать и доказать возможность обеспечения мира и безопасности в регионе для всех народов, и заявить о желательности признания территориальной целостности Азербайджана. Это будет не то признание, которое позволить установить диктат бессовестных и коррумпированных азербайджанских чиновников над населением Карабаха, а такое признание, которое будет работать и против войны, и на интересы населения Карабаха, и на интересы двух народов. Это будет такое признание, которое сможет помочь двум народам выбраться из ямы, устроенного нашими недругами конфликта и, наконец, начать работать на себя. И если наша задумка сработает, Карабах очень скоро сможет выйти по уровню жизни и демократии на реально европейские рубежи, стать локомотивом, тянущим Армению и Азербайджан если и не в ЕС, то хотя бы в по-европейски устроенную иную, более достойную действительность.

Зная стремление наших народов к миру и их готовность жить и работать вместе (политически гиперактивную, невежественную и продажную часть я в расчет не беру, их меньшинство), я более чем уверен, что этот вариант возможен и имеет все шансы на успех. Вместе с тем я знаю, что реакция властей будет негативной, ибо успешный карабахский демократический пример может стать притягательным для двух народов и опасным для властей. Люди могут задать очень простой вопрос: а чем мы хуже карабахцев? Бакинцы и ереванцы, посетив процветающий Карабах, могут спросить себя: почему карабахцам можно пользоваться благами демократии, а нам запрещается? Народ может перейти к действиям, и тогда прощай сладкая жизнь политической элиты, обеспеченная бесконечными «интенсивными переговорами о мирном разрешении конфликта?

Я уверен, что сами власти против совместного армяно-азербайджанского мирного предложения общественности в открытую пойти не осмелятся, побоятся оценки общественного мнения Запада и рационально мыслящей части своего народа. Наши власти, и не только они, нажмут заветную кнопочку, и начнется обычный дружный армяно-азербайджанский хор радетелей Родины, кормящихся за счет раздувания костра недоверия и ненависти к соседнему народу. «Как можно верить этим вероломным армянам?», « Кто захочет жить с этими кровожадными тюрками?», «А помните, как при царе Горохе Мамед зарезал Ашота?», « Не забудем, как их Ашот вонзил нож в спину нашего Мамеда!», « Будем вечно помнить геноцид, Сумгаит и Баку!», « Не забудем Масис, Гугарк и Ходжалы!»… И так далее. Репертуар и голоса до боли знакомы и даже надоели, но власти предоставят в их распоряжение все медиа и финансовые ресурсы. Повторит ли наша власть провокацию, устроенную во время приезда карабахских армян в Баку в сентябре 2001-го года? Сумеет ли ваша власть повторить с этой нашей мирной инициативой ту же провокацию, которую устроили с намерением показать азербайджанские и турецкие фильмы в Армении? Очень даже вероятно. Ресурсы власти велики. А что есть у нас?

Я думаю, что есть многое. То, чего нет у наймитов. Есть совесть, смелость, разум. Есть терпение и знания. Необходимо тщательно обсудить этот вариант, привлечь к обсуждению смелых и неравнодушных граждан, проводить обсуждение сначала в кругу экспертов. Можно привлечь и иностранных экспертов. Необходима международная презентация, в том числе для Минской группы, уже совместно доведенной до ума идеи. Нужны локальные обсуждения и разъяснения, непосредственная работа с населением. Необходимы расчеты и выкладки экономистов, юристов, аграрников, деятелей культуры. Есть примеры успешно работающих автономий под зонтом международных гарантий и правового государства, которое нам предстоит построить после разрешения конфликта. Наша сила в поддержке общества, и ее нам предстоит добиться, предварительно пробудив его разум от националистического сна. Нам следует доказать способность наших народов отвергнуть разрушительную войну, быть солидарными перед гнетом националистической шпаны.

2005-м году я посетил Аланды в составе делегации армянских и азербайджанских активистов гражданского общества, приглашенных финским правительством для ознакомления с примером мирного разрешения конфликта. Азербайджанцы были заранее полны благожелательного отношения к аландскому примеру из-за слова «автономия». Что ж, инерцию общественного мнения не каждому дано преодолеть. Армянские общественники заранее были уверены, что этот вариант им не подойдет, почти не скрывали своего скептицизма, но все равно были рады интересному ознакомительному туру. Через пять дней интенсивного изучения опыта построения финско-шведских отношений в рамках «Закона об Автономии Аландов» армянские коллеги расцвели и воспряли, а азербайджанцы заметно приуныли. Я же подумал, что перемена настроений в диаметрально-противоположных направлениях у двух сторон также является доказательством того, что все мы продолжаем находиться в плену наших мифов и предрассудков. Армянские коллеги радовались тому, что Аланды фактически и абсолютно не подчиняются Финляндии, наши расстроились из-за того же. И только немногие истинные демократы радовались и по-хорошему завидовали миру, благополучию и гармонии, царящим на этом уголке Земли.

Я прекрасно знаю про скептицизм, внедренный в общественное сознание армянского народа в отношении аландского примера. Причин этому две:

1. Мы уже выиграли войну, Карабах уже независим, и нет никакого смысла понижать статус Карабаха обратно до уровня автономии.

2. Азербайджанцы не финны, а армяне не шведы. То, что годится для Скандинавии и северных народов, имеющих совсем отличную от кавказцев историю, не годится для нас, южных народов.

На первый взгляд, серьезные аргументы. В Карабахе реально нет «Азербайджана», и возвращение азербайджанских порядков можно оценить, при всем антидемократизме карабахской действительности, как катастрофу. Но ведь совместный проект гражданских обществ предлагает не возвращение «Азербайджана» со всем известным букетом чиновничьего непотребства, и не сохранение антидемократических порядков марионеточного режима, а совершенно новую, европейскую модель государственного устройства с перспективой его распространения на Армению и Азербайджан. Что касается «независимости» Карабаха, то эту сказку еще можно рассказывать неискушенному обывателю, но не осведомленным о всей подноготной проблемы экспертам.

О том, чтобы нам стать» финнами», а вам «шведами». Почему бы не начать мечтать и не начать работать в этом направлении? Чем плохо стать «финном»? Годовой доход среднего финна равняется 30 тысячам евро, высочайший уровень промышленности, науки, сферы социальной защиты, лучшая в мире система образования и здравоохранения. Безупречно работающая система демократии, местного самоуправления. Что, нам любо оставаться «азербайджанцами» и продолжать изнывать под игом средневековой тирании, влачить жалкое существование жителя долбаного «третьего мира»? Безучастно наблюдать, как мимо нас проплывают в далекую даль шансы стать уважаемыми гражданами нормальной демократической страны? А что значит остаться армянином и не стать «шведом»? Жить под игом агентов и преступников, жить под угрозой новых войн, быть объектом манипуляций иностранных государств и питаться несбыточными мечтами, разменивая жизнь на обещания?

Я уверен, что любая нация должна иметь мечту. Армения сейчас живет мечтой об оформлении итогов первой карабахской войны. Достойна ли эта мечта ХХ1 века? Азербайджан живет мечтой о возвращении Карабаха. И это все, на что способны две нации? На фоне социальных и научных достижений современного мира эти мечты можно сравнить только с мечтами Шуры Балаганова.

Почему бы не мечтать о мире, согласии и сотрудничестве? О демократии, о зажиточной и безопасной, творческой и свободной жизни? Наша нынешняя жизнь в наших независимых государствах с навязанной нам и принятой нами парадигмой существования напоминает мне один очень печальный анекдот:

« На берегу моря сидит некрасивая и бедная девочка и удит рыбу. Попадается на крючок золотая рыбка и просит отпустить ее взамен исполнения трех желаний. Девочка соглашается и просить удлинить ее нос так, чтобы он доставал до земли. Желание исполняется. Потом она просить увеличить ее уши так, чтобы ветер шевелил их. Желание исполняется. На третий раз она просит удлинить ей руки до колен. Желание исполняется, и она отпускает рыбу. Уплывает золотая рыбка, но потом возвращается и спрашивает девочку, почему она не попросила красоты, здоровья и богатства. И тут удивляется девочка: А разве можно было?»

Дорогие земляки-кавказцы, разве не могли мы вместо войн, убийств, депортаций и бедности выбрать мир, сотрудничество и богатство? Или от нас никогда ничего не зависело? Мы были безвольными винтиками огромной машины?

Так вот, мы, представители гражданского общества, предлагаем всем перестать быть винтиками, стать гражданами и сделать сознательный выбор.

Если гражданским обществам Армении и Азербайджана не удастся остановить кажущееся фатальным сползание к войне, я ожидаю укрепления фашизма в наших странах. Пусть не покажется термин «фашизм» публицистическим преувеличением. Чем были в двух странах погромы, зверские убийства и этнические чистки, как не фашизмом? В нацистской Германии ненавидели и преследовали евреев. Чем отличается от этого культивируемая практика тюркофобии в Армении и армянофобии в Азербайджане? Чем отличается наша жестокая диктатура крупного капитала от диктатуры германского крупного капитала? Не бойтесь, задавайте вопросы, и если в ответах увидите звериный лик фашизма, поймите, куда нас завел конфликт.

Наши народы в прошлом не раз проваливали экзамен на человечность и прагматизм, не раз водились на блестящую мишуру обещаний зарубежных кукловодов и националистических аферистов, за что были жестоко наказаны. История еще раз устраивает нам экзамен, дает нам шанс продемонстрировать зрелость и мудрость, способность выбирать между войной и миром, между достойной и свободной жизнью и жизнью в клоаке тирании. Сумеют ли наши народы подняться на уровень века? Или еще раз покажем всему миру свою средневековую суть?

Зардушт Ализаде
20-01-11
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого