Что значит, вернём Абхазию?
Вернём территорию или народ?
И вообще, что значит хорошо разрекламированный лозунг «Вернём Абхазию»? Вернём абхазскую землю или абхазский народ, взаимоотношения с ним? Стоит вообще или же нет возвращаться в страну крови и смерти? Что нужно грузинскому обществу? Реванш, или нормальные отношения с абхазским народом?
К сожалению, война августа 2008 года в Цхинвали не была войной только политической элиты. Большая часть политиков и общества поддерживала её. Выступления против войны не находили никакой поддержки даже среди самого гражданского населения. С сожалением можно отметить и то, что в июле 2008 года большая часть грузинских неправительственных организаций уклонилась от подписания заявления, направленного против войны.
И теперь время ещё однажды задать себе вопрос: что нам нужно в Абхазии - война или мир? Если война - тогда понятно, кем мы будем после войны. А если мир, тогда может подумаем друг о друге, подумаем о будущем.
«Не существует пути к миру,
мир - это сам по себе путь.»
Не лучше ли будет и правда извиниться друг перед другом и оставить прошлые грехи и ошибки? Не лучше ли будет со вниманием отнестись к боли друг друга, понять друг друга и сказать раз и навсегда, что мы - грузины, не допустим войны с Абхазией. Также мы, беженцы из Абхазии, скажем, что как бы ни было нам трудно, мы никогда не попросим от нашего правительства применять военную силу , чтобы мы вернулись в Абхазию. Что мы допустили ошибку, когда не предотвратили начало войны годы назад. И не защитили ни грузинский, ни абхазский народ.
Мы знаем, что значит поражение, измена, и если нам нужно добро для абхазского народа, никогда мы не пожелаем им поражения. Мы - абхазская и грузинская нация обязательно победим, и победа одного нас ни в коем случае не должна означать поражения другого. Почему так трудно сблизить два народа и найти общие пути и общие интересы? Неужели так трудно найти общий язык? Как мы жили до этого столько веков? Некоторым уже трудно даже признать факт совместного проживания в течение веков.
Война в грузинском сознании
Война начинается в уме и сознании, а потом уже - реально. Годы назад начавшаяся между нами война, к сожалению продолжается и по сей день. Война должна когда-нибудь закончиться, и в первую очередь она должна закончиться в нашем сознании. Война-это уже поражение.
Часто самая трудная проблема решается самым лёгким методом, элементарным осознанием истины. Человеку возвращается назад то, что он сам посылает, агрессия вызывает агрессию, ненависть-ненависть, насилие-насилие. Сколько негативной информации, негативных импульсов и заряда пошло в адрес Абхазии и абхазского народа за последние годы? И обратно... Этот заряд растёт. И отражается на наших будущих отношениях. Пошлёшь положительное, положительное и получишь, в ответ на любовь получишь любовь. А взамен агрессии и ненависти получишь их же. Это та самая библейская истина, понять которую так трудно нашему обществу. Правда ли мы хотим что-то изменить в этой динамике? Хотим ли послать положительный месидж в адрес абхазского народа?
В чужом глазу и соринку замечаем,
а в своём собственном не видим бревна
В обращении кампании «Простите» звучал призыв к молитве. Для многих это не смешно. Любовь и молитва изменяют многое, и то, чтобы абхазы и грузины уважали друг друга - это не только мечта. Это единственный путь справиться с создавшимся положением, из которого мы вроде бы все хотим выйти, но из-за своей гордости не хотим замечать признаков шовинизма в самих себе.
Грузинский шовинизм
Насколько сможет грузинское общество и грузинское государство в целом отказаться от грузинского шовинизма и приукрашивания истории и признать собственные ошибки - от этого во многом зависит будущее нашего общества и государства в целом.
Конечно, на многие вопросы должны ответить и абхазы. Ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель не решат те вопросы, которые нужно решать двум народам. Насколько мы этого хотим? Сколько времени это продлится? Грузины или должны отказаться от грузинского шовинизма, или вообще от Абхазии. Эйфория признания независимости проходит быстро и нужно возвращаться в реальность. Огромная русская военная машина в Абхазии направлена в первую очередь против самих абхазов. Это намного лучше проявится через десять лет. Хотя в Абхазии думают, что для них опасностью номер один является правительство Саакашвили и другого выбора, кроме России на сегодня нет.
Абхазская Абхазия
Грузинская общественность должна всячески способствовать развитию абхазского языка и превращению его на территории Абхазии в государственный язык. Когда Абхазия станет абхазской, она уйдёт с русской орбиты.
Не существует грузино-абхазской точки зрения
Факт, что не существует неразрешимых конфликтов и из любой ситуации есть выход, альтернатива. Остаётся вопрос: насколько это осознаётся грузинским обществом? Насколько мы смотрим на вопрос с точки зрения далёкой перспективы и прагматического подхода? Сегодня наше общество основано на эмоциях и не видит пути мирного решения конфликта. У общества нет ясного представления о причинах войны и её последствиях. Всё рассматривается с зауженной, однобокой позиции и трудно признать свои ошибки и проблемы. Сегодня общество ищет ответы на вопросы везде, кроме самого себя. Во всех, кроме себя, видит виновных: правительство видит виновных в России и оппозиции, оппозиция - в правительстве, народ обвиняет всех: Россию, Европу, абхазов, осетин.
В первую очередь проблема в нас. Да, конечно, и другие нам помогают, и помогают очень сильно, но в первую очередь проблема-это мы. Мы себя не признаём теми, кто мы есть. Пора назвать грузинский шовинизм грузинским шовинизмом.
Факт, что за все эти годы не была создана широкомасштабная концепция, где была бы выражена точка зрения различных слоёв общества. Для нас трудно признать собственный вклад в конфликт и войну. И мы всегда готовы обвинить других. На протяжении этих лет в адрес абхазского народа посылались только агрессия, насилие, пропаганда войны, попытки запугивания, пренебрежение... и то же самое мы получали взамен.
Многие спрашивали с победным видом - вы же извинились перед абхазами, и что получили взамен? Ничего! Только насмешки и агрессию, как от грузин, так и от абхазов.
Целью извинения не было призвать абхазов к такому же шагу. Извинение в основном планировалось для грузин, чтобы мы признали наши ошибки и научились чему-то на этих ошибках; признали, что на нас возложена большая ответственность, когда что-то происходит в стране. И не имеет значения, извинится ли кто-нибудь в ответ, теперь или вообще когда-нибудь. Это только индивидуальный, интимный акт-главное нам самим заплатить наш долг, чтобы эти слова не остались только в сердце, чтобы мы публично смогли произнести эти слова и морально могли бы быть свободными от того груза, который принесла нам эта война.
Вторая мысль, которая часто высказывалась - извиняется тот, кто не принимал никакого участия в этой войне. Возможно, это действительно так. Скажу и то, что мы пытались во время войны остановить мальчиков, отправляющихся воевать в Абхазию, и по дороге в аэропорт заставить их передумать идти на войну. Мы вынесли и заключение в полиции на несколько дней за выступления против войны и тех политических событий в целом, которые происходили в начале 90-х годов в Грузии. И, к сожалению, мы тогда тоже были в крайнем меньшинстве.
Два года назад сама тема извинения находилась под знаком табу. Публичное обсуждение этой темы не было ни популярным, ни безопасным. Можно считать акцию состоявшейся уже потому, что о ней многие говорят. И все думают. Фактически, это была провокация, в хорошем понимании. Эта провокация исполнила свою миссию. Извинение подняло завесу над многим, в том числе и над тем, насколько мирно грузинское общество в действительности расположено по отношению к абхазам, и насколько велик милитаристический настрой, насколько далеки правительство и общество от мирной позиции.
Другая Грузия
Радикальные шаги всегда болезненно воспринимаются в обществе. Часто могут даже объявить тебя предателем, но общество именно за счёт подобных искренних и открытых, мирных инициатив, получает шанс к примирению. Все смотрят в прошлое, все те, кто противится не то что кампании «Простите», но и самой идее, самому употреблению этого слова. Извинение само по себе не является панацеей. Это был знак, что существует другая Грузия, существуют и другие люди в этой стране, которые представляют себе Грузию другой-с другими целями и другим менталитетом.
Сегодня все говорят о решении конфликта, но к сожалению людьми забыта простая истина: без любви и прощения не решится ни одно дело. Сегодня ни один противник этой идеи не приведёт вам аргументов против неё. Только комплексы и гордость, что вот, нам ни перед кем не в чем извиняться; извинение считается слабостью, трусостью. Снова проводятся бесполезные дебаты, кто первым поселился в Абхазии - грузины или абхазы, кто первый выстрелил, как они посмели это и т.п. Но на вопрос, почему это произошло, трудно ответить всем.
В последнее время говорят, что это была только русско-грузинская война. Но если завтра России не будет, сможем ли мы и абхазы жить вместе? Может правда мы в чём-то ошибаемся? Насколько правдива наша историография, теории Марики Лорткипанидзе и других, что абхазы поселились в 16-м веке и в действительности «настоящие абхазы» это грузины, а апсуи - это другие, которые сделали столько всего дурного. Допустим на одну минуту, что всё это правда. И что потом? Переселим абхазов назад - на Северный Кавказ? Общество настолько проникнуто подобными убеждениями, что ему трудно адекватно всё представить и проявить верную реакцию. Обществу внушают различные мнения, избирают вначале одного президента 90 процентами голосов, затем другого с тем же процентом, потом третьего. А потом мы всегда объявляем, что ошиблись в выборе предыдущего президента. Что самое главное, всё это прекрасно управляется извне - иногда невидимыми, а иногда -видимыми нитями, и абсолютному большинству трудно это понять. Каждый президент обещает объединённую Грузию. Но у всех были и есть одинаковые цели и политика в отношении Абхазии. Все три президента Грузии выполняли одну и ту же политику. В их политике абхазы были забыты и отвержены. Эта политика продолжается и по сей день.
На протяжении кампании мы столкнулись со множеством звонков, угроз и грязной клеветы в свой адрес. Никто не спрашивал, почему мы начали кампанию. Некоторые прямо объявляли нас предателями и агентами; эти действовали по поручению определённых политических партий; некоторые же - например президент Саакашвили в ноябре 2007 года в своём выступлении прямо объявил: «За что мы должны извиняться, за то что нам отрезали головы и вышвырнули вон? За то, что разрушили грузинские памятники, за то, что заставили наших детей замерзать на перевале и сбили наши самолёты? За всё это мы ещё должны извиняться? Кто эти люди, из какой международной организации? Какой грант они получили, что пишут такие глупости?»
Большая часть грузинских средств массовой информации продолжает блокирование не только кампании, но и самого слова «Простите». Доступными оказались всего лишь несколько малотиражных газет, радио и интернет-издания. Правительство и большая часть оппозиции также использует это слово для ругани. Ясно только одно: кампания обнажила грузинское общество, с его негативными и позитивными сторонами. За показной демократичностью и толерантностью в обществе достаточно сильны шовинистические настроения.
Что за философия стоит за кампанией «Простите»?
Конфликты после физического насилия и окончания войны в сердцах людей продолжаются ещё долго. Ненависть и гнев контролируют жизнь человека на протяжении долгого времени. Эти эмоции парализуют людей и делают их рабами ненависти. Когда гнев и ненависть овладевают человеком, невозможно чтобы он мыслил здраво и смотрел вперёд. Кампания «Простите» возможно будет первым шагом для прерывания негативного круга. Она пробуждает сознание, которое способствует складыванию взаимоуважения между народами. Кампания стремится к тому, чтобы эмоции и ненависть не правили людьми. Это и есть путь, чтобы посмотреть вперёд, оставить в прошлом всё зло и думать о будущем. Это не обвинение в адрес какой-то из сторон. Это-первый шаг к тому, чтобы люди приняли друг друга и простили. Путём проявления перед стороной «противника» своей гуманной стороны люди могут преодолеть противодействие.
Не существует будущего без прощения. Кампания учится на прошлых ошибках. Она означает признание своей доли ответственности за конфликт, за тот конфликт, где оба народа понесли тяжелейшие потери. К осознанию этого люди могут прийти вместе. Этот шаг обязательно делается одной из сторон, и за ним обязательно последует результат, он превратится в своеобразный катализатор для социальных перемен. Извинение - вот путь, лежащий к сердцам друг друга.
Разрыв цепи ненависти.
Чего мы достигли и что планируем?
Многие спрашивали - вот уже два года как началась кампания, и какие же результаты вы получили? Ситуация стала ещё более тяжёлой. Ясно, что результаты подобной кампании проявятся через 5, 10 и 20 лет. Главное, чтобы то негативное отношение, которое на сегодняшний день существует между двумя народами, прекратилось, чтобы была разорвана цепь ненависти, лежащая между ними. Негативные отношения постепенно должны перейти в позитивные.
Мы насаждаем в людях вокруг себя ту мысль, что абхазы и грузины должны оказывать уважение друг другу. Кампания финансируется только за счёт личных пожертвований, поскольку реально никто не выделит сумму на примирение. Некоторые доноры и посольства были заинтересованы в поддержке этой идеи, но услышав о позиции правительства тут же отказывали в поддержке.
Общество должно суметь то, чего не смогли сделать ведущие политики. Общество должно понять, что все мы способны что-то сделать, и мы делаем акцент на ответственность каждого человека, на гражданскую ответственность. В конце концов, этой кампанией не говорится ничего нового. Две тысячи лет назад Иисус Христос пришёл и подал нам пример, что без раскаяния, без признания своих ошибок будущего не будет. Бог готов дать нам пример любви и добра, а всё то, что произошло, Бог, наверное, допустил за наши грехи и ошибки, чтобы мы задумались о каждом своём шаге - насколько мы правы, когда нам кажется, что мы ничем не согрешили, что виновны только другие и поэтому мы ничего за собой не признаем.
Посмотрим на всё другими глазами. Эмоции проходят. Боль проходит. Жизнь продолжается. Хотим ли мы или нет, ни грузины, ни абхазы никуда не уйдут. Наш удел здесь. Рано или поздно нам всё равно придётся переосмыслить прошлое и написать истинную историю. Придётся отставить в сторону грузинские и абхазские мифы.
Мы выйдем из этого тупика, где застряли уже давно. Отнесёмся с должным уважением к абхазскому народу, лучше будем использовать для диалога Мегрелию.
Параллельно должны быть собраны и перепроверены данные о жертвах войны. Жертвам войны должна быть выплачена соответствующая компенсация. Те же люди, кто обвиняется в военных преступлениях, должны предстать перед судом с обеих сторон. Безнаказанность не должна царствовать в регионе.
Доверие между двумя народами должно быть восстановлено. Должны существовать постоянные отношения. Должно быть создано общее поле: информационное, экономическое и др. Не мы решаем политические вопросы, но мы можем что-то сделать для того, чтобы нынешние ненормальные отношения прекратились. В этом наша мысль ясна. Наши отношения должны основываться на правде, искренности, любви, прощении и тех качествах, которые так ценились на Кавказе на протяжении веков. Сам народ должен сделать это. Наверное, настанет время и у нас будут правители, которые придут к согласию по политическим вопросам. Единственным гарантом выживания абхазского народа может быть Евросоюз. Ни официальная Москва, ни официальный Тбилиси на сегодняшний день не выполняют никакой позитивной роли в этом направлении. Напротив!
Кто по-настоящему борется сейчас за это? Очень мало людей. У политиков, военных, представителей информационных служб, гражданского населения, церкви, международных организаций не имеется реального воззрения на то, как решить конфликт. А используем ли мы все ресурсы для остановления подготовки военных действий, скрытого милитаризма и военной пропаганды? Или наоборот, как и в 2008 году в августе все молчим и ждём объявления главнокомандующего, об очистке Цхинвальского района от криминалов? Все молчим: политики и неполитики, народ и церковь? И когда мы не слышим такого заявления, тогда постепенно начинаем критику правительства- «вот, если б мы там были, мы бы победили» и т.п. Думали ли мы когда-нибудь о том, чему способствуем подобным молчанием?
Молчание или мир?
Нам известна цена мира: мы выбираем мир. Для нас недопустима война, призывы к войне, военная пропаганда, бряцание оружием и военная риторика, потому что война только внешне может выглядеть справедливой и благородной, даже и в том случае, когда дело касается восстановления территориальной целостности, признаваемой ООН.
В намерения грузинского и абхазского народов входят только мир и диалог. Грузинам и абхазам всё равно некуда больше идти. Наши дети и через сто лет будут жить здесь и сохранят язык, культуру, достоинство и историческую память.
У наших народов есть будущее!
Уча Нануашвили
29-07-10