Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт

южнокавказский фестиваль 2008: для начала неплохо

в Егегнадзоре

обсуждение фильма «мост через вади», 27 сентября

Обсуждения в Егегнадзоре Обсуждения в Егегнадзоре
👤 Я думаю, что в отличие от детей и семей, которые показаны в фильме, у нас в Армении, в наших семьях не принято обсуждать межнациональные отношения. И воспитания в ненависти к какому - либо народу, сейчас нет, потому что у нас нет войны и нет потребности в подобном воспитании.

👤 Я не согласна с этим мнением. С детства, в нашем классе, например, очень часто говорят: если что-то будет, пусть с турками будет. И что турки - самая плохая нация в мире. Эта психология точно есть в каждом из нас. Я уверенна, что все здесь сидящие воспитывались в этой идеологии, но думаю, разница в том, что армяне насколько бы не любили турок, не убивают их. А наличие такой межкультурной школы, конечно же, приветствуется.

👤 Это, конечно, было большим испытанием, и прежде всего для учителей. Им приходится смирять собственные чувства и амбиции и быть по возможности объективными, не навязывая свое мнение детям. Что касается применения этого опыта, то поскольку мы сейчас с Азербайджаном в более враждебных отношениях, чем с Турцией, то с Турцией можно попробовать, но с Азербайджаном по-моему еще невозможно.

👤 В моем собственном детстве было много вопросов, на которые не получила ответы даже сейчас, когда уже повзрослела. В какой-то мере можно сказать, что есть сфера, в которой мы все, взрослые, тоже как дети, потому что до сих пор мы не можем найти ответ на свои детские вопросы. Я хочу сказать, что надо ответить сначала взрослым, найти ответы для них. Мы говорим о толерантности, о том, что нужно быть толерантными, освобождаться от стереотипов, но психологически мы еще не готовы к этому. Поскольку наша конкретная реакция на конкретные случаи далека от законов толерантности, мы реагируем из чувства самосохранения. Я думаю, нужна титаническая работа с взрослыми, поскольку дети сами по себе пока свободны от комплексов.

👤 Нет. Правильнее с детства этому учить.

👤 Но дети и так готовы. Но если приглядеться к взрослым, к родителям, хотя бы в том же фильме, можно понять, если не ИЗМЕНЯТСЯ взрослые, не может быть ИЗМЕНЕНО воспитание.

👤 Эту школу можно основать для всех - для политиков, например.

👤 Я думаю, по мере своего взросления эти дети будут переживать большой стресс, чем больше они будут понимать и осознавать реальность, тем больше противоречий возникнет в их душе. Я думаю, им будет невыносимо жить, и эта школа опасна для их душевного здоровья. Они не смогут отказаться от своей национальной принадлежности, отказаться от самих себя, и в таком случае должны враждовать. Есть пути примирения, возможно, но это примирение не могут осуществить дети.

👤 Конечно, приятно наблюдать за детьми, это красиво. Но мы тоже вместе дружно жили с азербайджанцами, также красиво как в этой школе, были вместе и в радости и в горе, но когда началась война они ушли в свою страну, взяли оружие, и мы тоже взяли оружие и начали убивать друг друга. Мы начали убивать друг друга. Национальный интерес всегда важнее твоего.

👤 Я один из тех, кто вышел из своего дома. Это действительно трудно. Мне казалось, что я пережил, стер это из своей памяти, но сейчас понял, что нет – не забыл. Я себя миролюбивым считаю – но не забыл, не стерлось. Надо наверно больше общаться.

👤 Я думаю надо представлять реальную историю и эти фильмы надо показать в соседней Турции.

Ведущий: В фильме показано явление очень близкое к нашей реальности, к нашим отношениям с соседними странами. Я хочу задать вопрос, если один и тот же день траур для одних и праздник для других – где эта линия истинного восприятия?

👤 У истории нет двух версий. Ее надо принять. А оценить надо с общечеловеческой планки. Ни для кого сейчас Холокост не может трактоваться двояко. Зачем не принимают наш геноцид? Не потому что мы не правы, а потому что отдельные страны еще не готовы.

👤 Я думаю оптимистически. Все должны быть равны. И нельзя навязывать людям какие-либо чувства.

👤 Это был очень эмоциональный фильм. В каждой из семей он считали себя, свой народ лучше другого. Один из мальчиков сказал, что не встанет ни на одну сторону, я думаю, что если все так будут думать – то войны не будет.

👤 На войне плов не раздают, все это знают. Человек из зала: Мне понравились строки из книги: войны не будет, если мы все сможем выслушать понять простить друг друга. И простить не значит забыть, это просто значит не отвечать злом на зло. В этом самое трудное, но единственное решение.

👤 Этот фильм освежил многое. Когда я еду в Ереван, показываю своим детям гору Арарат за которой была большая Армения, которую мы потеряли. Я не долго говорю, но надо задуматься как говорю. Поэтому я согласен, что это нужно и взрослым измениться, чтобы привести все к общему знаменателю. Судьба каждого народа всегда зависела от нескольких авантюристов… не знаю, что еще сказать. Но последствия переживают и оставляют след на каждом.

Из интервью после просмотра

👤 Этот фестиваль был для молодых – это важно. Глобализация способна изменить все человеческие судьбы.

👤 Для начала не плохо, правда мы были пассивны, но ведь такие фестивали не часто бывают.

👤 Мне понравился детский взгляд в фестивале. Детское мышление только может с успехом сочетать патриотизм и миролюбие, к сожалению этого нет во взрослой жизни, в которой люди воюют. Во взрослой жизни это – темное пятно.

👤 Я не знаю почему, но как я представляю азербайджанцы мне нравятся меньше, чем турки … хотя у нас с турками больше незаживающих ран.

👤 Нельзя говорить детям, что их дружеское общение может привести к дружбе их народов, потому что государственные интересы не определяются этим. Сама идея фестиваля интересна, но это очень маленький шаг.

👤 Подобное происходит только в больших городах, и сейчас хорошо, что фестиваль приехал в Егегнадзор.

обсуждение фильма «место встречи», 28 сентября

Обсуждения в Егегнадзоре
👤 Этот фильм оказал большое психологическое давление на всех. Мне запомнился эпизод, когда молодой человек говорит – я не могу простить убийцу своего брата, но могу простить народ, мирное население. Действительно, ведь простые люди не виноваты в том, что на Южном Кавказе столько конфликтов.

👤 Эти фильмы заставляют нас думать о том, кто мы есть. Бросали ли мы камни и как потом собирали их. Я готов к миру – эта идея есть в фильме, бывает и в жизни, но перехода к «Мы готовы к миру» – нет. Как на Ближнем Востоке, так и у нас. «Война есть зло» на уровне идеологии этого нет ни у одной страны.

Ведущий: Как по-вашему, кого можно назвать героем войны, снайпера или мать, потерявшую сына и идущую к примирению.

👤 Сам показ фильмов - это воспитательный и образовательный процесс. Они заставляют нас переживать и ставить себя на место этих людей и думать о том, как бы мы поступили. Это может привести к изменению мышления.

👤 То, что семьи имеющие потери идут к примирению…

👤 Мы азербайджанцев и пальцем не трогали, мы поступили как христиане.

👤 Я не согласна, что мы ничего не делали, и поэтому не нас лежит ответственность сделать шаг к примирению. Тот, кто действительно хочет мира – может найти поле для действия. В фильмах все очень легко. Но способны на что-то мы сами?

👤 Фильм – это просто сюжет, режиссура, идея. Вот мы сидим и говорим – и это может стать фильмом – но это идея, а не действие.

Ведущий: Но ведь в фильме были реальные люди. Со своими реальными историями. И все их действия, слова – реальны, и в данном случае здесь, в отличие от нашей аудитории, есть реальное действие.

👤 Я согласна: думать о миротворчестве, когда убили твоего ребенка – это уже поступок.

Ведущий: В фильме поднят также вопрос: как бы я поступила, увидев человека, который убил моего близкого?

👤 Но надо учесть, что это не реальные убийцы, убийцы - это маленькая кучка людей, которая всем управляет. Я сама купила дом у азербайджанки, и передала ей деньги тогда, на границе. Каждый из нас не терял свое лицо. Были деревни и смешанные, и отдельные. Я видела своими глазами, как армянка плакала, собирая абрикосы своих соседей. Чужой боли не бывает. Я просто верю, что должен прийти момент – когда мир дойдет до сознания каждого. Я подумала сейчас, что взаимопонимания трудно достичь на уровне одной нации, взаимопонимание можно достичь на основе общей судьбы.

👤 Однажды по азербайджанскому телевидению я видела то, что сделали наши солдаты, я увидела войну их глазами и поняла, что страдали не только мы. До меня дошло все это только после того, что я увидела по телевизору.

👤 У нас нет такого форума как в фильме. Я хочу видеть и слышать азербайджанцев. Когда смотрю эти фильмы, я беспрерывно думаю об азербайджанцах. О нас реальность постоянно убегает, скрывается.

Я рада, что вы обратились и к этому вопросу, к проблеме отсутствия информации. И по этому фильму, и по тому, что мы сами наблюдаем, будучи в конфликте с соседями, мы можем говорить о полном отсутствии СМИ в процессах, направленных на примирение. Вместе с тем, в фильме меня удивил оптимизм этих людей. Что дает им силы верить в себя, верить в то, что их поступки могут что-то изменить? Что вы об этом думаете?

👤 Я поняла, что у них был страх, который они преодолели. Может это им помогает продолжать.

👤 Наш конфликт более молодой, поэтому может быть мы пока только на стадии «говорения», а не конкретных действий.

👤 Каждый должен работать над собой, пропускать все через себя. А то, что мы сегодня говорим, извините просто сотрясение воздуха. Только изменившись внутри можно что-то изменить.

👤 Я не знаю, смогут ли наши так поступить. Ведь их дети, которые погибли, считаются героями, и если ты идешь навстречу противнику, то меркнет их героизм. Это слишком трудный вопрос.

👤 Я думаю, эти фильмы хотя бы могут привести к формированию личной позиции, отношения к тому, что творится вокруг нас.


Из интервью после просмотра

👤 «Я - человек» значит «я - ценность». В различных регионах, в различных странах, у разных народов все-таки по-разному переживается конфликт, войны, потери. Думаю, наши матери более ранимы, более чувствительны, и не похожи на этих матерей из фильма. После этого фестиваля хочется снимать свои собственные фильмы.

👤 У нас в телевизоре - боевики и сериалы для молодежи. Я думаю этот фестиваль – нужен в образовательных целях. Хотелось бы больше видеть такое образование не только в течение нескольких дней в году, но и на общедоступном телевидении.

обсуждение фильма «пенджабское такси» и «три товарища», 29 сентября

Обсуждения в Егегнадзоре Обсуждения в Егегнадзоре Обсуждения в Егегнадзоре
👤 К сожалению и в этом фильме нет ответа на вопрос, как избежать бессмысленного насилия, когда какая-то группа людей присваивает себе право унижать и даже убивать других, за то, что они не так выглядят или, например, не родились блондинами. Как бороться против этого?

👤 Надо уважать чужую культуру. Мы армяне также плохо относимся к персам и индийцам. Конечно, убивать – это чересчур для нас. Просто надо больше знать друг от друге.

👤 Мы знаем, что в России армяне армян тоже убивают. И мы не знаем законов, которые регулируют поведение гостя. Я - человек для себя, но веду ли я себя как человек, когда нахожусь в гостях где-либо? Когда убивают, можно проанализировать, и выяснить, что убитый вел себя в чем-то неправильно, не по-человечески. То есть, во-первых, мы должны делать так, чтобы наши соотечественники не уезжали, и во-вторых если уезжают, они должны не забывать, что делают это для того, чтобы содержать семью, и если ты содержишь семью, то должен вести себя скромно. Это не зависит от того, что Россия – дружественная страна, Грузия – дружественная страна, везде надо вести себя скромно. Даже в Турцию можно ездить. Ясно, что у нас есть национальное чувство, но его нельзя применять, когда едешь туристом, или в бизнесе. Если едешь для бизнеса – тут свои правила. Надо оставаться верным принципу – я - человек. Все сегодня в руках самого человека.

Ведущий: Спасибо за интересную интерпретацию темы, но вопрос у нас был поставлен по-другому. Мы говорили о том, что людей убивают из-за национальности или вероисповедания. Конечно же, этика важна в человеческих отношениях. В США убивают из-за того, что они носят тюрбаны, в России из-за того, что у них кавказская внешность. Вот о чем мы сейчас говорим.

👤 Неправильно говорить о том, что «черных» нацелено убивают, даже в нашей маленькой Армении есть проблемы с иностранцами. Так что это где-то естественно.

👤 Мы например видим, что в Воронеже убили армянина, но так и не объясняется почему…

👤 Явление скинхедов не зависит от культурного обмена. Мы путаем разные слои, которые нельзя приводить к общему знаменателю. Наличие скинхедов в России… их надо отделить в зону нацизма. Культура и этика – это несколько в иной плоскости.

👤 В основе любого нацизма – неуважение к культуре. То есть эти две вещи на самом деле очень связаны.

Ведущий: Хорошо, давайте вернемся к фильму и попробуем высказаться о том, какой из эпизодов оставил на вас наибольшее впечатление, что запомнилось?

Мхитар Гишян: Хорошо, вернемся к фильму, тем более, мне это легче делать, ч уже несколько раз смотрл все фильмы. Если он, герой фильма, человек – он должен был сдать кровь. Несмотря на то как относятся к тебе, ты должен придерживаться своих собственных гуманных принципов. Поэтому я думаю, что в этом человеке, вокруг которого снят фильм есть фальш, для него мирное сосуществование - только слова.

👤 Я согласна с этим. Или вот еще. Он говорит я люблю Америку, и хочу чтобы Америка полюбила меня. Это тоже слова. Как он может претендовать на эту всеобщую любовь и может ли он говорить за всех, допустим за всех приверженцев его веры?

Ведущий: Но с другой стороны каждый гражданин хочет, чтобы страна, государство в котором он живет ценило его, человек хочет чувствовать свою значимость, независимо от того давно он живет в этой стране, или недавно приехал. Все мы чувствуем эту потребность. Я думаю это естественно.

👤 Я думаю, чтобы решить вопросы нацизма и неприятия должна измениться сама сущность человека, тут никакие законы не помогут. Нужно чтобы человек сам осознал, что нельзя убивать.

👤 Хотя я смотрела внимательно все фильмы, но хочу просто сказать о фестивале и поблагодарить жюри за столь удачный выбор фильмов. Фестиваль был очень полезен для меня лично. Я узнала много нового. И кстати, выучила много новых слов на английском, потому что были титры.

Ведущий: Давайте продолжим разговор в том же русле. Что нового для себя вы узнали из фильмов? Вот, например, вы точно что-то слышали про Чечню, изменилось ли ваше мнение после фильма. Особенно в отношении стереотипа о чеченцах.

👤 Из одного фильма, невозможно делать выводы.

👤 Нет человека, который не обвинит русских за то, что произошло в Чечне. И без фильма это, по-моему, ясно.

👤 Но если сейчас нам покажут другой фильм, мы можем обвинить чеченцев. В любом случае фильмы помогают задуматься над тем, что возможно у нас слишком примитивные представления о чем-то, и такие фильмы позволяют нам усомниться в том, что мы вчера считали абсолютной истиной. Я сейчас понимаю, что конкретно в отношении чеченцев у меня было не совсем правильное мнение.

👤 Например, мы слышали, что чеченцы – гордый народ. А у какого народа нет гордости? И здесь не русские и чеченцы борются, или там не американцы и сикхи, это просто законы геополитики, которые заставляют людей идти друг против друга.

👤 Эти фильмы, я думаю, ничего не доказывают, только показывают, как страдают обыкновенные люди. Независимо от национальности. В истории всегда сильный хочет доказать, что он прав.

👤 И без фильма мне, например, было ясно, что чеченцы меньше виноваты, чем Россия. Потому что Россия будучи более мощной, может делать из них козлов отпущения за свои же ошибки. Маленькие народы не могут быть опасными для больших. Просто из чувства самосохранения, они не могут все сразу сойти с ума и набросится на Россию.

👤 Правильно. Например, маленький мальчик, который проходит мимо меня, ведь ему и в голову не придет, задеть или обидеть более сильного – он ведь знает, что это бессмысленно.

👤 Я, например, не понимаю. Так получается что до этого, на обсуждениях, вчера например, и сегодня тоже, мы пытались оправдать Грузию, а сейчас при той же ситуации мы обвиняем Россию и делаем вывод, что чеченцы – жертва. Почему мы по-разному судим, когда ситуация одна и та же?

👤 Я думаю постановка вопроса неправильна. Здесь нет похожести.

👤 А в чем разница?

👤 Чечня боролась за независимость. А в Осетии идет борьба между двумя супердержавами - Россией и США.

👤 Мы не имеем права обвинять или оправдывать кого-то. Есть политика, и никто не виноват. Тут только политические интересы.

👤 У меня вопрос. В августе была опасность, что начнется война между Грузией и Россией. Россия союзник, а Грузия – друг и сосед. Вот мы здесь говорили о дружбе и вражде между народами. А если бы война между Россией и Грузией началась, на чьей стороне были бы мы? Ведь тогда бы нам пришлось делать выбор.

👤 Надо было бы сохранить нейтралитет.

👤 Это невозможно! При нейтралитете мы бы потеряли и дружбу с Грузией, и союзничество с Россией.

Георгий Ванян: Был поднят очень хороший вопрос. И с большим интересом буду слушать продолжение дискуссии. Но хочу выразить свое мнение по предыдущему вопросу, в чем параллели между Чечней и недавними событиями в Осетии. Для меня лично, как я сужу по собственному опыту, по тому что знаю, Осетия и Абхазия чеченизируются. Осетия и Абхазия постепенно после своего признания превращаются в Чечню. В абсолютно закрытое, недосягаемое извне, и закрытое внутри себя пространство. Это мое личное мнение. А теперь с интересом послушаю ваше мнение по вопросу о выборе, который может стать перед нами.

👤 Здесь у нас нет выбора. Грузия идет в НАТО. Армения в ОДКБ. И если объявляется война, то Армении в соответствии с договором должна быть союзником России. Армения не может нарушить этот договор, несмотря на то, что Грузия – очень близкая страна и нам не безразлична судьба грузин. Поэтому мы должны делать все, чтобы оставаться по возможности, нейтральными.

Георгий Ванян: Я так и не понял, что в итоге вы хотели сказать…

👤 Это конечно хорошо, что дискутируется политика, идет общение, обмен мнениями. На насколько мы можем быть здравомыслящими. Вот, например, по событиям первого марта у нас есть доказательства, видеозаписи, документы, но тем не менее мы же обратились к международному экспертному анализу. Это конечно очень хорошо, что мы тут собрались. Но только насколько мы информированы вообще, чтобы декларировать какие-то вещи. Насколько эта аудитория компетентна? Насколько эти мнения правильны? И каковы критерии нашего обсуждения, до какой границы мы можем дойти в этом обсуждении? Вот фильм «Пенджабское такси». Я готов уважать любого верующего человека. Вот те же с бритыми гововами… скинхеды. Как против них бороться? Это ведь ясно. По-волчьи - отвечать им тем же. Но для этого нужно быть сильными. Чтобы нас уважали. Если есть скинхеды - это мы виноваты. Нам надо над собой работать. При чем тут вообще мировые вопросы? Насколько мы информированы о России или Грузии, чтобы делать выводы? Имеем ли мы право это обсуждать?

Георгий Ванян: Насколько я понимаю, вы пытаетесь сделать все, чтобы закрыть вопрос об армяно-грузинских отношениях.

👤 Это не так, я просто хочу знать, почему мы это обсуждаем?

Ведущий: Почему мы обсуждаем? Потому что фильмы фестиваля напрашиваются на аналогии и аудитория сама выбирает те темы, которые близки к проблемам, поднятым в фильмах.

👤 Мне кажется что большие страны – они не вечны ни в своих интересах, ни в своих притязаниях. А с грузинами мы жили и будем жить рядом. В Грузии, в Тифлисе была наша культурная столица, там создавалась наша культура. Никто нас, никто меня не спрашивал хочу ли я в НАТО или в ОДКБ. Что у нас референдум был? Кто учитывал мое мнение? Я лично в войне буду на стороне грузин. Тут говорят о том, что нам надо свои вопросы решать, а не мировые. Но это ведь тоже наш внутренний вопрос. Ведь в Грузии голосовали за НАТО. А я за что голосовал, кто спросил мое мнение?

👤 Я хочу вернуться к фильмам, потому что мы сейчас рискуем слишком углубиться. Я хочу о сегодняшнем первом фильме сказать. Во-первых, фильм был очень длинный. Эти 90 минут можно было вместить в 20. Во вторых, этот фильм «Три товарища» - был имитацией нейтральности. Ведь в нем обвинялся Путин, который на самом деле, в реальности воплощает Россию. Мне кажется это пропагандистский фильм.

👤 Я хотела ответить на вопрос о том, что будет если вдруг опять начнется война, но видно это уже не имеет смысла…

👤 Нет, почему же? Давайте продолжим тему.

👤 Я хочу сказать, что если оставим в сторону политику, я как человек поддержала бы Грузию, несмотря на то, что у меня родственники в России. Мне не нравится супердержавная политика России и я бы стала на сторону грузин.

👤 Я сижу и слушаю разговоры о мире и толерантности. Я не хотела говорить… Но все-таки где мы были первого марта? Все мы - такие добрые и толерантные… На чьей стороне мы были, сохраняя нейтралитет? И что мы будем делать дальше, когда разойдемся по домам…

Нане Багратуни, со-организатор и ведущий фестиваля: Подобный фестиваль проводится впервые в Егегнадзоре. И он был задуман и осуществлен не как обыкновенное НПО-шное мероприятие, где и так очень активные и привыкшие выступать и говорить люди просто собираются, чтобы обсудить очередную тему. На фестиваль пришла в основном молодежь, и среди много тех, кто впервые пришел на публичное мероприятие. Я старалась привлечь как можно больше новых людей, и рада, что они заинтересовались и пришли.

В тоже время не пришли многие из тех, кому заведомо, по каким-либо причинам, не нравился этот фестиваль. Жаль, что не пришли. Было бы хорошо услышать и их мнение... Было бы хорошо, если бы противники идеи проведения фестиваля, хотя бы разобрались в его сути. В любом случае, я считаю, что фестиваль состоялся. Он поставил вопросы, обратил внимание зрителей и участников дискуссий на двойственность, противоречия. Показ фильмов, использование визуального искусства и его воздействия, на мой взгляд, сегодня одно из самых эффективных средств обмена не только информацией, но и чувствами, эмоциями. И самое главное - фестиваль заразил нас идеями.

Записала Луиза Погосян


Фестиваль мира и прав человека в Армении проведен Кавказским Центром Миротворческих Инициатив при поддержке Фонда содействие Евразия - Армения за счет средств Агентства США по международному развитию - USAID
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого
F00;