МИРОТВОРЧЕСКИЙ ДЕСАНТ В ГОРИСЕ
Встреча
с общественностью
после открытия выставки молодых художников
и просмотра
фильма «Карабах»
в актовом зале
мэрии города
Горис.
Встреча началась рассказом о выставке, о мастер-классе в Тбилиси, о том, что среди участников из Азербайджана был молодой человек, потерявший отца в войне, девушка из Гянджи, которая была свидетелем военных действий и потеряла родственников.
Георгий Ванян: В первые дни мастер-класса, обстановка была, можно сказать, взрывоопасной. Художники не ссорились, не спорили друг с другом, но подчеркнуто не общались. Мы с Рауфом решили не делать косметических вмешательств, мы просто создали им условия для работы в одной мастерской. И только через несколько дней стало налаживаться общение участников вокруг профессиональных тем. Во многом помогло нам присутствие грузинских ребят, беженцев из Абхазии. К концу мастер-класса было принято решение открыть выставку и посвятить ее Памяти жертв конфликтов на Южном Кавказе. Решение было осознанным и было принято всеми художниками. Для того, чтобы этот их шаг стал известен, и чтобы их картины увидели как можно больше людей, мы обещали художникам объехать с выставкой весь Южный Кавказ и сейчас выполняем свое обещание.
Встреча началась рассказом о выставке, о мастер-классе в Тбилиси, о том, что среди участников из Азербайджана был молодой человек, потерявший отца в войне, девушка из Гянджи, которая была свидетелем военных действий и потеряла родственников.
Георгий Ванян: В первые дни мастер-класса, обстановка была, можно сказать, взрывоопасной. Художники не ссорились, не спорили друг с другом, но подчеркнуто не общались. Мы с Рауфом решили не делать косметических вмешательств, мы просто создали им условия для работы в одной мастерской. И только через несколько дней стало налаживаться общение участников вокруг профессиональных тем. Во многом помогло нам присутствие грузинских ребят, беженцев из Абхазии. К концу мастер-класса было принято решение открыть выставку и посвятить ее Памяти жертв конфликтов на Южном Кавказе. Решение было осознанным и было принято всеми художниками. Для того, чтобы этот их шаг стал известен, и чтобы их картины увидели как можно больше людей, мы обещали художникам объехать с выставкой весь Южный Кавказ и сейчас выполняем свое обещание.
Регион Сюник
24 сентября, 2005
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
при поддержке Южнокавказского офиса фонда Генриха Белла
24 сентября, 2005
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
при поддержке Южнокавказского офиса фонда Генриха Белла
Затем «Миротворческий десант» ответил на вопросы присутствующих.
Вопрос: Мы знаем, что в Баку есть 5 армянских церквей. В каком состоянии сейчас находятся армянские церкви в Баку?
Сеймур Байджан: Я знаю только об одной, которая находится на Торговой улице. Она сейчас отремонтирована. Церковь открыта, но не действует, поскольку... (улыбается) нет армянского священника (смех в зале).
Тот же человек: А где остальные четыре? В 1989 г. была разрушена армянская церковь в Баку. В каком состоянии церковь Святой Богородицы, Таргманчац, Кладбищенская церковь?
Георгий: Я обещаю вам, что при первой же возможности, когда смогу побывать в Баку, узнаю о судьбе этих церквей и поделюсь с Вами информацией. Если можно перейдем к другим вопросам.
Вопрос: Какими вы видите наши взаимоотношения в будущем?
Сеймур: Трудно сказать. Если ждем хорошего будущего, то нужно время, много людей потеряли своих близких и забыть об этом будет трудно.
Георгий: Я вижу наше будущее мирным, но дорога к этому миру, на мой взгляд, будет трудной...Ведь также трудно нам сегодня – начинать наш с вами разговор.
Почему дорога к миру будет трудной? Потому, что, например, на встрече в Иджеване мы слышали речь молодого человека, преподавателя истории в университете, в точности повторяющую те речи, которые звучали в разгаре войны на площади Свободы в Ереване...
Потому, что молодые люди, сидящие в зале, которые были согласны с нами, когда мы представляли нашу деятельность и говорили о необходимости диалога, почему-то аплодировали также и ему...
Потому, что другой молодой человек уверенно выступал от имени всех студентов, как в «добрые советские времена»...
Мы привыкли к этому. И диагноз этой болезни - отсутствие гражданской позиции. Отсутствие гражданина. Отсутствие общественного мнения и общественной оценки существующих проблем.
Право человека на безопасность и достойную жизнь - его естественное право, не может быть реализовано в обществе, которое конфликтует с соседями. Нам, азербайджанцам и армянам, придется пройти долгий и трудный путь реализации этого права. Нам придется найти способ выхода из инерции, найти механизм нашего участия, участия каждого из нас в решении нашей самой главной задачи - достижения гарантированного мира.
На одной из встреч Сеймур рассказал о том, что даже те избиратели, которые не симпатизировали Гейдару Алиеву, подавали за него голоса, только потому, что он гарантировал не возобновление военных действий.
Я уверен что и в Азербайджане, и в Армении есть потребность и большой ресурс примирения. Уверен, что наше будущее будет мирным.
Вопрос: Вы уничтожали нашу культуру во время войны, а мы нет - мечети стоят до сих пор. И сейчас вы пришли к нам и говорите о культурных связях, об искусстве... О какой дружбе может сейчас идти речь? Вы можете гарантировать, что это не повториться?
Сеймур: Давайте снова посмотрим фильм «Карабах». Что случилось во время войны? К чему привела война? Там лучше показано. Для меня это не важно, разрушали вы мечети или нет.
Георгий: Думаю, что сейчас ни один гражданин Армении, и ни один гражданин Азербайджана не может гарантировать того, что подобное не повториться. Нам надо найти тот ресурс, который поможет найти точки соприкосновения. Варварство было с обеих сторон. Обе стороны допустили варварство. Если мы будем продолжать, генерировать взаимные обвинения, мы не найдем дорогу к Церкви.
Реплика: Во время войны мы только оборонялись, защищали и освобождали нашу землю. Это не было варварством!
Одна из старшеклассниц: Я думаю, что и мы, и азербайджанцы, одинаково нуждаемся в мире. И поэтому мы должны забыть о прошлом. Мы должны уважать друг друга. Мы должны прощать друг другу. Мы сейчас уже должны строить будущее. Вы говорили, что наше будущее будет мирным, и для этого, как вы думаете, не надо ли налаживать связи между детьми, молодежью? Ведь в настоящем строиться будущее.
Сеймур: Сейчас эти контакты возможны, но только в третьих странах.
Старшеклассница: А нельзя ли наладить контакты по Интернет? Можете ли вы помочь нам найти друзей через Интернет? Мы уже переписываемся со своими ровесниками в Карабахе. Нам очень интересно дружить с ними. (предыстория этой переписки – проект КЦМИ, осуществленный в декабре 2004 г., во время которого мы проводили встречи в школах приграничных городов - Горисе, Капане и в Карабахе и помогли детям наладить связи между собой).
Сеймур рассказал о том, что у него тоже есть такая идея. Надо только организовать работу по сбору адресов в Армении и Азербайджане. И обещал, что будут новости в ближайшем будущем.
Вопрос: Я учитель истории. У меня вопрос к уважаемому журналисту из Азербайджана. Ваши горе-политики говорят, что армяне волки, а азербайджанцы – ягнята. Что говорят в ваших школах о Нахичевани? Как они рассказывают о том, как вы получили Нахичевань? Почему вы не хотите вернуть эти земли? Почему не хотите признать, что это не ваша земля? А в карабахской войне вы получили по заслугам.
Сеймур: Мне жаль, что Вы – учитель, и в таком агрессивном состоянии. В наших школах ничего не говорят об этом. Нахичевань сейчас в блокаде. Я в последний раз был в Нахичевани в 1995 г. Вот что я могу сказать.
Вопрос: Нам армянам генетически присуще миролюбие. И не удивительно, что, как вы рассказали, мы хорошо принимаем азербайджанцев. Вы слышали, что говорят наши дети. Это результат воспитания. А как у вас воспитывают детей? Как относятся в Азербайджане к армянам?
Сеймур: По-разному. В каждой семье по-разному. Есть родители и учителя, которые воспитывают в национальном духе, но есть и космополиты. У старшего поколения есть общая культура с армянами. Азербайджанцы старше 40 лет хорошо знают, уважают и любят Гранта Матевосяна, Фрунзика Мкртчяна и других. А у молодых нет ничего общего. Они знают, что армяне наши соседи и что между нами война. Кто-то потерял близких. Вот и все.
Вопрос старшеклассницы: Хотят ли в Азербайджане, чтобы открылись границы с Арменией?
Cеймур: Есть люди, которые чувствуют обиду, унижение, и есть люди, которым карабахская проблема надоела и хотят скорейшего решения. Большинство в Азербайджане не хотят войны. СМИ играют большую негативную роль в наших взаимоотношениях, особенно русскоязычные газеты. Это тормозит взаимопонимание.
Вопрос: В феврале 1989 года в Сумгаите азербайджанцы осуществили геноцид армян. Принимаете ли Вы, лично, как гражданин, этот факт, что в Сумгаите был осуществлен геноцид армян?
Сеймур: Война есть война. И особенно жестоки локальные войны. В них много бесчеловечного.
Из зала: Это было не во время войны!
Сеймур: Дайте мне сказать. Да, погибли мирные жители. Но в Сумгаите было все не так, как вы представляете. Допустим, я согласен с Вами по Сумгаиту. Я не спрашивал вас о Ходжалу. Потому что знаю, война есть война. Теперь я спрашиваю Вас о Ходжалу...Я не хотел говорить об этом. Отвечайте на мой вопрос!
Реплика: Геноцида в Ходжалу не было. Не было этого.
Георгий: Как в Армении, так и в Азербайджане думают, что вели справедливую войну. В результате реализации амбиций распадающейся советской империи, руками азербайджанских подонков и отбросов, а не азербайджанцев... Подчеркиваю, руками подонков и отбросов, которые есть везде, в каждом народе, - было совершено это варварство. Нельзя приписывать ответственность за Сумгаит азербайджанскому народу! Знаем и говорим ли мы о тех азербайджанцах, которые, рискуя своей жизнью, спасали армян – в Сумгаите? Знаем и говорим ли мы о тех армянах, которые, рискуя своей жизнью, спасали азербайджанцев - в Ходжалу? Мы 15 лет говорим об одном и том же. Наша жизнь остановилась. А время идет вперед.
Вопрос: Печатают ли в вашей газете статьи про Армению и какая на них реакция? Что вы делаете для того, чтобы мы знали вашего Низами, Ахундова и для того, чтобы в Азербайджане знали о нашей культуре?
Сеймур: Я участвовал во многих проектах, где встречался с армянами. У меня много друзей-армян и я об этом пишу. Не всегда меня встречают с цветами. Также у нас есть литературная газета, в которой был переведен и опубликован рассказ молодого писателя Зейтунцяна. Он сам, этот человек, не знает о публикации Мы взяли рассказ из Интернет. Мне нравится его рассказ и его нормально восприняли в Азербайджане.
Георгий: Мой друг Гамид Герисчи, автор очень популярной в Азербайджане телеперадачи, рассказал о том, что в один из вечеров на эфире телекомпании «Спейс», он показал книгу Гранта Матевосяна с дарственной надписью, и с сожалением отметил: «от наших связей остались только книги».
Вопрос: Мы знаем, что в Баку есть 5 армянских церквей. В каком состоянии сейчас находятся армянские церкви в Баку?
Сеймур Байджан: Я знаю только об одной, которая находится на Торговой улице. Она сейчас отремонтирована. Церковь открыта, но не действует, поскольку... (улыбается) нет армянского священника (смех в зале).
Тот же человек: А где остальные четыре? В 1989 г. была разрушена армянская церковь в Баку. В каком состоянии церковь Святой Богородицы, Таргманчац, Кладбищенская церковь?
Георгий: Я обещаю вам, что при первой же возможности, когда смогу побывать в Баку, узнаю о судьбе этих церквей и поделюсь с Вами информацией. Если можно перейдем к другим вопросам.
Вопрос: Какими вы видите наши взаимоотношения в будущем?
Сеймур: Трудно сказать. Если ждем хорошего будущего, то нужно время, много людей потеряли своих близких и забыть об этом будет трудно.
Георгий: Я вижу наше будущее мирным, но дорога к этому миру, на мой взгляд, будет трудной...Ведь также трудно нам сегодня – начинать наш с вами разговор.
Почему дорога к миру будет трудной? Потому, что, например, на встрече в Иджеване мы слышали речь молодого человека, преподавателя истории в университете, в точности повторяющую те речи, которые звучали в разгаре войны на площади Свободы в Ереване...
Потому, что молодые люди, сидящие в зале, которые были согласны с нами, когда мы представляли нашу деятельность и говорили о необходимости диалога, почему-то аплодировали также и ему...
Потому, что другой молодой человек уверенно выступал от имени всех студентов, как в «добрые советские времена»...
Мы привыкли к этому. И диагноз этой болезни - отсутствие гражданской позиции. Отсутствие гражданина. Отсутствие общественного мнения и общественной оценки существующих проблем.
Право человека на безопасность и достойную жизнь - его естественное право, не может быть реализовано в обществе, которое конфликтует с соседями. Нам, азербайджанцам и армянам, придется пройти долгий и трудный путь реализации этого права. Нам придется найти способ выхода из инерции, найти механизм нашего участия, участия каждого из нас в решении нашей самой главной задачи - достижения гарантированного мира.
На одной из встреч Сеймур рассказал о том, что даже те избиратели, которые не симпатизировали Гейдару Алиеву, подавали за него голоса, только потому, что он гарантировал не возобновление военных действий.
Я уверен что и в Азербайджане, и в Армении есть потребность и большой ресурс примирения. Уверен, что наше будущее будет мирным.
Вопрос: Вы уничтожали нашу культуру во время войны, а мы нет - мечети стоят до сих пор. И сейчас вы пришли к нам и говорите о культурных связях, об искусстве... О какой дружбе может сейчас идти речь? Вы можете гарантировать, что это не повториться?
Сеймур: Давайте снова посмотрим фильм «Карабах». Что случилось во время войны? К чему привела война? Там лучше показано. Для меня это не важно, разрушали вы мечети или нет.
Георгий: Думаю, что сейчас ни один гражданин Армении, и ни один гражданин Азербайджана не может гарантировать того, что подобное не повториться. Нам надо найти тот ресурс, который поможет найти точки соприкосновения. Варварство было с обеих сторон. Обе стороны допустили варварство. Если мы будем продолжать, генерировать взаимные обвинения, мы не найдем дорогу к Церкви.
Реплика: Во время войны мы только оборонялись, защищали и освобождали нашу землю. Это не было варварством!
Одна из старшеклассниц: Я думаю, что и мы, и азербайджанцы, одинаково нуждаемся в мире. И поэтому мы должны забыть о прошлом. Мы должны уважать друг друга. Мы должны прощать друг другу. Мы сейчас уже должны строить будущее. Вы говорили, что наше будущее будет мирным, и для этого, как вы думаете, не надо ли налаживать связи между детьми, молодежью? Ведь в настоящем строиться будущее.
Сеймур: Сейчас эти контакты возможны, но только в третьих странах.
Старшеклассница: А нельзя ли наладить контакты по Интернет? Можете ли вы помочь нам найти друзей через Интернет? Мы уже переписываемся со своими ровесниками в Карабахе. Нам очень интересно дружить с ними. (предыстория этой переписки – проект КЦМИ, осуществленный в декабре 2004 г., во время которого мы проводили встречи в школах приграничных городов - Горисе, Капане и в Карабахе и помогли детям наладить связи между собой).
Сеймур рассказал о том, что у него тоже есть такая идея. Надо только организовать работу по сбору адресов в Армении и Азербайджане. И обещал, что будут новости в ближайшем будущем.
Вопрос: Я учитель истории. У меня вопрос к уважаемому журналисту из Азербайджана. Ваши горе-политики говорят, что армяне волки, а азербайджанцы – ягнята. Что говорят в ваших школах о Нахичевани? Как они рассказывают о том, как вы получили Нахичевань? Почему вы не хотите вернуть эти земли? Почему не хотите признать, что это не ваша земля? А в карабахской войне вы получили по заслугам.
Сеймур: Мне жаль, что Вы – учитель, и в таком агрессивном состоянии. В наших школах ничего не говорят об этом. Нахичевань сейчас в блокаде. Я в последний раз был в Нахичевани в 1995 г. Вот что я могу сказать.
Вопрос: Нам армянам генетически присуще миролюбие. И не удивительно, что, как вы рассказали, мы хорошо принимаем азербайджанцев. Вы слышали, что говорят наши дети. Это результат воспитания. А как у вас воспитывают детей? Как относятся в Азербайджане к армянам?
Сеймур: По-разному. В каждой семье по-разному. Есть родители и учителя, которые воспитывают в национальном духе, но есть и космополиты. У старшего поколения есть общая культура с армянами. Азербайджанцы старше 40 лет хорошо знают, уважают и любят Гранта Матевосяна, Фрунзика Мкртчяна и других. А у молодых нет ничего общего. Они знают, что армяне наши соседи и что между нами война. Кто-то потерял близких. Вот и все.
Вопрос старшеклассницы: Хотят ли в Азербайджане, чтобы открылись границы с Арменией?
Cеймур: Есть люди, которые чувствуют обиду, унижение, и есть люди, которым карабахская проблема надоела и хотят скорейшего решения. Большинство в Азербайджане не хотят войны. СМИ играют большую негативную роль в наших взаимоотношениях, особенно русскоязычные газеты. Это тормозит взаимопонимание.
Вопрос: В феврале 1989 года в Сумгаите азербайджанцы осуществили геноцид армян. Принимаете ли Вы, лично, как гражданин, этот факт, что в Сумгаите был осуществлен геноцид армян?
Сеймур: Война есть война. И особенно жестоки локальные войны. В них много бесчеловечного.
Из зала: Это было не во время войны!
Сеймур: Дайте мне сказать. Да, погибли мирные жители. Но в Сумгаите было все не так, как вы представляете. Допустим, я согласен с Вами по Сумгаиту. Я не спрашивал вас о Ходжалу. Потому что знаю, война есть война. Теперь я спрашиваю Вас о Ходжалу...Я не хотел говорить об этом. Отвечайте на мой вопрос!
Реплика: Геноцида в Ходжалу не было. Не было этого.
Георгий: Как в Армении, так и в Азербайджане думают, что вели справедливую войну. В результате реализации амбиций распадающейся советской империи, руками азербайджанских подонков и отбросов, а не азербайджанцев... Подчеркиваю, руками подонков и отбросов, которые есть везде, в каждом народе, - было совершено это варварство. Нельзя приписывать ответственность за Сумгаит азербайджанскому народу! Знаем и говорим ли мы о тех азербайджанцах, которые, рискуя своей жизнью, спасали армян – в Сумгаите? Знаем и говорим ли мы о тех армянах, которые, рискуя своей жизнью, спасали азербайджанцев - в Ходжалу? Мы 15 лет говорим об одном и том же. Наша жизнь остановилась. А время идет вперед.
Вопрос: Печатают ли в вашей газете статьи про Армению и какая на них реакция? Что вы делаете для того, чтобы мы знали вашего Низами, Ахундова и для того, чтобы в Азербайджане знали о нашей культуре?
Сеймур: Я участвовал во многих проектах, где встречался с армянами. У меня много друзей-армян и я об этом пишу. Не всегда меня встречают с цветами. Также у нас есть литературная газета, в которой был переведен и опубликован рассказ молодого писателя Зейтунцяна. Он сам, этот человек, не знает о публикации Мы взяли рассказ из Интернет. Мне нравится его рассказ и его нормально восприняли в Азербайджане.
Георгий: Мой друг Гамид Герисчи, автор очень популярной в Азербайджане телеперадачи, рассказал о том, что в один из вечеров на эфире телекомпании «Спейс», он показал книгу Гранта Матевосяна с дарственной надписью, и с сожалением отметил: «от наших связей остались только книги».
Один из школьников: Как вы можете доказать, что все будет хорошо в наших отношениях?
Георгий: Я не могу доказать, но у меня есть надежда, которую подкрепляете вы, мальчики и девочки, сидящие в этом зале.
Сеймур: В данный момент у меня нет доказательств. Я - пас.
Вопрос: Когда Вы впервые были в Армении?
Сеймур: В первый раз я был очень маленьким и почти ничего не помню. Я был не в Ереване, а в вашем городе, Горисе, вместе с дядей, который работал шофером. Помню, что взрослые говорили, что у вас, в Горисе очень хорошее пиво.
Вопрос: Какие ваши впечатления об армянах?
Сеймур: Хорошие. Иногда я забываю, что нахожусь в Армении.
Георгий: (обращается к мальчику, который требовал доказательств). То, что говорит Сеймур здесь и то же самое, я уверен он будет говорить в Азербайджане – уже можно считать маленьким доказательством того, что все будет хорошо.
Старшеклассник: Может ли то, что Вы делаете, Ваша поездка в Армению, помочь решению карабахского вопроса?
Сеймур: Больших и быстрых изменений ожидать не надо. Но от нас зависит многое.
Один из учителей: Я думаю, что скорее всего мы этого не увидим. Дружеские, соседские отношения будут восстановлены не скоро. Но сейчас мы обязаны создавать этот мир для наших детей, наше поколение должно воспитывать их для будущего. (Обращается к залу) У нас нет другого выхода!...
* * *
После встречи к нам подошла женщина и попросила перевести Сеймуру следующее: "Мой сын сейчас служит в армии, на границе... И я, также, как и матери в Азербайджане, с замиранием сердца слушаю новости и молюсь, чтобы не было конфликта на границе. Я видела войну, и мои дети тоже, но я хочу, чтобы она не повторялась, я хочу мира... Я уверена что и азербайджанские матери думают также. Спасибо Вам за эту встречу".
Георгий: Я не могу доказать, но у меня есть надежда, которую подкрепляете вы, мальчики и девочки, сидящие в этом зале.
Сеймур: В данный момент у меня нет доказательств. Я - пас.
Вопрос: Когда Вы впервые были в Армении?
Сеймур: В первый раз я был очень маленьким и почти ничего не помню. Я был не в Ереване, а в вашем городе, Горисе, вместе с дядей, который работал шофером. Помню, что взрослые говорили, что у вас, в Горисе очень хорошее пиво.
Вопрос: Какие ваши впечатления об армянах?
Сеймур: Хорошие. Иногда я забываю, что нахожусь в Армении.
Георгий: (обращается к мальчику, который требовал доказательств). То, что говорит Сеймур здесь и то же самое, я уверен он будет говорить в Азербайджане – уже можно считать маленьким доказательством того, что все будет хорошо.
Старшеклассник: Может ли то, что Вы делаете, Ваша поездка в Армению, помочь решению карабахского вопроса?
Сеймур: Больших и быстрых изменений ожидать не надо. Но от нас зависит многое.
Один из учителей: Я думаю, что скорее всего мы этого не увидим. Дружеские, соседские отношения будут восстановлены не скоро. Но сейчас мы обязаны создавать этот мир для наших детей, наше поколение должно воспитывать их для будущего. (Обращается к залу) У нас нет другого выхода!...
* * *
После встречи к нам подошла женщина и попросила перевести Сеймуру следующее: "Мой сын сейчас служит в армии, на границе... И я, также, как и матери в Азербайджане, с замиранием сердца слушаю новости и молюсь, чтобы не было конфликта на границе. Я видела войну, и мои дети тоже, но я хочу, чтобы она не повторялась, я хочу мира... Я уверена что и азербайджанские матери думают также. Спасибо Вам за эту встречу".