«ВОЙНЫ ДОЛМЫ» - ВЕНЕЦ АБСУРДА ИЛИ ЭСХАТОЛОГИЯ «НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ»
(1) Интересно, что самым последним словом в этой области, является инструмент, сделанный с использованием железного бака машинного масла Иранского производства в качестве корпуса кяманчи. Robab Mehali Khuzestan.
Недавно один знакомый меня спросил: «Слушай, ну скажи честно, это действительно, правда, что армяне украли нас кяманчу?»
Услышанный мною, и не раз, и не только в Баку, подобные вопросы, отражают суть «Войны Долмы» между нашими обществами. Причины ее возникновения и парадоксальности просты и абсолютно объективны. Параллельная Карабахской трагедии, начатая «Война Долмы» была и есть некое «культурное» - на которое способны наши общества - противостояние, и которая с момента начала конфликта обрела информационную плоть, со временем все более наращивая всё ширящийся контекст, стала действенным фактором трансформации общественного сознания и коллективного бессознательного обеих наших обществ.
«Войны Долмы» между армянами и азербайджанцами сегодня есть реальность и ее игнорирование, является одной из главных проблем и общества, и индивидуума наших стран. «Войны Долмы» существуют, как в форме «культурного» противостояния, так и являясь некоей цельной «симфонией» комплексов внутри больного общества, отражая возникших в ходе (не)решения кризисных проблем обоих обществ.
При этом «Войны Долмы», в отличии от самого политического конфликта далеки от столь жесткого централизма, они многоукладны, полифоничны и полицентричны. Все стычки «Войны Долмы», начиная от (не)безобидных юзеровских призывов в Интернете, вызывающих насмешку «культурологических» «анализов» и лозунгов с собственными, «космического» уровня экспертами, и до грозных «идеологических» манифестов, озвученных местными СМИ и ТВ, уже устами местного истеблишмента, сопровождаются часто незаметными изменениями (под)сознания и ментальности, в основном зомбировании молодых людей.
Воинством «Войны Долмы», вовсе не являются домохозяйки, как следует из названия, тут участвуют все – начиная от детворы и школьников/студентов/хакеров, до солидных дядь и тёть, профессоров и академиков. Но главными вдохновителями и генераторами – дадим им дань - являются наши славные околополитики и псевдоинтеллигенты – главные лавры и боевые заслуги в «Войнах Долмы», принадлежат им.
В «Войнах Долмы», апелляция к нашему «великому и славному прошлому» безоговорочно, темные и сомнительные перспективы же сегодняшнего дня, тщательно маскируются издержками «переходного периода», современного (не)преходящего этапа нашей истории. Одновременно внутренний метастаз и лихорадочное стремление к самоотравлению общества заставляют «Войны Долмы» выйти за собственные границы, превзойти собственную логику, но не в тавтологическом смысле, а в росте могущества аргументации и фантастическом увеличении своего «исторического» потенциала, таящего в себе гибель.
Не было никакого желания, в очередной раз объяснять, что, несмотря на мою личную неприязнь к данному инструменту (я вообще не особенно люблю смычковые, мой страсть – это ударные) - кяманча, (как и другие инструменты региона - тар, балабан/дудук, нагара и.т.д.) все же является результатом великой цивилизации, в ареале которого, до русского вторжения и мы, и все наши соседи пребывали более чем тысяча лет. Что культура рождается только в больших пространствах и при больших образованиях – Империях. Что в Иране разновидностей только одной той кяманчи более 40-а. (Всем, кому интересно, советую просмотреть двухтомник, «Антология Иранских Инструментов», изданной в Тегеране в прошлом году, музыковеда Мохаммада Резы Дарвиши - Mohammad Reza Darvishi (1), где досконально описываются все аспекты игры, звучания и технические детали этих инструментов). И в создании, и совершенствовании этих инструментов (имеется ввиду не только музыка, практически все аспекты культуры) участвовали в равной мере практически все сегменты-этносы Империи – персы, курды, ассирийцы, лоры, арабы, белуджи, туркмены и.т.д., естественно наравне с азербайджанцами и армянами.
С приходом в регион новых пассионариев – русских, и включения нас в новую формацию, далеко забытая общность, не перешла к прошлому. Наоборот, с актуализацией этнического аспекта с европейской точки зрения в новой Империи, по-новому ожило практически все – и мелодии, и сказки, и сказания и все остальное. Все это выходя с лоно традиционной Империи, должно было служить новой этнической идентификации. Затем же начались обоюдные обвинения в «присваивании», с небольшими паузами в течении всего ХХ века, забыв, что южнее, Империя дряхлая, но все же продолжает жить своей жизнью. И все культурные процессы в ней продолжаются. И что, наоборот, со времен независимости в наших нынешних странах практически отсутствует живая культурная жизнь, замененной суррогатом и казенщиной.
Наши общества живут не реальной жизнью, а в постоянном воспроизведении виртуальных (лже)идеалов, фантазмов, образов, мечтаний, которые уже материализовались (думаю общее название «Войны Долмы» соответствуют этим процессам) и присутствуют рядом с нами, и которые нам, в нашей роковой безучастности, необходимо возрождать снова и снова.
Немного отвлечемся: возможно ли, представить себе спорящих о происхождении виолончели, под Верденом немцев и французов? Да и отстаивающих принадлежность баяна на полях Курска, или губной гармошки перед Brandenburger Tor в апреле 45-го представляется весьма трудно. Да, больше всего в этом «повезло» бы, наверное, американцам и японцам – не о чем особенно спорить. Но все же непросто привести пример, где вопрос «культурного превосходства» ставился так резко и болезненно, в виде «Войн Долмы», обделенной культурной жизнью в наших обществах.
«Войны Долмы», то есть абсурд закончится не скоро. Никогда, наверное. Во всяком случае, пока «Южный Кавказ» является понятием «историческим», а не географическим. Беккет и Ионеско – для нас реальность, как у себя дома. Видимо абсурд изобретен вовсе не в Ирландии, но и не у нас, абсурд – само наше существование. Что же до литературы абсурда, то это элементарно - можно почитать, скажем, публикации в наших газетах, или издания Академий Наук, посмотреть ТВ, порыться на форумах. Вот вам и абсурд в чистом виде, и литература абсурда в блистательном исполнении. «Войны Долмы» - венец всего абсурда, который твориться здесь, который в душах людей.
Интересно, почему же мы все так страстно любим абсурд? Видимо потому, что в действительности мы страшно боимся того, что просто и понятно – настолько страшна реальность?
Эльмир Мирзоев
11-02-07
Услышанный мною, и не раз, и не только в Баку, подобные вопросы, отражают суть «Войны Долмы» между нашими обществами. Причины ее возникновения и парадоксальности просты и абсолютно объективны. Параллельная Карабахской трагедии, начатая «Война Долмы» была и есть некое «культурное» - на которое способны наши общества - противостояние, и которая с момента начала конфликта обрела информационную плоть, со временем все более наращивая всё ширящийся контекст, стала действенным фактором трансформации общественного сознания и коллективного бессознательного обеих наших обществ.
«Войны Долмы» между армянами и азербайджанцами сегодня есть реальность и ее игнорирование, является одной из главных проблем и общества, и индивидуума наших стран. «Войны Долмы» существуют, как в форме «культурного» противостояния, так и являясь некоей цельной «симфонией» комплексов внутри больного общества, отражая возникших в ходе (не)решения кризисных проблем обоих обществ.
При этом «Войны Долмы», в отличии от самого политического конфликта далеки от столь жесткого централизма, они многоукладны, полифоничны и полицентричны. Все стычки «Войны Долмы», начиная от (не)безобидных юзеровских призывов в Интернете, вызывающих насмешку «культурологических» «анализов» и лозунгов с собственными, «космического» уровня экспертами, и до грозных «идеологических» манифестов, озвученных местными СМИ и ТВ, уже устами местного истеблишмента, сопровождаются часто незаметными изменениями (под)сознания и ментальности, в основном зомбировании молодых людей.
Воинством «Войны Долмы», вовсе не являются домохозяйки, как следует из названия, тут участвуют все – начиная от детворы и школьников/студентов/хакеров, до солидных дядь и тёть, профессоров и академиков. Но главными вдохновителями и генераторами – дадим им дань - являются наши славные околополитики и псевдоинтеллигенты – главные лавры и боевые заслуги в «Войнах Долмы», принадлежат им.
В «Войнах Долмы», апелляция к нашему «великому и славному прошлому» безоговорочно, темные и сомнительные перспективы же сегодняшнего дня, тщательно маскируются издержками «переходного периода», современного (не)преходящего этапа нашей истории. Одновременно внутренний метастаз и лихорадочное стремление к самоотравлению общества заставляют «Войны Долмы» выйти за собственные границы, превзойти собственную логику, но не в тавтологическом смысле, а в росте могущества аргументации и фантастическом увеличении своего «исторического» потенциала, таящего в себе гибель.
Не было никакого желания, в очередной раз объяснять, что, несмотря на мою личную неприязнь к данному инструменту (я вообще не особенно люблю смычковые, мой страсть – это ударные) - кяманча, (как и другие инструменты региона - тар, балабан/дудук, нагара и.т.д.) все же является результатом великой цивилизации, в ареале которого, до русского вторжения и мы, и все наши соседи пребывали более чем тысяча лет. Что культура рождается только в больших пространствах и при больших образованиях – Империях. Что в Иране разновидностей только одной той кяманчи более 40-а. (Всем, кому интересно, советую просмотреть двухтомник, «Антология Иранских Инструментов», изданной в Тегеране в прошлом году, музыковеда Мохаммада Резы Дарвиши - Mohammad Reza Darvishi (1), где досконально описываются все аспекты игры, звучания и технические детали этих инструментов). И в создании, и совершенствовании этих инструментов (имеется ввиду не только музыка, практически все аспекты культуры) участвовали в равной мере практически все сегменты-этносы Империи – персы, курды, ассирийцы, лоры, арабы, белуджи, туркмены и.т.д., естественно наравне с азербайджанцами и армянами.
С приходом в регион новых пассионариев – русских, и включения нас в новую формацию, далеко забытая общность, не перешла к прошлому. Наоборот, с актуализацией этнического аспекта с европейской точки зрения в новой Империи, по-новому ожило практически все – и мелодии, и сказки, и сказания и все остальное. Все это выходя с лоно традиционной Империи, должно было служить новой этнической идентификации. Затем же начались обоюдные обвинения в «присваивании», с небольшими паузами в течении всего ХХ века, забыв, что южнее, Империя дряхлая, но все же продолжает жить своей жизнью. И все культурные процессы в ней продолжаются. И что, наоборот, со времен независимости в наших нынешних странах практически отсутствует живая культурная жизнь, замененной суррогатом и казенщиной.
Наши общества живут не реальной жизнью, а в постоянном воспроизведении виртуальных (лже)идеалов, фантазмов, образов, мечтаний, которые уже материализовались (думаю общее название «Войны Долмы» соответствуют этим процессам) и присутствуют рядом с нами, и которые нам, в нашей роковой безучастности, необходимо возрождать снова и снова.
Немного отвлечемся: возможно ли, представить себе спорящих о происхождении виолончели, под Верденом немцев и французов? Да и отстаивающих принадлежность баяна на полях Курска, или губной гармошки перед Brandenburger Tor в апреле 45-го представляется весьма трудно. Да, больше всего в этом «повезло» бы, наверное, американцам и японцам – не о чем особенно спорить. Но все же непросто привести пример, где вопрос «культурного превосходства» ставился так резко и болезненно, в виде «Войн Долмы», обделенной культурной жизнью в наших обществах.
«Войны Долмы», то есть абсурд закончится не скоро. Никогда, наверное. Во всяком случае, пока «Южный Кавказ» является понятием «историческим», а не географическим. Беккет и Ионеско – для нас реальность, как у себя дома. Видимо абсурд изобретен вовсе не в Ирландии, но и не у нас, абсурд – само наше существование. Что же до литературы абсурда, то это элементарно - можно почитать, скажем, публикации в наших газетах, или издания Академий Наук, посмотреть ТВ, порыться на форумах. Вот вам и абсурд в чистом виде, и литература абсурда в блистательном исполнении. «Войны Долмы» - венец всего абсурда, который твориться здесь, который в душах людей.
Интересно, почему же мы все так страстно любим абсурд? Видимо потому, что в действительности мы страшно боимся того, что просто и понятно – настолько страшна реальность?
Эльмир Мирзоев
11-02-07