Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт

БЕЗРАБОТИЦА ПРАВОЗАЩИТНИКАМ НЕ УГРОЖАЕТ

Лекция Марека Новицки в Школе по правам человека

Марек Новицки
Конечно, иногда во главе государства стоит не диктатор, а просвещенный, сильный и авторитарный политик, который крепко держит все в своих руках. Он знает, что будет за четыре года его правления. Он понимает, что либо он полностью подчинится общественному мнению, либо пойдет вперед, преодолевая трудности начального периода реформирования, когда целые группы людей живут хуже, чем раньше. Ведь ничего даром не дается. Улучшение наступает позже. Такой политик на четко определенное время рассчитывает свою работу. Пример здесь - Де Голль во Франции. Он проводил реформы, но после каждого важного этапа проводил выборы и референдум, ставя условие, что если народ это не поддерживает, то он уходит. Как-то раз ему действительно пришлось уйти. Это - пример разницы между диктатором и сильным политиком.

В нашем регионе есть и диктатуры, и слабые государства, или смесь и того, и другого. Сильное государство - это государство, в котором законы работают. Нет никаких льгот и исключений. В сильном государстве немного законов, но они все до конца работают. А не так, когда есть всеобщая воинская обязанность, а на практике в армию идет десять процентов.

Слабые государства также опасны для прав человека. Коррупция там все пожирает. Для таких стран есть проблема: как прийти к сильному государству. Характерный пример с Чечней. Русские политики постоянно представляют картину, как они хотели бы вести контртеррористическую операцию - но на самом деле не могут контролировать, и не контролируют ситуацию. Среди вообще всего того, что там происходит - это одно из самых плохих.

В слабом государстве многие решения принимаются без механизма их контроля. С одной стороны, это власть жестокая - она сажает, убивает и т. д. А с другой стороны, она не умеет контролировать государство. Это очень опасно. Внешне есть диктаторы с их полициями и спецслужбами, а в целом этот механизм не работает. Так прежде чем выбирать стратегию, надо посмотреть на тип государства.

* * *

Поговорим о государствах десять-пятнадцать лет назад. Разные куски бывшего СССР мы можем найти теперь и в Польше, и в Чехии, и в Казахстане.

И еще более или менее важно, что в головах людей осталось мышление от государства, которого уже нет. Много раз я встречалась с людьми, у которых где-то в затылочной части головы остались репрессии 1930-х годов - представление о том, что власть может все, как тогда: ссылать целые народы, сажать и расстреливать миллионы. Но это невозможно сейчас. Это было бы чистейшее самоубийство для любого государства. Но мы все еще боимся. Не нас запугали, наших родителей или дедов, и мы думаем, что государство может все.

Вторая половина 1970-х годов - это конец того периода, когда государство могло быть настолько жестоким. Это хорошо видно на государствах нашего региона. В середине 70-х это еще было возможно. В Юго-Восточной Азии это еще возможно. Но на территории СНГ, по-моему, уже далеко не все. Попытка вернуться в 30-е годы означает международную изоляцию, конец устремлениям к тому, что государство будет богатое и современное, что будет развиваться экономика. Мало желающих идти путем Ирака и Северной Кореи.

Конечно, 11 сентября усложняет обстановку, особенно у наших коллег из Средней Азии. Администрация Буша будет там проводить туже политику, что в Южной Америке в 1960-е годы: демократия и права человека там нам побоку, так как мы поддерживаем Пиночета и другие режимы, гарантирующие спокойствие и отсутствие терроризма. Чтобы не было проблем, слова будут о правах человека, но не будет жестокого нажима. Если какой-то диктатор будет гарантировать, что здесь будет более или менее нормально, так значит, надо поддерживать этот режим.

Вот пример Чечни - к ней все повернулись спиной, все вроде хорошо, игры вокруг резолюции ООН совсем другие, чем раньше, хотя там ситуация еще хуже, чем была год назад. Оставим так, если только Путин даст гарантии, что не будет слишком большой крови. Но я думаю, что это поменяется через три года, когда будут новые президенты и новые резолюции.

Мировая ситуация после 11 сентября усложняет нашу работу. Это означает, что будет меньше политического давления в течении ближайших двух-трех лет. Хотя ситуация может поменяться и раньше, чем наступят выборы. Это тоже в какой-то степени зависит от нас и наших действий. Если мы сумеем передавать информацию в прессу, заранее думая о политике. Ведь они говорят что хотят, пока мы работаем.

Есть хорошие отчеты об обстановке в Чечне, люди с мест зверски работают, чтобы собрать информацию. А потом эта информация где-то оседает. Появляется книжка, она стоит где-то на полке - и здесь кончается работа. Это закономерность - мы зверски поработали, издали книжку, собрали материал, но в дальнейшем не сыграли это политически.

Например, идут какие-то репрессии в Узбекистане, и наши коллеги представляют ситуацию, и даже подготавливают какой-то отчет - потом этот отчет стоит на полке. Это полпроблемы, вторая часть проблемы - как политически сыграть потом с этой информацией, которую мы собрали.

Это любимое дело Московского "Мемориала" - собирать некий отчет, как какой-то ритуал. Я собрал, я представил, я уже все написал. Здесь работа кончается.

Да, это сложно - как сыграть дальше? Как мы можем использовать этот материал, чтобы он на самом деле что-то значил?

Хорошо, я опять отвлекся...

О типах государств. Тоталитарное государство.

Это государство может быть идеологическим или нет, как на островах Тихого океана и на Карибах, где нет никакой идеологии, но есть диктаторы.

Есть идеологические государства, которые пытаются контролировать жизнь человека во всех ее проявлениях. Идеологические тоталитарные государства - коммунистическое, фашистское, некоторые религиозные. Такое государство пытается переделать людей, все думают одинаково, одеты одинаково, как в Китае периода "культурной революции". Фидель Кастро недавно ввел конкретную статью в УК, где за "опасность" можно получить 15 лет и суд решает, что этот человек "опасный".

Государство хочет знать все. В России приходилось просить разрешение, чтобы пригласить иностранца к себе домой. Признаками этого являются фамилии на многих транспортных билетах, национальность в паспорте, первые отделы или аналогичные им отделы кадров. На работе у человека не было доступа к его личной информации. Во многих конституциях посткоммунистических стран появилась статья, ограничивающая информацию, которую государство вообще может собирать. Кроме того, человек может иметь доступ на определенных условиях к своему досье, и требовать поправок, если что-то, по его мнению, не соответствует действительности. Одним из процессов Страсбургского Суда был: "Каас против Германии". Он отстаивал право получать информацию о прослушивании и перлюстрации, и делать поправки. Кроме того, что на прослушивание спецслужбы обязаны получать разрешение суда, на него существует определенный срок - его можно продлевать, но в течении года срок может истечь. Тогда органы обязаны проинформировать человека о прослушивании, а тот получает право комментировать или пойти в гражданский суд и получить компенсацию, если что-либо необоснованно. Если же у человека нет информации, что его прослушивали, то он и не может защитить свое право.

Эта система тотального сбора информации была менее опасна, когда все это работало разрозненно, но сейчас, когда работают большие компьютеры, то очень просто можно собрать эту информацию. В демократической же стране в гостинице можно назвать любую фамилию, как свою, так и своих спутников.

С другой стороны в таком (тоталитарном) государстве сама власть всегда засекречена. Ничего не известно о подробностях жизни не только кремлевских деятелей и политиков, но и ничего не известно о подробностях работы и чиновников, и политиков нижнего уровня. Подробности личной жизни имеют значение только для выборов, но мы ничего не знаем не только о принимаемых решениях, но и о важных обстоятельствах в отношении личной жизни каждого.

В правящей верхушке идет политическая борьба, кто-то включается в узкую группу правящих, кто-то из нее вылетает. Кто с кем, кто против кого - мы так до конца и не знаем, почему. Есть разные сплетни только. Бытует представление, что мир политики - это "кто - кого". Все борются друг против друга. Эта политика выглядит как грызня собак под ковром. Мы видим только, что что-то под этим ковром происходит, кто-то кого-то лает-кусает. Не непонятно что же на самом деле. Есть также приказы от отца народа - президента, первого лица.

У полицейского государства тысячи сексотов и стукачей. Кстати, в Советском Союзе было статистически меньше сексотов на душу населения, чем в станах бывшей "народной демократии". Я сначала удивлялся этому, а потом понял, что в СССР было много незарегистрированных сексотов среди активистов партии и комсомола - они передавали информацию бесплатно. В СССР было много неофициального. Кроме официального "литования" в СССР и в ГДР неофициальным цензором были главные редактора газет и радио. В то же время в Польше и в Чехословакии контроль осуществлялся официально, ставился штамп цензора, и главный редактор мог не выполнять работу цензора.

Следующей важной чертой является разобщенность людей в тоталитарном государстве. Не допускается никакой отдельной от государства общественной деятельности. Невозможно было зарегистрировать никакой клуб любителей верблюдов или любого другого. Все это государству необходимо организовывать и контролировать. Сам по себе ты ничего не можешь сделать ни театр организовать, ни окрестный лес почистить. Только от комсомола, только по приказу властей.

Не было и места для неформального общения и обсуждения местных проблем. Кабаки в западноевропейском смысле существовали только в Грузии. В СССР не существовало недорогих мест, где можно было два-три часа поговорить и поесть-попить. Кабаки в Центральной и Южной Европе это то, что организует гражданскую жизнь. И в Англии после работы идут в свой паб и весь вечер сидят в этом пабе. Нормальные люди ходят в дешевые ресторанчики, где у них есть свой стол, за которым они могут выпить свой бокал. Это место разговора о местных проблемах и место, в котором вырабатываются какие-то решения о том, что мы будем делать. Не так в тоталитарном государстве, там не надо, чтобы люди друг с другом разговаривали в то время, как они должны слушать приказы власти, а не разговаривать друг с другом. И потому особенно в России и на Украине не было таких мест. В Грузии это породило сильное сопротивление. Коммунисты не смогли отобрать у крестьян землю потому, что сопротивление было слишком сильное. В 70-е годы были кабаки на территории Тбилиси, но ни одного кабака я не нашел на территории России. Рестораны и кафе были средствами общественного питания, а не общественной жизни.

Между прочим, разрабатывались исследования зависимости гражданского общества в от того, что люди предпочитают выпивать, и как. Водка - мутная голова, но есть силы, чтобы дать по морде. Вино - голова работает, но тело расслаблено. Лучше всего для гражданского общества - пить пиво. Это долго, и можно все обсудить, то же и в чайхане. Организовать гражданское общество в нашей стране - это одна из самых важных задач, которые я знаю впереди у вашей страны.

У России есть страшный исторический опыт. Это пример Ивана Грозного, который уничтожал это общество в Древнем Новгороде, где было правление не хуже и не лучше, чем в некоторых западноевропейских общинах, в средней Азии и на Кавказе. Советский Союз изо всех сил стремился уничтожить ростки гражданского общества, потому что это было особо опасно для централизованного государства.

Если смотреть на историю Европы, то видно, что абсолютная власть проявляется в истории Европы избирательно. Иногда возникало сначала сильное гражданское общество. Так было в Нидерландах, было очень сильное гражданское общество. Были попытки установить абсолютизм, но они были проиграны. В каком-то плане это касается Польши, где было чуть другое гражданское общество в виде дворянской демократии, но это была сильная организация общественности. Там, где этого не было, абсолютная власть навязывала свои проблемы и начинала контролировать все.

В Советском Союзе плохо работал телефон. Это было организовано, в частности, специально.

Также создавалось впечатление, что некоторые проблемы экономического характера сознательно создавались. Например, очень плохо распространялись холодильники среди населения. Необходимо было, чтобы люди зверски работали, чтобы приобрести тот или иной товар. Если все мысли направлены на то, чтобы приобрести холодильник, то на мысли о политике времени уже не остается.

Самое важное в тоталитаризме - это то, что у людей была в какой-то мере полностью контролируемая правительством и ими самими жизнь. Сначала человек шел в школу, становился пионером, потом комсомольцем и т.д., получал "путевку в жизнь". Если он и его родители будут хорошо себя вести, то он через два-три года получит путевку в дом отдыха, а через десять лет квартиру, потом пойдет на пенсию, на которую жить будет плохо, но голодать не будет. А потом попадет на стандартное советское кладбище, где все могилы почти одинаковые. Что еще нужно для счастья? "Хорошая жена"... Жизнь при тоталитарном государстве похожа на поезд, идущий по рельсам, и человеку удобнее пассивно подчиняться, нежели на что-то влиять.

Были проведены социологические исследования в Америке, было выявлено 20 % самых бедных, и обследовано в 1979 и в 1988 годах в одном городе. За десять лет 85 % из них выбралось из нищеты, а остальные попали в группу самых бедных. У американцев есть шанс, их взгляд - о том, как заработать, а не как поменять систему.

В тоталитарном государстве много законов, и все они противоречат друг другу. Каждый является нарушителем какого-либо закона, и власть может наказать любого. Есть русская поговорка о том, что "был бы человек, а статья найдется". Кроме реальных нарушений, доказательства можно еще и фальсифицировать. В России в тысячу раз больше законов, чем в Западной Европе. Вперед - нельзя, направо - нельзя, налево - запрещено, а на месте стоять - преступление. И чтобы ты не сделал - преступник. Но, если власть тебя любит - то простит, а не любит - может наказать любого. Люди улыбаются власти и стараются, чтобы она их любила. Еще у власти разного типа привилегии. Власть произвольно распространяет разные блага. Может дать заработать, а может и не дать. Может принять ребенка в университет, а может и завалить. Дать квартиру, хорошую путевку и т.д. Даже столы заказов, и те делились по заслугам, свои у партии, свои у профсоюзов или комсомола. В институте, где я работал, тот кого любила дирекция, получал в такой стол заказов талон, а тот, кого очень любили, получал талон более высокого качества. Это заставляло людей улыбаться власти.

Последнее - это проблемы коррупции. Она была, но небольшая. Люди у власти были не очень богатые, все держалось на привилегиях. Дача под Москвой. Машина - "Чайка" или "Волга". Мог быть казенный самолет или вертолет, и т.д. Выброшенный из власти все или почти все это терял. Раньше расстреливали, потом просто позволяли жить нормально, и не голодать. В Ташкенте и Тбилиси самые богатые машины у людей - это остатки реакции жителей тоталитарных государств в посткоммунистическое время.

Тоталитаризм остается частями в наших странах и в настоящее время.

* * *

Вторая группа - это государства, которые отбросили старую идеологию и говорят, что строят правовое государство.

Отбросили идеологию и заявили, что готовы выращивать нового человека.

Дали чуть-чуть свободы.

В плане того, что допускаются разные неправительственные организации, как в Белоруссии. В Афганистане - это вообще другой мир. Люди могут чуть-чуть предаться совместной деятельности. Это первая важная позиция.

Вторая - возможная поездка за границу. После распада Союза из стран СНГ, если есть деньги, можно иметь некоторую свободу передвижения. Даже если есть проблемы с пропиской в городах, то по крайней мере государство не говорит где кому надо жить или куда ездить.

А то был в советское время эпизод, когда группа моих коллег, работающих в институте поехала летом без санкции по сибирским рекам на каких-то плавсредствах - так у них были потом проблемы на работе: их вызывали и спрашивали, кто организовал, что они там самостоятельно делали, вместо того, чтобы как все, под одну дудку, отдыхать в санаториях.

Происходят реформы и в области собственности. Самое страшное, что было в советской системе - отчуждение человека от собственности. Это намертво привязывало человека к каждодневной работе, иначе через месяц нечего становилось есть, почти совсем не было резервов. А работу давало только государство. Чистейшая система рабства - никто не может заработать денег и сказать, что мне хватит до конца жизни. Постоянно нужно просить и подчиняться приказам с утра до вечера. Каким бы свободным на словах себя не называло государство, все видно на отношениях собственности.

В России царь - ему принадлежит все и люди и имущество. Он мог отобрать у каждого, что хотел, и это было его право. Права же английского короля все-таки имели некоторые ограничения в вопросах собственности. Он не мог отбрать имущество, ему приходилось просить взаймы. В Западной Европе между властью и собственниками гораздо раньше развились договорные отношения. Власть просили деньги на войну, или на свою администрацию, или на что-то другое, а в обмен люди могли выпросить законы о невозможности задерживать и арестовывать без решения суда. Если король не может, когда ему вздумается, засунуть руку в карманы людей - ему приходится вступать с ними в переговоры и договариваться.

В России сейчас можно иметь деньги, но какие? С постоянным вопросом: "Откуда они взялись?" - любимая тема властей...

Кроме того, во-первых, в этих государствах, власть сосредоточена в руках небольшой группы людей, которые стремятся к сохранению этой тенденции в дальнейшем.

Во-вторых, здесь нет демократических революций, нет свободных выборов - или люди не верят в них.

В-третьих, чаще всего, в этих странах ядром конституционного строя является Президент. И нигде в мире не было, чтобы после тоталитарной системы президентская привела бы к демократии.

В-четвертых, нет политической культуры. Это еще одна головная боль. Культура - это единственно, что может делать государство осознанным.

Задача - не только свергнуть старые власти, но построить такое государство о котором люди не говорили бы "ОНИ". Это важный признак - когда приедешь в страну, какое местоимение используют? "МЫ" решили сделать реформы, поднять налоги, это "МОЯ" власть, "МОЕ" государство? Или "Я" - случайный человек, и другие управляют моей жизнью? Последнее встречается гораздо чаще...

* * *

Есть люди, которые поставили задачу свергнуть такое государство исключительно путем выращивания гражданского общества. Далее поговорим о техниках выращивания гражданского общества.

Не рассматриваем насильственные действия. У нас нет танков, самолетов. К тому же насильственные действия в России никогда не дают действительных положительных результатов. Всегда кровопролитие заканчивается новым кровопролитем, новым террором.

Стабильные положительные результаты дает только мирный переход к демократии, который невозможен без реального гражданского общества.

Во многих странах была сделана стандартная ошибка. Демократы слишком рано разделяются на разные группы и начинают драться между собой. Разные политические партии больше заинтересованы, чтобы повредить друг другу, а не для того, чтобы поменять систему государства. В какой-то момент, несомненно, надо организовывать политические партии, но это, несомненно, болезненный и длительный процесс. Выборы во время диктатуры только поддерживают ее - кого-то она поддерживает, кого-то пугает, и так далее. Она проникает в партии, и у партий уже нет интереса бороться против диктатуры.

В 1980-е годы мы в Польше не сделали такой ошибки. Мы даже боялись друг с другом разговаривать на темы о политических взглядах - ты либерал, социалист, христианский демократ, и т. д. Задача была - свергнуть эту власть и выращивать демократическое государство единым движением людей разных взглядов. И в дальнейшем мы пытались сохранить единство народа, единство политического мышления.

А потом в Польше люди радовались, когда пан Валенса сказал, что никакого единства больше нет, и пора начать драться, так как демократия уже есть, и надо начать кусать друг друга. Большие блоки, сказал Валенса, хороши на войне, но плохи для того, чтобы развивать государство и демократию. Некоторым это очень не понравилось...

* * *

Третий (или 2.5-й?) тип государства - принявших конституцию и систему власти без сильного президента.

В Польше нет демократии, ее лишь начали строить, и мы тяжело работаем для этого. По определению, нет простых рецептов. Надо чувствовать процесс.

Точно, когда есть разные взгляды, разные партии, есть контроль, так как власть портит людей, а абсолютная власть - абсолютно. Надо всегда быть готовым, что политики - это сволочи. Их задача - не благо государства, а больше власти. Туда подлецы с большей вероятностью попадут, чем честные люди, но государственная система должна их заставлять блокировать друг друга, чтобы никто не взял слишком много на себя, и устремился к диктатуре. Не должно быть единства ветвей власти. Чиновник, судья, прокурор - все любят поддерживать друг друга с единой задачей, это стандартная концепция тоталитарного государства.

Демократическое государство - это десятки разных интересов, о которых договариваются. Это разные институты, которые контролируют друг друга, смотрят друг другу на пальцы. Это проявляется, когда политическая оппозиция выполняет всегда контрольные задачи государства. Одна и та же правящая партия не может контролировать себя и свои спецслужбы. В Бундестанге контрольные функции - у оппозиции.

Вернемся ко второму типу государства, президентского. К пункту четыре: в этом типе нет политической культуры. Должно пройти много лет, чтобы появилась стабильная культура политической жизни.

У нас есть и бывшие коммунистические, и много других партий, и на каждых выборах появляются не одни и те же, а новые политические партии, и все время что-то разваливается, а что-то объединяется. Да и не партии, а просто большие группы людей, который договорились друг с другом. Грубо говоря - влево или вправо, а часто и не так. Кто говорит. что правый, а на самом деле - левый, и наоборот. Людям сложно разобраться. Очень сложно организовать жизнь политическую и прийти к более классической схеме, как в Великобритании и в США, где есть две политические партии и одна маленькая, обеспечивающая одной из них политическое большинство. Польше до этого еще минимум 10-15 лет, пока не придет к более стабильной политической системе, то же в Чехословакии. (...)

Переходный период к демократии особенен тем, что мы меняем практически все законы государства и его структуры. Изменения в правовой системе часто разрушают ее стабильность. Профессор Эльстер говорил, что это напоминает ему перестройку плывущего корабля: надо разобрать корабль и построить его заново. Но как это организовать так, чтобы он пережил всю эту операцию, и не утонул?

Появляются проблемы в ходе экономических реформ. Ничего не дается даром, и некоторые группы людей начинают жить гораздо хуже, чем раньше. Некоторым надо платить, чтобы они не работали. (...) Безработица, масса ненужных людей. Появляются поколения безработных. (...)

Демократия - она там, где есть все перечисленные выше институты и контролируют друг друга. Разделение властей на всех уровнях. Деньги на выборы - по счету. Независимые центральные банки. Ответственная финансовая политика. Независимые финансовые власти. Независимые СМИ на длительный срок, для чего еще и Совет независимой прессы (...).

В судах ведутся дела по компенсациям за незаконные действия государства. Проблема компенсаций - одна из самых важных правозащитных проблем. В Польше растет количество - по сто дел в месяц. Возможно, чтобы чиновники платили половину из личного кармана, чтобы люди почувствовали, что можно подавать в суд. Этими людьми могут быть и заключенные, но процесс должен вестись таким образом, чтобы было понятно, что это не месть тюремщикам, а право, и лучше заплатить, а не усложнять дальнейшие отношения. (...)

Проблемы правозащитные - разного типа, и наша учебная программа учит не правам, а как требовать эти права. Это не менее важно, чем философский смысл права. (...)

Например, проблемы защиты беженцев, для многих стран новые - для тех стран, из которых много лет люди только уезжали. Или проблемы защиты прав безработных. Многие эти проблемы стоят не только перед нами, перед властью, и обязательно надо знать, как они решаются в других странах. Нет учебников сравнительного законодательства. Нет курсов сравнительного гражданского и уголовного права. Надо смотреть не только на закон, но и как он работает на практике. Надо много работать, и нам помогают нормальные отношения в посольствах других стран - там есть люди, которые обязаны отвечать на вопросы. Очень полезны совместные учебные курсы для судей, прокуроров, чиновников, а также учеба людей на тему, что они могут требовать с власти.

* * *

И наконец, есть третий (или 4-й?) тип государств - демократии, которыми я не буду особо заниматься, тем более, что нас уже ждет обед.

В действительно демократических странах есть проблемы небольших групп людей, которых общество не любит и с большим удовольствием задавит. Наркоманы, алкоголики, бывшие зэки, преступники, гомосексуалисты, разного типа эмигранты, инфицированные СПИДом, люди странных вероисповеданий, и так далее. Защищающие их идут против мнений и оценок большинства людей. В тоталитарных и посттоталитарных государствах, молодых демократиях, правозащитники помогали большинству людей против меньшинства, против чиновников, которых все-таки меньше, чем нормальных людей. При защите же меньшинства на автомате теряется много авторитета. Тяжело быть правозащитником в Америке, Швеции, Голландии, гораздо легче - в Узбекистане и России.

Но и там действует постулат, что власть всегда нарушала, нарушает и будет нарушать права человека. Это неотъемлемое ее стремление, ей так проще - не обращая внимание на ущемление чьих-то прав и достоинства, идти вперед к светлому будущему.

И там безработица правозащитникам не угрожает. Я думаю, что это одна из двух самых стабильных профессий в мире. Первая - похоронщики. Все остальные могут бояться, что у них не будет будущего.

Спасибо.

Марек Новицки
2002

Источник: www.hro.org

ВЛАСТЬ И ЕДИНИЦА

Введение

Когда встречаешься с людьми, первое, что нужно сделать — это определить основные понятия. К нам часто приходят журналисты и говорят: "Вроде есть уже демократия, в чем же заключается ваша работа? Зачем нужны права человека?" Они понимают, что демократия — это когда управляет большинство. Это чистое заблуждение. Это уже было когда-то, и результатом этого было то, что большинство забывает о проблемах отдельных людей — меньшинств. Появлялись очень серьезные проблемы с защитой отдельных людей.

Это не так, что депутат в Думе может поднять руку и сказать, что завтра мы вешаем всех цыган или выгоняем татар из Крыма, или что мы возьмем машины у людей, у которых есть машины, и землю у тех, у кого есть земля. Эта власть не такая большая, власть ограниченная. Состав прав и свобод отдельных лиц — это как раз то, что ограничивает власть большинства.

Что такое права и свободы?

Существует европейская конвенция по правам и свободам человека. Чем отличаются права и свободы? Если я говорю, что у меня есть право на что-то, это значит, что те, у кого есть власть, должны поработать и сделать что-то для меня. Если бы имелось право на работу, то это означало бы, что царь-батюшка или Президент, парламент, министры должны поработать и сделать так, чтобы я нашел работу по своей специальности недалеко от своего места жительства. Если говорится, что есть право на обучение, то это значит, что обязанностью тех, у кого есть власть, является организация системы школ, таких, чтобы я мог послать своего ребенка в школу учиться. Это не значит, что все школы будут бесплатные, что государство должно за все платить. Но правительство ответственно за то, чтобы такая система работала.

Если у меня есть право на что-то, значит, есть обязанность у власти. Если же у меня есть свобода на что-то, это значит, что есть такой район в моей жизни, в который те, у кого есть власть, не должны вмешиваться. Мое право — это обязанность власти что-то сделать, моя свобода — это запрет ей действовать в какой-либо области.

Часто к нам приходят люди и говорят: "Вы занимаетесь правами человека, помогите мне, меня жена бьет, или — погода нехорошая, или — денег у меня нет". Это не проблемы прав человека. Права человека — это только то, что происходит между властью и единицей, это не проблемы соотношения между единицами: мной и моей женой, соседом, ребенком.

Права человека — это только когда с одной стороны — власть, а с другой — человек, подчиненный этой власти. В каком-то смысле можно употреблять язык прав человека в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком, потому что здесь тоже есть какая-то власть, но отношения между равноправными партнерами не могут быть описаны на языке прав человека. Были такие попытки, но они оказались неудачными. И теперь, если кто-то говорит о правах человека, то он имеет в виду отношения единица-власть.

Об основных понятиях теории прав человека

Если строить теорию прав человека, то нужно взять за основу какие-то понятия. Никакой науки нельзя построить, пока не приняты основные понятия. Нельзя построить физики, если не принять того, что все понимают, что есть время, длина, масса. А потом уже определить, что такое скорость, ускорение и прочее. Нельзя построить математики, пока не дано точное определение, что такое множество. А потом на основе этого можно строить математику.

Так, основным понятием теории прав человека является человеческое достоинство. Я не в состоянии дать этому понятию четкое определение. Это — достоинство, которое есть у всех. И у ребенка, который только что родился, и у того, кто сидит в тюрьме. Потому что они — люди. Как это получается? Объясняется по-разному.

Например, для христиан. Они будут думать согласно трудам святого Томаса, где говорится, что человек похож на своего Бога и из этого получается, что часть достоинства Бога переходит к человеку. Кто-то может перенести это человеческое достоинство из другой религии, но интересно то, что если пройти этот путь, то получается список прав и свобод, который мало зависит от того, какую религию мы взяли вначале за оправдание этого человеческого достоинства.

Я не до конца понимаю, как это получается, что права человека одинаковы и что они слабо зависят от философии и религии, но такое явление можно зафиксировать. Еще имеется другое понятие — личное достоинство. Это достоинство появляется и растет у человека, когда он хорошо ведет себя. Если он поступит плохо, он может его потерять. Но не об этом речь. Речь идет о человеческом достоинстве, которое есть у всех нас.

Отношения "человек-власть": три типа мышления

Права человека — это соотношения человек-власть. История знает три способа, как эти отношения можно организовать.

Первый способ. Власть дарит какие-то права и свободы подчиненным гражданам. Власть — хорошая, добрая, и вот она нам подарила свободу высказывания, свободу совести и т.д. На таком принципе были основаны все коммунистические конституции. Например, конституция 1831 года. Итак, первый тип мышления: наши права — это подарок власти.

Есть и другой подход, связанный с мышлением французской революции. Он появляется в Европе в конце 18 века. Это — общественный договор. Есть люди, и есть власть. И люди, и власть говорят: "Давайте договоримся. Я, человек, буду что-то делать для власти. Например, если будет надо, пойду на войну или буду оплачивать налоги. А власть будет делать что-то для меня — гарантировать мои права и защищать мою свободу". И такой договор оптимален и для власти, и для людей. Это второй тип мышления.

Есть еще и третий тип. Он появляется тоже в конце 18 века в США, где люди приходят к выводу, что хорошо было бы организовать государство. Государства нет, и надо его создать. У людей есть права и свободы, которые возникают из их человеческого достоинства, потому что люди — это люди. Итак, люди организовывают государство, и чтобы оно вообще могло действовать, они передают ему часть некоторых своих прав и свобод. То есть ограничивают свои права и свободы. К примеру, человек ограничивает свое право на собственность и оплачивает налоги, потому что если у государства не будет денег, оно не сможет действовать. Или приходят к выводу, что если надо будет умирать за родину — пойдут умирать за нее, поскольку страна без защиты существовать не сможет. При этой системе у власти есть столько прав, сколько ей передали люди. В отличие от первого типа мышления, где у людей было столько прав и свобод, сколько царь-батюшка им дал.

Посередине — договор равных партнеров. И это не есть чистая теория. В школе по правам человека мы даем студентам примеры, объясняем какой-то случай, какое-то событие, даем им юридическую норму и обсуждаем, как нужно решить проблему, используя этот закон. Исходя из мышления, что у власти столько прав, сколько люди ей дали, а у людей столько прав, сколько им дала власть. Это и есть договор. Решения получаются разные, в зависимости от того, как мы думаем.

Свобода и равенство: три точки зрения

Из понятия человеческого достоинства выводятся два основных понятия: свобода и равенство. И опять появляются проблемы. Включаете вы телевизор, и там появляется какой-то политик и говорит, что он любит равенство, он — за равенство. Тогда нужно посмотреть, какой партийный билет у него в кармане, потому что от этого зависит то, о чем он говорит вообще. Если этот политик — коммунист, то он представляет мышление, которым было переполнено польское телевидение лет 15-20 тому назад. Это была такая толстая баба, которая часто выступала и говорила: "Ведь у всех те же самые желудки, все должны получать одно и то же. Равенство — условие жизни".

Если о равенстве говорит социалист (я имею в виду социалистов Западной Европы), он думает, что у людей должны быть равные шансы, одинаковые возможности. Потом один будет много работать, заработает много денег и займет высокий пост. Другой не сможет, и жить ему будет хуже. Но вначале нужно дать одинаковые возможности всем. Это равенство с точки зрения социалиста. Но нельзя забывать, что если зайти слишком далеко, могут начаться проблемы. В начале двадцатого века европейские социалисты пришли к выводу, что не нужны законы о наследстве. Если ваш отец был способный, много работал, получал большие деньги, а мой ленился и работать не хотел, то получается, что у вас, как его наследника — много денег, а у меня нет. Почему вам должно быть легче? Может быть, надо выбросить законы о наследстве? Но мы чувствуем сразу, что зашли слишком далеко.

И есть третий тип понимания равенства. Это либеральный тип. Для либералов равенство — это равенство законов и равенство первенства. Равенство законов — это понятие, очень близкое к запретам дискриминации. Это буквально то же самое.

Равенство как запрет дискриминации

Что такое запрет дискриминации? Это запрет биологически необоснованного разделения людей. Пример: закон, который говорит, что татарин или блондинка не могут водить машину, — это дискриминация татар и прекрасных блондинок. Но закон, который говорит, что слепой не может водить машину, — это не дискриминация, потому что имеется сильное физиологическое обоснование этого закона. И разные документы по правам человека, разные международные конвенции о правах человека перечисляют разные черты, по которым не позволяется различать людей по национальностям, религиям, и прочее, и прочее.

В коммунистических конституциях никогда не появляется запрет дискриминации по поводу политических взглядов. Потому что система была такого типа, что этого запрета внести было нельзя. Я не буду развивать эту проблему. Если законодательство запрещает дискриминацию, там не будет таких слов как мужчина, женщина, татарин, русский, поляк, православный, католик и т.д. Если появляются в законах слова такого типа, то уже включается звонок: "Очень вероятно, что такой закон — дискриминация". Едва ли можно оправдать введение в законодательство таких слов.

В Польше у нас есть целая куча проблем с дискриминацией. Возьмем самый простой пример: мужчина-женщина. Я не знаю, как в других странах, а у нас есть такой закон, что женщина может уйти на пенсию, когда ей исполнится 60, а мужчина, когда 65. Это вообще непонятно. Женщины не только более хорошие и правильные, чем мужики, но они и живут дольше, они более здоровые. И почему они уходят на пенсию раньше — непонятно. Во-вторых, в Польше молодой человек может жениться, когда ему исполнится 21 год, а девушка может выйти замуж в 18. Откуда эта разница? Я посмотрел, что говорилось в нашем парламенте для принятия этого закона. Оправдание было такое, что представители армии говорили, что у них есть проблемы с женатыми молодыми людьми, идущими в армию. Они очень хотят вернуться домой. Значит, нужно поднять возраст, в котором молодые люди могут жениться, и проблемы не будет. В нашем законодательстве есть и совсем дурные запреты: женщина в Польше не может водить автобус, а только трамвай. Несколько лет назад, когда начиналась война в Персидском заливе, я поехал на какую-то конференцию по правам человека. Там местные жители организовали манифестацию у американского посольства, чтобы эти ужасные американцы не беспокоили прекрасного Хуссейна. Я пошел посмотреть (я люблю смотреть на такие авантюры) и увидел, как норвежская полиция разгоняет эту манифестацию. Это были такие большие лошади, у них были пластиковые прозрачные шлемы на головах. На лошадях восседали полицейские в таких же шлемах. Это были как мужчины, так и женщины. Вы бы видели, как эти дамы работали дубинками! Прелесть! В Польше в это время в подобных подразделениях полиции женщин не было. Видно было, что это чистейшая ерунда. Справляются великолепно. Я мог бы продолжать, но я думаю, что даже закон, который говорит, что женщина, родившая ребенка, имеет право на какой-то дополнительный отпуск, если формулировать его так, что любой человек, который родил ребенка, имеет право на дополнительный отпуск, не стал бы от этого хуже.

Итак, я говорил о равенстве прав с точки зрения либералов.

Есть другой вопрос — равенство перед законом. Чтобы суд, чиновник относились одинаково ко всем людям. И этого не получается. Нигде в мире не получилось организовать такой системы, чтобы и богатый, и бедный человек, если их поставят перед судом, имели равные возможности. У богатого всегда адвокаты будут получше. Можно применять разные способы, чтобы уменьшить эту проблему, но до сих пор никому в мире не удалось полностью ее решить.

Это было несколько слов о проблеме равенства, о трех типах понимания равенства: равные желудки, равные возможности и равные законы.

Что же такое "свобода"

Второе понятие, которое непосредственно вытекает из понятия человеческого достоинства, это понятие свободы. И здесь опять появляются проблемы. Потому что слово "свобода" для разных людей может означать совсем разные вещи. Это имеет исторические корни. Просто в конце 18 столетия, когда в самом деле начинаются разговоры о правах человека, в Америке была такая обстановка, что люди шли на запад, где было сколько угодно свободной земли (если, конечно, не вспоминать об индейцах). И зачем людям было нужно государство? Государство нужно было для того, чтобы, во-первых, оно защищало от внешнего врага — значит, организовало бы армию, во-вторых, чтобы оно защищало от внутреннего врага (преступников) — организовало бы шерифа, который будет меня защищать от бандита. И, в-третьих, нужно было организовать судебную систему, чтобы судья осудил, повесил этого бандита. И ничего больше. Любые более широкие действия государства только ограничили бы возможности людей развиваться в то время. Чем меньше прав у государства, тем лучше я могу развиваться, тем лучше мне будет жить. Здесь вплетается проблема счастья. В Декларации Независимости США уже появляется право стремиться к счастью. Но стремиться к счастью, не мешая другому.

В это же время обстановка в Европе совсем другая. Нет свободной земли. Люди работают на земле, которая принадлежит другим лицам, люди подчинены экономической, а иногда и судебной власти. И люди думают: "Эх, если бы царь-батюшка знал, что эти сволочи со мной делают, он бы пришел и дал мне свободу." И появляется ожидание того, что государство даст мне свободу, что свобода не от государства, а через государство. Что самая безухая власть придет и даст мне свободу от тех, кто угнетает меня непосредственно. Это совсем другое понимание свободы. И если посмотреть на законы Французской революции, с этим связан совершенно другой подход к счастью. Право на счастье. Не право стремиться к счастью, а право на счастье. Это значит, что государство должно сделать меня счастливым. Но уже потом историки узнали, что несколько раз власть приходила к выводу, что она знает, что нужно сделать, и даже пыталась сделать счастливыми людей. Каждый раз получалось что-то не очень хорошо.

Итак, если мы говорим о правах человека, мы употребляем понятия свободы и равенства с либеральной точки зрения.

Правовое государство

Еще одно очень важное понятие для прав человека — это понятие правового государства. Это понятие тоже всегда появляется в начале разговора. Особенно в некоторых странах, которые появились после распада СССР. И в других странах бывают большие проблемы с тем, что это определение очень трудно для понимания. Самое простое определение (а я знаю их около 70): правовое государство — это такое государство, в котором человек может с большой вероятностью сказать, как ответит государство на его действия. То есть, если я сделаю что-то, то ответ государства будет именно таким, а не каким-либо еще. Эти законы взаимодействия государства и единицы понятны и однозначны. Нет проблемы с тем, что если я сделаю что-то, то один Бог знает, что в ответ на это сделает чиновник. Если я сделаю А, то чиновник сделает В, а не С и не D. Это — правовое государство.

Я часто использую такой довольно простой пример из истории Индии. Англичане запретили жителям Индии варить соль. И когда-то на берегу сели 10 индусов и стали, не скрываясь, варить соль. Пришли полицейские, взяли их за уши и отвели в тюрьму. Через день на берегу океана сели 100 индусов и стали варить соль. Пришли полицейские и отвели их в тюрьму. На следующий день на берегу сели 10000 индусов и стали варить соль. А англичане отменили закон. Почему? Потому что невозможно посадить такое количество людей в тюрьму. И они все варили соль, поэтому нельзя было одного посадить в тюрьму, а другого не посадить. Значит, такой закон действовать не может, потому что это нарушает принцип правового государства, а Великобритания была правовым государством. А как это произошло бы в коммунистической стране? В первый день, когда сидели 10 индусов, пришли бы милиционеры, всех избили, 6-х посадили бы в тюрьму, а 4-х отправили домой, и все бы думали: "Черт их знает, почему они их отпустили?" А еще дополнительно посадили бы в тюрьму 3-х человек, которых вообще не было на берегу океана, чтобы все боялись. Неизвестно, варю я соль или нет, если власть захочет — посадит, не захочет — не посадит. Потому что коммунистическая страна — не правовое государство, и это очень важно для защиты прав человека.

У нас в последнее время были очень странные законы. Например, кто-то собирал деньги, чтобы поехать в Германию и купить себе машину. Наконец-то собрал, поехал, купил машину, приехал на границу и здесь узнал, что таможенный налог вчера стал в 10 раз больше. И деться ему некуда, и вообще ему проще выбросить эту машину, чем платить. Это тоже не правовое государство — человек не знает, что сделает власть, что произойдет в будущем. Проблема правового государства касается не только полиции и уголовного законодательства, но еще и ежедневной жизни. Мы должны знать законы и верить, что государство будет их соблюдать.

Права и обязанности

Еще одна очевидная проблема, которая тоже возникает довольно часто. В большинстве наших конституций права и обязанности появляются вместе. Вот часть польской конституции, которая говорит о моих правах. Она называется: "Права и обязанности граждан". И школьные законы говорят: "Права и обязанности ученика". Под этим подразумевается, что если ты будешь выполнять свои обязанности, то мы, власть, будем гарантировать твои права. С точки зрения прав человека это чистейшая ерунда. Почему? Мои права и свободы есть у меня потому, что я — человек. Они возникают из моего человеческого достоинства. Мои обязанности перед государством действительно есть, но это совсем другая проблема. Они — результат того, какое государство мы построили, какие права мы ему передали. Здесь нет этих философских основ, и у меня есть права и свободы независимо от того, выполняю я свои обязанности или нет. Государство может меня наказать, если я не буду этого делать, но права от этого не зависят.

Если уж говорить об обязанностях (я ухожу в сторону, это не относится к правам человека), то можно очень коротко сказать, сколько этих обязанностей. Их всего-навсего четыре. Первая обязанность — это платить налоги. Если я не буду платить налоги, то государство не сможет выполнять свои основные действия: организовывать армию, полицию, суд. Вторая обязанность — это защищать родину. Если я — гражданин моей страны и кто-то ей угрожает, то я обязан ее защищать. Это не обязательно означает, что мне надо взять "калашникова" и пойти стрелять. Защищать можно по-разному, но это моя обязанность — включиться каким-то образом в защиту родины.

С третьей обязанностью уже более сложно. Некоторые говорят, и они не правы, что гражданин должен выполнять закон. Это не так. Гражданин имеет право нарушать закон. Я думаю, что большинство из нас в коммунистическое время нарушали закон. Все революции, вся подпольная деятельность — это было нарушением закона. Но я, когда нарушал законы моей страны, чувствовал, что я выполняю гражданский долг, что мне надо нарушать эти законы, и это справедливо. Но это было чуть-чуть по-другому, потому что я думал, что правительство, которое было в моей стране, — это не мое правительство, что моей страной управляет кто-то не тот. А здесь речь идет о демократической стране. Тут тоже можно нарушать законы, но это целая теория сопротивления незаконной власти. И если я чувствую, что я здесь живу, что это моя страна, что это демократически исправная власть, но в моей стране есть какой-то закон, с которым я не согласен, мне он не нравится, я думаю, что он аморальный и что он вреден людям, тогда я могу пойти и официально стать нарушителем этого закона, но моя обязанность — подчиниться решению суда. Это — моя гражданская обязанность. А другие будут смотреть, что я сижу в тюрьме, все больше и больше людей будут обращать на это внимание, будут выступать против этого закона, и закон поменяется. Мы не скрываемся, мы нарушаем законы, которые считаем плохими, но подчиняемся решению нашего суда. Многие из нас скрывались, но у нас было оправдание, большинство из нас думало, что правительство наших стран — это не наше правительство, и это оправдывало то, что мы не шли в тюрьму, а просто пытались спрятаться.

И последняя, четвертая гражданская обязанность. Это уже просто. Свергнуть власть, которая нарушает права человека. Если путем демократических выборов или каким-то другим путем к власти пришли люди, которые нарушали права граждан, которые действовали в свою пользу, а не служили людям, то нужно свергнуть такую власть. Это тоже обязанность гражданина. И интересно то, что в первом варианте французской конституции появляется эта обязанность гражданина свергнуть власть, которая начнет служить самой себе, а не гражданам. Потом, со временем, это исчезает, и сейчас во французской конституции этого уже нет.

Это были все гражданские обязанности. Больше никаких нет. Есть обязанности по отношению к жене, к соседу, но это уже другой тип обязанностей.

Социальные права

Очевидная проблема, которая часто появляется, когда мы говорим о праве на справедливый суд, о свободе высказывания и прочем. Люди, которые приходят к правозащитникам, говорят о праве на труд, о праве на квартиру, о социальных правах. А социальные права — это что-то совсем другое. Личные, гражданские права возникают из человеческого достоинства, а социальные права — это результат общественного договора. Господа министры, депутаты, президенты очень тяжело работают, зарабатывают деньги, а потом с полочки хотят дать нам эти деньги, построить школы, квартиры. Мы зарабатываем деньги и непосредственно оплачиваем налоги. И когда мы говорим в Центральной и Восточной Европе о том, какие права должны быть у граждан, надо бы сделать это честно и спросить у людей, чего они хотят. Вы заработали 1000$ и в конце месяца получили их зарплатой. Вы сейчас можете взять 100$ из этих денег и отдать государству, и ожидать, что когда придется отдать ребенка в школу, то государство будет платить за обучение. Я могу отдать еще 100$, а могу сказать, что я не дам, и если придется учить ребенка, я сам буду платить за его учебу. Могу вытащить еще 100$, отдать г-ну президенту и ожидать, что если я заболею, то мне не надо будет платить за врача. Можно договориться и по-другому: эти 100$ останутся у меня в кармане, но если я буду болен, то сам буду платить врачу. Могу еще 50$ вытащить и ожидать, что лекарства будут бесплатные, или могу оставить деньги у себя и покупать лекарства сам. Могу отдать еще больше и ожидать, что будет дом отдыха, но это уже дело договора. Это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно что-то нам гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами.

И почти никто в наших странах даже не пытается сказать, какой договор он хочет составить. Но если у людей спросить: "Вы хотите, чтобы были бесплатные школы?" — "Да, хотим!" — "Вы хотите, чтобы у вас была хорошая квартира?" — "Да кто б не хотел?!" А еще, чтобы машины всем дали? Красные и зеленые. Все за социальные права. Я не против социальных прав. Некоторые социальные права должны быть и должны гарантироваться в наших странах, но это должно быть вполне сознательно, чтобы люди знали, что если платить 30%, то это обеспечивает только армию и полицию, или они согласны платить 40%, чтобы были бесплатные школы. Или 60%, тогда будет еще и бесплатное здравоохранение.

Что такое безработица?

Я лично думаю, что в наших странах мы не можем допустить того, чтобы кто-то помирал на улицах от голода или нехватки основного медицинского обслуживания, если он действительно не в состоянии заработать. Если безработица не искусственная, как в наших странах, а такая, что люди действительно не могут найти никакой работы. В Польше безработица 14% — самая высокая из всех стран Европы, но эта безработица такого типа, что люди не в состоянии найти работы, которая соответствует их образованию. Это не значит, что они не могут найти никакой работы и вообще не могут заработать денег. Они просто не находят той работы, которой хотели бы заниматься. Тогда у меня есть сомнения, стоит ли платить заработанные мною деньги этим людям. Но если кто-то на самом деле не может работать? Если я проверю, что он не может заработать денег и не выживет, то я думаю, что у меня есть долг вытащить портфель и дать ему эти деньги. Мы должны гарантировать право на выживание людям, которые действительно не в состоянии работать, но мы должны проверить, так ли это на самом деле. Еще я думаю, что мы все должны платить за школы, чтобы дети могли учиться. Это — первое социальное право, которое в конце 18 века появляется, как право человека. И сейчас многие теоретики говорят, что это право — не социальное, а личное и что оно возникает из человеческого достоинства.

Когда мы говорим о правах человека, мы упоминаем материальные права. Это право на жизнь, свободу высказывания, школу и прочее. Мы все воспитывались в странах, где по конституции мы знали, что хотя у нас и есть какие-то права, все это — чистейшая ерунда. И если я пойду к чиновнику и буду говорить о своих правах, то он заболеет от смеха. Это совершенно бессмысленно. Я знаю, что правительство моего государства подписывает какие-то международные документы, которые говорят о моих правах. Это просто игрушка в руках политиков, нужная лишь для того, чтобы их лучше принимали в международных салонах. А чтобы я мог применять свои права — это просто казалось фантастикой.

Процессуальные права

Очень важна другая группа прав. Это процессуальные права. Процессуальные права позволяют заставить тех, у кого есть власть, выполнять свои обязанности на самом деле. Чтобы они не вмешивались в мои свободы, чтобы эти права были на самом деле реальны, чтобы они действовали. И это реально. Я попробую сейчас только коротко перечислить некоторые из этих процессуальных прав. Самые важные — это независимые суды. И во всех наших странах такие суды есть. Несколько лет назад на семинаре, когда мы определяли стратегию на ближайшие годы, один из коллег вдруг сказал, что если вы считаете, что права человека возникают из человеческого достоинства, так возьмите кусок бумаги и напишите, когда вы чувствуете, что ваше достоинство нарушается. Ну вот, мы написали, собрали бумаги, и вдруг получилось, что большинство из этих случаев — одни и те же. Когда мне надо идти к чиновнику и что-то с ним оформлять, когда надо встречаться с дурным чиновником, который не знает своих обязанностей и закона, который не хочет исполнять закон, — это нарушает мое достоинство и право. Не высокая политика, а эта ежедневная работа с чиновниками.

Административные суды — это суды, которые проверяют решения чиновников, были ли они приняты согласно закону. Суд не разбирается, было ли это хорошо или плохо, это — дело чиновников. Суд только смотрит, имел ли чиновник право принимать такое решение. Это очень важный инструмент в защите прав человека. Обычные суды — это суды, которые будут защищать меня перед полицейскими или прокурором, или каким-то насилием со стороны власти. Гражданские суды защищают мою машину, семью.

Ответственность чиновников

Есть один важный инструмент, который действует во всех странах Запада, но в Польше этого нет. Я говорю о чиновниках. Это непосредственная ответственность чиновника за нарушение прав человека. Если я приду к чиновнику и он нарушит какое-то из моих прав, записанных в конституции, я могу пойти в суд. И если суд придет к выводу, что я прав, что на самом деле нарушены мои права, ему придется платить. Нет, не государство, и не кто-то другой будет платить, а если суд решит, то чиновник должен заплатить мне компенсацию, потому что он нарушил мои права. Это практически единственная техника, которая разработана в мире для защиты граждан перед чиновником, потому что чиновник знает, что если он не даст мне вовремя запрошенного паспорта и я не успею на свадьбу моей тещи в Париж, то он нарушит мои права. И если он это сделает, то месяца через 3 придут и скажут: "Дорогуша, считай, что этих "Жигулей" у тебя уже нет, телевизор мы тоже возьмем, потому что нужно дать компенсацию человеку, с которым ты плохо обошелся". И этот чиновник думает уже по-другому. И люди, которые к нему приходят, тоже чувствуют себя совсем по-другому. Я сказал, что во всех демократических странах это действует, но результат не такой, что проходят целые тысячи судов над чиновниками, а чиновники бегут. Только меняется соотношение, меняется мышление чиновников и обычного человека. В Польше был такой закон после второй мировой войны, но коммунисты его выбросили, говоря, что это очень деликатная проблема и за человеческое достоинство нельзя платить деньги. Деньги, мол, — это что-то грязное, и человеческое достоинство нельзя мерить деньгами. Но результат был такой, что если нарушали чьи-то основные права, то чиновники не были ничего должны этому человеку. Это очень удобно для властей.

Гражданский референдум и гражданская законодательная инициатива

Еще один очень важный инструмент — это гражданский референдум и гражданский законодательный комитет. В чем же дело? Просто испортилась демократия. Эта классическая демократия, в которой есть три власти: исполнительная, законодательная и судебная, которые были независимы, раздельны и контролировались друг другом. Если одна из властей портилась, то две другие били ее по рукам и наводили порядок. Это когда-то работало, пока слишком много людей не получили избирательные права, и в результате получились политические партии. Раньше люди голосовали за определенного человека, люди знали, кто это такой. Но вот появились партии, и мы уже голосуем за политические партии, не зная, кто это и что это. И сейчас обстановка в России и Европе такая, что на выборах выигрывает какая-то партия, которая получает большинство мест в парламенте. Во всех европейских странах парламент устраивает правительство и исчезает различие между исполнительной и законодательной властью. Те же самые Саша и Маша и принимают, и выполняют законы. Это классический пример "испорченной" демократии. Как с этим бороться?

Инструмент, созданный для этой цели, — гражданский референдум и гражданская законодательная инициатива. Гражданский референдум заключается в том, что какое-то количество людей приходит к выводу, что какой-то закон несправедливый, аморальный и надо выбросить такой закон. И они подпишутся под требованием референдума. Это зависит от численности населения страны — чтобы потребовать такого референдума мирового стандарта, нужно собрать пятьсот тысяч подписей. Если вы собрали эти подписи, то будет референдум, а решение референдума — окончательное.

Есть элемент непосредственной демократии, который может исправить, в какой-то степени, обстановку, когда три власти, которые должны быть разделены, сливаются. Депутаты гуляют, смотрят, как солнышко светит, и не хотят заметить какой-то важной проблемы, не хотят работать над каким-то законом. Тогда если сто тысяч граждан распишется под проектом закона, то парламент должен в определенное время рассмотреть этот закон. Закон принимается парламентом, депутаты могут принять или не принять этот закон, но люди могут непосредственно внести проекты законов в парламент. Это тоже важный инструмент.

Конституционный суд

Конституционные суды. Без них тоже не обойтись. Конституционный суд — это суд, который обсуждает не людей, а законы. Насколько законы, принятые парламентариями, согласованы с законодательством, с конституцией. И важно, чтобы у людей было право ненасильственным путем обращаться в Конституционный суд. В моей стране этого сейчас нет. В Польше группа депутатов, президент могут обратиться в Конституционный суд. Но я лично не могу пойти в Конституционный суд и попросить, чтобы Конституционный суд проверил, насколько закон соответствует конституции и насколько исполнительное законодательство, которое принимает правительство, соответствует конституции.

Право на прямое действие конституции

Это, наверное, одно из самых важных процессуальных прав — право на прямое действие конституции.

Когда я прихожу к чиновнику и говорю: "Дорогуша, ты мне сделаешь то-то и то-то". А он говорит: "Я тебе этого не сделаю, у меня есть приказ министра этого не делать". Тогда я достаю из кармана конституцию и говорю: "Дорогуша, ты это все-таки сделаешь. Мне наплевать на твоего министра. У меня есть конституционное право". И если конституция действительно прямого действия, это значит, что и исполнительная, и судебная власти, если законодательство в данном случае противоречит конституции, должны принять решение, основываясь непосредственно на конституции, потому что конституция важнее всех других законов.

И это причина, по которой американцы рождаются "с конституцией в зубах". Они знают, что положения конституции на самом деле действенны. То, что здесь написано, никто нарушить не может. А наша конституция была просто куском бумаги, который вообще не влиял на нашу жизнь. В книге первого омбудсмена Польши "Зачем конституция людям", в начале, описана такая ситуация — в Москве в ресторан заходит человек, смотрит меню. Подходит официант.

— Котлеты по-киевски, пожалуйста.
— По-киевски — нет.
— Тогда борщ.
— Борща нету.
— Бифштекс.
— Бифштекса нету.
— Да что, черт возьми, я читаю, меню или конституцию?!

О правах меньшинств

Часто, когда мы занимаемся правами человека в Восточной Европе, появляется вопрос о правах меньшинств. Это очень сложная проблема. Мы начинаем говорить о правах определенных групп людей: о правах нации, о правах социального класса, и т.д. Эта тема не стыкуется с языком прав человека, потому что права человека — это права единицы. И законы, которые принимаются только в рамках определенных стран, так же, как и законы международного уровня, которые занимаются проблемами меньшинств, рассматривают, как правило, проблемы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Если смотреть на международные законы, которые касаются прав человека, то можно найти только одну статью, которая говорит о коллективных правах. Это, как раз, первая статья Международного Пакта о социальных, культурных и политических правах. Она говорит, что нации имеют право на самоопределение. Но проблема в том, что обозначает слово "нация", использующееся в этих документах. Оно настолько сложное, что вообще не развивается в дальнейшем в документах по этой проблеме. И там, где имеются законы, которые говорят о правах меньшинств, говорится не о правах каких-то сообществ, а лишь о правах отдельных лиц, принадлежащих к этим меньшинствам.

Если же говорить о правах нации или о правах определенных групп, мы уходим от языка прав человека и начинаем говорить на языке политики. И это уже совсем другая проблема. Что касается прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и законодательства, которое касается этого... Я хочу только сказать, что и эти законы можно строить, исходя из социалистического понимания равенства, о котором я говорил ранее. Значит, эти законы могут сравнять возможности и шансы людей, которые принадлежат к меньшинствам, с теми людьми, которые принадлежат к большинству.

Например, в Польше есть свободный доступ к телевидению, радио, кино, книгам. Можно и надо ввести законы, которые дадут возможность доступа к культуре белорусов и украинцев, живущих в Польше. И хотя экономически это не представляет интереса и никто не заработает на передачах по радио и телевидению на белорусском языке, потому что белорусов слишком мало, — все это должно быть. И мы должны часть налогов, которые мы платим, отдать на то, чтобы белорусы, которые живут в Польше, могли хотя бы время от времени поговорить на общественном телевидении на своем языке. И право на обучение тоже относится к правам меньшинств, поэтому надо ввести какую-то систему, которая позволит всем учиться своей культуре и своим языкам. Но надо быть очень осторожным, потому что если слишком далеко зайти с этой так называемой позитивной дискриминацией меньшинства, то получится, что большинство начнет выступать против меньшинства. Может случиться так, что большинство начнет завидовать меньшинствам: "Почему вы им так много помогаете, почему берете наши деньги, чтобы помогать другим?" Эти возможности можно сравнять, но ни в коем случае нельзя заходить слишком далеко. Я еще раз хочу подчеркнуть, что права человека, это не права рас и народов, а права отдельных лиц.

Роль общественных организаций

Мы упомянули, разумеется, не все инструменты защиты прав человека, необходимо еще обратить внимание на роль неправительственных организаций. Законодательство, которое поддерживает их действие, очень сильно влияет на уровень защиты прав человека. Потому что в демократической стране власть в руках большинства, и большинство нередко забывает о проблемах разного типа меньшинств. А мы все принадлежим к целой куче разных меньшинств, потому что у всех людей свои проблемы.

Один — мужчина, другой — женщина; один живет около завода, который загрязняет среду (ведь не все живут около такого завода); у кого-то муж алкоголик, а кто-то алкоголик сам. Жена алкоголика будет бороться против магазинов, которые продают водку, а алкоголик будет бороться за магазины, которые ее продают круглосуточно. Есть разные группы интересов, люди больны разными болезнями, и большинство забывает о проблемах меньшинств.

Вместе легче бороться ("Grass Roots Activity")

В странах, где демократия действует уже долго, люди заметили, что гораздо легче бороться, если они действуют вместе. Я наблюдал это в Норвегии. Статистический норвежец является членом 22 или 23 неправительственных организаций. Он не является официальным членом, но как-то подключается к их работе. Это огромное количество организаций — от тех, которые катаются на лыжах, и до тех, которые борются с магазинами, которые продают водку. И очень важно, чтобы законодательство помогало организациям такого типа. Иногда говорится о "Grass Roots Activity", активности "корней трав". Корни у травы легко разорвать, они слабые, но если этих организаций очень много, то они могут объединиться, и получится нечто, что будет очень трудно разорвать, что защищает человека от большинства и от правительства, которое представляет это большинство.

Чем больше организаций такого типа, тем лучше защищены наши права. Одна из проблем, с которыми встречаешься, работая в Восточной Европе, это проблема позитивистского мышления у юристов, которые воспитывались в соцстранах. Мышления, суть которого заключается в том, что судья должен применять закон и он не должен думать о том, хороший или плохой этот закон.

Суд — это третья власть

Наши юристы очень плохо понимают, что суды — это третья власть, которая может и должна контролировать исполнительную и законодательную власть. И мы вообще очень плохо понимаем роль судов в наших странах. Эта проблема существует и в Польше. Если у меня возникнет с соседом ссора по поводу того, что можно и что нельзя держать на лестничной площадке, и если я позову его в суд, то я буду такой сволочью, таким агрессивным человеком! Если бы я набил ему морду, то это было бы мягче, чем пойти в суд. В демократической стране это совсем по-другому. Если вдруг возникает какая-то проблема между мной и моим соседом, то мы приходим к выводу: "Мы платим налоги, чтобы государство организовало нам суд, мы пойдем в суд, и нашу проблему решит независимый судья, а мы подчинимся этому. Зачем нам спорить? В это время мы можем пойти вместе "на водку", погулять и не выступать друг против друга." В наших странах суд — это враг, потому что суд всегда представлял интерес власти против граждан. Нет такой традиции, такого мышления, что суд действует в пользу человека, что это инструмент, который помогает нам жить, смягчает трения между людьми, и употреблять его действительно удобно. А у судьи нет чувства, что он важен людям.

Несколько лет назад я проводил занятия с судьями из Польского Верховного Суда, и в какой-то момент я начал говорить о том, насколько важна их роль. Сказал, что они важны, как министры, а может, даже важнее, потому что министр сегодня есть, а завтра его выбросят и придет кто-то другой, а вы, судьи Верховного Суда, до пенсии будете этими судьями, которые будут контролировать законодательство и парламент, исполнительную власть. Они смотрели и удивлялись: "Да? Мы на самом деле настолько важны?" Они как будто не верили, что судебная власть — это третья власть, которая равна всем другим, а может, и важнее их. В каком-то смысле и важнее, потому что если взять европейскую конвенцию, то там говорится о свободе высказывания и об ограничениях. В конце этой статьи записано, что свобода высказывания может быть ограничена законом для сохранения доброго имени судов. Можете говорить, что хотите о правительстве, что хотите — о парламенте, но будьте осторожны с критикой судов. Страна, в которой депутаты смешны и мы смеемся, когда видим, какие глупости они говорят, страна, где министр дурак и все понимают, что он дурак, — такие страны могут существовать, но страна, где люди смеются над судом, существовать нормально не может. В ней жить уже нельзя, и поэтому защита доброго имени судов должна быть.
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого