Я просматривал все
бакинские фотографии
и наткнулся на этот
снимок, сделанный
1 сентября 1987 г.
в Баку, в школе № 8.
Это моя первая учительница.
Жанна Арамовна
Хачатурян. Ее семья
жила в том же
здании, где жили
мои бабушка и дедушка.
Ее сыновья научили
меня играть в футбол.
Мурад Гассанлы, FB
Мурад Гассанлы, FB
СОБЫТИЯ В СУМГАИТЕ И ПРИВЕТ ОТ ГОРБАЧЕВА
Аветис Бабаджанян
Скоро общественность Армении почтит память жертв Сумгаита, отметит траурными мероприятиями 25-летие этой трагедии. Прозвучат речи о кровожадных азербайджанцах и учиненных ими зверствах, будут проводиться параллели между Геноцидом 1915 года и сумгаитскими событиями, и в очередной раз будет объявлено, что наша общая цель состоит в том, чтобы международная общественность признала геноцидом погромы армян в Сумгаите и других городах Азербайджана.
Но никто громогласно, и даже вполголоса, не объявит, кто является подлинным инициатором, и кто несет ответственность за погромы, организованные в Сумгаите. Кажется, что подобного вопроса вообще не существует, потому что в Армении все уверены, что основной организатор – власти Азербайджана, азербайджанское хулиганье, которое с налитыми кровью глазами решило уничтожить группу людей, которая называлась армянами, поскольку сосуществование азербайджанцев и армян полностью исключается.
Но откуда возникла эта ненависть к армянам, с которыми азербайджанцы десятилетиями жили в мире? В Армении бытует такая аксиома, объясняющая причину сумгаитских событий: Областной Совет НКАО принял решение о воссоединении НКАО к Армении, на что Азербайджан ответил организацией массовой резни армян.
У азербайджанцев есть своя интерпретация. Недавно один из азербайджанских журналистов рассказал, что разжигателями резни в Сумгаите были азербайджанцы, прибывшие в Сумгаит из Армении, точнее, азербайджанцы из Капана, которые рассказали местным о том, как армяне их насильно выселяли, как их заставляли покинуть жилье, и как они вынужденно, для того, чтобы защититься от армян, переселились в Сумгаит. Эти рассказы азербайджанцев, прибывших из Армении, стали причиной мести азербайджанцев за своих соплеменников, которые подверглись насилию со стороны армян. Имеет ли эта версия какую-либо связь с реальностью, или ее придумали азербайджанцы для самооправдания?
Я попытался выяснить, возможно ли, что армянские погромы спровоцировали азербайджанцы, прибывшие из Капана, и почему они должны были покинуть Капан?
Алик из Капана, который не захотел, чтобы его фамилия была опубликована, рассказал такую вот историю: « В Капане была большая азербайджанская община, я сейчас не могу сказать, сколько человек, но помню, что 6-ая школа, та, что у вокзала, была азербайджанской. Азербайджанцы ушли из Капана в конце 1988 года, но никто их не заставлял, ни один азербайджанец не был убит или ранен. Но я слышал, что еще в середине февраля несколько азербайджанцев поехали в Азербайджан, потом вернулись они назад или нет – я не знаю. Организатором этого был мясник Ислам, один из видных лиц азербайджанской общины, лидер азербайджанцев. Слышал, что у этого Ислама были связи с секретарем райкома и начальником КГБ, и он мог решать вопросы. Но какую связь имеет то, что он организовывал, с событиями в Сумгаите – не могу сказать».
Я попробовал побеседовать с заместителем председателя Совета Министров Арм. ССР, председателем Комиссии по вопросам беженцев при Совмине, созданной в 1988 году, Владимиром Мовсисяном, для того, чтобы выяснить: знает ли он об истории азербайджанцев выехавших из Капана в Сумгаит в феврале 1988 года? Но господин Мовсисян, сославшись на плохое самочувствие, отказался дать интервью.
Но оказалось, что о переселении, организованном мясником Исламом, довольно хорошо был осведомлен член комитета «Карабах», бывший министр ВД, советник первого президента РА Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности, Ашот Манучарян: «Да я знаю о том, что сделал мясник Ислам. Действительно, он организовал переселение 80-90 азербайджанцев на трех автобусах из Капана в Сумгаит. Насилия над азербайджанцами не было абсолютно никакого, просто Ислам, используя свой авторитет среди азербайджанцев, смог их уговорить, что в Сумгаите их ждет более обеспеченная и хорошая жизнь. А о том, что потом сделали или сказали азербайджанцы в Сумгаите, ничего не могу сказать. Могу только сказать, что как армяне, так и азербайджанцы Сумгаита были инструментом в руках одной силы, которая использовала армян в качестве жертвы, а азербайджанцев - в качестве палачей», - говорит Ашот Манучарян.
А о какой силе идет речь? Ашот Манучарян тоже знает, что мясник по имени Ислам был связан с советским КГБ, и уверен, что преступления в Сумгаите были организованы КГБ. Я не совсем понимаю, почему КГБ, в задачи которого входила не только защита государства, но и граждан, организовывать подобные массовые погромы? У Ашота Манучаряна и на это есть ответ: «Некоторые руководители КГБ видели, что Горбачев осуществляет реформы. И они считали эти реформы опасными для страны. Для того, чтобы заставить Горбачева остановиться, КГБ, или его отдельные представители, организовывали межнациональные столкновения, чтобы показать Горбачеву, к чему могут привести его реформы, и чтобы он прекратил их. Сначала были организованы межнациональные стычки в Средней Азии, а в 1988 году был организован Сумгаит. В КГБ наверно думали, что все это может быть под контролем, и что число людей, вовлеченных в это, не превысит нескольких тысяч. Но дальнейшие процессы стали неуправляемыми, они вовлекли в себя сотни тысяч людей, и вместо того, чтобы затормозить или предотвратить распад СССР, сыграли роль ускорителя».
Я попытался найти подтверждение сказанному в прессе того времени. Выяснилось, что армянская пресса не освещала выезд азербайджанцев из Капана, но подробно описала… их возвращение.
6 марта 1988 года орган ВЛКСМ Арм. ССР «Авангард» опубликовал статью под заголовком «Возвращаются к родным очагам». Автор статьи рассказывает об азербайджанцах, вернувшихся в Капан: «Сегодня в Капан вернулись 80 азербайджанцев, которые, будучи жителями района, выехали в различные населенные пункты Азербайджана. Их встречали родственники, друзья армяне, представители общественности. Среди встречающих был также механизатор Сюникского совхоза Гахраман Галиев. Осудив соотечественников, которые безосновательно покинули свои очаги, Г. Галиев сказал: «Для меня абсолютно не понятен подобный поступок отдельных людей азербайджанской национальности, которые без причины подверглись панике, оставили не только свои семьи, но и отделились от своих армянских друзей, с которыми на протяжении многих лет делили хлеб и воду, делили радость и горе»».
В той же статье автор пишет, что в панике от событий в Нагорном Карабахе, по своей воле выехали, в основном, жители Капана и сел Зейва и Геги. Вот один из них, путейный рабочий железнодорожного вокзала Исмаил Исмаилов, вернулся к своей работе. Далее приводятся слова Исмаилова: «Не хватит я сам совершил необдуманный поступок, еще и забрал вместе с собой в Зангеланский район своих детей. Никто мне не угрожал и не заставлял. Сейчас я раскаиваюсь в содеянном».
О том, когда уехали азербайджанцы, сколько времени они провели в Азербайджане, автор статьи не пишет. Но «80 азербайджанцев», отмеченные в статье, фигурируют и в рассказе Ашота Манучаряна. По всей вероятности речь идет о тех же азербайджанцах, которые были вывезены в Азербайджан для создания антиармянских настроений и после завершения этой «миссии» вернулись в Армению.
Во время сумгаитских событий, 29 февраля по армянскому телевидению выступает первый секретарь ЦК КП Арм. ССР Карен Демирчян. Он не говорит о сумгаитских событиях, которые в тот период находятся под официальным табу, но говорит о настроениях, имеющих место среди азербайджанского населения Армении: «Как вам очевидно уже известно, в связи с событиями в Нагорном Карабахе, создавшаяся у нас обстановка вызывает беспокойство у некоторой части азербайджанского населения. Это является как следствием распространения различных сведений в ряде районов, так и следствием невнимательности к потребностям людей, к волнующим их вопросам. Нужно сделать все, чтобы азербайджанское население республики не имело никаких оснований для беспокойства».
За день до этого, 28 февраля генсек ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев в своем обращении «К трудящимся, к народам Армении и Азербайджана» цитирует следующие строки Чаренца: «Во имя прошлого безмерного страданья, во имя жизни, нам представшей средь побед, во имя дружного союза, созиданья, народу братскому мы шлем привет, привет». Кому конкретно предназначен это привет Горбачева – жертвам или организаторам, из текста неясно. Нет сомнений, что руководитель страны в курсе событий, происходящих в это время в Сумгаите, и возможно, что он хочет дать понять: кроме передачи привета, ничего не могу сделать.
Советские власти о событиях в Сумгаите начали говорить спустя 2-3 месяца. В это время уже началось если не массовое, то упорядоченное переселение азербайджанцев из Армении в Азербайджан.
Информационное агентство «Арменпресс» в официальном сообщении, распространенном 8 июня 1988 года, информирует о размещении армянских семей перемещенных из азербайджанского города Сумгаит в Армению. И в этом контексте пишется о том, что они обменивают свои квартиры с азербайджанцами, которые в свою очередь изъявляют желание уехать в Азербайджан. «В настоящее время 15 семей оформляют документы обмена своих квартир и собственных домов, находящихся в Сумгаите на жилье граждан из Масиского района, пожелавших выехать в Азербайджанскую ССР. Исполкомы соответствующих райсоветов и горсоветов оказывают необходимую помощь в решении всех вопросов, связанных с размещением семей, с ускорением обмена квартир, с перевозом их личного имущества из Сумгаита» - говорится в сообщении «Арменпресс».
Это первое упоминание о выезде азербайджанцев из Армении. И здесь уже власть не говорит о дружбе и о братстве, а помогает ускорить процесс обмена жильем.
Создается Правительственная комиссия по вопросам граждан приехавших из Сумгаита. Агентство «Арменпресс» 31 июля распространяет сообщение о заседании этой комиссии, в котором говорится: «Комиссия Совета министров Арм. ССР по обсуждению вопросов граждан приехавших из Сумгаита, сообщает, что по причине трагедии случившейся в Сумгаите, с 4 марта по 6 апреля 1988 года в Армянскую ССР переместилась 821 семья, 3289 граждан. Исполкомы ряда райсоветов и горсоветов провели значительную работу в направлении оперативного решения вопросов, связанных с обменом жилья».
В прессе появляются публикации об исторических корнях ненависти армян и азербайджанцев. Журналист Айдин Морикян в газете «Авангард», в статье «Время собирать камни», рассказывающей о судебном процессе, проводимом в Москве по сумгаитским событиям, пишет: «До того, как перейдем к московскому суду над тремя злодеями, не могу не обратиться к нашему недалекому прошлому, к началу века». И далее автор статьи приводит цитату из публикации «Революция и контрреволюция» печатного органа большевиков «Пролетарий»: «Социал-демократическая партия опирается на пролетариат, а самая сознательная часть кавказского пролетариата – армянские рабочие. И вот в глазах правительства армяне становятся таким же символом революции, каким являются евреи на западе и юго-западе России. Для борьбы против этой революционной силы мобилизуется та часть кавказского населения, которая по своему социальному положению и религиозным верованиям отличается от армян – татары. В феврале правительство провело экспериментальную мобилизацию этих контрреволюционных сил, организовав известные погромы в Баку. Татарам была дана полная свобода убивать, насильничать, грабить».
Конечно, эта цитата вполне к месту, но не в том смысле, что армяне и татары, т.е. азербайджанцы, наиболее отличались друг от друга своим социальным положением и религиозными верованиями, а в том смысле, что так же, как и в начале ХХ века царская Россия, в конце века - правящая элита и спецслужбы СССР стали разжигателями и организаторами армяно-азербайджанских столкновений.
Пресса тех дней цитирует отрывки из допросов свидетелей и обвиняемых по сумгаитскому делу, что также углубляет межнациональную вражду и направляет армянскую общественность на идею отмщения. Например, свидетель Азимов рассказывает, как он слышал следующие слова: «Правильно делаете, что убиваете армян. Пусть они убираются отсюда, чтобы мы жили в их квартирах.» А свидетель Дж.Джабрали рассказывает о том что видел у себя во дворе: «Приблизились к нашему двору, зашли в 1-ый подъезд, вывели одного, побили, ударили ножом, сожгли их вещи. Потом побили жену. Видел, как сожгли мужчину, которого вывели из 1-ого подъезда здания под номером 5а». В прессе сообщается, что во время погромов с 27 по 28 февраля было убито 26 армян, 400 получили телесные повреждения различной тяжести, сожжено более 200 квартир, более 40 транспортных средств. После этого все чаще публикуются сообщения о добровольном и насильственном выселении армян и азербайджанцев.
Насильственное выселение армян не ограничивается Сумгаитом. В Армении идет аналогичный процесс. Поток официальной информации показывает, что власти на уровне словесной агитации пробуют предотвратить переселение, но в реальности в этом направлении не проводится никаких действенных мероприятий. Скорее делаются попытки регулировать переселение таким образом, чтобы армяне могли обменять свои квартиры с азербайджанцами.
То же самое происходит и в Нагорном Карабахе, где переселение носит локальный характер. Армяне Шуши вынуждены выехать в Степанакерт, позже азербайджанцы Степанакерта перемещаются в Шуши. В частности, газета «Авангард» рассказывает об армянах-беженцах, которые с трудностями дошли до Степанакерта: «Взволнованы и возмущены также шушинцы, нашедшие прибежище в гостинице Степанакерта, которые, перебивая друг друга, рассказывают, как утром 16 мая их выгнали из домов и с мест работы, как армяне со своими семьями скопились на автовокзале, где не было ни одного транспортного средства и как большинство пешком прошло дорогу, ведущую в Степанакерт».
19 июня 1988 года по армянскому телевидению выступает председатель Президиума Верховного Совета Арм. ССР Грант Восканян, который рассказывает о событиях в Масисе. «Как уже сообщалось, 17 июня в микрорайоне Масис и в селе Саят-Нова произошли беспорядки, случаи хулиганства, были разбиты окна ряда домов, принадлежащих азербайджанцам, в некоторой их части нанесен вред хозяйственному имуществу. Казалось, что благодаря предпринятым мерам, обстановка нормализовалась. Но, вчера вечером обстановка в районе снова обострилась, когда группа безответственных молодых людей, просочившихся в Масиский район, смогли спровоцировать хулиганские действия со стороны некоторых местных жителей. В результате стычек восемь местных армян и восемь местных азербайджанцев получили телесные повреждения. Жертв нет. (…) Мы должны быть бдительны, и ни в коем случае не должны допустить, чтобы кто-либо, кем бы он ни был, неподобающими разговорами, необдуманными действиями вселял неуверенность в дружбе народов.»
Переселение сопровождается насилием и стычками. Телеграфное агентство Советского Союза - ТАСС, 18 сентября распространяет сообщение о митинге в Степанакерте и действиях, которые последовали после него. «18 сентября в Степанакерте состоялся митинг, санкционированный городскими властями. Но, спустя некоторое время, митинг был прерван, в связи с поджигающими сообщениями о стычках армян и азербайджанцев на межнациональной почве в селе Ходжалу, находящемся рядом со Степанакертом. Когда многие участники митинга двинулись к этому селу, было применено огнестрельное и холодное оружие. Вследствие этого 25 человек получили ранения разной тяжести, 17 человек госпитализировано. За медицинской помощью обратились жители как армянской, так и азербайджанской национальности. Государство не может допустить нарушение прав граждан какой-либо национальности, разжигание вражды между народами, что запрещено советской Конституцией и нашими законами».
Ноябрь 1988 года ознаменовался увеличением потока беженцев. В то время уже было ясно, что Армения останется без азербайджанского населения, и Азербайджан – без армянского. Но более сложными были проблемы в Карабахе, в который, с одной стороны вселялись азербайджанцы, бежавшие из Армении, с другой - армяне, выехавшие из Азербайджана, и обстановка становилась крайне напряженной.
6 ноября «Авангард» публикует интервью с председателем исполкома областного совета Нагорного Карабаха С. Бабаяном, где на вопрос журналиста о том, как будут решаться проблемы азербайджанцев, прибывших в Шуши из Армении, Бабаян отвечает: «Достигнута договоренность о проведении с ними разъяснительной работы с участием представителей Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Считаю, что на основе совместных заинтересованных усилий можно обеспечить возвращение азербайджанских семей из Шуши в места их постоянного жительства в Армении».
Спустя неделю, газета «Авангард» в номере за 13 ноября публикует интервью с первым секретарем районного комитета компартии Генриком Погосяном. Касаясь проблемы беженцев, он говорит: «Не менее сложна обстановка в Шуши, где сегодня не осталось ни одного армянина. Я несколько раз обращался с призывом к шушинцам, чтобы они возвратились в свои дома, но безрезультатно. По-видимому, их пугает то обстоятельство, что пришедшие из Армении так называемые беженцы находятся в Шуши и увеличивают напряженность, создавая непреодолимые трудности для проживания армян. В настоящее время в Степанакерте находятся около 5 тысяч армян, бежавших из Шуши, Сумгаита, Мингечаура, Баку и других районов Азербайджана».
29 ноября состоялось заседание ЦК компартии Армении. В принятом на нем решении отмечается, что в республике сложилась крайне опасная, чреватая катастрофическими последствиями ситуация. «В тех районах республики, где проживает смешанное армяно-азербайджанское население, участились конфликты, стычки на межнациональной почве. В районах Гугарка, Гориса, Севана, Вардениса, Степанавана и в ряде других районов зафиксированы факты перестрелки между армянами и азербайджанцами. Есть человеческие жертвы, пострадавшие и раненные. (Вместе с тем, фактических данных о числе жертв и раненых не дается, остается неизвестным представителями какой национальности они были, – прим. автора.) Группы людей создают угрозу для безопасности движения транспортных средств, закрывают дороги и бросают камни в сторону автомашин. Обострение ситуации повлекло к интенсивному движению населения из Азербайджана в Армению и из Армении в Азербайджан. В положении на 29 ноября из Азербайджана в Армению прибыло 19 тысяч. 800 человек. Бюро ЦК компартии Армении отметило неудовлетворительную работу партийных горкомов, райкомов, первичных партийных ячеек, советов народных депутатов, правоохранительных органов в направлении стабилизации ситуации».
22 ноября газета «Авангард» публикует статью, озаглавленную «Беженцы на пограничном пункте». В этой статье рассказывается о непрерывном потоке беженцев из Армении в Азербайджан, и из Азербайджана в Армению: «Через северные ворота нашей республики по шоссе Иджеван-Казах день напролет «переливается» масса армян, покинувших свои места проживания. Под угрозой смерти в Азербайджане, выселены тысячи армян Баку, Кировобада, Шамхора, Ханлара, Мингечаура, Закаталы и других армянонаселенных регионов».
Уже 30 ноября информагентство «Арменпресс» сообщает официальную информацию Комиссии Совмина республики по вопросам беженцев из Аз. ССР о численности беженцев, в соответствии с которой: «В положении на 30 ноября 1988 года в Армению прибыло 30 тысяч 907 человек, из республики уехало 40 тысяч 652 человека».
Что делает в это время власть страны именуемой Советский Союз? Можно сказать - ничего, кроме озвучивания каких-то призывов и добрых пожеланий.
1 декабря 1988 года агентство TACC распространяет следующие сообщение: «1 декабря в ЦК КПСС состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Верховного Совета СССР Михаила Горбачева с депутатами Верховного Совета СССР, представителями Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Во время искреннего обмена мнениями были обсуждены определенные вопросы стабилизации обстановки в регионе, мероприятия по снижению и снятия напряженности в вышеназванных республиках, установлению взаимного доверия, дисциплины и правопорядка. Участники встречи обратились с призывом объединить все здоровые силы в обеих республиках, дать решительный отпор попыткам посеять межнациональную вражду и рознь, незамедлительно наладить тесные рабочие контакты с целью урегулирования ситуации в регионе».
В то же день, выступая на 12-ом внеочередном заседании ВС СССР, Горбачев заявляет: «В нашей стране, все народы и национальности, и каждый человек любой национальности, где бы он ни жил, должен жить хорошо». Разве это не издевательство над десятками и сотнями тысяч беженцев, которые потеряв свое жилье и налаженный быт, в это же самое время находились в неописуемо трудном социальном и психологическом состоянии, не имея даже банальных гарантий безопасности своего физического существования?
В своих дальнейших действиях власти СССР также показывают, что они не намерены остановить двухсторонний поток беженцев, и он должен сам себя исчерпать. Вместо того, чтобы осуществить мероприятия по обеспечению безопасности собственных граждан, центральная власть СССР своими действиями показывает, что это процесс необратимый, и нужно думать о том, каким образом помогать беженцам. Информационное агенство ТАСС сообщает: «2 декабря Совет Министров СССР создал Правительственную комиссию для оказания помощи гражданам, находящимся в затруднительном положении, обеспечению их продуктами, медицинскими и другими социально-бытовыми услугами, а также предоставлением им работы».
7 декабря в Армении произошло Спитакское землетрясение, которое привело к огромным разрушениям в северных районах республики. Значительная часть азербайджанского населения этих районов уже успела покинуть Армению. Остальные покинули ее после землетрясения. В январе-феврале 1989 года в Армении уже не было азербайджанского населения. В Азербайджане армян не стало в 1990 году, вследствие известных событий в Баку, в которых азербайджанцы обвиняют те же советские власти, а армяне – кровожадных азербайджанцев.
Аветис Бабаджанян
октябрь-декабрь 2012 года
Ереван
Опубликовано: 05-03-13
Но никто громогласно, и даже вполголоса, не объявит, кто является подлинным инициатором, и кто несет ответственность за погромы, организованные в Сумгаите. Кажется, что подобного вопроса вообще не существует, потому что в Армении все уверены, что основной организатор – власти Азербайджана, азербайджанское хулиганье, которое с налитыми кровью глазами решило уничтожить группу людей, которая называлась армянами, поскольку сосуществование азербайджанцев и армян полностью исключается.
Но откуда возникла эта ненависть к армянам, с которыми азербайджанцы десятилетиями жили в мире? В Армении бытует такая аксиома, объясняющая причину сумгаитских событий: Областной Совет НКАО принял решение о воссоединении НКАО к Армении, на что Азербайджан ответил организацией массовой резни армян.
У азербайджанцев есть своя интерпретация. Недавно один из азербайджанских журналистов рассказал, что разжигателями резни в Сумгаите были азербайджанцы, прибывшие в Сумгаит из Армении, точнее, азербайджанцы из Капана, которые рассказали местным о том, как армяне их насильно выселяли, как их заставляли покинуть жилье, и как они вынужденно, для того, чтобы защититься от армян, переселились в Сумгаит. Эти рассказы азербайджанцев, прибывших из Армении, стали причиной мести азербайджанцев за своих соплеменников, которые подверглись насилию со стороны армян. Имеет ли эта версия какую-либо связь с реальностью, или ее придумали азербайджанцы для самооправдания?
Я попытался выяснить, возможно ли, что армянские погромы спровоцировали азербайджанцы, прибывшие из Капана, и почему они должны были покинуть Капан?
Алик из Капана, который не захотел, чтобы его фамилия была опубликована, рассказал такую вот историю: « В Капане была большая азербайджанская община, я сейчас не могу сказать, сколько человек, но помню, что 6-ая школа, та, что у вокзала, была азербайджанской. Азербайджанцы ушли из Капана в конце 1988 года, но никто их не заставлял, ни один азербайджанец не был убит или ранен. Но я слышал, что еще в середине февраля несколько азербайджанцев поехали в Азербайджан, потом вернулись они назад или нет – я не знаю. Организатором этого был мясник Ислам, один из видных лиц азербайджанской общины, лидер азербайджанцев. Слышал, что у этого Ислама были связи с секретарем райкома и начальником КГБ, и он мог решать вопросы. Но какую связь имеет то, что он организовывал, с событиями в Сумгаите – не могу сказать».
Я попробовал побеседовать с заместителем председателя Совета Министров Арм. ССР, председателем Комиссии по вопросам беженцев при Совмине, созданной в 1988 году, Владимиром Мовсисяном, для того, чтобы выяснить: знает ли он об истории азербайджанцев выехавших из Капана в Сумгаит в феврале 1988 года? Но господин Мовсисян, сославшись на плохое самочувствие, отказался дать интервью.
Но оказалось, что о переселении, организованном мясником Исламом, довольно хорошо был осведомлен член комитета «Карабах», бывший министр ВД, советник первого президента РА Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности, Ашот Манучарян: «Да я знаю о том, что сделал мясник Ислам. Действительно, он организовал переселение 80-90 азербайджанцев на трех автобусах из Капана в Сумгаит. Насилия над азербайджанцами не было абсолютно никакого, просто Ислам, используя свой авторитет среди азербайджанцев, смог их уговорить, что в Сумгаите их ждет более обеспеченная и хорошая жизнь. А о том, что потом сделали или сказали азербайджанцы в Сумгаите, ничего не могу сказать. Могу только сказать, что как армяне, так и азербайджанцы Сумгаита были инструментом в руках одной силы, которая использовала армян в качестве жертвы, а азербайджанцев - в качестве палачей», - говорит Ашот Манучарян.
А о какой силе идет речь? Ашот Манучарян тоже знает, что мясник по имени Ислам был связан с советским КГБ, и уверен, что преступления в Сумгаите были организованы КГБ. Я не совсем понимаю, почему КГБ, в задачи которого входила не только защита государства, но и граждан, организовывать подобные массовые погромы? У Ашота Манучаряна и на это есть ответ: «Некоторые руководители КГБ видели, что Горбачев осуществляет реформы. И они считали эти реформы опасными для страны. Для того, чтобы заставить Горбачева остановиться, КГБ, или его отдельные представители, организовывали межнациональные столкновения, чтобы показать Горбачеву, к чему могут привести его реформы, и чтобы он прекратил их. Сначала были организованы межнациональные стычки в Средней Азии, а в 1988 году был организован Сумгаит. В КГБ наверно думали, что все это может быть под контролем, и что число людей, вовлеченных в это, не превысит нескольких тысяч. Но дальнейшие процессы стали неуправляемыми, они вовлекли в себя сотни тысяч людей, и вместо того, чтобы затормозить или предотвратить распад СССР, сыграли роль ускорителя».
Я попытался найти подтверждение сказанному в прессе того времени. Выяснилось, что армянская пресса не освещала выезд азербайджанцев из Капана, но подробно описала… их возвращение.
6 марта 1988 года орган ВЛКСМ Арм. ССР «Авангард» опубликовал статью под заголовком «Возвращаются к родным очагам». Автор статьи рассказывает об азербайджанцах, вернувшихся в Капан: «Сегодня в Капан вернулись 80 азербайджанцев, которые, будучи жителями района, выехали в различные населенные пункты Азербайджана. Их встречали родственники, друзья армяне, представители общественности. Среди встречающих был также механизатор Сюникского совхоза Гахраман Галиев. Осудив соотечественников, которые безосновательно покинули свои очаги, Г. Галиев сказал: «Для меня абсолютно не понятен подобный поступок отдельных людей азербайджанской национальности, которые без причины подверглись панике, оставили не только свои семьи, но и отделились от своих армянских друзей, с которыми на протяжении многих лет делили хлеб и воду, делили радость и горе»».
В той же статье автор пишет, что в панике от событий в Нагорном Карабахе, по своей воле выехали, в основном, жители Капана и сел Зейва и Геги. Вот один из них, путейный рабочий железнодорожного вокзала Исмаил Исмаилов, вернулся к своей работе. Далее приводятся слова Исмаилова: «Не хватит я сам совершил необдуманный поступок, еще и забрал вместе с собой в Зангеланский район своих детей. Никто мне не угрожал и не заставлял. Сейчас я раскаиваюсь в содеянном».
О том, когда уехали азербайджанцы, сколько времени они провели в Азербайджане, автор статьи не пишет. Но «80 азербайджанцев», отмеченные в статье, фигурируют и в рассказе Ашота Манучаряна. По всей вероятности речь идет о тех же азербайджанцах, которые были вывезены в Азербайджан для создания антиармянских настроений и после завершения этой «миссии» вернулись в Армению.
Во время сумгаитских событий, 29 февраля по армянскому телевидению выступает первый секретарь ЦК КП Арм. ССР Карен Демирчян. Он не говорит о сумгаитских событиях, которые в тот период находятся под официальным табу, но говорит о настроениях, имеющих место среди азербайджанского населения Армении: «Как вам очевидно уже известно, в связи с событиями в Нагорном Карабахе, создавшаяся у нас обстановка вызывает беспокойство у некоторой части азербайджанского населения. Это является как следствием распространения различных сведений в ряде районов, так и следствием невнимательности к потребностям людей, к волнующим их вопросам. Нужно сделать все, чтобы азербайджанское население республики не имело никаких оснований для беспокойства».
За день до этого, 28 февраля генсек ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев в своем обращении «К трудящимся, к народам Армении и Азербайджана» цитирует следующие строки Чаренца: «Во имя прошлого безмерного страданья, во имя жизни, нам представшей средь побед, во имя дружного союза, созиданья, народу братскому мы шлем привет, привет». Кому конкретно предназначен это привет Горбачева – жертвам или организаторам, из текста неясно. Нет сомнений, что руководитель страны в курсе событий, происходящих в это время в Сумгаите, и возможно, что он хочет дать понять: кроме передачи привета, ничего не могу сделать.
Советские власти о событиях в Сумгаите начали говорить спустя 2-3 месяца. В это время уже началось если не массовое, то упорядоченное переселение азербайджанцев из Армении в Азербайджан.
Информационное агентство «Арменпресс» в официальном сообщении, распространенном 8 июня 1988 года, информирует о размещении армянских семей перемещенных из азербайджанского города Сумгаит в Армению. И в этом контексте пишется о том, что они обменивают свои квартиры с азербайджанцами, которые в свою очередь изъявляют желание уехать в Азербайджан. «В настоящее время 15 семей оформляют документы обмена своих квартир и собственных домов, находящихся в Сумгаите на жилье граждан из Масиского района, пожелавших выехать в Азербайджанскую ССР. Исполкомы соответствующих райсоветов и горсоветов оказывают необходимую помощь в решении всех вопросов, связанных с размещением семей, с ускорением обмена квартир, с перевозом их личного имущества из Сумгаита» - говорится в сообщении «Арменпресс».
Это первое упоминание о выезде азербайджанцев из Армении. И здесь уже власть не говорит о дружбе и о братстве, а помогает ускорить процесс обмена жильем.
Создается Правительственная комиссия по вопросам граждан приехавших из Сумгаита. Агентство «Арменпресс» 31 июля распространяет сообщение о заседании этой комиссии, в котором говорится: «Комиссия Совета министров Арм. ССР по обсуждению вопросов граждан приехавших из Сумгаита, сообщает, что по причине трагедии случившейся в Сумгаите, с 4 марта по 6 апреля 1988 года в Армянскую ССР переместилась 821 семья, 3289 граждан. Исполкомы ряда райсоветов и горсоветов провели значительную работу в направлении оперативного решения вопросов, связанных с обменом жилья».
В прессе появляются публикации об исторических корнях ненависти армян и азербайджанцев. Журналист Айдин Морикян в газете «Авангард», в статье «Время собирать камни», рассказывающей о судебном процессе, проводимом в Москве по сумгаитским событиям, пишет: «До того, как перейдем к московскому суду над тремя злодеями, не могу не обратиться к нашему недалекому прошлому, к началу века». И далее автор статьи приводит цитату из публикации «Революция и контрреволюция» печатного органа большевиков «Пролетарий»: «Социал-демократическая партия опирается на пролетариат, а самая сознательная часть кавказского пролетариата – армянские рабочие. И вот в глазах правительства армяне становятся таким же символом революции, каким являются евреи на западе и юго-западе России. Для борьбы против этой революционной силы мобилизуется та часть кавказского населения, которая по своему социальному положению и религиозным верованиям отличается от армян – татары. В феврале правительство провело экспериментальную мобилизацию этих контрреволюционных сил, организовав известные погромы в Баку. Татарам была дана полная свобода убивать, насильничать, грабить».
Конечно, эта цитата вполне к месту, но не в том смысле, что армяне и татары, т.е. азербайджанцы, наиболее отличались друг от друга своим социальным положением и религиозными верованиями, а в том смысле, что так же, как и в начале ХХ века царская Россия, в конце века - правящая элита и спецслужбы СССР стали разжигателями и организаторами армяно-азербайджанских столкновений.
Пресса тех дней цитирует отрывки из допросов свидетелей и обвиняемых по сумгаитскому делу, что также углубляет межнациональную вражду и направляет армянскую общественность на идею отмщения. Например, свидетель Азимов рассказывает, как он слышал следующие слова: «Правильно делаете, что убиваете армян. Пусть они убираются отсюда, чтобы мы жили в их квартирах.» А свидетель Дж.Джабрали рассказывает о том что видел у себя во дворе: «Приблизились к нашему двору, зашли в 1-ый подъезд, вывели одного, побили, ударили ножом, сожгли их вещи. Потом побили жену. Видел, как сожгли мужчину, которого вывели из 1-ого подъезда здания под номером 5а». В прессе сообщается, что во время погромов с 27 по 28 февраля было убито 26 армян, 400 получили телесные повреждения различной тяжести, сожжено более 200 квартир, более 40 транспортных средств. После этого все чаще публикуются сообщения о добровольном и насильственном выселении армян и азербайджанцев.
Насильственное выселение армян не ограничивается Сумгаитом. В Армении идет аналогичный процесс. Поток официальной информации показывает, что власти на уровне словесной агитации пробуют предотвратить переселение, но в реальности в этом направлении не проводится никаких действенных мероприятий. Скорее делаются попытки регулировать переселение таким образом, чтобы армяне могли обменять свои квартиры с азербайджанцами.
То же самое происходит и в Нагорном Карабахе, где переселение носит локальный характер. Армяне Шуши вынуждены выехать в Степанакерт, позже азербайджанцы Степанакерта перемещаются в Шуши. В частности, газета «Авангард» рассказывает об армянах-беженцах, которые с трудностями дошли до Степанакерта: «Взволнованы и возмущены также шушинцы, нашедшие прибежище в гостинице Степанакерта, которые, перебивая друг друга, рассказывают, как утром 16 мая их выгнали из домов и с мест работы, как армяне со своими семьями скопились на автовокзале, где не было ни одного транспортного средства и как большинство пешком прошло дорогу, ведущую в Степанакерт».
19 июня 1988 года по армянскому телевидению выступает председатель Президиума Верховного Совета Арм. ССР Грант Восканян, который рассказывает о событиях в Масисе. «Как уже сообщалось, 17 июня в микрорайоне Масис и в селе Саят-Нова произошли беспорядки, случаи хулиганства, были разбиты окна ряда домов, принадлежащих азербайджанцам, в некоторой их части нанесен вред хозяйственному имуществу. Казалось, что благодаря предпринятым мерам, обстановка нормализовалась. Но, вчера вечером обстановка в районе снова обострилась, когда группа безответственных молодых людей, просочившихся в Масиский район, смогли спровоцировать хулиганские действия со стороны некоторых местных жителей. В результате стычек восемь местных армян и восемь местных азербайджанцев получили телесные повреждения. Жертв нет. (…) Мы должны быть бдительны, и ни в коем случае не должны допустить, чтобы кто-либо, кем бы он ни был, неподобающими разговорами, необдуманными действиями вселял неуверенность в дружбе народов.»
Переселение сопровождается насилием и стычками. Телеграфное агентство Советского Союза - ТАСС, 18 сентября распространяет сообщение о митинге в Степанакерте и действиях, которые последовали после него. «18 сентября в Степанакерте состоялся митинг, санкционированный городскими властями. Но, спустя некоторое время, митинг был прерван, в связи с поджигающими сообщениями о стычках армян и азербайджанцев на межнациональной почве в селе Ходжалу, находящемся рядом со Степанакертом. Когда многие участники митинга двинулись к этому селу, было применено огнестрельное и холодное оружие. Вследствие этого 25 человек получили ранения разной тяжести, 17 человек госпитализировано. За медицинской помощью обратились жители как армянской, так и азербайджанской национальности. Государство не может допустить нарушение прав граждан какой-либо национальности, разжигание вражды между народами, что запрещено советской Конституцией и нашими законами».
Ноябрь 1988 года ознаменовался увеличением потока беженцев. В то время уже было ясно, что Армения останется без азербайджанского населения, и Азербайджан – без армянского. Но более сложными были проблемы в Карабахе, в который, с одной стороны вселялись азербайджанцы, бежавшие из Армении, с другой - армяне, выехавшие из Азербайджана, и обстановка становилась крайне напряженной.
6 ноября «Авангард» публикует интервью с председателем исполкома областного совета Нагорного Карабаха С. Бабаяном, где на вопрос журналиста о том, как будут решаться проблемы азербайджанцев, прибывших в Шуши из Армении, Бабаян отвечает: «Достигнута договоренность о проведении с ними разъяснительной работы с участием представителей Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Считаю, что на основе совместных заинтересованных усилий можно обеспечить возвращение азербайджанских семей из Шуши в места их постоянного жительства в Армении».
Спустя неделю, газета «Авангард» в номере за 13 ноября публикует интервью с первым секретарем районного комитета компартии Генриком Погосяном. Касаясь проблемы беженцев, он говорит: «Не менее сложна обстановка в Шуши, где сегодня не осталось ни одного армянина. Я несколько раз обращался с призывом к шушинцам, чтобы они возвратились в свои дома, но безрезультатно. По-видимому, их пугает то обстоятельство, что пришедшие из Армении так называемые беженцы находятся в Шуши и увеличивают напряженность, создавая непреодолимые трудности для проживания армян. В настоящее время в Степанакерте находятся около 5 тысяч армян, бежавших из Шуши, Сумгаита, Мингечаура, Баку и других районов Азербайджана».
29 ноября состоялось заседание ЦК компартии Армении. В принятом на нем решении отмечается, что в республике сложилась крайне опасная, чреватая катастрофическими последствиями ситуация. «В тех районах республики, где проживает смешанное армяно-азербайджанское население, участились конфликты, стычки на межнациональной почве. В районах Гугарка, Гориса, Севана, Вардениса, Степанавана и в ряде других районов зафиксированы факты перестрелки между армянами и азербайджанцами. Есть человеческие жертвы, пострадавшие и раненные. (Вместе с тем, фактических данных о числе жертв и раненых не дается, остается неизвестным представителями какой национальности они были, – прим. автора.) Группы людей создают угрозу для безопасности движения транспортных средств, закрывают дороги и бросают камни в сторону автомашин. Обострение ситуации повлекло к интенсивному движению населения из Азербайджана в Армению и из Армении в Азербайджан. В положении на 29 ноября из Азербайджана в Армению прибыло 19 тысяч. 800 человек. Бюро ЦК компартии Армении отметило неудовлетворительную работу партийных горкомов, райкомов, первичных партийных ячеек, советов народных депутатов, правоохранительных органов в направлении стабилизации ситуации».
22 ноября газета «Авангард» публикует статью, озаглавленную «Беженцы на пограничном пункте». В этой статье рассказывается о непрерывном потоке беженцев из Армении в Азербайджан, и из Азербайджана в Армению: «Через северные ворота нашей республики по шоссе Иджеван-Казах день напролет «переливается» масса армян, покинувших свои места проживания. Под угрозой смерти в Азербайджане, выселены тысячи армян Баку, Кировобада, Шамхора, Ханлара, Мингечаура, Закаталы и других армянонаселенных регионов».
Уже 30 ноября информагентство «Арменпресс» сообщает официальную информацию Комиссии Совмина республики по вопросам беженцев из Аз. ССР о численности беженцев, в соответствии с которой: «В положении на 30 ноября 1988 года в Армению прибыло 30 тысяч 907 человек, из республики уехало 40 тысяч 652 человека».
Что делает в это время власть страны именуемой Советский Союз? Можно сказать - ничего, кроме озвучивания каких-то призывов и добрых пожеланий.
1 декабря 1988 года агентство TACC распространяет следующие сообщение: «1 декабря в ЦК КПСС состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Верховного Совета СССР Михаила Горбачева с депутатами Верховного Совета СССР, представителями Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Во время искреннего обмена мнениями были обсуждены определенные вопросы стабилизации обстановки в регионе, мероприятия по снижению и снятия напряженности в вышеназванных республиках, установлению взаимного доверия, дисциплины и правопорядка. Участники встречи обратились с призывом объединить все здоровые силы в обеих республиках, дать решительный отпор попыткам посеять межнациональную вражду и рознь, незамедлительно наладить тесные рабочие контакты с целью урегулирования ситуации в регионе».
В то же день, выступая на 12-ом внеочередном заседании ВС СССР, Горбачев заявляет: «В нашей стране, все народы и национальности, и каждый человек любой национальности, где бы он ни жил, должен жить хорошо». Разве это не издевательство над десятками и сотнями тысяч беженцев, которые потеряв свое жилье и налаженный быт, в это же самое время находились в неописуемо трудном социальном и психологическом состоянии, не имея даже банальных гарантий безопасности своего физического существования?
В своих дальнейших действиях власти СССР также показывают, что они не намерены остановить двухсторонний поток беженцев, и он должен сам себя исчерпать. Вместо того, чтобы осуществить мероприятия по обеспечению безопасности собственных граждан, центральная власть СССР своими действиями показывает, что это процесс необратимый, и нужно думать о том, каким образом помогать беженцам. Информационное агенство ТАСС сообщает: «2 декабря Совет Министров СССР создал Правительственную комиссию для оказания помощи гражданам, находящимся в затруднительном положении, обеспечению их продуктами, медицинскими и другими социально-бытовыми услугами, а также предоставлением им работы».
7 декабря в Армении произошло Спитакское землетрясение, которое привело к огромным разрушениям в северных районах республики. Значительная часть азербайджанского населения этих районов уже успела покинуть Армению. Остальные покинули ее после землетрясения. В январе-феврале 1989 года в Армении уже не было азербайджанского населения. В Азербайджане армян не стало в 1990 году, вследствие известных событий в Баку, в которых азербайджанцы обвиняют те же советские власти, а армяне – кровожадных азербайджанцев.
Аветис Бабаджанян
октябрь-декабрь 2012 года
Ереван
Опубликовано: 05-03-13