Alernative лого
Start лого
Южнокавказская
интеграция:
Альтернативный
старт
Мы все сейчас живем вместе с Надиром, в одном времени и в одном пространстве. Нам, большинству из нас, просто повезло тогда - мы не были в плену. Нам, большинству из нас, просто повезло сегодня – мы не в тюрьме. Но мы, как и Надир, живем надеждой, что все худшее уже позади... и отбываем срок. Приближаемся к свободе?!
Георгий Ванян
Колючая проволока

РАССКАЗ ПЛЕННОГО

Эта история записана со слов Надира Махмудова, заключенного учреждения отбытия наказания (колонии) №9 Министерства юстиции Азербайджанской республики, осужденного за нарушение законов и обычаев войны по статье 115.2 Уголовного кодекса АР к семи годам лишения свободы. Рассказ, сохраняя противоречия, отражает точку зрения Н.Махмудова на события.

Попал я в плен к армянам как-то глупо, неожиданно. А было это так. Возвращался я из служебной командировки к своим в Имишли. Там, в поселке для вынужденных переселенцев жили мои родители и жена с ребенком, потому что родом мы из Джабраильского района, а когда армяне захватили Джабраил, мы осели в Имишли - там жили наши родственники. А командировка была во фронтовую зону, что-то вроде боевого дежурства. Дело в том, что работал я в железнодорожной полиции. Работа была неплохая, жить было можно. Нас регулярно, еще с конца восьмидесятых, когда стали пошаливать армянские боевики, посылали дежурить, - с табельным оружием, естественно, - на железнодорожные станции и разные другие объекты, пограничные с армянскими районами, чтобы служащие и гражданское население не боялись нападений боевиков. Правда, автоматов не давали. А потом, когда начались регулярные боевые действия, мы ездили в трехмесячные командировки на фронт, участвовали в боях. После очередной фронтовой командировки, усталый, грязный, но с чувством исполненного долга, переполненный счастьем, возвращался к своим. Неделю назад у меня родился сын, и я торопился домой, чтобы повидать его.

Ехали мы вчетвером на обшарпанном "Москвиче" - водитель машины с племянником лет десяти и я с дядей по матери, который приезжал в район по своим делам, а заодно сообщил мне радостное известие. Дорога шла по равнине с виноградниками и, огибая единственный в этих местах невысокий холм, поросший поблекшей от осенних холодов травой, поворачивала на магистральную дорогу. Машина, почти не снижая скорости на не очень разбитой и безлюдной дороге, завернула за холм, и тут мы увидели грузовик с тентом, три десятка солдат вокруг в камуфляжной, как и у меня, форме, костер с закоптелым чайником и еще трех солдат, державших автоматы наизготовку. Один из них вышел вперед, махнул рукой, чтобы мы остановились, и передернул затвор. Водитель резко притормозил. Солдат молча, повелительным движением автомата велел выйти с машины. Я сидел впереди, рядом с водителем и вышел, еще не вполне понимая, в чем дело.

- Автомат, - коротко сказал солдат.
- В чем дело, ребята? - спросил я по-азербайджански, естественно, - мы едем в Имишли.
- Автомат, - угрожающе повторил солдат, целясь мне в грудь. Двое других тоже клацнули затворами. Я отдал второму солдату свой автомат, который взял, вылезая из машины.
- Да что вы, в своем уме? Свои мы …
- Пистолет, - с металлом в голосе сказал первый.

Тут у меня екнуло сердце. Если бы он был азербайджанцем, сказал бы не "пистолет", а "tapanчa", говорил бы не по-русски, а по-азербайджански. Значит, армяне. В животе у меня похолодело, и весь я как-то обмяк.
- Нож, - сказал первый солдат.

На поясе у меня висел штык-нож. Я отдал и его. Второй солдат вывел наших из машины и быстро обыскал ее, искал оружие, но больше оружия и не было. Подошли, окружили нас и другие солдаты. Один из подошедших, старший, видимо, офицер взял у солдата штык-нож, вытащил нож из ножен и пальцем попробовал острие:
- Ну, что, туркес, много армян убил?
- Да нет, я не участвовал в боях, - сказал я, но мой голос звучал неубедительно.

Он неожиданно сделал маховый выпад ножом, метя мне в горло. И хотя я успел увернуться и тем спасся от верной смерти, острие порезало мне шею. Хлынула кровь. Они накинулись на меня с разных сторон. Я лежал на земле, инстинктивно защищая лицо от пинков солдатскими ботинками и сапогами, не зная, перерезано ли у меня горло, выживу ли я. Чувствовал боль от ударов, шея и грудь у меня были мокрые от крови. Слышал голос дяди, он просил, умолял их пощадить меня, плач мальчика. Неожиданно офицер приказал прекратить избиение, но солдаты не остановились и продолжали пинать меня. Оказывается, часовой на холме просигналил - приближалась еще одна машина, и уже был слышен звук мотора. Нас быстро отвели в сторонку, где сидело под деревом полдесятка пленных, в том числе, муж и жена с грудным ребенком, стоял их легковой автомобиль. Молодая женщина тихо плакала, плакал, надрывался и ребенок. Я был помят, но двигаться мог. Кости были, судя по всему, целы, а порез на шее - пустяковый, царапина, хотя вытекло немало крови. В сердце затеплилась надежда - если не убили сразу, то может, уже не убьют? Вечером армяне посадили нас всех в машину и отвезли в райцентр Ходжавенд, который они называют Мартуни.

Первые одиннадцать месяцев плена я пробыл в Мартуни. Держали нас на старом складе, превращенном в подобие тюрьмы, вместе со мной сидело около тридцати человек. Несколько женщин содержали отдельно. Кормили нас так - три буханки хлеба на тридцать человек в день и еще по чашке сырой воды на человека. Это было нашим завтраком, обедом и ужином. Тогда перемирия еще не было, шла война, бои. Бывало, что наши одерживали победы, и в Мартуни привозили тела погибших на фронте. Тогда раздавался плач по всему городку. А мы, хоть и радовались втайне, что наши побеждают, еще больше боялись за свою жизнь.

Почти каждый раз после прибытия очередной партии трупов с фронта приезжали родные погибших. Братья, двоюродные братья, отцы, сыновья погибших на фронте требовали мести, крови. Нашей крови. Скольких наших пленных и заложников убили, расстреляли, зарезали, замучили армяне в отместку за свои потери на поле боя. И так было до того, пока в Мартуни не назначили нового военного коменданта.

Если бы не этот человек, может, и не вернулся бы я домой, не повидал бы своих родных, не сидел бы перед вами, не рассказывал бы эту историю. Новый комендант Мартуни прекратил расстрелы и казни, а мы вздохнули посвободнее. Делал он так не без причины.

Однажды, еще до начала войны и настоящих боевых действий в Карабахе, когда в Степанакерте шли митинги, а азербайджанцев изгоняли из горных сел, по ночам поджигая их дворовые пристройки с сеном, дома, стреляя в окна, он приехал на рынок в Физули, купить съестного. Подвоз продовольствия был затруднен, продукты резко вздорожали, и в горах было голодно. По-азербайджански он говорил хорошо, думал сойти за своего, отовариться и обратно. Но на базаре его узнали, собралась большая толпа, начали бить. Так и забили бы насмерть, если бы не мясник с этого же рынка - Джабраил, Джаби.

Джаби отнял его у толпы, привел к себе домой, омыл кровь с лица, чтобы не привлекал внимания, перевязал рану на руке, чтобы он не истекал кровью, а потом проводил задами до пустынной дороги в горы и отпустил на все четыре стороны. Вот он и помнил это добро и говорил, что вовек не забудет азербайджанца Джаби, который спас его, не дал сделать сиротами его детей. Но таких людей, как он, среди армян были единицы…

Однажды, снова после боя с тяжелыми потерями для армян приехало человек сорок в военной форме, с автоматами - хотели расстрелять нас. Снова нас всех спас комендант. Сколько драк, иногда стрельбы в воздух бывало перед бывшим складом, превращенном в тюрьму, где держали нас, военнопленных и заложников. Спорили и дрались жаждущие мести армяне с солдатами комендантского взвода, несшего охрану тюрьмы. Из-за нас. Пока я здесь комендант, не дам убивать турков просто так, говорил комендант. Один раз, после особенно ожесточенной драки, мне довелось смывать кровь с тротуара перед комендатурой. Это была армянская кровь, пролитая армянами же.

В 1995 году меня перевели в тюрьму в городе Шуша. Сидел я в одной камере со стариком из Кельбаджара. Здесь продолжались расстрелы и пытки из "мести". Было очень страшно, многие не выдерживали голода, непосильного труда, избиений, пыток, общей атмосферы страха и тревоги и умирали, некоторые сходили с ума. Больше всего азербайджанские пленные и заложники умирали в шушинской тюрьме. Иногда умирало до восьми человек в день, по самым разным причинам. Армяне не делали разницы между гражданскими и военными, мужчинами призывного возраста и стариками.

Азербайджанских пленных весь день заставляли работать. Наших там используют для тяжелого физического труда, в основном, в рубке леса, колке дров. Ведь в Карабахе зимой холодно, а единственное топливо - дрова. Вот мы и пилили и рубили дрова до изнеможения. Работали мы и на строительстве частных домов, чернорабочими, например. Но это было очень редко…

В шушинской тюрьме я пробыл пять с половиной месяцев, а потом нас перевезли в Степанакерт. И здесь продолжались избиения, пытки, расстрелы "из-за мести за павших в боях", атмосфера страха и ужаса.

Мне связывали руки за спиной, ставили на колени и били рукоятками пистолетов по голове. Пытали, сдавливая плоскогубцами раковины, мочки ушей. Вот почему мои уши сейчас такие. Пытали и раскаленным на огне железом. Калили на мангале шиши - шампуры для шашлыка и прикладывали к телу, иногда крест-накрест, чтобы помнил, - если останусь жив, - их святую веру, христианское милосердие. У меня на бедре выжжен крест именно таким способом - шампурами.

Некоторым пленным обматывали проволокой ноги, вешали вниз головой и били палками. После таких пыток у многих были кровоизлияния в мозг, отнимались руки, ноги, парализована часть лица, потерян дар речи. Но это было не очень часто. Чаще всего загоняли двоих-троих в "яму", бокс для автомобилей, чтобы было удобнее, сподручнее бить сверху вниз, и молотили, по чему попало, черенками от лопат, резиновыми полицейскими дубинками, и просто деревянными кольями. Уворачиваться, ложиться на дно ямы было нельзя, за это можно было получить пулю.

Я слыхал, что в захваченном Агдаме на каком-то складе армяне нашли сорок тысяч черенков для лопат. Но для лопат во всем Нагорном Карабахе и прилегающих, захваченных армянами районах, все равно не хватало черенков, потому что трофейные черенки, все сорок тысяч и много тысяч других, специально заготовленных в лесах черенков и дубинок, было обломано армянами о руки, ноги, головы, спины наших заложников и военнопленных. Да что черенки от лопат и дубины, дубинки, колья? Даже специальные пластиковые и резиновые полицейские дубинки европейского производства с металлическим стержнем внутри не выдерживали столь интенсивной эксплуатации, ежедневного и многоразового использования на наших спинах, головах и приходили в негодность…

Еще пытали электрическим током, но нечасто. Помню такую историю.

Как-то раз армяне выстроили пленных и заложников, стол перед строем поставили, положили на стол армянский флаг, а рядом растянули на земле азербайджанский. Каждый пленный азербайджанец должен был в порядке очередности выйти из строя, подойти к столу, плюнуть на азербайджанский флаг, поцеловать армянский и вернуться обратно.

Любили они устраивать такие штуки - и часто устраивали, на разный лад. Это они делали, чтобы унизить нас. Мы понимали, что наше унижение доставляет им удовольствие. Однако уже потом, я услышал, что такие действия тоже считаются пыткой - причем изощренной, психологической, ставящей целью причинить душевные муки, сломать человека, подавить в нем всякую волю к сопротивлению.

Так вот, все аккуратно подходят, плюют на один, целуют другой, как велено, и, опустив голову, пряча глаза от своих, возвращаются обратно в строй. А один из наших, по имени Ильгар, подошел к столу, но плюнул не на свой, а на армянский флаг, потом опустился на колени и поцеловал азербайджанский флаг, который был разостлан на земле, как тряпка и покрыт уже полусотней плевков. Это было так неожиданно, что конвоиры армяне остолбенели. А Ильгар зарылся лицом в наш флаг, поруганный, мокрый от наших же плевков и армянской мочи, трехцветный флаг с полумесяцем, звездой, и осыпает его поцелуями, как святыню. Тут армяне прямо осатанели, накинулись на него с разных сторон и стали бить руками, ногами, прикладами. Обычно они руками не били, берегли пальцы, к тому же на то есть черенки от лопат, колья, дубинки, а для смертного боя - отрезки арматуры, ломы. А здесь - руками, настолько все произошло неожиданно и разъярило их. И тут строй дрогнул, рассыпался. Представьте, что творилось у нас в душе, если даже мы, забитые, замордованные и запуганные донельзя, почти все безропотно плюнувшие на свой флаг, подались вперед. Конвойные дали несколько очередей в воздух, остановили нас. Били Ильгара долго, но не стреляли, не убивали. То ли потому, что собирались взять за него выкуп, но, скорее всего, потому, что им надо было сначала сломить его перед строем, чтобы не погиб он героем в наших глазах. Однако Ильгар не поддавался. Не добившись своего, армяне уволокли его, потерявшего сознание, полумертвого и бросили в подвал, про который рассказывали разные ужасы. Мы поняли, что больше не увидим его или, если увидим, то сломленным. Больше мы его не увидели. Оказывается, армяне за отказ подчиниться и поцеловать армянский флаг перед строем долго пытали его током, закладывали пальцы в дверь сейфа и, захлопывая, переломали пальцы, перебили руки ломом, - ломом они били, когда хотели забить человека до смерти, - и бросили его в камере медленно умирать мучительной смертью. Однако Ильгар так и не сдался. Только пример таких, как Ильгар, и помогал нам не пасть окончательно духом, держаться, несмотря ни на что, несмотря на голод, холод, избиения, пытки, расстрелы, потерю наших земель, и помнить, что мы люди.

Уже потом мы узнали, что, не дождавшись выкупа, армяне обменяли его, умирающего, когда подвернулся случай, а напоследок ему ввели в вену солярку. Это смертный приговор, только с отсрочкой, замедленная смерть. Ильгар тяжело болел и умер спустя год-полтора после этого события, уже вернувшись домой, в госпитале в Баку. Ему не было и сорока, он оставил сиротами двух детей. Врачи не смогли помочь ему, говорят, от солярки в вену гниют все внутренности, и ничто не излечивает. Вот так отомстили армяне за то, что человек не хотел склониться перед мразью, хотел остаться человеком. Знают ли сегодня его дети, каким человеком, каким настоящим kişi - мужчиной был их отец?...

Рассказал вам об этом, и снова заболело сердце. Теперь сижу на лекарствах, а ведь раньше, до плена, был здоровяком.

А кормили нас повсюду так же, как и в Мартуни - хлеб, вода, иногда разваренное пшено. Спали на матрацах, обычных, какие были в казармах, общежитиях и больницах советского времени и даже с простынями. Правда, матрацы были в тех местах, где проверяли представители международных организаций, а обычно довольствовались соломой на земляном полу. Да и меняли простыни только перед посещениями представителей этих организаций, а это бывало нечасто, поэтому все простыни были невообразимо грязными, кишели вшами. Один из пленных завшивел и обессилел от укусов вшей настолько, что умер. Да, он умер не от голода, ослабел, и его заели вши.

Тогдашний представитель Красного Креста более или менее регулярно посещал нас, но не предпринимал никаких мер. Не знаю, почему? Может, потому, что переводчик у него был армянин и переводил ему наши слова по-армянски, наоборот? Да и мы боялись говорить правду, знали, что нашему тюремному начальству это станет известно спустя несколько минут. Известно, какой-нибудь сотрудник проверяющей организации приедет и уедет, а начальство в тюрьме всегда над тобой…

Потом представителя Красного Креста сменили, приехал другой, швейцарец по имени Пьер. У него переводчик был не армянин, и это сразу повысило наше доверие к нему. Он внимательно слушал и записывал наши слова, постепенно и мягко добиваясь своего от армян. Расстрелы почти прекратились, стали несколько лучше кормить, даже тех, кто не мог работать. Нам стало намного легче. Это был святой человек…

Как-то раз, весной девяносто пятого года, меня отправили на работу к какому-то местному замначальнику, то ли военному, то ли из госбезопасности. Он строил себе дом, трое каменщиков - два армянина и один пленный азербайджанец уже возводили второй этаж. Я работал вместе с другими чернорабочими внизу, замешивал раствор. В это время начался артиллерийский обстрел, естественно с нашей стороны. Один снаряд упал в город где-то неподалеку, разворотил чей-то дом. Конвоир сказал, что если еще один снаряд попадет в город, он застрелит меня. Я понимал, что это не просто угроза, желание пугать, держать в напряжении, но деваться было некуда. Работа продолжалась, я молча замешивал и подавал ведрами наверх раствор. Когда еще один снаряд попал в город, конвоир подошел ко мне и сильно ударил прикладом автомата в грудь. Я упал на спину и так и остался лежать от невыносимой боли. Каменщик, увидев, что я не встаю, сбросил сверху со второго этажа камень-кубик. Камень был сброшен с таким расчетом, чтобы попасть в голову или верхнюю часть груди, добить меня. Как я, почти парализованный болью, увернулся, не понимаю до сих пор. Но я увернулся, камень попал мне в только в бедро. Потом я узнал, что бедренная кость у меня сломана, а тазовая - треснула. Я остался жив, и мне еще хватило сил и соображения заползти под балкон второго этажа, чтобы каменщик не сбросил второй кубик, и молчать, хотя мне хотелось кричать от боли, чтобы не заставили замолчать пулей. Почему он быстро не сбросил второй кубик? Почему меня не пристрелил конвоир? Неужели только потому, что обстрел прекратился? Не знаю, не помню, я потерял сознание от боли…

Швейцарец Пьер, представитель Красного Креста, которому сказали, что произошел несчастный случай на стройке, добился моего размещения в госпитале в Ханкенди. Ходить я уже не мог, остался калекой. Пьер говорил, что меня можно вылечить, но не в плену. А пока он давал мне обезболивающие, чтобы я мог вытерпеть нестерпимую боль. Пьер добился облегчения участи многих военнопленных.

Мое заключение продолжалось два года, два месяца и один день. Когда пришло известие, что нас освобождают, сначала я не поверил. Действительно, трудно поверить, когда сбывается то, о чем ты мечтал, и не надеясь, что мечта сбудется, больше двух лет в невыносимых условиях. Вот и я думал, что меня обманывают, просто решили поменять место заключения и зло подшутить при этом, подав надежду, а потом отняв ее. Сколько раз такое бывало в плену. Однако 22 декабря 1995 года меня перевезли через иранскую границу в город Тебриз. Действительно, был обмен, которым занималась армянская служба безопасности и получила за нас армянских военнопленных. Уже из Тебриза нас привезли в Баку представители иранского правительства. Я был совсем плох, еле выдержал пресс-конференцию в иранском посольстве, после которой меня поместили в госпитале Министерства национальной безопасности. Еще шестьдесят азербайджанских военнопленных, из тех, что находились тогда в Степанакерте, были освобождены и привезены в Азербайджан Евгением Примаковым.

Наши гэбисты хотели сразу же начать меня допрашивать, но лечащий врач, спасибо ему, сказал, что я слишком слаб, чтобы отвечать на вопросы. Через два дня приехала жена с двухлетним сыном, которого не видел с рождения. Мальчик дичился, не хотел идти мне на руки, плакал. Было много слез, а жена даже потеряла сознание, но это были слезы радости. Я все еще не верил, что вернулся, освободился от этого кошмара, нахожусь среди своих. Меня допросили, как полагается, подлечили и отпустили домой. Окрепнув, я снова пошел на работу в железнодорожную полицию, встретился со своими сослуживцами. Девять месяцев я работал, как прежде, но затем меня уволили без объяснения причин. Когда попытался узнать причину, толкнулся туда-сюда, мне посоветовали не возникать, дескать, был в плену, ну и сиди тихо. А уволили меня по указанию из Министерства национальной безопасности. Пришлось мне заняться торговлей. Со временем наловчился, на семью хватало. Жизнь постепенно налаживалась, родился второй ребенок. Однако человек предполагает, а Бог располагает. Через семь лет после освобождения из плена меня арестовали, да еще по обвинению в измене родине. Обвиняли меня в том, что меня выбрали старшим среди азербайджанских пленных. Я действительно исполнял эту должность, но совсем недолго, и меня выбрали сами наши, причем через три месяца я отказался, сказав, что не могу справляться с обязанностями. А обвинение состояло в том, что армяне назначили меня старшим, причем на целый год, не случайно, а потому, что я сотрудничал с армянами, а также в том, что принимал участие в избиении пленных азербайджанцев, отнимал у них только что розданную гуманитарную помощь - одежду, сигареты и передавал армянам. Во время нахождения в плену я действительно пару раз ударил одного нашего военнопленного за то, что тот во время встречи с группой азербайджанских и западных правозащитников заявил, что азербайджанские чиновники требуют взятки с семей военнопленных. Это он делал по наущению армян, поэтому я и избил его.

Другого военнопленного я тоже пару раз бил за то, что он не устоял под давлением армянских полицейских и занимался с ними оральным сексом, позорил нас… А насчет сигарет и другой гуманитарной помощи… Это я делал по приказу своих конвоиров. Что мне оставалось делать? Хотел бы я видеть того, кто ослушался бы приказа в тех условиях и прожил бы после этого больше десяти минут. Ну, и дисциплину я поддерживал, как положено, как бывший полицейский, хотя и скрывал это от армян.

Вот и вся моя вина. А мне дали за это семь лет. Следствие по делу собрало показания двадцати семи побывавших в армянском плену свидетелей, которые свидетельствовали о моих действиях как изменника. Однако на суде только двое подтвердили свои показания, данные следствию - побитый мною и мой родной дядя, который попал в плен вместе со мной. Его заставили дать показания против меня. Не выдержав такого позора, как обвинение сына в измене родине, умер от разрыва сердца старик отец. Суд шел три месяца. Я обратился к омбудсмену Эльмире Сулеймановой, но это обращение осталось безрезультатным. Не успел суд закончиться, как скончалась и мать. Легко ли пережить такое? Мы вынужденные переселенцы, вся наша родня, соседи потеряли свою землю, пострадали от рук армян, и вдруг сын, который воевал в Карабахе, оказывается изменником… На суде не смогли доказать обвинение, выдвинутое следствием, и изменили мне статью, вместо измены Родине дали другую, за жестокое обращение с пленными, но не скостили первоначальный срок, как это полагается по закону, когда меняют особо тяжкую статью на просто тяжкую... Это неправильно, несправедливо. Да разве армяне выжгли бы крест на коже человека, который сотрудничал с ними?

А теперь я мотаю срок, считаю дни, недели, месяцы и годы. Осталось еще около трех лет. Но это время надо прожить, дожить до свободы. Вот я и утешаю себя тем, что самое трудное позади, надо дотерпеть еще немного. И не подаю заявление об амнистии, потому что, подав его, признаю свою вину.

Еще здесь многие спрашивают меня, упрекают, почему я не застрелился. Честно говоря, если бы я знал, что за испытания ждут меня в плену, а потом здесь, я предпочел бы смерть там, на повороте дороги за холмом, где остановили нашу машину. Но уже в плену на самоубийство решиться очень трудно, хотя смерть так близка. Зачем человек живет в плену? Зачем хочет жить, когда его бьют до полусмерти, пытают? Зачем цепляется за жизнь, когда знает, что каждый день его могут забить, пристрелить просто так, когда он может умереть от голода, холода, вшей, разных болезней? Но так уж устроен человек, не хочет он умирать, хочет жить.

А не хотел я убивать себя еще по одной причине. Только не удивляйтесь, поймите меня правильно. Дело в том, что армяне далеко не всегда выдают тела погибших в плену или на поле боя азербайджанцев. На каждое обмененное или проданное тело приходится девять мертвецов, которые наспех закопаны в могилы, их и могилами-то трудно назвать - это просто ямы, в которые трупы бросают и забрасывают землей, как падаль. В плену мне не раз приходилось закапывать убитых и умерших. Так как ямы делаются неглубокие, их часто разрывают шакалы, лисицы, бродячие собаки, чтобы обгладывать трупы. Сколько раз, привозя во главе похоронной команды новую партию мертвецов к месту захоронения, я видел, как старые могилы разрыты, трупы объедены и валяются обглоданные руки, ноги, головы, ребра, часть позвоночника. Это было ужасное зрелище. Сколько раз, когда конвоиры разрешали, замотав от невыносимого смрада смоченными в воде платками, шарфами и тряпками носы и рты, мы заново забрасывали землей наполовину обглоданные тела или части тел своих друзей, товарищей, родных. Не зря даже самые крепкие, ко всему привыкшие члены похоронной команды неожиданно бросались на автоматный огонь конвоиров, сходили с ума, умирали от разрыва сердца. Сколько раз мне снилась одна особо запомнившаяся, не знаю почему, женская рука с двумя оставшимися пальцами, обгрызенный детский череп, сколько раз я кричал по ночам от кошмарных снов и, проснувшись в холодном поту, видел, что действительность не лучше кошмара. Не раз и не два был близок к тому, что вот-вот поедет крыша, но я держался, держался из последних сил. Мне так хотелось быть похороненным по-человечески…

Записал: Чингиз Султансой
"Реальный Азербайджан"
27.05.06
КОММЕНТАРИИ

Достаточно интересный перл подготовленный азербайджанским агитпропом, чувствуется стиль алиевских кадров пропогандирующих интернациональную дружбу народов и мгновенно перековавшихся после падения СССР. Жаль, что сии мужи сотворившие сей душещипательный рассказ потрудились поинтересоваться а когда же окончилась военная стадия конфликта. И в этом случае им должно было-бы быть известно о том, что прекращение огня установленно с мая 1994 года, и таким образом весной 1995 года артобстрела Мартуни быть не могло, в противном случае они свидетельствуют против своей страны утверждая, что даже после установления Азербайджан в нарушение всех договоренностей и конвенций продолжал артиллерийские обстрелы городов и политику уничтожения мирного населения.
Артур | 22.06.2006

Артур! Сомневаюсь, что Вы прочитали Рассказ Пленного. Советую перечитать. Вы кривите душой. Ваш комментарий доказательство того, что Вы прекрасный наследник большевистских кадров пропогандирующих интернациональную дружбу народов и мгновенно перековавшихся после падения СССР. Жаль!
Георгий Ванян | 22.06.2006

Мы ерим в то, что нам удобно.
Сеймур Байджан | 23.06.2006

Я полностью верю всему этому, потому что это не первый рассказ который слышал от освобождённых пленных. Конечно, они не были такими обширными как нам исповедовал этот пленный. А Артуру я скажу ваше "лицо" в вашей гнусной лжи.
CENGI | 17.07.2006

После таких рассказов вы думаете примирение возможно? Вам армянам лекго сказать, что давайте жить дружно! Потому что вам досталось часть Азербайджанских земель! Лично я не считаю, что примирение возможно!
Ильгар | 22.07.2006

Артур, я лично знал Ильгара Мехтиева! Он сам никогда не любил рассказывать про плен! Но с ним в плену был парень по имени Узейир! Вот он рассказывал такие рассказы! И про мужество Ильгара я слышал именно от него!
Ильгар | 22.07.2006

Как-то раз, весной девяносто пятого года, меня отправили на работу к какому-то местному замначальнику, то ли военному, то ли из госбезопасности. Он строил себе дом, трое каменщиков - два армянина и один пленный азербайджанец... Товарищ Ванян, А ведь Артур прав на счет 1995 года... почему артобстрел после перемирия??
Роб | 27.07.2006

Мы привыкли думать, что только азербайджанцы способны на такие зверства, не хотим верить, что и армяне способны на такое...возможно таким образом ставя свое нац. превосходство выше, НО... у всех, кто пережил ужасы Сумгаита, Баку надломлена психика, не говоря уже о тех, кто участвовал в этой бессмысленной войне. Что делать??? Как простить друг друга??? Признанием своих собственных ошибок и покаянием!
Галина | 28.07.2006

Роб, армяне тоже обстреливают наши позоции. Мир в ваших руках, не ми начали эту войну. Я призиваю тебя быть объективным.
vetenparvar | 22.09.2006

Армяне добились того, чего хотели. Сейчас азербайджанцы так же ненавидят армян, как всю жизнь они ненавидели нас. Мы, по своей наивности, простили армянам их зверства в 18-20-х годах, за что и получили Карбах. Если бы мы помнили, не было бы проблемы Карабаха. Уверен, что наша память об армянских зверствах станет для нас хорошим уроком.
Рафик | 17.10.2006

К сожалению vatenpаr... как и многие азербайджанцы и турки не видят разницы между обстрелом боевых позиций в военное время и артиллерийским обстрелом города в мирное время. Приравнивать два этих понятия и есть потворство тем, кто творил зверства. Законы войны не терпят нарушений.
Артур | 18.10.2006

речь о дружбе невазможна----только отомстив мы сможем забыть эти трагические случаи------------будьте армяне прокляты
Гоша | 18.10.2006

В общем итоге, да и в конце концов, не смотря ни на что, я очень рад что армян в Баку поубавилось! Это признак хорошего тона и благополучного процветания. Баку с армянами превращался в эрмяникянд. Ну а кто вместо них акумулировался, с ними Господь разберется наилучшим образом. И вот тогда заживут наши дети на зависть всей планете!
Янеумер | 17.11.2006

Это страшная история, рассказанная Надиром. Не дай Бог никому оказаться в плену, ни в азербайджанском, ни в армянском. Allah Ilgar kimi ogurlara gani-gani rahmat etsin.Man onun adini hech vaxt yaddan cixarmayacam va olana kimi oz usaqlarima,gohumlarima,bir sozla hamiya danisacam. Не дай Аллах, чтобы забыли все это.
Заур | 06.01.2007

Вы все говорите, что армяне убивают. А я вам скажу, что с нас хватит. 1915.1988, Баку, Сумгаит, Кировабад. Конечно, в пелу никому не сладко, а сколько армян было убито в азербайджанском плену. У нас сосед был, его тело обменяли. Его никто не узнал, его тело было все в сигаретных ожогах. Только мам его узнала из-за наколки. А ты, Гоша, не надо нас пугать, у нас тоже есть за что отомстить. Я лично живы в Лос-Анджелесе, тут турки бояться говорить, что они турки, говорят, что они персы или арабы.
LOS 818 | 08.01.2007

Янеумер, ваша радость по поводу "убавления армян в Баку", и ваше мнение о том, что это "признак хорошего тона и благополучного процветания" свидетельствуют только о вашей нерассуждающей ненависти и дурном вкусе. А ваши надежды на то, что наши, азербайджанские дети заживут на зависть всей планете только благодаря тому, что армян в Баку нет свидетельствуют о вашей, глупости. Ненавистью и глупостью процветания не достичь никогда! Кстати, почему вы пишете не под своим именем, а под псевдонимом? Так мы Карабахскую проблему никогда не решим.
Чингиз Султансой | 08.01.2007

Дорогой Чингиз, во-первых, я не радуюсь, у меня ненависти нет, во-вторых, мы с вами не можем решить Карабахскую проблему, потому что нас никто не будет слушать , благодаря политикам. А про псевдоним, я просто привык так писать, мое имя Армен.
Армен | 09.01.2007

Дорогой Чингиз, я извиняюсь, что думал, что вы ответили на мой комментарий, а оказывается, что Вы писали Янеумеру.
LOS818 | 09.01.2007

Да, действительно хорошая пропагандистская агитка. Помнится, в 1992-м году в Мартуникноскм р-не при обмене двух военнопленных приволокли армян, побывавших несколько месяцев в аз. плену. Оба были неподъемные, и пахло от них бензином. Выяснислось, что перед обменом им просто вкололи в вены бензин, они умерли спустя несколько часов после освобождения.
Шамир | 11.01.2007

Случайно наткнулся на эту статью и прочел ее тяжестью в сердце. Какой ужас вот так человеку попасть в подобнуб ситуацию. Кому этот Карабах поганный нужен. Ну и что вот ходите там сейчас Армяне, холодные и голодные в этих развалинах. А жили в Баку и работали на хороших должностях. Вот мы сейчас пользуемся плодами Бакинской нефти а могли бы вместе...
бакинец | 22.01.2007

Одно скажу миром правит капитал, так было есть и будет, человек сам вершит свою судьбу. Один вопрос, тот кто судит, почему сам не воюет, не защищает Родину и ее интересы?
мать бывшего военнопленного | 30.01.2007

Бог нам всем судья!!! Все мы идем на поводу у политиков и Российской империи! Неужели это не понятно?! Кто то наживается на крови, а остальные как лохи свято верят в то, что им вгоняют!!!
Казбек из Баку | 09.02.2007

Люди, опомнитесь! О каком мире вы говорите? Вы забыли, что то же самое нам твердили и в 1905-м, и в 18-м, и в 48-м, и продолжают нас гипнотизировать и до сих пор. Задайтесь вопросом - кому это надо?... Мне - нет!!! Каждое такое "перемирие" забирает нашу историю, будующее наших потомков. Кто останется здесь через 30-50 лет, кроме alverci?! Древние завоеватели говорили - хочеш покорить народ сотри ее историю на два поколения! А сколько у нас стерто и до сих пор стирается!!! Надо Думать!!!
Азери | 10.02.2007

Читая эти строки можно только выразить свое сожаление к Надиру Махмудову, да и к другим пленным. Можно отругать сволочь войну, но данная статья не должна быть поводом для оскорблений в адрес друг друга.
Abbas, AZ from KZ | 13.02.2007

Я верю, что среди азербайджанцев и армян еще есть и будут такие Люди как мясник Джаби и военный комендант из Мартуни. И надеюсь, что такое число перевалит за большинство и тогда не будет войны, и тогда не потребуется помощь даже такого Человека как швейцарец Пьер (да благославит его и его семью Всевышний).
Abbas, AZ from KZ | 13.02.2007

Я с болю в душe прочитал историю Надира. Не существует слов, чтобы передать всё что он почувствовал и перенёс во время плена. Думаю, что только тот человек, кто прошёл через это знает, что такое воевать и быть в плену. Но особенно больно за то, что после всего что он перeнёс, всё это ещё не закончилось и расправа над ним ешё продолжается у него дома, и делают это уже свои соотечественники... Я уверен что таких историй немало расскажут вам и от армянской стороны, несправедливых, коварных и душераздирающих... Что хочу сказать: на воине, как на воине, люди гибнут, мучаются, калечатся, и с ними ихние родные и близкие. Разве ешё одна воина разрешит проблему между нашими народами? Разве смерть ешё 100.000 или 200.000 наших соотечественников и мучение двух народов позволит положить конец этой безумной вражде и ненависти??? Насилие рождает ещё насилие. Насилием этот вапрос невозможно решать.
Роберт из Еревана | 19.02.2007

Я уверен что те кто пытаются не допустить решение вопроса мирным путём и хотят новую войну, во время военных действий будут сидеть где-нибудь, далеко от поле боя, и смотреть войну по телевизору (в плен они точно не попадут), а азербайджанские и армянские Надиры будут лить и проливать кровь друг друга по цепочной реакции... Эти люди, что делают призывы войны, забывают про внутренних врагов и изменников. Если у них такая сильная воля и такая жажда войны, почему не хватает смелости сначала разобраться с теми, что у себя дома. Или они не знают как в Баку власти расправляются с членами опозиции, с независимыми журналистами, как милиция глубоко корумпированна и что происходит с невинными гражданами в своих отделениях, как они бъют, искалечивают и унижают своих же соотечественников, какие беспредельшики сидят во власти, как они добрались туда??? ... Воюйте... Я про Баку, но в Ереване дела не лучше обстоят...
Роберт из Еревана | 19.02.2007

Думаю что не будет неуместно напомнить что вне Кавказа, например в России, как не странно армяне и азербаджанцы продолжают дружить друг с другом, и знаю случаи, что люди близки как родные братья. Коротко говоря: искренне надеюсь, что оба наши народы способны перешагнуть над ненавистью, над враждой и над чёрными воспоминаниями (конечно это постепенный процесс, и требует время), и со временем перенаправлять свои усилия не на подготовление войны, а на процветание своих народов и отношений. В конце концов мы сами теряем или можем преобретать с этим что то. С уважением
Роберт из Еревана | 20.02.2007

Да уж! Мне искренне жаль всех пленных, нет оправдания зверству. Ребята мира не будет, вы хотите жить отдельно езжайте в Армению, второго армяского государства на своих землях мы построить не дадим.
Wolf Moscow | 20.02.2007

Простой НАРОД не знает правду!!! Не знает зачем и кому нужна война!!! Политики для достиженийй своих поганных целей используют простой народ. Война нужна была горбачеву (eclaf) и ему подобным что бы нажить на этом миллиарды. Их не интересует простой и наивный народ и судьбы народов. Им миллиарды давай. Дай Бог все эти политики, которые нажили себе миллиарды за кровь простого народа подавились этими деньгами. Я прошу от БОГА одно. Кто превращает созданную БОГОМ прекрасную нашу ПЛАНЕТУ в военное поле, пусть их же дети поподут в такую ситуацию, в которую попадают пленные. Надира осудили не справедливо. Где же справедливость???!!!
ИНТИГАМ из БАКУ | 25.03.2007

Я абсолютно не согласен по поводу мира, так как не Азербайджан начинал войну и не надо сравнивать позицию Армении и Азербайджана. Я уверен, что азербайджанский народ восстановит справедливость мы обязательно отвоюем наши земли так как по другому Армения не откажется от окупированных земель. И только после этого можно говорить о другом. Но пока наши земли и могилы нашиx предков наxодятся захваченными, говорить о чем-то невозможно.
Исмаил | 27.03.2007

Артур ! Дашнак недобитый!! О каком артобстреле мирного населения ты говоришь? А ваши что обстреливали? Мои Родители с Физулинского района....Все приграничные районы вами обстрелеивались с алазанью, кристалом и градом. Вообще о чем ты здесь говоришь????? Сколько раз за всю историю вы иничтпжали азербайджанский народ народ???? Получая конечно xороший отпор. Да лучше азербайджанского народа соседа вам не найти. Это мы такие глупые, наивные и тупые азербайджанцы, за то, что были слепыми эти 200 лет!!! Но больше такиx ошибок не будет, это я тебе обещаю!!!! Я зубами сгрызу армянина, если начнутся боевые действия!!! И пару слов Интигаму!! Xватит здесь болтать разную ..........Нарооод...Политики.....Боог.... Ты поинтересуйся что армяне вытворяли за последниые 150 лет с нами, из-за такиx как ты мы простили армян и делили с ними xлеб!! Xватит уже!!!!
Джейхун | 08.04.2007

У вас на всё хватило "сил", целый Карабах купили, а вот на Нахичевань духу не хватило. Я потерял много друзей, всё помню. Лично я не сторонник убийств и пыток над заложниками, но наказать плетью парочку "героев" из Карабаха, перечитавших историю о "великом армянском народе" и пытавшим азербайджанце, я не прочь. Жаль, что не довёл свою мечту до конце, не успел.
нахичеванец | 26.04.2007

Мой муж тоже пропал без вести на карабахской войне. На сердце у меня огромная рана, которая никогда не заживет. После прочтения этой статьи она еще больше кровоточит. Какое прощение может быть армянам. Те, кто не пережил этого горя, может писать о каких-то человеческих чувствах. Мы же не начинали эту проклятую войну, а защищали свои родные земли. Я желаю каждой армянской женщине-матери пережить это горе. Каждому армянскому ребенку пережить то, что пережили мои дети выросшие на моих слезах.
Гянджинка | 13.07.2007

Вот именно, что мы не позволили вам довести вашу мечту до конца, и никогда не позволим. И тот отпор который вы получили в Арцахе тому подтверждение.
Артур | 21.05.2007

Прочитав комментарий я чуть было не забыл имя рассказчика. Люди, что с вами? Какие Азербайджанцы, какие Армяене? Вы же все люди ! Люди, которые живут в мире, у которых всего одна жизнь! Я не одобряю войну, и всех кто ратует за нее. История субъективна и никогда история Армении не совпадет с историей Азербайджана, обе они разные, обе они субъективны. Давайте забыть историю и попробовать решить эту - Карабахскую проблему мирно, так как мир - это главное, в мирных условиях такие рассказы не раждаются. Кто за то, чтоб таких рассказов было много? Кто за, чтобы война продолжилась? Кто за войну? Одумайтесь!
Грузин | 01.06.2007

Очень тяжелый рассказ, еще тяжелее от того, что таких рассказов - тысячи в каждой из сторон конфликта. Есть такие рассказы и среди грузин, и среди абхазцев, и среди осетин. Это страшное лицо войны. Но для меня этот рассказ показателен именно тем, что выявил какие же мы одинаковые в своей ненависти, свои и чужие. Чужие пытали, свои посадили. Прямо как в сталинские времена. Свои не чуть не лучше чужих. Потому, что образ мышления, несмотря на национальные различия, одинаково совковый. Неверной дорогой идем, товарищи. Надо меняться.
Русудан Маршания, Тбилиси | 03.06.2007

Среди нас, тех кто оставлял здесь свои коменты (армян и азербайджанцев) один лишь умным оказался - Грузин. Все остальные ослеплены яростью, гневом и жаждой мести. Никогда ничего не решится и не сдвинется с мертвой точки, пока люди так настроены против друг друга. Должно смениться поколение, может быть, что-то измениться. А вдаваться в дискуссии, я считаю бесполезным делом.
армянин родом из Баку | 2007-06-07

Все начинается с детского сада, мы и они, мы хорошие, они плохие. А поддержать накал страстей - это пожалуйста, несколько воспоминаний, от нас и от них, одно гнуснее другого. Если они придут, то нас съедят. Мы благороднее, у нас добрые обычаи, их есть не будем, а вот они точно съедят. Выход? Начинать надо с детского сада, в одно и то же время, вместе, путь будет долгим, но он неизбежен.
Космополит | 2007-09-24

Оставить комментарий
SecoursCatholique лого  National Endowment for Democracy лого  Heinrich-Böll-Stiftung лого
Кавказский Центр Миротворческих Инициатив
 Tekali Mic лого  Turkish films festival лого
Текали карта
 Kultura Az лого  Epress.am лого   Kisafilm лого
© Ассоциация Текали - info@southcaucasus.com
 Гугарк Сеймура Байджана   Contact.az лого